| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.08.2014 Регулирование общественных отношений
Ф. ДЖУМАЕВА, гл. специалист Специализированного межрайонного экономического суда по Западно-Казахстанской области
Среди многочисленных форм права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. Под нормативными правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. Все без исключения нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. С нарушением велений, содержащихся в нормативных правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий. В числе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных госорганах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Нормативные правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не все они содержат нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, семейное, уголовное законодательство), но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Закон - это главный и преимущественный нормативный правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативных правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство права в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативных правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативным правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Подзаконные нормативные правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел. Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права. Опубликование - официальное доведение до всеобщего сведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных Главой государства законов, а также иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическое значение. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным, т.е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иные органы, применяющие закон, должны ссылаться только на официальные источники его опубликования. Официальное опубликование - необходимая предпосылка вступления закона в силу. Если бы законы и другие нормативные акты не публиковались, то известный правовой принцип «незнание закона не оправдывает» потерял бы смысл. Официальным считается опубликование текста закона в печатных органах, наделенных статусом органа официального опубликования закона. Все иные органы печати не имеют права публиковать текст принятого закона до его официального опубликования. Они могут давать информацию о новом законодательстве, излагать его содержание, но все это не считается официальным опубликованием. Датой опубликования закона считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен его текст.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |