| ||||||||||||||||||||
|
|
|
02.07.2014 Главный инициатор правовых реформ
На исходе ХХ века казахскому народу был предоставлен исторический шанс - исполнить многовековую мечту предков о суверенном государстве. И этот шанс успешно реализован благодаря мудрой политике Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В глобальном мире Казахстан сегодня знают не только как преуспевающую республику, но и как активного участника важнейших мировых процессов, лидера многих международных инициатив, заслуживающего самого высокого доверия. Свидетельством тому - председательство РК в ОБСЕ в 2010 году, успешное проведение в Астане саммита этой авторитетной международной организации. Занимая ведущие позиции в Центральной Азии, наше государство проводит эффективную и созидательную работу в рамках ШОС, СВМДА - азиатского аналога ОБСЕ, тесно сотрудничает с организациями исламского мира в ОИС. На фоне появляющихся в мировой экономике вызовов и рисков Казахстан выбрал стратегически правильный, выверенный курс углубления интеграции, с 2008 года инициируя проведение экономических форумов. В стране накоплен бесценный опыт конструктивного культурного и межконфессионального диалога, плодотворного сотрудничества с религиозными лидерами зарубежных стран. Благодаря инициативе Президента нашей страны в Астане прошли 4 съезда лидеров мировых и традиционных религий. Логическим завершением идеи Нурсултана Абишевича о создании регионального альянса стало подписание 29 мая 2014 года в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе между Казахстаном, Беларусью и Россией. Нет сомнений, что эта уникальная модель сотрудничества принесет свои добрые плоды. Полным ходом наша страна готовится к осуществлению другого беспрецедентного в своей истории проекта - проведению Всемирной выставки «ЭКСПО-2017», тема которой - «Энергия будущего». Эти признанные мировым сообществом инициативы, достижения в политике и экономике стали возможными благодаря создаваемому усилиями Президента, а также прочному правовому фундаменту, проводимым широкомасштабным реформам правоохранительной системы страны. Истоки зарождения правосознания и правовой культуры казахского народа уходят в далекие 1511-1523 годы, когда вслед за трактатами «Праведный путь Касым-хана», «Исконный путь Есима» появился свод законов степного права «Жеті Жарғы» высокопочтенного Тауке-хана. Так были заложены традиции особой законодательной системы уникального суда биев, вдохновивших великой мудростью трех столпов казахского права - Толе-би, Казыбека-би, Айтеке-би. С их меткого и разящего, как стрела, слова и начался путь к справедливому и честному правосудию. Мы - потомки кочевого и полуоседлого народа, выросшего в вольной степи, простирающейся от Алтая до Атырау, от просторов Сарыарки до Алатау, нравственным и жизненным принципом которого были доброе имя и репутация. Эти ценности нашли отражение в словах, передаваемых из поколения в поколение: «Достатком пожертвую ради души, душою - ради чести». И эта ментальность заложена в нынешнем поколении. Только народ, сохранивший в себе наследие и культуру предков, не утративший духовные корни и национальное достоинство, может достичь новых высот, построив Страну своей мечты. Стоит особо отметить, что с первых дней своей деятельности на посту Главы государства Нурсултан Абишевич уделяет постоянное и пристальное внимание совершенствованию правовой системы, без которой невозможно построение процветающего демократического и суверенного государства. Об этом свидетельствуют его слова, сказанные еще на заре независимости нашей страны 6 июня 1992 года. На VIII сессии Верховного Совета РК 12-го созыва по случаю принятия государственных символов Казахстана Президент подчеркнул: «...Демократия представляет собой комплекс идей и принципов о свободе, но она содержит также комплекс практических норм и твердых законов, по которым обязано жить демократическое общество». Стержнем всех законов и правовых актов, венцом единой воли и чаяний народа стала Конституция Республики Казахстан. Первый Основной закон страны был принят в 1993 году. Шестнадцатая глава в ней, состоящая из 11 статей, посвящена судебной системе, 17-я глава - прокуратуре. Президент страны внес большой личный вклад в разработку и принятие второй Конституции 1995 года. Как утверждают очевидцы, в работе над ней Нурсултан Абишевич внимательно изучил конституции 20 наиболее развитых стран, дал группе разработчиков немало дельных предложений. К слову, по оценке международных экспертов в области права, Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года на всенародном референдуме, отвечает всем взыскательным требованиям и мировым стандартам. В 1994 году в нашей стране впервые была принята Государственная программа правовой реформы. Этот программный документ дважды корректировался в 2002 и 2010 годах, став основой для Концепции «О правовой политике в Республике Казахстан». С учетом потребностей общества и современных реалий правовая реформа нашла отражение в законодательных актах, регламентирующих деятельность судебной системы и прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов. В частности, 20 декабря 1995 года был издан Указ, имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», 21 декабря - «О прокуратуре Республики Казахстан» и «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В этих законодательных актах определены роль и место правовых структур в государственном устройстве, возлагаемые на них задачи. Впоследствии, в соответствии с происходящими в стране преобразованиями, их положения неоднократно дополнялись и совершенствовались. Коррупцию называют ржавчиной, разъедающей общество изнутри, подрывающей основы экономики и в целом устои государства. Учитывая это, Президент страны 2 июля 1998 года подписал Закон «О борьбе с коррупцией». 22 января 2001 года Указом Президента «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» было образовано Агентство финансовой полиции РК. На новую структуру возложена миссия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности. А 4 июля 2002 года принят Закон РК «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан». 23 декабря 2003 года Указом Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство финансовой полиции преобразовано в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В эти годы также ведется большая работа по совершенствованию судебной системы, повышению профессионализма судей, укреплению их независимости, улучшению материально-технического обеспечения судов. 21 мая 2007 года в Конституцию были внесены изменения по передаче судам полномочий по санкционированию ареста, рассмотрению тяжких и особо тяжких преступлений судами с участием присяжных заседателей. Был ужесточен спрос с кандидатов на должность судьи. Претендующие на это ответственное место молодые люди, помимо наличия юридического образования, должны пройти обучение в магистратуре Института судебной власти Академии государственной службы при Президенте РК, доказав свою профессиональную готовность и высокие моральные качества. Их назначение стало возможным только по рекомендации Высшего судебного совета и после указа Президента страны. С момента обретения независимости прошло 6 съездов судей страны, на которых обсуждались самые актуальные вопросы совершенствования судебной системы. В работе пяти из них участие принял Глава государства, обозначивший неотложные задачи и пути дальнейшего развития этой ветви власти. Так, в своем Обращении к VI съезду судейского сообщества в ноябре 2013 года Президент страны отметил: «В ХХI веке важнейший критерий развитости наций - это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд - стержень деятельности любого государства». Вопросам деятельности судебной системы, прокуратуры и других правоохранительных органов Президент Н. Назарбаев уделяет пристальное внимание и в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана. Так, в Послании 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» была отмечена роль права в современной истории: «Мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок - это основа развитой страны... При движении в число 30 развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры». В течение последних 3-4 лет были осуществлены важные реформы, направленные на модернизацию, укрепление статуса и правовой базы судебных и правоохранительных органов, четко очерчен круг задач, исключено дублирование функций. Сотрудники всех правоохранительных структур прошли аттестацию. Вошли в традицию ежегодные встречи Главы государства с руководителями правоохранительных органов, где дается оценка проделанной работе, идет жесткий разговор о проблемах и недостатках, обсуждаются пути их устранения, намечаются задачи на будущее. Суть и логика всех осуществленных в эти годы преобразований - в достижении глубоких перемен, направленных на повышение эффективности работы правоохранительных органов государства. Их смысл и цели нашли отражение в Стратегии «Казахстан-2050», где сказано: «Шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека. Мы закрепили фундаментальные права и свободы в Конституции страны. Мы должны продолжить реформу правоохранительных органов и спецслужб. Без этого мы не решим задачи формирования «нулевой терпимости» к беспорядкам и искоренения коррупции. Важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией». Каждый пункт закона, каждый этап правовой реформы на протяжении всех этих лет по большому счету имел своей благородной целью достижение благополучия общества, утверждение законности и правопорядка и в целом - построение правового государства. И за каждым из них просматриваются вдумчивая работа, целеустремленность и сильная воля Главы государства. Историю делают люди. Известный мыслитель Плутарх как-то сказал: «Мы пишем не историю, а биографию». Исходя из этого, можно сказать, что мы перелистали с вами страницы правовой летописи суверенного Казахстана. Порой отдельные личности оставляют в истории государства решающую и особую роль. Первый Президент и признанный Лидер нации Нурсултан Назарбаев, укрепляя независимость, повышая экономическую мощь и улучшая социальное положение Казахстана, внес огромный вклад в проведение правовой реформы страны. И это бесспорно!
Бекет ТУРГАРАЕВ, заслуженный юрист Республики Казахстан, почетный судья
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |