|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Новости, обсуждения по проекту
КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (новая редакция)
1.Название законопроекта Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (новая редакция) (далее - законопроект).
2.Обоснование необходимости разработки законопроекта Концепция проекта Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (новая редакция) (далее - Концепция) разработана в соответствии с Планом мероприятий на 2013 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, Планом мероприятий по реализации Концепции развитии финансового сектора РК в посткризисный период, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409, Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2014 год, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1547. Важно отметить, что необходимость принятия Концепции связана также с задачами, которые были поставлены Главой государства в Послании к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года: - отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, заменив их на уведомления; - создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг; - создать необходимые условия и предпосылки для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. Базовым законодательным актом в области оценочной деятельности Республики Казахстан является Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон). Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, определяет права и обязанности субъектов оценочной деятельности; устанавливает основания и условия осуществления оценочной деятельности, основы государственного регулирования оценочной деятельности. Правоприменительная практика рассматриваемого законодательного акта выявила ряд имеющихся в нем пробелов и противоречий, оказывающих негативное влияние на качество оценки, эффективность оценочной деятельности в стране. Действующий в настоящее время Закон не соответствует условиям, необходимым для экономического развития страны и потребностям бизнеса, требованиям международных стандартов и передовой практики. Необходимость пересмотра данного законодательного акта вызвана также имеющимися проблемами в данной сфере. Среди них необходимо выделить: низкое качество оценки, затрудняющее развитие единого и эффективного рынка оценочных услуг; отсутствие комплексной системы стандартов, соответствующей международным стандартам в области оценочной деятельности; несовершенство системы государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности; отсутствие механизма реализации норм Закона, устанавливающих ответственность оценщиков в случае составления ими недостоверного отчета об оценке имущества и др. Проявления этих недостатков нашли свое отражение в жалобах и нареканиях по качеству оценочных работ, в первую очередь, от собственников оцениваемого имущества, а также от других потребителей результатов оценки, от правоохранительных органов. Все чаще поднимались вопросы о так называемых «заказных оценках», когда заказчики оценки «заказывали» ту величину стоимости, которая их устраивала. Все это требует проведения системной работы по совершенствованию положений действующего Закона. В этой связи стратегической задачей государства, как отмечено в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 858 от 24 августа 2009 года, является правовое регулирование оценочной деятельности, которая «требует постоянного внимания и совершенствования». Таким образом, современное состояние и проблемы, возникающие в области оценочной деятельности, позволяют сформулировать следующие цели государства по ее развитию: - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное включение оценочной деятельности в социально-экономические процессы; - дальнейшее совершенствование в Республике Казахстан системы саморегулирования оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости. Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач: - обеспечить полноту и непротиворечивость законодательства, регулирующего вопросы независимой оценки, достоверности результата оценки; - привести оценочную деятельность в соответствие с международными требованиями, что требует проведения работы по внедрению международных стандартов оценочной деятельности; - совершенствовать систему государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности. На законодательном уровне предлагается закрепить комплекс мер по внедрению международных стандартов оценочной деятельности, совершенствованию системы государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности. Вносимые поправки затрагивают двадцать (20) статей Закона, кроме того, вводится шестнадцать (16) новых статей. Ввиду значительного количества предлагаемых изменений и дополнений в Закон, объем которых превышает половину его текста, в соответствии с пунктом 8 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» предлагается принятие новой редакции Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (законопроект). Законопроектом будет поставлен на утрату действующий Закон. 1. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области оценочной деятельности лицензию на осуществление оценочной деятельности могут получать как физические лица, так и юридические лица на основании лицензий двух физических лиц, заключивших с данными юридическими лицами трудовые договоры. Существующая система двойного лицензирования привела к тому, что на практике трудовые договоры заключаются с людьми, имеющими лицензии, но не занимающимися оценочной деятельностью. Оценкой часто занимаются люди, не имеющие лицензий на осуществление оценочной деятельности. В этой связи лицензирование физических лиц необходимо отменить и ввести сертификацию оценщиков, цель которой - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта оценщика. Следует отметить, что опыт проведения сертификации имеет место в законодательстве Республики Казахстан в области аудиторской деятельности, в законодательстве в области оценочной деятельности ряда зарубежных стран (США, Великобритания, Германия, Литва и т.д.). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой профессиональные сообщества оценщиков имеют высокий уровень профессиональных требований к своим членам (например, Appraisal Institute (США), RICS (Великобритания). В странах с переходной экономикой формирование профессиональных организаций оценщиков шло ускоренными темпами и уровень требований к членам таких организаций зачастую был низок. Несмотря на то, что в республике в настоящее время в членстве саморегулируемых организаций оценщиков состоят свыше 1100 оценщиков, возникла ситуация, когда членство в профессиональной организации не является для потребителей (в частности, для банков) надежной гарантией качества оказываемых ими оценочных услуг. Тем более, что в настоящее время около трех тысяч лицензированных оценщиков не состоят в членстве палат оценщиков. Как показывает анализ мировой и отечественной практики профессиональной оценки, многие клиенты хотели бы получить, по возможности, от независимой и компетентной организации подтверждение квалификации уполномоченных ими специалистов, подтверждающих соответствие оказываемых ими услуг требованиям качества. В этой связи сертификация должна осуществляться аккредитованной уполномоченным органом независимой организацией - Квалификационной комиссией, создаваемой Республиканской палатой оценщиков, являющейся ее учредителем. В состав Квалификационной комиссии должны входить представитель уполномоченного органа, по одному представителю от каждой из территориальных палат оценщиков, ученые. Таким образом, введение сертификации оценщиков приведет к повышению квалификации оценщика, качества выполненной им оценки, соответствующей требованиям стандартов. Лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные физическим лицам до принятия новой редакции Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», в течение шести месяцев со дня введения его в действие будут подлежать обмену на сертификаты. При этом физическим лицам, занимающиеся оценочной деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, имевшим лицензию на день принятия Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» в новой редакции, должно быть предоставлено право на осуществление оценочной деятельности в течение переходного периода, составляющего шесть месяцев со дня принятия вышеуказанного Закона. 2. В Законе имеют место противоречия, в частности, в вопросе определения субъектного состава оценочной деятельности. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона к субъектам оценочной деятельности отнесены оценщики, заказчики и третьи лица. Вместе с тем в подпункте 5) статьи 2 Закона под оценочной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками. Во-первых, в Законе имеет место неоправданное расширение содержания понятия «субъект оценочной деятельности» и подмена его понятием «субъект правоотношений». Во-вторых, к оценщикам относятся физические лица, которые вправе заниматься оценочной деятельностью на основании трудового договора с юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии (статья 4 Закона). Однако деятельность физических лиц, работающих по трудовому договору, не относится к предпринимательской деятельности. Противоречия между понятиями «оценочная деятельность» и «оценщик» приводят к их неоднозначному толкованию на практике и явно не способствуют повышению эффективности правового регулирования в области оценочной деятельности. В этой связи субъектами оценочной деятельности необходимо признать оценочные организации - юридические лица, а под оценочной деятельностью понимать предпринимательскую деятельность оценочной организации (юридического лица, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности и являющегося членом одной из территориальных палат оценщиков), осуществляемую в соответствии с Законом, международными стандартами и национальными стандартами оценки; оценщиком признать физическое лицо, получившее квалификационный сертификат «оценщик», выданный Квалификационной комиссией по сертификации кандидатов в оценщики, осуществляющее свою деятельность в качестве оценщика в составе только одной оценочной организации. Руководитель и учредитель оценочной организации обязаны иметь квалификационный сертификат «оценщик». Данным требованием будет определена минимальная база материальной ответственности оценочной организации за результаты своей работы. 3. В Законе имеют место пробелы, дублирование правовых предписаний. В частности, в Законе недостаточно точно были определены цели его принятия. В преамбуле Закона указано, что Закон «определяет права и обязанности субъектов оценочной деятельности», то есть оценщиков, заказчиков и третьих лиц. Однако Закон устанавливает права, обязанности и других участников данных общественных отношений - государственных органов, профессиональных некоммерческих организаций в области оценочной деятельности. В пункте 1 статьи 10 Закона «Независимость оценщика» в качестве случаев, когда оценка проводиться не может, не предусмотрены такие случаи: наличие у оценочной организации имущественного интереса в объекте оценки, в том числе аффилированности с заказчиком; юридическое лицо - заказчик является кредитором или страховщиком оценщика. Закон содержит регламентацию таких профессиональных аспектов оценочной деятельности как содержание отчета об оценке (статья 9 Закона). Между тем, требования к форме и содержанию отчета об оценке установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2013 года № 124 «О некоторых вопросах оценочной деятельности». В связи с тем, что дублирование нормативных предписаний нарушает один из принципов юридической техники - максимальная экономия норм при изложении правовых предписаний, недопущение их повторов, данное положение Закона следует исключить. 4. В последние годы была проведена определенная работа по упорядочиванию деятельности территориальных палат оценщиков. Создано и функционирует 16 территориальных палат оценщиков: в 14 областях, городах Астана и Алматы, объединяющих более одной тысячи оценщиков. Однако особого внимания требуют проблемы, решение которых должно послужить улучшению качества оказываемых услуг, повышению престижа профессии. Необходимо уделить внимание повышению квалификации специалистов, организации информационного и методического обеспечения территориальными палатами оценщиков своих членов. Согласно статье 18 Закона контроль за исполнением территориальной палатой оценщиков требований, вытекающих из функций палаты, установленных статьей 13-2 Закона осуществляет уполномоченный орган. Это, в частности, контроль за разработкой и утверждением палатой оценщиков правил деловой и профессиональной этики оценщика; обучением и переподготовкой оценщиков; ведением реестра членов палаты оценщиков и предоставлением информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам; организацией информационного и методического обеспечения своих членов и др. В этой связи, а также ввиду того, что уполномоченный орган не имеет своих территориальных подразделений необходимо установить полномочия уполномоченного органа по контролю за исполнением требований, вытекающих из функций Республиканской палатой оценщиков, а также закрепить полномочия по контролю за исполнением территориальными палатами оценщиков требований, вытекающих из их функций, за территориальными органами юстиции. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан территориальный орган юстиции необходимо наделить правом внесения в территориальную палату оценщиков представления об их устранении. При неустранении нарушений в установленный срок, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с иском о понуждении к их устранению. В целях обеспечения единой политики в рассматриваемой сфере нормативно-методического обеспечения, а также координации оценочной деятельности Республиканская палата оценщиков должна объединять территориальные палаты оценщиков, созданные на территории соответствующих областей, города республиканского значения, столицы. В Законе отсутствуют нормы, устанавливающие порядок формирования, деятельности и прекращения деятельности профессиональных организаций оценщиков. В этой связи в законопроекте необходимо установить порядок формирования и прекращения деятельности, органы управления территориальных палат оценщиков и Республиканской палаты оценщиков. 5. Одним из необходимых условий проведения качественной оценки является последовательное внедрение в Республике Казахстан международных стандартов оценки. В мировой практике широко применяются международные стандарты оценки, разработанные Международным комитетом по стандартам оценки. В этой связи, а также в целях реализации пункта 3.3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409, по переходу к международным подходам регулирования финансового сектора, считаем целесообразным стандартами оценки в Республике Казахстан признать международные стандарты в области оценочной деятельности, опубликованные на казахском или русском языке по письменному разрешению на их официальный перевод и публикацию в Республике Казахстан от Международного совета по стандартам оценки (по аналогии с практикой введения международных стандартов финансовой отчетности), стандарты оценки, разработанные Республиканской палатой оценщиков с учетом международных стандартов оценки и утвержденные уполномоченным органом. В связи с необходимостью проведения работ по переводу и опубликованию международных стандартов данные нормы предлагается вводить в действие по истечении одного года со дня введения в действие новой редакции Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». Полагаем, что указанные меры позволят повысить качество и надежность проводимой оценки. 6. В настоящее время в целях обеспечения контроля оценочной деятельностью, повышения ее эффективности представляется целесообразным проведение работы по сбору информации о составе оценочной организации, статистической информации о ее деятельности (количество проведенной оценки в разрезе городов, областей по периодам), общем количестве проведенных территориальной палатой оценщиков проверок, в том числе плановых и внеплановых, выявленных в ходе проведенной проверки нарушениях оценочной организацией обязанностей, установленных действующим законодательством. В этой связи представляется целесообразным в новой редакции Закона предусмотреть функции уполномоченного органа по размещению и ежемесячному обновлению реестра оценочных организаций на своем интернет-ресурсе (такая практика, к примеру, имеет место в области аудиторской деятельности, в сфере таможенного дела). Одновременно необходимо обязать оценочные организации направлять в палату оценщиков, членом которой она является, информацию о составе оценщиков для ведения реестра оценочных организаций, статистическую информацию о деятельности оценочных организаций с последующей ее передачей в Республиканскую палату оценщиков, уполномоченный орган; обязать территориальные палаты оценщиков представлять в Республиканскую палату информацию о количестве проведенных проверок, выявленных в ходе проведенной проверки нарушениях оценочной организацией обязанностей, установленных действующим законодательством, по форме, утвержденной уполномоченным органом. Реализация данных предложений позволит в будущем проводить работу по оценке состояния, обобщению практики применения положений действующего законодательства, а также выработать индикаторы и критерии оценки результативности саморегулирования в целях дальнейшего совершенствования норм в этой сфере. 7. В целях реализации задач, поставленных Главой государства в Послании к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, по созданию условий, «при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг», соблюдения оценщиками и оценочными организациями требований стандартов оценки, необходимо предусмотреть в законопроекте порядок осуществления внутреннего и внешнего контроля качества. Таким образом, будет сделан шаг на пути к саморегулированию оценочный организаций. Внутренний контроль качества должен осуществляться оценочной организацией самостоятельно в соответствии с внутренними правилами контроля качества работы своих членов. Внешний контроль качества должен осуществляться территориальными палатами оценщиков в отношении своих членов один раз в два года самостоятельно в соответствии с правилами оценочной деятельности, разрабатываемыми и утверждаемыми Республиканской палатой оценщиков, не противоречащими Закону и стандартам оценки. Предметом проверки является соблюдение членами территориальных палат оценщиков требований Закона, стандартов оценки. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в территориальную палату оценщиков мотивированная жалоба о нарушении оценочной организацией требований Закона, стандартов оценки. Также основанием для проведения внеплановой проверки являться направленная в территориальную палату оценщиков жалоба о нарушении оценочной организацией правил деловой и профессиональной этики. По результатам проверки к оллегиальный орган управления территориальной палаты оценщиков вправе принять решение о: вынесении предписания об устранении выявленных нарушений и сроках их устранения; вынесении предупреждения; исключении из членов палаты оценщиков; иные установленные внутренними документами палаты оценщиков меры. 8. В настоящее время на рынке оценки действует ряд юридических лиц, имеющих многочисленные филиалы и представительства на территории республики, в большинстве которых оценкой занимаются люди, не имеющие лицензий на осуществление оценочной деятельности. При этом юридические лица не уведомляют территориальные палаты оценщиков о наличии своих филиалов (представительств), их количестве и местонахождении. По этой причине филиалы (представительства) оценочных компаний лежат вне сферы контроля как департаментов юстиции, так и палат оценщиков. Для решения указанной проблемы необходимо обязать юридические лица, имеющие филиалы (представительства) представлять в территориальную палату оценщиков, членом которой они являются, информацию о численном составе оценщиков в филиалах (представительствах). Также необходимо обязать оценочные организации: предоставлять в территориальную палату оценщиков, членом которой они являются, статистическую информацию в части деятельности филиалов (представительств) оценочных организаций по форме, утвержденной уполномоченным органом. Одновременно необходимо установить требование для руководителя филиала (представительства) иметь квалификационный сертификат «оценщик». 9. На практике возникают проблемы по привлечению оценщиков к административной ответственности за составление недостоверного отчета об оценке имущества в связи с недоказанностью контролирующим органом факта недостоверности оценки. Причиной такого положения служит отсутствие в законодательстве норм, регламентирующих процедуру проведения экспертизы оценки, а также утвержденного стандарта о порядке признания отчета недостоверным. Для решения указанных проблем необходимо установить обязанность территориальной палаты оценщиков, членом которой является оценочная организация, по проведению экспертизы отчета об оценке объекта в случае несогласия одной из заинтересованных сторон с результатами оценки, обращения контролирующего органа за счет инициирующей стороны. В случае несогласия с результатами экспертизы отчета об оценке, предлагается экспертизу проводить экспертным советом Республиканской палаты оценщиков, формируемым из числа экспертов, делегированных территориальными палатами оценщиков. В случаях, когда для проведения экспертизы отчета об оценке необходимы специальные знания в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, палаты оценщиков привлекают ученых и специалистов по профилю проводимой оценки. 10. Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, утвержденной руководителем оценочной организации, подлежат возмещению в полном объеме за счет средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков (далее - компенсационный фонд). В этих целях необходимо установить требование о формировании компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, в который каждым членом палаты должен вноситься обязательный взнос в размере пятидесяти тысяч тенге ежегодно. Средства компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения размещаются на специальном счете территориальной палаты оценщиков. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда предъявляется к территориальной палаты оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному случаю не может превышать полутора миллиона тенге. На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам территориальной палаты оценщиков, а также по обязательствам членов палаты, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулируемого ею вида деятельности. В случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус территориальной палаты оценщиков, имущество, составляющее компенсационный фонд такой организации, подлежит передаче Республиканской палате оценщиков. К порядку размещения средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, переданных Республиканской палате оценщиков, предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к порядку размещения средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков. Имущество, составляющее компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков и переданное Республиканской палате оценщиков, по истечении четырех лет с даты ликвидации территориальной палаты оценщиков подлежит возврату в денежной форме лицам, являвшимся членами такой палаты оценщиков, в размере, не превышающем размера их взносов в компенсационный фонд, в порядке, установленном уполномоченным органом. Территориальная палата оценщиков, экспертом или экспертами которой подготовлено и утверждено положительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом нарушения требований стандартов оценки. При этом возмещение заказчику оценки и (или) третьему лицу убытков или имущественного вреда производится за счет средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, членами которой являются эксперт или эксперты. Территориальная палата оценщиков, возместившая убытки или имущественный вред, имеет право регресса к эксперту или экспертам палаты оценщиков.
3.Цели принятия законопроекта Законопроект разработан с целью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере оценочной деятельности, системы государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности, приведения оценочной деятельности в соответствие с международными стандартами.
4.Предмет регулирования законопроекта Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в сфере оценочной деятельности. 5. Структура законопроекта Законопроект состоит из 8 глав: Глава 1. Общие положения Глава 2. Основания и условия осуществления оценочной деятельности Глава 3. Права и обязанности оценочной организации Глава 4. Права и обязанности оценщика Глава 5. Палаты оценщиков Глава 6. Права и обязанности заказчика Глава 7. Государственное регулирование оценочной деятельности Глава 8. Заключительные и переходные положения
6.Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие проекта Закона не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий. Положительные социально-экономические последствия: - повышение качества оценки имущества; - усиление государственно-общественного контроля за качеством оценочных услуг; - совершенствование государственной системы регулирования и саморегулирования оценочной деятельности; - повышение квалификации оценщика; - защита прав потребителей услуг оценщика. Правовые последствия: - создание правовых условий для упрощения разрешительной системы, внедрение категорирования в сферу лицензирования оценочной деятельности, снижение административной нагрузки на бизнес; - уточнение отдельных юридических вопросов правового статуса субъектов оценочной деятельности, защиты и обеспечения прав и законных интересов оценщиков и оценочных организаций; - установление правового статуса территориальных палат оценщиков и Республиканской палаты оценщиков; - урегулирование вопросов взаимодействия государственных органов, саморегулируемых организаций, оценщиков и оценочных организаций в данной сфере; - приведение оценочной деятельности в соответствие с международными требованиями, внедрение международных стандартов.
7.Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствии с разрабатываемым законопроектом Принятие предлагаемого Концепцией законопроекта повлечет за собой признание утратившим юридическую силу действующего Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». Принятие законопроекта потребует последующее внесение изменений в действующие законодательные акты Республики Казахстан, в том числе в: Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года; Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года «Об органах юстиции»; Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании». 8.Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Предмет законопроекта регулируется рядом законодательных и подзаконных актов: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года; Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании»; Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей»; Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе»; постановление Правительства Республики Казахстан № 124 от 12 февраля 2013 года «О некоторых вопросах оценочной деятельности»; постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2010 года № 317 «Об утверждении Правил проведения квалификационного экзамена лиц, претендующих на право занятия оценочной деятельностью»; приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 9 апреля 2010 года № 111. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 апреля 2010 года № 6170 «Об утверждении Программы профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности»; Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 9 апреля 2010 года № 110. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 апреля 2010 года № 6169. «Об утверждении Правил по ведению реестра членов палаты оценщиков и предоставления информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам».
9.Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта В зарубежных странах существуют разные критерии регулирования оценочной деятельности. В одних она кодифицирована нормативно-правовыми актами. В других странах к оценке относятся как к предмету предпринимательской деятельности, не подлежащей какому-либо жесткому регулированию. Принципы оценки в таких странах в основном складываются на базе правил, разрабатываемых некоммерческими организациями и объединениями, а также формирующимися обычаями и доктринальными принципами. Результаты оценочной деятельности с точки зрения итоговой открытости и доступности данных по рынку для потребителей (граждан, государства и бизнеса) - наиболее обобщенный показатель эффективности деятельности оценочного сообщества в различных странах. Деятельность оценщиков в США и Канаде в малой степени регулируется государственными органами. В основе деятельности лежат в основном принципы саморегулирования, прежде всего в рамках таких организаций, как Аррrаisal Institute и Аррrаisal Foundation. Если Институт оценки отвечает за подготовку и образование самих оценщиков (в частности, проводит их подготовку и переподготовку, лицензирование различного уровня и в качестве высшей степени присваивает членство - МАI), то Фонд оценки отвечает за выработку единых принципов оценки (Standarts of Professional Аррrаisal Practice). Такая система была создана в 70-е годы как ответ на нараставшие кризисы на рынке банковских кредитов под залог недвижимости. Эти же организации широко публикуют данные о рыночных процессах (цены продаж, аренды, доходности), что при минимальных усилиях государства по регулированию оценочной деятельности в итоге обеспечивает хорошую прозрачность рынка недвижимости. В Америке существует множество отраслевых изданий, около 20 фирм специализируются на сборе информации для оценщиков. Аналогичные фирмы есть в Англии, Франции, Германии. Одной из самых известных баз данных является Damodaran (база данных содержащая экономическую информацию) и Value Line (база данных по компаниям, содержащая финансовую информацию). В связи с тем, что оценочная деятельность в Республике Казахстан появилась несколько позже, чем на Западе, обеспеченность открытой и доступной информацией о рынках, компаниях, сделках оставляет желать лучшего. В Великобритании формально оформленные оценочные работы проводятся членами RIGS (Royal Institution of Chartered Surveyors). RICS насчитывает 163 тыс. членов - физических лиц из 146 стран мира, а также более 50 национальных ассоциаций, ассоциированных групп и общественных объединений. Основные функции RICS: поддержка высоких стандартов образования и профессиональной подготовки; защита потребителей посредством контроля за соблюдением правил и профессиональных стандартов деятельности; предоставление информации и независимой экспертизы по вопросам землепользования, недвижимости, девелопмента и Самыми разработанными во всем мире считаются стандарты оценки («красная книга» - Аppraisal&Valuation Manual). Государственное регулирование как таковое отсутствует, но конечные результаты работы оценочного сообщества, в частности активная публикация систематизированных данных о рынке, делает рынок открытым и доступным. Самообразование в рамках RIGS пользуется признанием во всех странах, поэтому их центры открываются во всех ведущих странах. Рынок оценочных услуг в Германии традиционно считается одним из самых регулируемых в мире. Активность государства проявляется не через лицензирование оценочной деятельности, а через достаточно подробные стандарты оценки (основу которых задает строительный кодекс) и не обязательные теоретически для негосударственных организаций рекомендации по оценке недвижимости, разработанные финансовым ведомством. На практике же эти рекомендации используются всеми частными оценщиками. Для получения права на оценочную деятельность достаточно зарегистрироваться в торгово-промышленной палате. С другой стороны, государство и муниципалитеты объединяют свою работу с частными оценщиками в рамках экспертных комитетов в крупных городах и регионах. При этом главная задача этих комитетов - это дать на основе обработки всех цен сделок на рынке и по другим данным подробный анализ состояния рынка объектов недвижимости. Эти отчеты ежегодно публикуются и являются одной из наиболее эффективных форм регулирования рынка, присущих именно Германии. В последние годы развитие получили различные формы сертификации оценщиков (например, для целей оценки залогового имущества), а также объединение оценщиков в ряд ассоциаций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |