|
|
|
Здоровье - 2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро
Резюме. В сентябре 2012 г. представители 53 стран Европейского региона, собравшиеся на сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, утвердили основы новой, построенной с опорой на ценности и фактические данные, региональной политики здравоохранения - Здоровье-2020. Основная цель этой политики - улучшить здоровье для всех и сократить неравенства в отношении здоровья посредством совершенствования лидерства и стратегического руководства в интересах здоровья. Она сосредоточена на важнейших проблемах здравоохранения сегодняшнего дня. В основах политики выделены четыре приоритетных области стратегических мер, она носит инновационный характер благодаря своей направленности на действия по всем уровням и секторам государства и общества. При этом подчеркивается важность развития ресурсов повышения устойчивости сообществ к негативным внешним воздействиям, расширения прав и возможностей граждан и создания благоприятных условий окружающей среды. Детально изложены аспекты, относящиеся к укреплению роли систем здравоохранения и охраны общественного здоровья. Политика Здоровье - 2020 была утверждена в двух формах: документ для руководителей и разработчиков политики - «Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия», а также более детальная версия - «Здоровье - 2020 - основы политики и стратегия». Осуществление политики Здоровье - 2020 в странах - это сегодня фундаментальная приоритетная задача Региона.
Ключевые слова: Health policy Health systems plans Delivery of health care Regional health planning International cooperation Public health Europe
Все права защищены. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения охотно удовлетворяет запросы о разрешении на перепечатку или перевод своих публикаций частично или полностью. Обозначения, используемые в настоящей публикации, и приводимые в ней материалы не отражают какого бы то ни было мнения Всемирной организации здравоохранения относительно правового статуса той или иной страны, территории, города или района или их органов власти или относительно делимитации их границ. Пунктирные линии на географических картах обозначают приблизительные границы, относительно которых полное согласие пока не достигнуто. Упоминание тех или иных компаний или продуктов отдельных изготовителей не означает, что Всемирная организация здравоохранения поддерживает или рекомендует их, отдавая им предпочтение по сравнению с другими компаниями или продуктами аналогичного характера, неупомянутыми в тексте. За исключением случаев, когда имеют место ошибки и пропуски, названия патентованных продуктов выделяются начальными прописными буквами. Всемирная организация здравоохранения приняла все разумные меры предосторожности для проверки информации, содержащейся в настоящей публикации. Тем не менее, опубликованные материалы распространяются без какой-либо явно выраженной или подразумеваемой гарантии их правильности. Ответственность за интерпретацию и использование материалов ложится на пользователей. Всемирная организация здравоохранения ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за ущерб, связанный с использованием этих материалов. Мнения, выраженные в данной публикации авторами, редакторами или группами экспертов, необязательно отражают решения или официальную политику Всемирной организации здравоохранения.
Содержание
Введение Здоровье - это важнейший общественный ресурс. Прочная ценностная основа: достижение возможно высшего уровня здоровья. Веские социальные и экономические аргументы в пользу необходимости улучшать здоровье людей. Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья. Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья. Совместная работа по общим стратегическим приоритетам охраны здоровья. Приоритетная область 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. Приоритетная область 2. Решение наиболее актуальных проблем Европы в области здравоохранения: неинфекционные и инфекционные болезни. Приоритетная область 3. Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования. Приоритетная область 4. Повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды. Совместная работа: увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам. Здоровье - 2020 - общие цели и общая ответственность.
Здоровье - 2020: основы политики и стратегия Ценности, лежащие в основе политики Здоровье-2020. Воздействие на взаимодействующие детерминанты здоровья. Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств в отношении здоровья. Опора на факты - комплексный подход, предполагающий поиск новых знаний. Стратегическое руководство в интересах здоровья в XXI веке. Совместная работа над решением общих приоритетных задач здравоохранения. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. Принятие мер по снижению бремени основных болезней в Европе. Обеспечение прочности местных сообществ и создание поддерживающей среды для здоровья. Здоровье-2020: повышение эффективности реализации - требования, подходы и непрерывное обучение Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения. Увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам в интересах здоровья. Формирование ответственности всего государства и общества за работу по охране здоровья. Охрана здоровья - на перекрестке вызовов XXI века. Активная роль, которую призвана играть ВОЗ.
Введение
Здоровье - 2020 - это стратегическая основа политики, основанная на ценностях и фактических данных, в поддержку здоровья и благополучия жителей Европейского региона ВОЗ. Мы надеемся, что, отобразив современные проблемы и трудности, открывающиеся возможности и пути дальнейших действий, она углубит понимание ситуации и станет источником воодушевления для всех тех, кто стремится воспользоваться этими новыми возможностями для улучшения здоровья и роста благополучия нынешних и будущих поколений жителей Европейского региона. Здоровье - 2020 - это политика для всех: не только для руководителей и специалистов, но также и для гражданского общества, общин, семей и граждан. В чем важность политики Здоровье - 2020? В ней представлен социально-экономический императив для действий, четко демонстрирующий, что здоровье и благополучие - это неотъемлемые условия успешного экономического и социального развития. Эта политика включает в себя следующие аспекты: здоровье как одно из прав человека; общегосударственный подход и принцип участия всего общества в деле социально справедливого улучшения здоровья; прочное и активное стратегическое руководство и лидерство в интересах здоровья; механизмы сотрудничества и объединения приоритетов с другими секторами; важность опоры на местные сообщества и отдельных граждан и расширение их прав и возможностей; роль партнерств. В 2012 г. Европейский региональный комитет ВОЗ утвердил политику Здоровье - 2020 в формате двух документов, которые включены в настоящую сводную публикацию. Из документа, озаглавленного «Основы Европейской политики поддержки государства и общества в интересах здоровья и благополучия» политические деятели и руководители, занимающиеся вопросами реализации практических стратегий, могут почерпнуть ключевые ценности и принципы, необходимые для претворения в реальную жизнь подходов Здоровье-2020. В нем отражены основные сегодняшние проблемы в области здравоохранения, а также возможности для улучшения здоровья при соблюдении принципа социальной справедливости, приведены веские политические, социальные и экономические аргументы в пользу действий в области здравоохранения, выстроенные в соответствии с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами. В более развернутом документе под названием «Основы политики и стратегия Здоровье-2020» гораздо подробнее представлены контекстуальный анализ, основные эффективные стратегии и вмешательства, а также фактические данные и детализация потенциала, необходимого для политики и практики улучшения здоровья и повышения уровня благополучия. Основное внимание уделено вопросам инновационной и научно обоснованной политики и практики в помощь тем, кто занят разработкой и реализацией стратегий на оперативном уровне. «Основы политики и стратегия Здоровье-2020» призваны стать непрерывно обновляемым руководством, указывающим на самые последние изменения фактической информации, практики и результатов деятельности. В своей совокупности оба документа представляют собой опирающуюся на многолетний глобальный и региональный стратегический опыт, гибкую рамочную основу для построения политики и практики в государствах-членах Европейского региона. Политика Здоровье - 2020 полностью согласована с процессом реформы ВОЗ, и Европейское региональное бюро ВОЗ будет активно продвигать ее среди государств-членов, которым будет предоставляться комплексная внутристрановая поддержка в контексте их конкретных потребностей и приоритетов. Для решения этих задач ВОЗ должна работать в партнерстве, и все участники разработки политики Здоровье - 2020 должны быть активно привержены делу ее претворения в жизнь.
Здоровье-2020: основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия
Содержание
Здоровье - это важнейший общественный ресурс. Прочная ценностная основа: достижение возможно высшего уровня здоровья. Веские социальные и экономические аргументы в пользу необходимости улучшать здоровье людей. Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья. Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья. Совместная работа по общим стратегическим приоритетам охраны здоровья. Приоритетная область 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан. Приоритетная область 2. Решение наиболее актуальных проблем Европы в области здравоохранения: неинфекционные и инфекционные болезни. Приоритетная область 3. Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования. Приоритетная область 4. Повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды. Совместная работа: увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам. Здоровье - 2020 - общие цели и общая ответственность.
Здоровье-2020: основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия ставит ряд перспективных и смелых задач в деле охраны здоровья людей. Эти основы были приняты всеми 53 государствами-членами Европейского региона ВОЗ в самый важный момент. Приближается 2015 год - контрольный срок для достижения Целей развития тысячелетия, - и новая политика поможет определить место здравоохранения в последующем комплексе глобальных целей. В основах содержится синтез всего того, что мы в последние годы узнали о роли и значении здоровья. Достижение наивысшего уровня здоровья на всех этапах жизни - это фундаментальное право каждого, а не привилегия избранных. Хорошее здоровье людей является ценным ресурсом и источником экономической и социальной стабильности. Оно играет ключевую роль в сокращении масштабов бедности, а также вносит вклад в устойчивое развитие и одновременно пользуется его плодами. Крайне важным является то, что хорошие показатели здоровья нельзя больше рассматривать как результат работы лишь одной отрасли: устойчивое улучшение здоровья людей при соблюдении принципа социальной справедливости - это итог реализации эффективной совместной политики, охватывающей все компоненты государственного управления, а также коллективных усилий всего общества. Читатель убедится в том, что эти положения проходят красной нитью через всю стратегию. Перед Регионом стоят серьезные задачи, требующие решения. Несправедливые различия между странами и в самих странах отражают экономические и социальные барьеры, разделяющие людей. По мере усугубления экономического бремени и роста стоимости услуг здравоохранения растет риск социального отчуждения, и слишком часто отверженными оказываются те, чье здоровье больше всего нуждается в помощи. В то же время мы знаем, что общество рассчитывает на получение услуг на основе самых новых и наилучших достижений медицины, что в сочетании с меняющимися характеристиками заболеваемости стареющего населения создает неимоверное давление на бюджеты. Для того чтобы всеобщий охват медико-санитарной помощью стал реальностью для стран Региона, нужны новые подходы и перспективы. В целях обеспечения будущего прогресса необходимо изменить образ мышления руководителей, определяющих политику, работников практического здравоохранения и граждан, переместив основной акцент с контекста преодоления болезней на приоритет укрепления здоровья и повышения уровня благополучия. Достижение успеха требует политической поддержки, технических и организационных инноваций, а также изменения путей распределения и использования финансовых и иных ресурсов. Основы европейской политики тесно увязаны с Двенадцатой Общей программой работы ВОЗ и являют собой практическое отражение программы реформы ВОЗ, направленной на повышение эффективности Организации в реагировании на нужды государств-членов в условиях стремительно меняющегося мира. В Европейском регионе, как и в других регионах, для достижения итоговых результатов, предусмотренных в основах данной политики, необходимо, чтобы международные организации сотрудничали не только с отдельными профильными министерствами, но и со всеми соответствующими секторами государства, с коллегами в других международных организациях, деятельность которых оказывает влияние на здоровье, а также со структурами бизнеса, научно-академическими учреждениями и гражданским обществом. Данные основы европейской политики указывают путь вперед, к новым подходам к улучшению здоровья и повышению уровня благополучия в интересах людей всего мира.
Мне доставляет большую радость предложить вашему вниманию основы европейской политики здравоохранения Здоровье-2020. Главы государств и правительств, мэры городов, разработчики политики, специалисты здравоохранения и общественные активисты - для любого из вас в Здоровье - 2020 найдутся сведения, которые помогут принимать более обоснованные и мудрые решения с учетом аспектов здоровья, безопасности и экономической целесообразности. Ландшафт здравоохранения XXI века характеризуется растущей взаимозависимостью на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях и все более сложным набором взаимосвязанных факторов, влияющих на здоровье и благополучие людей. Например, одна из общезначимых актуальных задач - проанализировать и свести в единый комплекс множество различных действующих сил и отраслевых услуг (таких как жилищное обеспечение, водо- и энергоснабжение, питание и лечебно-профилактическая помощь), необходимых для поддержания здоровья и благополучия граждан, семей и всего общества. Мы все хорошо знаем, что нездоровье сокращает жизненный потенциал, порождает отчаяние и страдания, ведет к истощению ресурсов. Преодоление этих трудностей на любом уровне - индивидуальном, организационном, коммунальном, муниципальном и национальном - требует продуманных, стратегических и хорошо скоординированных действий. Поэтому 53 государства-члена Европейского региона ВОЗ совместно разработали и приняли Здоровье - 2020 как руководящую основу в поддержку таких действий. Политика Здоровье - 2020 - это детально разработанное стратегическое видение системы охраны общественного здоровья как динамичной сети заинтересованных сторон на всех уровнях общества, призванное служить поддержкой для действий с единой целью в масштабе всего Региона. Все рекомендации, вытекающие из положений политики Здоровье-2020, основаны на достоверных фактических данных. В ее разработке приняли активное участие многочисленные эксперты. Мы всемерно стремились к тому, чтобы Здоровье - 2020 стало уникальным средоточием наилучших имеющихся фактических данных в области политики общественного здравоохранения. Опираясь на широкий обзор опубликованных данных, накопленный практический опыт и беспрецедентный по размаху консультативный процесс с вовлечением заинтересованных участников в масштабе всего Региона, работа по созданию политики Здоровье - 2020 послужила стимулом для обширного переосмысления современных механизмов, процессов, взаимосвязей и организационных инструментов общественного здравоохранения. В результате Здоровье - 2020 теперь может использоваться в качестве уникального регионального ресурса, помогающего всем нам извлекать полезные уроки из опыта, приобретенного на практике, устанавливать новые приоритеты и находить более эффективные пути координации действий по всем секторам общества, направленных на улучшение индивидуального и общественного здоровья и повышение уровня благополучия. Здоровье - 2020 признает и всемерно приветствует широкое разнообразие систем и подходов к охране здоровья, действующих в странах Европейского региона. Цель этой политики - не в приведении всех национальных и местных систем здравоохранения к единому образцу, но в том, чтобы все они стали более совершенными. Принимая политику Здоровье-2020, страны поставили две общие задачи: первая - добиться улучшения здоровья для всех и сократить разрыв по показателям здоровья; вторая - укрепить лидерство и коллективное руководство в интересах здоровья. Намечая пути решения этих задач, Здоровье - 2020 предлагает новые формы стратегического руководства в интересах здоровья, согласно которым забота о здоровье и благополучии граждан рассматривается как сфера ответственности всего общества и всего государства, а также всемерно поддерживает активное участие общественности в формировании и реализации стратегий. Политика Здоровье - 2020 содержит социально-экономическую аргументацию в пользу улучшения показателей здоровья и прочное научное обоснование необходимости инвестиций и практических мер в рамках комплексного подхода к укреплению здоровья, профилактике болезней и повышению уровня благополучия людей. Описаны действия, направленные на социальные детерминанты, которые состоят в разработке подходов к учету интересов здоровья в политике всех секторов в целях улучшения здоровья всех и каждого и, таким образом, сокращения абсолютного воздействия социальных детерминант на все население, а также для осуществления целенаправленных вмешательств, охватывающих наиболее нуждающихся в помощи. В политике Здоровье - 2020 обозначены новые системы коллективного лидерства в поддержку инновационных подходов социальной мобилизации в интересах справедливого, устойчивого и ответственного развития дела охраны здоровья. Она содержит широкий спектр эффективных новаторских ответов на современные непростые вызовы в области общественного здравоохранения. Предлагается набор стратегий и вмешательств, направленных на преодоление наиболее актуальных проблем здоровья, возникающих на различных этапах жизни человека, включая болезни как неинфекционной, так и инфекционной природы. Политика Здоровье - 2020 высвечивает связи между клиническими вмешательствами и действиями, направленными на соблюдение принципа социальной справедливости и на социальные детерминанты здоровья, а также необходимыми ресурсными вложениями в систему здравоохранения - такими как кадровые ресурсы и лекарства более высокого качества, укрепление системы финансирования здравоохранения и оптимизация стратегического руководства в интересах здоровья. Ставя во главу угла общий набор ценностей, фактические данные и опыт, Здоровье - 2020 являет собой платформу для развития партнерства и сотрудничества. Здоровье - 2020 призывает к вовлечению всех слоев общества в качестве центрального элемента планирования, разработки, осуществления и мониторинга стратегий здравоохранения на всех уровнях. Политика содержит веские аргументы в пользу расширения прав и возможностей граждан, потребителей и пациентов как важнейшего фактора, способствующего улучшению показателей здоровья. Она также призывает к активному участию самих профессиональных работников здравоохранения. В чем будет заключаться помощь со стороны ВОЗ? Региональное бюро будет оказывать поддержку странам в адаптации политики Здоровье - 2020 по следующим направлениям: анализ ситуации в области общественного здравоохранения; определение имеющихся ресурсов и активов; всемерное содействие формированию политической приверженности на уровне президентов и премьер-министров; предоставление стратегических рекомендаций и мониторинг прогресса; поддержка лидерства и эффективного руководства в интересах здоровья; формулирование предлагаемых механизмов реализации общегосударственного подхода и участия всего общества; помощь в наращивании институционально-кадрового потенциала. Разработаны два ключевых документа с изложением политики Здоровье-2020. Из документа, озаглавленного «Основы Европейской политики поддержки государства и общества в интересах здоровья и благополучия» политики, руководители и практические работники могут почерпнуть ключевые ценности и принципы действий, необходимые для претворения в реальную жизнь подходов Здоровье - 2020 с учетом местных условий. Развернутая версия под названием «Основы политики и стратегия Здоровье-2020» содержит более детальные сведения, касающиеся фактической аргументации, и предназначена для специалистов, занимающихся вопросами формирования политики и ее реализации на оперативных уровнях. Я уверена, что политика Здоровье - 2020 может внести дополнительный ценный вклад в нашу индивидуальную и коллективную работу, направленную на улучшение здоровья и повышение уровня благополучия людей, послужить уникальным ресурсом для достижения лучшего будущего и процветания отдельных стран и Региона в целом, на благо всех населяющих его народов. Опираясь на ценности и подходы политики Здоровье - 2020 и активно сверяя с ними свою ежедневную практику, мы сможем сделать Европу более здоровой - для себя и для наших детей.
«Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека». Устав ВОЗ Уважаемые премьер-министр, министр, мэр, депутат парламента! Здоровье людей лежит в основе социального и экономического развития и способствует более эффективному решению поставленных задач во всех секторах общества. Между тем, экономический и финансовый кризис, с которым столкнулись многие страны, привел к возникновению серьезных проблем и рисков, угрожающих достигнутому прогрессу. Однако в условиях кризиса перед нами также открываются существенные возможности для того, чтобы переориентировать и возобновить усилия, направленные на улучшение здоровья всех людей. В охрану и укрепление здоровья вносят вклад все сферы и уровни государственного управления. Ваше лидерство в защите интересов здоровья и благополучия может иметь колоссальное позитивное значение для жителей ваших стран, провинций, районов и городов, а также для Европейского региона в целом. Ваша поддержка политики Здоро-вье-2020 представляет поистине ключевую важность. «Мы стремимся к тому, чтобы улучшение здоровья и благосостояния для всех рассматривалось в качестве одного из неотъемлемых прав человека. Однако хорошее здоровье нельзя купить за деньги. Больше шансов на успех имеет взвешенная политика, направленная на обеспечение социальной справедливости. Мы должны бороться с коренными причинами (нездоровья и несправедливостей), используя подход с позиций социальных детерминант, который предусматривает вовлечение всего государства и всего общества».
Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ
Все 53 государства-члена Европейского региона ВОЗ приняли решение о создании новых общих основ политики - Здоровье-2020. Их общая цель - «значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить охрану общественного здоровья и обеспечить наличие универсальных, социально справедливых, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека». Здоровье - 2020 учитывает все разнообразие стран Региона. Основы политики обращены к различным аудиториям - как в государственных органах, так и вне их - воодушевляя их и предлагая оптимальные пути для решения комплексных задач охраны здоровья в XXI веке. В них находят свое подтверждение ценности политики «Здоровье для всех» и, с учетом фактических данных, изложенных в сопроводительных документах, выделены два ключевых направления и четыре приоритетные области стратегических действий. Опираясь на опыт реализации предшествующих стратегий «Здоровье для всех», Основы призваны служить путеводной нитью как для государств-членов, так и для Европейского регионального бюро ВОЗ. Здоровье - это важнейший общественный ресурс. Хорошее здоровье людей выгодно всем секторам и всему обществу - это неоценимый ресурс. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи и всех сообществ. Нездоровье, напротив, ведет к утрате жизненного потенциала, вызывает страдания людей и истощение ресурсов во всех секторах. Предоставление людям возможностей контролировать свое здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни. Без активного участия самих людей многие возможности для укрепления и защиты их здоровья и повышения уровня благополучия утрачиваются. Факторы, лежащие в основе процветания и благополучия общества, также определяют здоровье людей - стратегии, учитывающие этот принцип, являются более эффективными. Справедливый доступ к образованию, полноценное трудоустройство, наличие благоустроенного жилья и достойный уровень дохода - все это способствует поддержанию здоровья. В свою очередь, здоровье способствует повышению производительности труда, формированию более продуктивных трудовых ресурсов, более здоровому старению, а также сокращению расходов на пособия по болезни и социальную помощь и уменьшению потерь налоговых поступлений в бюджет. Наиболее надежный путь для обеспечения здоровья и благополучия населения - совместная работа всех секторов государства, направленная на социальные и индивидуальные детерминанты здоровья. Хорошее здоровье людей благоприятствует процессам экономического восстановления и развития. Эффективность охраны здоровья и экономическая эффективность взаимосвязаны - оптимизация использования ресурсов в секторе здравоохранения имеет ключевое значение. Представляет важность как прямое, так и непрямое воздействие сектора здравоохранения на экономику: это имеет значение не только в связи с тем, как деятельность сектора влияет на здоровье людей и их экономическую продуктивность, но также поскольку этот сектор является в настоящее время одним из самых масштабных в экономике всех стран со средним и высоким уровнями доходов. Сектор здравоохранения - это крупный работодатель, собственник земельных ресурсов, строитель и потребитель. Он является мощной движущей силой научных исследований и инноваций, а также существенным полем международной конкуренции людей, идей и продукции. Будет продолжать расти его важность и вместе с ней - значение его вклада в достижение более широких общественных целей. За последние десятилетия здоровье жителей Европейского региона ВОЗ в целом значительно улучшилось - однако не везде и не для всех в одинаковой степени; такое положение дел является неприемлемым. Многие группы населения и географические регионы отстают по показателям здоровья, и нередко, при возникновении экономической нестабильности, неравенства по показателям здоровья углубляются как между странами, так и в самих странах. При этом диспропорционально страдают этнические меньшинства, некоторые категории мигрантов и группы кочующего населения, такие как народность рома (цыгане). Изменение характеристик заболеваемости, демографии и миграции может затормозить прогресс в улучшении показателей здоровья; решение данной проблемы требует совершенствования механизмов управления и стратегического руководства. Стремительный рост хронических заболеваний и психических расстройств, недостаточный уровень социальной сплоченности, экологические угрозы и финансовая неопределенность еще более затрудняют работу по улучшению здоровья и угрожают устойчивости систем здравоохранения и социального обеспечения. Требованием дня являются творческие, инновационные подходы, пользующиеся надежной поддержкой. Рио-де-Жанейрская политическая декларация по социальным детерминантам здоровья (2011 г.) «Несправедливости в отношении здоровья проистекают из условий в обществе, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют и которые называются социальными детерминантами здоровья». Участники конференции заявили: «Мы вновь подтверждаем, что несправедливости [в отношении здоровья] внутри стран и между странами являются политически, социально и экономически неприемлемыми, а также дискриминационными и в значительной мере предотвратимыми, и что содействие справедливости в отношении здоровья является важным для устойчивого развития и лучшего качества жизни и благополучия для всех, что, в свою очередь, способствует миру и безопасности». Что такое социальный градиент? Наличие социального градиента по показателям здоровья означает, что по мере улучшения социально-экономического положения людей и/или сообществ их здоровье также прогрессивно улучшается. Таким образом, проблема социальных несправедливостей в отношении здоровья затрагивает всех и каждого. Данный феномен носит глобальный характер и актуален для всех стран, вне зависимости от уровня доходов. Прочная ценностная основа: достижение возможно высшего уровня здоровья. Здоровье - 2020 базируется на ценностях, заложенных в Уставе ВОЗ: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека». Страны Европейского региона ВОЗ признают право каждого человека на здоровье и привержены принципам солидарности и всеобщего и равного доступа к услугам в качестве ценностей, лежащих в основе организации и финансирования систем здравоохранения. Их цель - достижение людьми наивысшего уровня здоровья вне зависимости от их этнической принадлежности, пола, возраста, социального положения или платежеспособности. К числу основополагающих ценностей относятся справедливость, устойчивость, качество, прозрачность, подотчетность, защита человеческого достоинства и право на участие в принятии решений. Вкладывать ресурсы в здоровье - имеет прямой смысл. Увеличение расходов на здравоохранение в 92% случаев коррелирует с ростом валового внутреннего продукта (ВВП). В течение последних трех десятилетий расходы систем здравоохранения в большинстве стран, входящих с Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начали расти - опережая в среднем на 1% рост реального ВВП в масштабе ОЭСР. В 1950 г. расходы на здравоохранение в Соединенном Королевстве составляли 3% от ВВП. Даже в США в 1970 г. расходы на здравоохранение составляли лишь 7% от ВВП. Средний объем расходов на здравоохранение в странах ОЭСР вырос с 5% ВВП в 1970 г. до 9% в 2010 г. Профилактика эффективна. К примеру, опыт Польши показывает, что более здоровое питание и снижение распространенности курения позволяют снизить частоту случаев хронических болезней сердца и уровни общей преждевременной смертности. Наиболее эффективная политика борьбы с табаком - это повышение налогов на табачные изделия. В странах Восточной Европы и Центральной Азии 10%-ное повышение цены позволит предотвратить от 0,6 до 1,8 млн случаев преждевременной смерти. Веские социальные и экономические аргументы в пользу необходимости улучшать здоровье людей. Трудности, с которыми сталкиваются правительства в связи с расходами на здравоохранение, сегодня больше, чем когда-либо ранее. Во многих странах доля государственного бюджета, расходуемая на здравоохранение, сегодня как никогда высокая, при этом стоимость услуг растет быстрее, чем ВВП. Однако, по крайней мере в некоторых из них, данные демонстрируют отсутствие корреляции между расходами на здравоохранение и конечным полезным результатом в отношении здоровья. Многие системы здравоохранения оказываются не в состоянии сдерживать расходы в условиях, когда финансовые ограничения все больше затрудняют изыскание необходимых средств для охраны здоровья и обеспечения социальной защиты. Расходы увеличиваются, в первую очередь, под влиянием роста предложения со стороны поставщиков; речь идет о новых методах лечения и технологиях и о том, что люди все в большей мере ожидают защиты от рисков для здоровья и доступа к высококачественным услугам здравоохранения. Прежде чем приступать к той или иной реформе системы здравоохранения, необходимо тщательно проанализировать глубоко укоренившиеся экономические и политические интересы, а также возможность общественной и культурной оппозиции. Министерства здравоохранения не могут преодолеть все эти трудности, опираясь лишь на собственные силы - решение таких проблем требует применения межсекторальных подходов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |