|
|
|
26.09.2014 Кластеры в Казахстане: понять и возродить
Государство предпринимает очередную попытку возродить кластерные инициативы в Казахстане. В АО «Казахстанский институт развития индустрии» при МИР РК разработали новые подходы к разработке территориальных кластеров. Они будут формироваться не государством, а заинтересованными представителями бизнеса. Кластерный подход был заложен в Государственную программу индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы. Программа сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности. Предусматривается сконцентрировать усилия и ресурсы на ограниченном числе секторов с применением кластерного подхода. Согласно ГПИИР, государство сконцентрируется на развитии и поддержке: - одного национального кластера из базовых ресурсных секторов, связанных с добычей и переработкой нефти и газа, нефте-газохимии, нефте-газохимического машиностроения и сервисных услуг для нефтегазовой промышленности; - трех территориальных кластеров в рыночно ориентированных секторах обрабатывающей промышленности; - двух инновационных кластеров («Назарбаев Университет» в Астане и «Парк инновационных технологий» в Алматы). Частному сектору предлагают проявить инициативу в формировании территориальных кластеров. «Нужно, чтобы было несколько компаний, причем уже работающих, устоявшихся, которые видят, что для того, чтобы выйти на внешний рынок, чтобы повысить свою производительность труда, необходимо что-то, кроме прямых инвестиций. Что-то, чего не хватает. Поэтому нужно понимать, что должен быть подбор взаимосвязанных, взаимодополняющих компаний, организаций, которые будут именно на эту специализацию кластера четко ориентированы», - заявил председатель правления АО «КИРИ» Айдын Кульсеитов, выступая на семинаре по вопросам поддержки кластерных инициатив в Астане. Государственная поддержка будет оказываться кластерам с наибольшим потенциалом развития. Кластеры будут выбраны на конкурсной основе. Претендовать на финансирование может группа предприятий. По словам Кульсеитова, прежде чем подавать заявку на участие в конкурсе, следует обратить внимание на наличие в потенциальном кластере цепочки добавленной стоимости, спроса на внутреннем рынке, возможности выхода на экспорт. Также необходимы: наличие «критической массы»: от 10 до 30 участников, географическая концентрация (при этом предприятиям не обязательно находиться строго в одном регионе, главное, чтобы их сотрудничество было экономически целесообразным), а также участники должны доказать, что объединение в кластер им действительно необходимо. Для этого потребуется определить инициатора кластера, который предоставит конкурсной комиссии Концепцию развития кластера на 1 этапе конкурса. Участники, которые прошли во 2 этап, разрабатывают стратегию развития кластера и дорожную карту. И, наконец, победителям по итогам 2 этапа предоставляется государственная поддержка. Поддержка, по словам Кульсеитова, будет оказываться по нескольким направлениям. Во-первых, по расширению кластера и интеграции его участников, то есть на создание кластерных ассоциаций, формирование единой базы поставщиков и информационной платформы, маркетинговые исследования, консультационные услуги. На это государством будет выделяться до 60 млн. тенге в год в течение 5 лет. В первые два года участникам кластеров будут возмещать 75% расходов, в остальные три года - 40%. Также деньги будут выделяться на создание и содержание инжиниринговых центров (до 50% возмещения расходов, но не более 100 млн.тенге). И, наконец, будет оказана финансовая поддержка на создание бизнес-климата и инфраструктуры. Объемы ее будут определены согласно дорожных карт, представленных кластерами. По словам директора российской «Strategy Partners Group» Дмитрия Адова, в мировой практике в состав кластера входят не только представители бизнеса. «Кластер - это всегда очень большое количество конкурирующих между собой компаний. С одной стороны, они конкурируют именно в своей сфере, но они одновременно сотрудничают в тех сферах, которые касаются общего развития кластера, - заявил он, выступая с докладом. - Вверху всегда присутствуют лидирующие компании. Это не всегда одна крупная компания, это могут быть и несколько средних компаний. Это те компании, которые экспортируют продукцию за пределы региона. Снизу вокруг этих компаний формируются поставщики, как специализированных услуг, так и поставщики сырья, оборудования и так далее. Туда же входят и НИИ, поставщики образовательных услуг», - рассказал он. По словам г-на Адова, в число основных признаков кластеров входят географическая концентрация (обычно кластеры концентрируются на ограниченной территории), тесные связи между участниками кластера и совместные усилия по его развитию, и, наконец, критическая масса компаний - как правило, от 30,50 и выше компаний. Для успешной реализации кластерных инициатив, считает Дмитрий Адов, требуется равная заинтересованность как со стороны государства, так и бизнеса. «Первый акцент - на роль государства. Именно государство на начальном этапе начинает поддержку развития кластеров, потому что бизнес, поскольку они между собой конкурируют, не всегда стремится к кооперации. И здесь государство берет на себя роль, в первую очередь, выстраивания взаимодействия между участниками и стимулирования их к развитию в одном направлении. Второе: финансирование. На начальном этапе государством выделяются небольшие суммы, чтобы запустить этот процесс, - отметил он. - С другой стороны, бизнес. Участники кластера должны понимать то конечное состояние кластера, к которому они хотят стремиться, и соответственно уже, сами предпринимать попытки по его развитию», - заключил он. Консультант привел успешный пример из мировой практики - химический кластер Фландрии (Бельгия), сконцентрированный вокруг порта в Антверпене. Химический кластер Фландрии - крупнейший в ЕС и четвертый по объемам производства в мире. Во Фландрии производится разнообразная химическая продукция, от сырья и исходных материалов (пластики, полимеры) до полуфабрикатов и готовых изделий (клеи, удобрения). Ежегодный объем экспорта предприятиями кластера - 40 млрд. евро. Кластер обеспечивает 62 тыс. рабочих мест (10% всей занятости в Бельгии). Средний ежегодный объем инвестиций в производство в кластере за последние 5 лет - 1 млрд евро. По словам Адова, во Фландрии активно использовались все инструменты государственной поддержки: доступность финансовых ресурсов для развития бизнеса (гарантии по кредитам, финансовые стимулы для инвесторов), капитальные и операционные затраты (государственные инвестиции в инфраструктуру), оказание специализированных услуг (гранты на проведение исследований в химии), эффективное регулирование (снижение административных барьеров, налоговые льготы на проведение НИОКР) и поддержка в обучении кадров.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |