|
|
|
Планомерно реализуя государственные задачи
Подходит к концу очередная сессия Парламента Казахстана. Согласно законодательству в последний день июня депутаты Сената и Мажилиса соберутся на совместное заседание палат и подведут итоги проделанной за год работы, после чего разъедутся по регионам для подготовки уже к новой сессии в сентябре. Можно с уверенностью сказать, что Парламент провел действительно плодотворную работу по модернизации законодательной базы страны в соответствии с долгосрочными планами развития нашего государства и во благо улучшения благосостояния граждан. Завершающаяся парламентская сессия проходила в условиях реализации Стратегии «Казахстан-2050» и в рамках решения задач по всеобъемлющей модернизации, обозначенных Главой государства в Послании народу «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Сенат под руководством председателя палаты Касым-Жомарта Токаева, как и прежде, оставался надежной опорой Президента, занимаясь тщательным и вдумчивым законотворчеством, разъясняя и продвигая его политику. Своевременное достижение цели по вхождению в число 30 лидеров глобального развития непосредственным образом зависит от качества принимаемых законов и от конкурентоспособности правовой системы, служащей надежным фундаментом преобразований. В связи с этим усилия депутатского корпуса и потенциал Парламента были ориентированы на создание эффективной системы правового регулирования с целью обеспечения стабильного экономического роста, повышения уровня благосостояния граждан, укрепления согласия в обществе, развития предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата. Третья сессия Парламента пятого созыва ознаменовалась насыщенной событийностью и повышенной законотворческой активностью. Основные приоритеты законотворческой деятельности были определены Главой государства при открытии сессии Парламента. Это 5 важнейших блоков - развитие предпринимательства, стимулирование инновационного процесса, совершенствование системы социального обеспечения, культуры трудовых отношений, модернизация и глубокая реформа правоохранительного законодательства, ратификация межгосударственных соглашений. Сенат, работая в режиме высокой ответственности, в тесном взаимодействии с Мажилисом и Правительством, провел кропотливую работу по всем указанным ключевым направлениям. С начала сессии до сегодняшнего дня Парламентом приняты 104 закона. Половину из них составляют ратификации международных документов, подписанных Казахстаном. Обновилась правовая основа правоохранительной и судебной систем, приняты четыре новых кодекса. Впервые принят Закон «О гражданской защите», в новой редакции приняты законы «Об органах внутренних дел», «О дорожном движении», внесены поправки по вопросам внешней разведки. Всего принято 12 самостоятельных законов. Правовую базу нашей страны упрочили законы, нацеленные на совершенствование трудовых отношений, модернизацию деятельности профессиональных союзов и эффективное регулирование миграционных процессов. Созданы законодательные основы для стимулирования развития сферы предпринимательства, привлечения инвестиций, инновационного развития страны. Усовершенствованы механизмы банкротства, нормы о бюджетной и налоговой политике, о государственных закупках. Одна из основных задач Стратегии «Казахстан-2050» - поддержка предпринимательства, предпринимательской инициативы, а именно: малого и среднего бизнеса как ключевого элемента устойчивого развития страны. Глава государства уделяет пристальное внимание развитию малого и среднего бизнеса. В текущем году были приняты специальное заявление и Указ Президента в поддержку отечественных предпринимателей. По этой причине в число важнейших приоритетов законотворчества вошли вопросы улучшения условий развития предпринимательства в нашей стране. В ходе сессии были приняты важнейшие законы, призванные кардинально изменить к лучшему ситуацию в сфере предпринимательской деятельности, способствовать переходу к эффективной системе взаимоотношений между бизнесом и государством и дать мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса. Эти законы были объявлены Президентом срочными и приоритетными. Речь идет о Законе «О разрешениях и уведомлениях», который направлен на упорядочение разрешительной системы с введением новых принципов и подходов и устанавливает исчерпывающий перечень всех видов разрешений и уведомлений. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы» вносит изменения и дополнения в 79 законодательных актов, предполагающих сокращение числа разрешительных документов, четкую регламентацию требований, предъявляемых к процедуре выдачи разрешительных документов, устранение препятствий ведению бизнеса, введение норм, позволяющих обеспечить автоматизацию осуществления разрешительных и уведомительных процедур. Следует подчеркнуть, что в ходе обсуждений законопроектов главным образом принималось во внимание мнение самих предпринимателей. Развитие предпринимательства останется в списке приоритетных направлений законотворческой деятельности и в следующей сессии, в ходе которой нам предстоит рассмотреть и принять Предпринимательский кодекс, закон по вопросам деятельности саморегулируемых организаций и другие важные документы. Из числа приоритетных законов, рассмотренных в ходе минувшей сессии, можно выделить Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и проведения международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в Астане» и поправки в законодательство по вопросам совершенствования инвестиционного климата, нацеленные на привлечение новой волны инвестиций и внедрение новых инновационных технологий в экономику нашей страны. Последний документ заслуживает особого внимания, ибо содержит масштабный пакет стимулов и мер государственной поддержки для инвесторов, гарантии стабильности законодательства. Отныне на законодательном уровне закреплен новый формат заключения инвестиционных контрактов с инвесторами, введены принцип «одного окна» для инвесторов и институт инвестиционного омбудсмена, что должно послужить стимулом для притока иностранных инвестиций в нашу экономику. Новый Закон «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий» будет способствовать созданию необходимых условий для формирования среды, благоприятствующей генерации научных открытий на территории Парка инновационных технологий и эффективному сотрудничеству науки и бизнеса. В рамках финансового блока приоритетное внимание уделено таким вопросам, как усовершенствование процедур реабилитации и банкротства, стимулирование финансового оздоровления предприятий, реорганизация и отчуждение акций банков второго уровня, в отношении которых была проведена реструктуризация, противодействие деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, противодействие финансированию терроризма. Поправки в законодательство по вопросам государственного управления затрагивают вопросы эффективности выделения и использования бюджетных средств, в том числе бюджетных кредитов, а также самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных программ при исполнении бюджета. Бурное обсуждение в стенах Парламента вызвал солидный блок предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство, предусматривающий усиление фискальных функций отдельных видов налогов и улучшение налогового администрирования. В целях финансового обеспечения реализации Послания Главы государства «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» были внесены поправки в трехлетний республиканский бюджет и Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2014-2016 годы». Законодательные новации коснулись вопросов деятельности профессиональных союзов и регулирования трудовых отношений в контексте гибкого баланса интересов работников, работодателей и государства. Так, в новой редакции принят Закон «О профессиональных союзах», определяющий организационные основы профсоюзного движения, повышение его роли в социальном партнерстве в целях защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников и предупреждения социально-трудовых конфликтов. Принятый пакет поправок по совершенствованию трудовых отношений способствует усилению рабочего представительства и переговорного потенциала в решении ключевых вопросов. Они касаются повышения эффективности производства, развития социальной защиты, результативности деятельности государственных инспекторов труда в принятии мер по профилактике, предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав работников. Принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции» направлен на легализацию трудовых мигрантов и совершенствование государственного регулирования миграционных процессов. Особо стоит отметить результаты работы, которая была проведена Парламентом и Сенатом, в частности, по обсуждению и принятию новых редакций четырех кодексов - Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях. Принятие данных кодексов стало итогом исполнения Послания Президента «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и одновременно знаменует завершение очередного этапа реализации основных направлений развития права, определенных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год. Надо сказать, что в общей сложности была проведена колоссальная работа. В стенах Парламента проведено большое количество заседаний рабочих групп. Именно кабинеты Парламента стали рабочим местом множества разработчиков на время прохождения кодексов. Было рассмотрено значительное количество предложений, поступивших от государственных органов, неправительственных организаций, юридических сообществ, предпринимателей, граждан. Проблемам уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства были посвящены две научно-практические конференции, состоявшиеся в Сенате. В результате данной работы был значительно упрощен порядок расследования и рассмотрения уголовных и административных дел, основательно переработана система наказаний и уголовно-правовых санкций с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы. Предусматривается абсолютно-определенный размер штрафа, что позволит исключить коррупциогенный фактор при вынесении взысканий. При этом вводится право оплаты штрафа в размере 50% от указанной суммы штрафа в течение 7 суток. Теперь все следственные действия, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, будут проводиться исключительно с санкции судьи и прокурора. Порядка 38 законов, принятых Сенатом о внесении поправок в действующее законодательство, направлены на совершенствование ряда отраслей действующего законодательства. Так, в частности, усовершенствовано законодательство по вопросам противодействия бытовому насилию, в сфере агропромышленного комплекса, в том числе в части усиления государственной поддержки сельского хозяйства, законодательно регламентировано заключение международных договоров на государственном и иных языках. В целях систематизации деятельности на алкогольном рынке усовершенствован механизм воздействия на участников в области правоотношений, возникающих в процессе производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Предметом особого внимания явились вопросы взаимодействия в рамках Таможенного союза и ратификации заключенных нашим государством международных соглашений. С этой целью ратифицирован ряд международных договоров, среди которых можно выделить соглашения, направленные на совершенствование системы коллективной безопасности в ОДКБ, дальнейшее развитие сотрудничества стран СНГ, в том числе в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидаций их последствий. Не остались без внимания и меры по противодействию терроризму, а также многие другие важные вопросы межгосударственного сотрудничества. Надо отметить, что конституционный статус Парламента как высшего представительного органа отводит ему особое место в политической системе страны. Конституцией предоставлены широкие права и верхней палате - Сенату Парламента. Именно в Сенате представлены интересы всех регионов страны. Депутаты Сената активно используют свои конституционные полномочия для развития представляемых ими регионов. Место и роль Парламента в системе государственного управления, а также статус его депутатов обретают особую значимость в контексте социальной и экономической географии страны, включающей огромную территорию, разнообразные климатические условия и дифференциальный уровень экономического развития регионов. В целом депутаты Сената Парламента в ходе этой сессии существенно активизировали свою деятельность в регионах. Сенаторы трижды выезжали для проведения разъяснительной работы, дискуссий по Посланию Главы государства и о ходе законотворческой деятельности. Вопросов для обсуждения было немало, но главное заключается в том, что долгосрочная Стратегия нашего Президента воспринимается с пониманием и поддерживается на местах. Активизировала свою работу и депутатская группа «Өңір», занимающаяся разъяснением и пропагандой государственной политики, инициатив Президента по развитию регионов и совершенствованию национального законодательства в сфере местного государственного управления и самоуправления. Сложилась полезная практика взаимодействия депутатов маслихатов с депутатами высшей палаты и проведения выездных заседаний комитетов в регионах. В 7 выездных заседаниях комитетов Сената Парламента, проведенных в ходе сессии, нашли отражение самые актуальные вопросы развития страны. Так, встреча, прошедшая в Карагандинской области, была посвящена вопросам поддержки и развития отечественного производства и предпринимательства. В Западно-Казахстанской области прошли встречи с таможенными и налоговыми органами по вопросам ведения бизнеса в условиях Единого экономического пространства и Таможенного союза. В Павлодарской области обсуждались вопросы государственной политики по охране здоровья населения и по развитию отраслевых и кластерных приоритетов экономики региона в рамках реализации Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». В Северо-Казахстанской области - вопросы совершенствования законодательства в области развития сельских территорий. В Мангыстауской - вопрос о выполнении Закона Республики Казахстан «О государственном оборонном заказе». Сенатом организованы и проведены парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение и защита интересов отечественных производителей, а также их государственная поддержка в условиях евразийской интеграции и при вступлении во Всемирную торговую организацию». В данном мероприятии приняли участие не только депутаты Парламента, но и руководители государственных органов, представители регионов, бизнес-сообществ, а также эксперты. По итогам парламентских слушаний разработаны рекомендации, направленные на обеспечение интересов отечественных экспортеров, максимальную реализацию преимуществ от членства в ВТО, защиту отраслей казахстанской экономики и отечественных производителей в связи с открытием мирового рынка. Действенным инструментом парламентского контроля являются депутатские запросы. В ходе сессии их было озвучено более 140 по наиболее проблемным и насущным вопросам. Если говорить в целом о состоянии казахстанского законодательства, то следует отметить, что с момента создания двухпалатного Парламента законодателями принято более двух тысяч двухсот законов. Сейчас мы можем с уверенностью отметить, что сформированное национальное законодательство востребовано реалиями политической и социально-экономической ситуации в стране. Благодаря своевременно принятым законам нам удалось построить полноценное рыночное государство, привлечь инвестиции и дать мощный толчок развитию экономики. Актуальной остается задача по созданию законов нового поколения и обеспечения действенного контроля за их выполнением, поставленная Лидером нации перед Парламентом. Сейчас нам необходимы законы, которые могли бы гарантировать новый импульс развитию страны. Особенно это касается создания благоприятных условий для индустриально-инновационного сектора экономики. Вместе с тем законотворческая деятельность всегда должна учитывать социальные интересы населения. Все эти и другие меры позволят нам реализовать главную идею Президента страны Нурсултана Назарбаева в области развития парламентаризма - повысить авторитет законодательного органа и сделать его подлинным выразителем интересов народа Казахстана. Следует отметить, что особенностью предстоящей сессии станет проведение большой работы по ратификации соответствующей договорной базы и гармонизации национального законодательства в связи с подписанием 29 мая 2014 года в Астане Президентами Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, России - Владимиром Путиным и Беларуси - Александром Лукашенко Договора о Евразийском экономическом союзе. Как известно, во время подписания указанного договора наш Президент предложил парламентам России, Казахстана и Беларуси синхронизировать сроки его ратификации. Кроме того, только в рамках договора предстоит ратифицировать 33 самостоятельных протокола по различным направлениям сотрудничества. Отмене подлежат более 60 документов, ратифицированных Парламентом в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Также предстоит работа по обсуждению и принятию новой редакции Гражданского и Гражданского процессуального кодексов, проекты которых уже обсуждаются в казахстанском обществе. Проекты содержат новые отношения, в частности, досудебное урегулирование. Также в новой редакции кодекса предусмотрен баланс процессуальных прав и обязанностей участников судопроизводства и судей. Кроме того, в данные проекты включены положения, направленные на упрощение порядка рассмотрения гражданских дел. Мы не оставим без внимания законопроекты, направленные на усиление защиты сферы интеллектуальной собственности и права собственности, гарантирования защиты договорных обязательств и ужесточения ответственности за их нарушение. Соответствующие законопроекты уже находятся в Парламенте. Финансово-экономический блок законопроектной работы будет представлен вопросами создания правового механизма по внедрению эффективной системы государственного аудита и финансового контроля, по совершенствованию системы государственных закупок, налогообложению и бюджетной политики. Предстоит обновление законодательства в области использования атомной энергии, по вопросам перехода нашей страны «к зеленой экономике». Широкий круг вопросов предстоит решить в ходе обновления законодательства по молодежной политике государства. Таким образом, Парламент нацелен на серьезную работу по всесторонней реализации и планомерному решению задач экономического и социального развития, зафиксированных в Стратегии «Казахстан-2050». Масштаб обозначенных целей и задач позволяет констатировать, что народных избранников ждет еще больший объем работ по разработке и совершенствованию казахстанских законов, которые должны стать более доступными пониманию рядовых граждан и внести в их жизнь чувство комфорта и защищенности. В июле деятельность депутатского корпуса будет продолжена в регионах страны, где депутаты проинформируют своих избирателей о мерах, принимаемых Главой государства, Парламентом и Правительством по решению злободневных социально-экономических вопросов. К тому же у 16 наших коллег-сенаторов, представляющих все регионы страны, осенью нынешнего года истекает срок полномочий. Кто-то из них, возможно, намерен баллотироваться на очередных выборах. Хочется пожелать им успехов!
Аскар Бейсенбаев, заместитель председателя Сената Парламента Республики Казахстан
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |