|
|
|
27.10.2014 Тонкий лед. Чиновников в РК могут обязать подавать в отставку за коррупцию подчиненных
Особую активность на своем посту в последнее время проявляет председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров. В конце сентября он откровенно признал провал казахстанской системы отбора в корпус государственных управленцев, заметив, что теперь необходимо к этому процессу активно подключать людей. На этот раз г-н Кожамжаров выступил с инициативой законодательно закрепить ответственность государственных чиновников высокого ранга за коррупционные преступления, совершаемые их подчиненными. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции готовится к внесению в 2015 году в парламент закона «О противодействии коррупции», одним из главных пунктов которого станет законодательно закрепленная норма об отставке первого руководителя ведомства за должностные и коррупционные преступления подчиненного. «В следующем году мы внесем большой законопроект. В этом документе будут предусмотрены многие вопросы. По нашему мнению действующее антикоррупционное законодательство устарело и не отвечает требованиям времени. Сейчас есть положение о прохождении государственной службы, это касается политических госслужащих. Поправка была проведена в 2013 году, там сказано о том, что если у руководителя кто-либо из подчиненных осужден за коррупционное правонарушение и если приговор вступил в законную силу, то он должен подать в отставку. Но в случае, если этот подчиненный был назначен им, либопо его согласованию. Отставка подается главе государстве и рассматривается в течение месяца», - сказал Кайрат Кожамжаров. Мнения экспертов разделились. Одни опрошенные Kursiv.Kz эксперты скептически отнеслись к тому, что нововведение позволит победить коррупцию в государственных органах, так как система коллективной ответственности, которая отчасти была и в СССР, вряд ли даст эффект. Другие считают, что это единственный способ победить взяточничество во властной системе. Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев считает, что эта мера, конечно, усложнит жизнь коррупционерам, которые сегодня уже мало чего опасаются. Определенные моральные издержки и этические потери отдельных чиновников будут положительно оценены обществом, сыграют роль клапана, стравливающего «пар» общественного недовольства. «Но не надо забывать о том, что коррупция у нас превратилась в систему, икакие последствия для нее несет это нововведение? Сейчас ответственность топового чиновника итак персональная, и отвечает он перед президентом. Огромное количество государственных менеджеров теряют свои посты по причине коррупционных скандалов. Просто эти отставки замаскированы под «уход на другую работу». Тем не менее, все знают, за что «ушли» каждого проштрафившегося чиновника. И что, кто-то застрелился или посыпал голову пеплом? Отставка - это ведь не запрет на профессию или уголовная ответственность. Так что не думаю, что такая мера кардинально изменит сегодняшнее положение дел. На смену одним коррупционным схемам и механизмам придут новые, более изощренные. На смену «ответственности стрелочников» придет круговая порука или даже мафиозная «омерта». В итоге, мне кажется, все сведется к банальному росту издержек бизнеса, увеличению процента «откатов» и усилению давления на предпринимателей», - считает Еркин Иргалиев. Политолог Ерлан Калиев связывает новые поправки с коррупционным скандалом в министерстве сельского хозяйства. Так как все еще тянется интрига вокруг вероятной отставки министра Асылжана Мамытбекова, то ему, таким образом, мог быть послан сигнал. Калиев заметил, что эта ситуация, как лакмусовая бумага, высветила ряд правовых коллизий, свидетельствующих о серьезных институциональных проблемах в сфере отбора и ответственности чиновничьего корпуса в Казахстане. Вице-министровв РК назначают постановлением правительства, а самого министра на должность утверждает президент страны. Следовательно, каждый в этой иерархической цепочке согласно предлагаемому закону, в той либо иной мере обязан нести персональную ответственность за случившееся. «В странах, где кабинет министров формируется депутатским корпусом и подотчетен парламенту, такие проблемы разрешаются просто в стенах парламента. Поэтому в заявление председателя агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжарова, о необходимости закрепления в законе о противодействии коррупции нормы об отставке руководителяв случае если его подчиненных уличат во взяточничестве, на мой взгляд, есть некая попытка на законодательном уровне прописать те же нормы, которые бы могли действовать в Казахстане при правильно выстроенной системе как персональной, так и коллективной ответственности чиновников», - заметил он. Бывший вице-министр сельского хозяйства, предприниматель Марат Толибаев сказал, что поддерживает инициативу по законодательному закреплению обязательной отставки чиновника за коррупцию его подчиненных. Однако в настоящее время такой нормы нет, поэтому добровольная отставка остается чисто на совести того же Асылжана Мамытбекова и других чиновников, чьи подчиненные были уличены в получении взяток. Поэтому воспринимать нововведение как сигнал министру не следует, считает Марат Толибаев. Заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Денис Дживага сомневается, что указанная мера приведет к улучшению ситуации с коррупцией. Так как это больше вопрос общей правовой культуры граждан, заметил он. «Чиновники - такие же граждане Казахстана. Это, как и с ситуацией на дорогах: хоть какие законы принимайте, вводите драконовские штрафы - ничего не измениться, пока не будет поставлен более конкретный вопрос - повышение общей правовой культуры в стране. А это требует не косметических, а структурных реформ, на которые пока никто не решается. Не считаю правильной норму что руководитель должен уйти после того как его подчиненный попался на коррупционном скандале. Я не беру здесь пример Асылжана Мамытбекова и его случай, где он сам конкретно сказал, что сделает это. Просто считаю, что такая норма так же ни к чему хорошему не приведет. Да, руководитель должен отвечать за своих подчиненных, но бывают случаи, когда он просто не может проконтролировать все, что тот делает. Ответственность должна быть персональная, но главный вопрос в том, чтобы она была в принципе. Каждый человек, вне зависимости от ранга должен понимать, что за преступления он ответит. Именно этого мы пока не видим», - считает г-н Дживага. Руководитель аналитического центра RealPolitik Серик Бельгибай заметил, что внедрение подобной ответственности имеет смысл, но и эта мера будет косметической, так как коснется лишь средней категории должностных лиц, а не чиновников высшего ранга. «Что касается А.Мамытбекова, то закон обратной силы не имеет. Вопрос в том, будет ли это эффективно? Коррупция у нас приняла системный характер. Это не просто нарушение, не инверсия в рамках системы, а составная часть и часто сама движущая сила в госструктурах, чуть ли не суть их деятельности. В таких условиях требуется радикальная перестройка. Какая-то одна мера или даже целый их комплекс особого влияния не окажут. Действующий автономно от народа государственный аппарат, живущий не на налоги граждан, а на нефтяную ренту, где даже в городской акимат нельзя зайти без предварительно выписанного пропуска, не способен стать открытым и подотчетным самостоятельно. Еще более закрытым - да, легко. Поэтому нам нужно такое общество, которое сможет провести такие преобразования. В этом смысле было хорошее высказывание Виктора Ющенко по поводу системы отбора: «Украину спасут патриоты, у которых естьпервоклассное образование и у которых есть мораль. Безусловно, образование должно быть, но если они не патриоты - грош цена этому образованию», - заметил г-н Бельгибай. Отметим, что, согласно информации ныне расформированной финансовой полиции Казахстана, в 2013 году около 200 руководителей государственных органов различного уровня были привлечены к ответственности за коррупцию. Всего за год на 30% увеличилось количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за взяточничество. В течение 2013 года почти 150 казахстанских чиновников лишились своих должностей за коррупционные проступки, а к дисциплинарной ответственности за совершение таковых было привлечено 349 должностных лиц. В течение 2013 года было предотвращено нерациональное использование бюджетных средствгосслужащими разного ранга на общую сумму более 3,5 млрд тенге. В глобальном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» Казахстан сегодня занимает 120 место среди 183 стран. Между тем, мера об ответственности руководителя за взяточничество своего подчиненного, далеко не первая антикоррупционная инициатива в последние несколько месяцев. В начале июля 2014 года партия «Нур Отан» представила обширный план по противодействию коррупцию и позже представила всю свою финансовую отчетность за 2013 год, назвав это первым шагом на пути к борьбе со взятками в партийных рядах. «Нормой должно стать опубликование декларации не только о доходах государственного служащего и членов его семьи, но и в перспективе в рамках предстоящего всеобщего декларирования имущества граждан, перехода к массовому безналичному расчету, еще и расходах конкретного государственного служащего и членов его семьи. Это нормальная практика, которая должна быть внедрена в нашем обществе»,- заявил тогда директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции КазГЮУ Марат Когамов. В октябре 2014 года первый заместитель председателя партии «НурОтан» БауыржанБайбек сказал, что к 2025 году Казахстан планирует войти в первую 30-ку стран, которые снизили уровень коррупции по четырем критериям. Это критерии Глобального индекса конкурентоспособности, неформальные платежи и взятки, индикатор Всемирного банка по легкости ведения бизнеса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |