|
|
|
Совершенствуя деятельность судов
Вопросы повышения качества работы судов и ее оценка - одно из важных направлений совершенствования судебной деятельности. Многие страны сегодня находятся в поиске объективной методики такой оценки. Верховным судом Казахстана изучается зарубежный опыт на предмет внедрения в судебную систему республики наиболее передовых методик. К примеру, в США разработаны «Правила судов», которые содержат 10 инструментов оценки, главные из которых: сроки рассмотрения дел, их объем, электронные папки и исполняемость судебных актов. В Нидерландах, которые считаются лидерами среди европейских стран по уровню оценки судебной деятельности, работает система обеспечения качества работы судов, состоящая из 5 элементов. Это - независимость и беспристрастность, своевременность судебных процедур, периодическое обучение и проверка знаний судей, обращение с участниками судопроизводства, а также качество мотивирования судебного решения. Здесь разработан проект «Правосудие-Q», который среди прочих мер предусматривает участие судей в судебных заседаниях коллег с последующей оценкой процессов на закрытых совещаниях с обсуждением не только вопросов процессуального характера, но и поведения судьи, вербального и невербального его общения с участниками процесса и их анкетирования. В Финляндии реализован проект «Оценка качества работы судов». Разработаны критерии ее качества, которые включают 40 характеристик. Методами оценки при этом выступает: самооценка, опросы, оценка группой экспертов, статистические данные и заявления самого суда. Социологические опросы имеют несколько видов: расширенные, ограниченные, направленные опросы судебных заседателей, судей, работников суда и представителей средств массовой информации. Респондентами расширенных опросов также становятся адвокаты, прокуроры и стороны процесса. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее заметных успехов добился Сингапур, где внедрена «Электронная карта правосудия», которая помимо других включает такие элементы, как поощрение мудрого руководства и стратегического планирования внутри судов, более эффективное использование человеческого капитала и периодический контроль уровня удовлетворенности услугами служителей Фемиды. Судами Сингапура инициирован Международный консорциум по созданию структуры усовершенствования судопроиз- водства. Выделены основные семь областей такого усовершенствования: судебное управление и руководство, политика судов, процессуальные действия, общественное доверие, удовлетворенность клиентов, ресурсы суда и общедоступные судебные услуги. Эта модель сейчас широко изучается в международной практике. Что касается организации порядка проведения самой оценки или судебного мониторинга, то здесь также используются различные подходы. Например, в Турции судебный мониторинг проводится независимой инспекцией Министерства юстиции, в то время как в других странах, к примеру, в Испании, это входит в функции Совета по делам судебной системы. О важности вопросов оценки качества работы свидетельствует обсуждение данной темы на прошедшем недавно в Астане совещании председателей верховных судов государств - членов Шанхайской Организации Сотрудничества. Первые руководители высших судебных органов Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана в числе других обсудили данную проблему, а также создание сбалансированной судейской системы управления. На форуме презентована действующая казахстанская модель оценки судебной деятельности. Следует отметить, что судебный мониторинг начал применяться в казахстанских судах в 2009 году. В сферу изучения попадала деятельность судей, имеющих низкие показатели при отправлении правосудия, жалобы и дисциплинарные взыскания. То есть оценке подвергалось качество работы конкретных служителей Фемиды. В целях совершенствования этой работы по инициативе председателя Верховного суда критерии оценки судебной деятельности были пересмотрены, и с начала 2014 года введена принципиально новая система мониторинга. Она позволила исключить имевший место ранее контроль за работой отдельного судьи и нацелена на повышение качества работы судов в целом. Это способствует соблюдению юридической неприкосновенности служителей Фемиды, использованию системы оценки только как инструмента улучшения и дальнейшего совершенствования деятельности судов. Мониторинговые мероприятия включают: оценку качества работы по основным объективным параметрам; проведение исследований, в том числе социологического характера, для выявления внешней оценки работы с населением, участниками судебных разбирательств. А также внутренней оценки качества работы самими судьями и сотрудниками судебной системы. Разработана новая методика подсчета результатов работы судов по балльной системе, который проводится Верховным судом с использованием восьми основных критериев. Баллы по каждому критерию рассчитываются по специально разработанной методике. К примеру, на баллы по первому критерию влияет количество отмененных и измененных судебных актов как районных, так и областного судов конкретного региона с некоторыми исключениями. На формирование единообразной судебной практики - оказание помощи райсудам, количество отмененных судебных актов областного суда с восстановлением решений районных судов. На использование информационных технологий - применение в судах аудио-, видеозаписи процессов, SMS-извещения сторон, количество рассмотренных электронных исков и другие. Внешняя и внутренняя оценка работы судов посредством социологических опросов проводится в целях исследования отношения населения к судебной системе и принципам ее функционирования, степени информированности населения о ее работе, оценки уровня судебной защиты прав и свобод граждан, изучения эффективности руководства судами. Международные эксперты уже выразили заинтересованность и дали положительную оценку казахстанской методике мониторинга судебной деятельности. На расширенном совещании судей республики по итогам первого полугодия 2014 года председатель Верховного суда представил первые результаты оценки качества работы местных судов, с составлением их рейтинга согласно новой методике. Три верхние позиции заняли суды Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областей, их деятельность за указанный период с учетом обозначенных выше восьми критериев признана отвечающей предъявляемым требованиям. Для судов такая оценка и ее итоги служат стимулом для дальнейшего улучшения работы. В рамках мониторинга впервые проведена внутренняя оценка на предмет изучения эффективности управления судами. На совещании также были озвучены резуль- таты данного исследования и выявленные «узкие места» в организации судебной деятельности. Верховным судом эта работа будет совершенствоваться и далее. Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в 2015 году запланировано проведение в судах Казахстана независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов о качестве предоставляемых услуг. Проведению таких исследований придается важное значение, поскольку их результаты отражаются на оценке деятельности судов в целом. Планируются аналогичные совместные мероприятия и со Всемирных банком. Ранее подобный опрос для выявления уровня доверия и удовлетворенности граждан качеством работы судов был осуществлен Центром исследования правовой политики совместно с ПРООН по заказу Верховного суда в 2012 году. В ходе проведенного исследования опрошено около 6 000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Казахстана. По итогам исследования 82,4% респондентов выразили доверие судам. Вместе с тем необходимо отметить, что качество деятельности судов в целом зависит не только от состояния рассмотрения судебных дел, но и от создания надлежащих условий для работы служителей Фемиды, решения необходимых организационных, кадровых, финансовых и материально-технических вопросов. В тех странах, где обеспечение судов осуществляется за счет средств местного бюджета, эти моменты включены в общую систему оценки. В Казахстане же, согласно статье 80 Конституции, финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета. Поэтому отечественная модель оценки качества деятельности судов составлена с учетом тех критериев, которые так или иначе влияют на составляющие судебной деятельности и ее восприятие лицами, участвующими в процессе. Один из главных факторов, влияющих на качество отправления правосудия, - высокая судебная нагрузка. К примеру, по итогам 2013 года фактическая нагрузка одного судьи в месяц в Специализированном административном суде Алма-ты составляла 287 дел и материалов, в таком же суде Аты-рау - 280. Среди городских судов в суде Актобе на одного судью в месяц в среднем приходилось 148 гражданских дел, Павлодара - ПО. По специализированным экономическим судам наибольшая нагрузка зафиксирована в судах Ал-матинской области - 118 дел, Южно-Казахстанской - 105 и Павлодарской - 97. Среди судов общей юрисдикции в месяц на одного судью Жылы-ойского районного суда Аты-рауской области приходилось 125 дел, Шиилийского районного суда Кызьшординской области - 120 и Сайрамского районного суда Южно-Казахстан- ской области - 86. С ощутимой нагрузкой, превышающей нормативы, работают и другие районные, а также некоторые областные суды. Приведенные цифры говорят сами за себя. Если судье приходится в день рассматривать до 8 гражданских дел, столько же успеть написать мотивированных решений, то нередко это негативно сказывается и на их качестве. В связи с чем вопросы улучшения качества работы судов решаются Верховным судом комплексно. Уже практически реализовано решение Главы государства о поэтапном увеличении с начала 2014 года штатной численности судей на 450 и сотрудников судов на 540 единиц. Кроме того, по инициативе Верховного суда пересмотрена штатная численность судей 22 местных судов, усилен кадрами состав 3 областных судов, где наиболее высокая нагрузка по рассмотрению дел - это городские суды Астаны, Алма-ты и Карагандинский областной суд. При этом впервые в истории судебной системы перераспределение коснулось не только вакантных должностей, но и действующих судей. На районном уровне существенно укреплены суды гражданской юрисдикции. Таким образом, ситуация с нагрузкой в судах постепенно стабилизируется, что в свою очередь позитивно скажется и на качестве работы судов. Вместе с тем время вносит свои коррективы: развивается рынок, обновляется законодательство, появляются новые категории судебных дел, открываются новые административно-территориальные единицы. Так, подписанные летом нынешнего года Главой государства ключевые законы в уголовной сфере существенно обновили правовое поле страны. В уголовный процесс впервые введена фигура следственного судьи. Это нововведение также требует дополнительных штатных единиц судей во всех судах уголовной юрисдикции, поскольку следственные судьи наделяются совершенно новыми полномочиями по осуществлению контроля на стадии предварительного следствия. Верховным судом эти вопросы сейчас прорабатываются в рамках Единого государственного плана действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, утвержденного Президентом страны. На повышение эффективности судебной деятельности существенно влияет и внедрение в судах информационных технологий. Это направление также включено в систему оценки качества работы местных судов. На интернет-ресурсах Верховного и местных судов уже начали действовать электронные сервисы «Ознакомление с судебными документами» и «Судебный кабинет». Посредством данных сервисов граждане могут в режиме онлайн направить в суд исковое заявление, оперативно ознакомиться с судебными актами. За 8 месяцев текущего года в суды республики поступило более 50 тыс. электронных исковых заявлений, заявлений о выдаче протокола судебного заседания и замечаний на протокол, что почти в 2 раза больше, чем за весь 2013 год. Проведена модернизация интернет-ресурсов Верховного, областных и районных судов, которые теперь имеют единую платформу и централизованное управление, где размещена вся интересующая информация. Результаты этой работы - значительное повышение рейтинга интернет-ресурса Верховного суда, который по данным уполномоченного органа АО «Казконтент» сегодня занимает первую позицию среди официальных сайтов центральных госорганов. Аналогичная работа проводится и на местах. Показала свою эффективность система электронного извещения участников судопроизводства. Кроме направления сторонам судебных повесток посредством SMS, внедрены в практику и SMS о процессуальных действиях по делу. За прошедшее полугодие участникам судебных процессов судами направлено более 416 тыс. таких уведомлений. Эта работа находит положительные отклики, способствует обеспечению более широкого доступа населения к правосудию. Прочно вошло в практику применение аудио-, видеозаписи судебных процессов, способствующей более точной и достоверной фиксации хода процесса и повышению правовой культуры лиц, участвующих в суде. Планируется внедрение аудио-, видеофиксации процессов нового поколения на основе современных технологий с возможностью электронного протоколирования. На примере зарубежного опыта планируется развивать возможность дистанционного отправления правосудия путем оснащения судов модернизированными системами видеоконференцсвязи. В комплексе указанные мероприятия как составляющие критерии судебной деятельности отражаются на качестве отправления правосудия. О результативности принятых мер свидетельствует улучшение в 2014 году рейтинга национальной судебной системы на 2 позиции в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Задача повышения данного показателя как одна из приоритетных поставлена Президентом страны на прошедшем в ноябре прошлого года VI Съезде судей республики. Таким образом, политическая воля и всесторонняя поддержка Главы государства в укреплении независимости судебной системы, твердая позиция руководства Верховного суда, направленная на кардинальное улучшение качества отправления правосудия и обеспечение чистоты судейских кадров, служат залогом не только эффективной судебной защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, но и поступательного развития правового государства в целом.
Лаура Курсмантаева, заведующая отделом анализа и планирования департамента по обеспечению деятельности судов аппарата Верховного суда
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |