|
|
|
Закон (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 июня 2014 года (введены в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования)
В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.)
В оригинале оглавление отсутствует
О соответствии Конституции настоящего Закона см. Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 20 августа 2009 года № 5
В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Настоящий Закон определяет правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правовые отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. стар. ред.); Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 вводится в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования 1) подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом (далее - подозрительная операция) - операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность; 2) операции с деньгами и (или) иным имуществом - действия физических и юридических лиц с деньгами и (или) иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей; Подпункт 3 вводится в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования 3) бенефициарный собственник - физическое лицо, которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций клиента - юридического лица, а равно физическое лицо, осуществляющее контроль над клиентом иным образом, либо в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом; 4) клиент - физическое или юридическое лицо, получающее услуги субъекта финансового мониторинга; 5) корреспондентские отношения - договорные отношения, возникающие при открытии банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, корреспондентских счетов другим банкам с целью совершения операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания; 6) банк-ширма - банк-нерезидент, который не имеет физического присутствия в государстве (территории), в котором он зарегистрирован в качестве банка и (или) получил лицензию на осуществление банковской деятельности, за исключением нахождения такого банка в прямом или косвенном владении банковского холдинга, подлежащего консолидированному надзору в государстве (территории), в котором он зарегистрирован; 7) финансовый мониторинг - совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, осуществляемых уполномоченным органом и субъектом финансового мониторинга в соответствии с настоящим Законом; 8) операции, подлежащие финансовому мониторингу, - операции с деньгами и (или) иным имуществом, в отношении которых в соответствии с настоящим Законом установлен финансовый мониторинг; 9) обналичивание денег, полученных преступным путем, - действия, совершаемые физическими или юридическими лицами с целью получения наличных денег путем использования документов при совершении мнимой сделки, направленной на легализацию (отмывание) денег; 10) доходы, полученные преступным путем, - деньги и (или) иное имущество, полученные в результате совершения преступления; 11) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, посредством совершения сделок, а равно использование указанных денег и (или) иного имущества; См. изменения в подпункт 12 - Закон РК от 03.11.14 г. № 244-V (вводятся в действие со 2 января 2015 года) 12) финансирование терроризма (террористической деятельности) - предоставление или сбор денег и (или) иного имущества либо оказание финансовых услуг террористам и (или) террористическим организациям для осуществления террористической деятельности; 13) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с настоящим Законом; 14) иностранное публичное должностное лицо - лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства; 15) компетентный орган иностранного государства - орган иностранного государства, осуществляющий в соответствии с его законодательством противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 16) физическое присутствие - место ведения деятельности банка, расположенное по постоянному адресу (кроме адреса почтового ящика или электронного адреса), в котором имеются органы управления и персонал банка, ведутся учет и хранение документов, относящихся к банковской деятельности, и проводятся проверки уполномоченного органа, выдавшего банку-нерезиденту лицензию на осуществление банковской деятельности; 17) деловые отношения - отношения с клиентами, возникающие в процессе осуществления субъектом финансового мониторинга профессиональной деятельности. См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма
В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В заголовок главы 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Глава 2. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. стар. ред.); Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.) См. изменения в статью 3 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 3. Субъекты финансового мониторинга 1. Для целей настоящего Закона к субъектам финансового мониторинга относятся: 1) банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; 2) биржи; 3) страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры; 4) единый накопительный пенсионный фонд и добровольные накопительные пенсионные фонды; 5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий; 6) нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом; 7) адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам - в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности: купли-продажи недвижимости; управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг; аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией; создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им; 8) аудиторские организации; 9) организаторы игорного бизнеса и лотерей; 10) операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег. 2. Государственные органы Республики Казахстан не являются субъектами финансового мониторинга.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) См. изменения в статью 4 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 4. Операции с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащие финансовому мониторингу 1. Операция с деньгами и (или) иным имуществом подлежит финансовому мониторингу, если по своему характеру она относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, и совершается в наличной форме, за исключением операций, предусмотренных подпунктами 6), 7), 9), 11) и 18) пункта 2 настоящей статьи, на сумму, которая равна или превышает: для операции, указанной в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 1 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 000 000 тенге или превышающей ее; для операций, указанных в подпунктах 6) и 7) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 2 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 2 000 000 тенге или превышающей ее; для операции, указанной в подпункте 9) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 6 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 6 000 000 тенге или превышающей ее; для операций, указанных в подпунктах 2), 3), 5), 11) - 14), 16) и 17) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 7 000 000 тенге или превышающей ее; для операций, указанных в подпунктах 10) и 15) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 30 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 30 000 000 тенге или превышающей ее; для операции, указанной в подпункте 18) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 150 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 150 000 000 тенге или превышающей ее; для операции, указанной в подпункте 19) пункта 2 настоящей статьи, - в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 45 000 000 тенге или превышающей ее. Если операция с деньгами и (или) иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, эквивалент суммы в тенге рассчитывается по рыночному курсу обмена валюты на день совершения такой операции, определенному согласно законодательству Республики Казахстан. Оплата коммунальных платежей, оплата за сотовую связь, платежи в бюджет от физических лиц, оплата за обучение при равенстве и превышении порогов, установленных настоящей статьей, будут относиться к операциям, подлежащим финансовому мониторингу - см. ответ Комитета по финансовому мониторингу РК от 8 февраля 2010 года 2. К операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, относятся: 1) получение выигрыша по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме; См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма 2) покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты; См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма 3) получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 5) снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней; 6) зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней; 7) переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней; 8) Исключен в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 9) платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе; 10) приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей; 11) операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев; 12) ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты; 13) осуществление страховой выплаты или получение страховой премии; Подпункт 14 изложен в редакции Закона РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.) 14) внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов; 15) получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга; 16) сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых услуг по имущественному найму (аренде) сейфовых ячеек; 17) купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них; 18) сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации; См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма 19) сделки с ценными бумагами. 3. Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены. 4. Критериями определения подозрительной операции являются: 1) совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла; 2) совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом; 3) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма; 4) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных незаконным путем; 5) операции, по которой получателем денег либо товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, переданного в имущественный найм (аренду) является нерезидент, не являющийся стороной по договору, предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, переданного в имущественный найм (аренду); 6) операции, одной из сторон которой являются физические и (или) юридические лица, включенные в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма. Правительство Республики Казахстан утверждает признаки критериев определения подозрительной операции. См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. стар. ред.) См. изменения в статью 5 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 5. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга клиентов 1. Субъекты финансового мониторинга должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. 2. Субъекты финансового мониторинга осуществляют надлежащую проверку клиентов в случаях: 1) установления деловых отношений с клиентом; См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма, любые отношения банка и клиента, независимо к разовым или периодическим они относятся, следует относить к деловым - см. ответ Комитета по финансовому мониторингу РК от 1 февраля 2010 года 2) осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу; 3) наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах. 3. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга своих клиентов включает осуществление следующих мер: 1) фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также юридический адрес; 2) фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также адрес места нахождения; 3) фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии) получателя и его представителя, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии); 4) установление предполагаемой цели и характера деловых отношений; 5) проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга. Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V 3-1. Меры, предусмотренные в настоящей статье, не принимаются в следующих случаях: 1) при осуществлении неидентифицированными владельцами электронных денег - физическими лицами операций по приобретению и использованию электронных денег, не превышающих сумму, предусмотренную пунктом 4 статьи 36-2 Закона Республики Казахстан «О платежах и переводах денег»; 2) при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по зачислению денег на банковский счет физического лица посредством оборудования (устройства), предназначенного для приема наличных денег, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге; 3) при осуществлении клиентом безналичного платежа или перевода денег без использования банковского счета, если сумма такого платежа или перевода денег не превышает 2 000 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 2 000 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции; 4) при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по покупке, продаже или обмену наличной иностранной валюты в обменном пункте, если сумма такой операции не превышает 2 000 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 2 000 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции; 5) при осуществлении клиентом - физическим лицом операции с использованием платежной карточки, не являющейся средством доступа к банковскому счету такого клиента, если сумма такой операции не превышает 200 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 тенге. 4. Проведение надлежащей проверки субъектами финансового мониторинга своих клиентов осуществляется в соответствии с правилами внутреннего контроля.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Статья 6. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга клиентов в случае установления деловых отношений с клиентом Субъекты финансового мониторинга, за исключением случаев, указанных в пункте 3-1 статьи 5 настоящего Закона, принимают меры, предусмотренные подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона, до установления деловых отношений с клиентами.
См. изменения в статью 7 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 7. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга клиентов при осуществлении операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу 1. Субъекты финансового мониторинга до проведения операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, принимают меры, предусмотренные подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона. 2. В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1) - 4) пункта 3 статьи 5 настоящего Закона, субъектами финансового мониторинга деловые отношения с клиентами не устанавливаются и операции не проводятся.
Статья 8. Надлежащая проверка субъектами финансового мониторинга иностранных публичных должностных лиц Субъекты финансового мониторинга помимо мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в отношении иностранных публичных должностных лиц дополнительно обязаны: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 1) осуществлять проверку принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 2) осуществлять оценку репутации данного иностранного публичного должностного лица в отношении причастности его к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 3) получать разрешение руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с такими клиентами; 4) предпринимать доступные меры для установления источника средств.
Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) Статья 9. Надлежащая проверка при установлении корреспондентских отношений с иностранными финансовыми организациями Субъекты финансового мониторинга, указанные в подпункте 1) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, помимо мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, при установлении корреспондентских отношений с иностранными финансовыми организациями дополнительно обязаны: 1) осуществлять сбор и документально фиксировать сведения о репутации и характере деятельности иностранной финансовой организации - респондента, в том числе о применении к нему санкций за нарушение законодательства страны его регистрации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 2) документально фиксировать информацию о мерах внутреннего контроля, принимаемых иностранной финансовой организацией-респондентом в соответствии с законодательством страны его регистрации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществлять оценку эффективности принимаемых мер внутреннего контроля; 3) не устанавливать и не поддерживать корреспондентские отношения с банками-ширмами; 4) удостовериться, что иностранная финансовая организация - респондент отказывает в использовании своих счетов банками-ширмами; 5) получать разрешение руководящего работника организации на установление новых корреспондентских отношений. Наличие у иностранной финансовой организации - респондента корреспондентских отношений с банками-ширмами определяется на основе информации, предоставляемой иностранной финансовой организацией - респондентом и (или) получаемой субъектом финансового мониторинга из иных источников.
Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.) См. изменения в статью 10 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 10. Сбор сведений и документальное подтверждение при проведении надлежащей проверки 1. Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте на основании перечня документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга, который определяется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами. Пункт 2 введен в действие по истечении трех месяцев после первого официального опубликования 2. Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган по форме, которая должна содержать следующие разделы: вводную информацию, сведения о субъекте финансового мониторинга, сведения об операции и участниках операции, дополнительную информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу. Данная форма определяется правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, документально фиксируются и предоставляются в уполномоченный орган субъектами финансового мониторинга на казахском или русском языке: 1) указанными в подпунктах 1) - 5) и 10) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, - электронным способом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции посредством выделенных каналов связи, за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой; 2) юридическими лицами, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, - электронным способом или на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции; 3) указанными в подпунктах 6) - 9) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, - электронным способом или на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции. Сведения и информация по подозрительным операциям документально фиксируются и предоставляются в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона. 3. Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются: 1) адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера; 2) нотариусами при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний. См. разъяснение в Нормативном постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 20 августа 2009 года № 5 4. Расходы, связанные с передачей в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученных при проведении надлежащей проверки клиента, несут субъекты финансового мониторинга.
См. изменения в статью 11 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования) Статья 11. Ведение субъектами финансового мониторинга внутреннего контроля В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 1. Субъекты финансового мониторинга принимают меры, в соответствии с которыми оказываемые ими услуги не будут использованы другими лицами для целей совершения или оказания содействия в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 2. Субъекты финансового мониторинга в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также несут ответственность за соблюдение правил и реализацию программ. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 21.06.12 г. № 19-V (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 3. Правила внутреннего контроля разрабатываются, принимаются и исполняются субъектами финансового мониторинга и, помимо требований к деятельности субъекта финансового мониторинга при проведении внутреннего контроля, предусмотренных настоящим Законом, должны включать в себя: условия, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона; перечень операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона; критерии определения подозрительных операций; перечень документов, необходимых для надлежащей проверки своих клиентов; меры надлежащей проверки своих клиентов; меры надлежащей проверки банков-корреспондентов субъектом финансового мониторинга, устанавливающим с ними корреспондентские отношения; основания для отказа от проведения операций клиента, указанные в пункте 1 статьи 13 настоящего Закона; меры по обязательному информированию уполномоченного органа о подозрительных операциях клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона; обеспечение доступа должностных лиц субъектов финансового мониторинга к идентификационным данным и иной информации по надлежащей проверке своих клиентов; меры по обеспечению порядка хранения и защиты информации, полученной в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона; меры по организации системы подготовки и обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга, задействованных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; требования к назначению, квалификации и подготовке должностных лиц субъектов финансового мониторинга. См.: Протокол № 2 рабочей встречи по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V 3-1. Субъекты финансового мониторинга обеспечивают соблюдение и реализацию правил внутреннего контроля своими филиалами, представительствами, дочерними организациями, расположенными как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. Субъекты финансового мониторинга обязаны сообщать в уполномоченный орган и орган контроля и надзора о фактах невозможности соблюдения и реализации правил внутреннего контроля своими филиалами, представительствами, дочерними организациями, расположенными за пределами Республики Казахстан, ввиду противоречия законодательству государства их места нахождения. 4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 5 настоящего Закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом. Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 10.06.14 г. № 206-V (см. стар. ред.) 5. Субъекты финансового мониторинга и их работники не вправе извещать клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган сведений и информации о таких клиентах и о совершаемых ими операциях в соответствии с настоящим Законом. 6. Представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны. 7. В случае предоставления в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Законом субъекты финансового мониторинга, их должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором.
См. изменения в статью 12 - Закон РК от 10.06.14 г. № 206-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня первого официального опубликования)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |