|
|
|
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА «AITKALIYEVA&PARTNERS LAWYERS»
Новый УПК РК
«Законодательство, под влиянием временных ослеплений, может, конечно, отступать назад и возвращаться к устарелым и отжившим учреждениям, но на коренные начала правосудия - гласность, устность, непосредственность и свободную оценку доказательств - оно серьезно посягнуть не решится. Эти приобретения человечества куплены слишком дорогою ценою многовековых страданий и заблуждений, чтобы с ними можно было легко и надолго расстаться. Вместе с тем, едва ли скоро человечество придумает форму суда, могущую с прочным успехом заменить суд присяжных или найдет возможным обходиться без состязательного начала». А.Кони
ОГЛАВЛЕНИЕ
Начало досудебного расследования. Поводы к началу досудебного расследования Общие условия производства досудебного расследования Ускоренное досудебное расследование Срок досудебного расследования Протокольная форма досудебного расследования Полномочия прокурора в ходе досудебного расследования. Процессуальный прокурор Участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы Признание лица подозреваемым и определение квалификации деяния подозреваемого Объявление о признании лица подозреваемым Определение квалификации деяния подозреваемого Постановление о квалификации деяния подозреваемого Обязательность явки подозреваемого Порядок объявления подозреваемому постановления о квалификации его деяния Изменение и дополнение квалификации деяния подозреваемого Обязательное участие защитника Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда Допуск адвоката к участию в деле Меры процессуального принуждения. Задержание подозреваемого. Основания задержания Право граждан на непроцессуальное задержание лиц, совершивших уголовное правонарушение Иные меры процессуального принуждения и основания для их применения Обязательство о явке к лицу, осуществляющему досудебное расследование, и в суд Временное отстранение от должности Судебный контроль на стадии досудебного производства. Следственный судья Общие условия осуществления полномочий следственным судьей Санкционирование меры пресечения под стражей Досудебное расследование при заключении процессуального соглашения Условия для заключения процессуального соглашения в форме сделки о признании вины Последствия заключения процессуального соглашения в форме сделки о признании вины Порядок составления процессуального соглашения в форме сделки о признании вины Процессуальное соглашение о сотрудничестве Порядок заключения процессуального соглашения о сотрудничестве Порядок утверждения процессуального соглашения о сотрудничестве Действия прокурора по исполнению условий процессуального соглашения о сотрудничестве Рассмотрение дел в согласительном производстве осуществляется судом Негласные следственные действия Санкционирование негласных следственных действий Проведение негласных следственных действий в случаях, не терпящих отлагательства Сроки проведения негласных следственных действий Представление результатов негласных следственных действий Оценка и использование результатов негласных следственных действий в доказывании Ознакомление с материалами, не приобщенными к протоколам негласных следственных действий Негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места Негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами Негласный контроль почтовых и иных отправлений Негласные проникновение и (или) обследование места Негласное наблюдение за лицом или местом Негласная контролируемая поставка Негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности Составление обвинительного акта и направление прокурору Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом Досудебное производство о конфискации Рассмотрение судом ходатайства о конфискации Вопросы, разрешаемые судом в совещательной комнате в производстве о конфискации Введение в действие некоторых положений нового УПК РК Сравнительная таблица статей УПК РК 2014 и 1997г.
1 января 2015 года вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Ученые и практики полагают, что новая редакция УПК РК «явилась ответом на произошедшие за последние 17 лет перемены в жизни страны». По мнению представителей судейского корпуса «в новом Уголовно-процессуальном кодексе удалось учесть практически все то, что было продиктовано самой жизнь», а также, что «в новом УПК РК есть серьезные, принципиальные, системные и, безусловно, порадовавшие адвокатское сообщество изменения». Да, перемены были неизбежны, и изменения есть, и все же, адвокаты не разделяют оптимизма судей, так как новый кодекс не содержит существенных изменений, укрепивших положение стороны защиты. Да, он содержит поправки, которые могли бы привести к расширению полномочий адвоката, если бы они не были нивелированы другими нормами. Структурно новый УПК РК отличается от действующего введением новых глав, понятий, порядка 350 статей претерпели серьезные изменения. Новая редакция УПК РК состоит из 72 глав, 674 статей. Целая глава посвящена негласным следственным действиям. Согласно проекту, результаты негласных следственных действий предполагается использовать напрямую, как и любое другое доказательство, без предварительной легализации. Глава 55 УПК РК раскрывает механизм расследования уголовных проступков. К уголовным проступкам, в соответствии с новым Уголовным кодексом, отнесено несколько десятков составов из КОАП, что опровергает заявления разработчиков о гуманизации. Совершение уголовного проступка не влечёт последствий в виде судимости, тем не менее, один факт привлечения человека к уголовной ответственности может стать серьезным препятствием, к примеру, для дальнейшего трудоустройства. В новом УПК РК сделана слабая попытка к усилению судебного контроля на стадии досудебного производства, для чего в уголовный процесс введено новое лицо - следственный судья. Предусмотрена принципиально новая функция суда - депонирование показаний. Это полученные следственным судьей показания свидетеля и потерпевшего в ходе досудебного производства, которые могут быть использованы в ходе судебного рассмотрения дела без повторного допроса указанных лиц. Ходатайство о депонировании показаний свидетеля или потерпевшего может быть подано следственному судье прокурором, подозреваемым, адвокатом. Указанное ходатайство должно быть мотивировано двумя причинами. Первая - если имеются основания полагать, что более поздний допрос свидетеля или потерпевшего может оказаться невозможным в силу объективных причин (постоянное проживание за пределами РК, выезд за границу, тяжелое состояние здоровья, применение мер безопасности свидетеля). Вторая - в целях исключения последующих допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших для исключения психотравмирующего воздействия на них. Существует мнение, что данный институт направлен на уравнивание прав защиты с правами обвинения по представлению доказательств, однако депонирование показаний свидетеля и потерпевшего на наш взгляд, может привести к серьезным нарушениям права на защиту. Новый УПК РК не оправдал надежд адвокатов на расширение полномочий следственного судьи. На наш взгляд, единственной гарантией от необоснованных арестов являлось наделение следственного судьи полномочием проверять достаточность оснований обвинения (подозрения). Мы полагали, что рассматривая ходатайство о санкционировании меры пресечения под стражей, следственный судья будет обязан убедиться, что под стражу не будет заключен человек, обвинения против которого голословны. Но чуда не произошло. В ст.122 нового УПК РК закреплено право адвоката на сбор доказательств, но это право нуждается в дополнительных гарантиях. Так, в соответствии с ч.7 ст.272 УПК РК, экспертиза в уголовном процессе в порядке, предусмотренном пунктом 3) ч.3 ст.122 УПК РК, на основании адвокатского запроса о даче экспертного заключения, проводится в случае отсутствия необходимости в истребовании объектов исследования из органа, ведущего уголовный процесс. При этом, в ч.2 ст.272 УПК РК только постановление органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи о назначении экспертизы обязательно для исполнения органами или лицами, которым оно адресовано и входит в их компетенцию. Участник процесса, по инициативе которого назначается экспертиза, может представить в качестве объектов экспертного исследования предметы, документы. Однако, орган, ведущий уголовный процесс, вправе мотивированным постановлением исключить их из числа таковых. Таким образом, даже в том случае, когда экспертиза проводится на основании адвокатского запроса, следователь наделен правом вмешиваться в этот процесс и принимать решение об исключении объектов исследования. Важнейшим аспектом процессуального равноправия стороны обвинения и защиты является уголовно-процессуальное доказывание и его основа - собирание доказательств. Конституция прямо гарантирует признание права за состязающимися использовать равные средства и возможности для обоснования своих утверждений и требований, и для оспаривания утверждений и требований другой стороны. Любые попытки адвоката воспользоваться правом на собирание доказательственной информации воспринимаются как притязание на некое параллельное расследование. Производство следственных действий неразрывно связано с мерами процессуального принуждения. Адвокатское расследование не является обязательным процессуальным действием, а представляет собой определенную работу адвоката, проводимую им в целях установления обстоятельств по делу. Если следователь обязан проводить расследование, то адвокат должен иметь на это право, если это необходимо для установления обстоятельств. Работа, предлагаемая вашему вниманию - это пособие информативно-справочного характера по новому Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан и призвано помочь адвокатам в кратчайшие сроки ознакомиться с новеллами нового кодекса, и вопросами, которые нам предстоит решать в ходе осуществления адвокатской деятельности, она не лишена недочетов, как и всякая попытка дать обобщенные сведения по такому сложному вопросу. Однако, мы надеемся, что она будет полезной и поможет адвокатам правильно ориентироваться в предстоящих изменениях, видеть основные направления и тенденции, которые должны быть учтены в работе с новым УПК РК.
Уголовное преследование слишком серьезная вещь, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности. Ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение уголовного дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и необоснованным привлечением его к уголовному делу. А.КОНИ
Начало досудебного расследования. Поводы к началу досудебного расследования ___________________________________________________________
Стадия возбуждения уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса в действующей редакции УПК РК. На этой стадии начинается процессуальная деятельность следователя, прокурора, адвоката. При недостаточности сведений о признаках преступления орган уголовного преследования производит сбор фактических данных, что мы сегодня именуем доследственной проверкой. Новым УПК РК процедура возбуждения уголовного дела и доследственной проверки исключена из стадии досудебного производства. В соответствии со ст.179 нового УПК РК, началом досудебного производства является регистрация заявления в Едином реестре досудебных расследований, либо первое неотложное следственное действие. Таким образом, УПК РК предусмотрено автоматическое начало расследования без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Исключение процедуры возбуждения уголовного дела из первоначальной стадии уголовного процесса вероятнее всего приведет к тому, что все нынешние отказные материалы автоматически станут уголовными делами, по которым необходимо расследование. Данная новелла прибавит работы следственным органам. Но как и в других случаях, разработчиками предусмотрена норма, которая позволит принимать отдельные категории заявлений и сообщений без регистрации их в ЕРДР.
В соответствии с ч.5 ст.181 УПК РК, при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения
ревизий и проверок уполномоченных органов для установления признаков уголовного правонарушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований в течение трех суток направляются для рассмотрения уполномоченным государственным органам. Таким образом, для регистрации заявлений о сообщений об уголовных правонарушениях создан барьер, который, при злоупотреблении своими полномочиями, сотрудниками полиции может привести к нарушению прав потерпевших. Полагаем, что ч.5 ст.181 УПК РК противоречит требованиям ст.185 УПК РК, о необходимости приема и регистрации всех заявлений о сообщений об уголовных правонарушениях. Рассмотрение сообщений и заявлений об уголовных правонарушениях является первоначальной стадией досудебного производства, и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие решения. Так, в соответствии с ч.1 ст.185 УПК РК, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном, либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении. В соответствии с ч.2 ст.185 УПК РК, отказ в приеме и регистрации заявления об уголовном правонарушении и других поводов к началу досудебного расследования, предусмотренных частью первой ст.180 настоящего Кодекса, не допускается и влечет установленную законом ответственность. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.179 УПК РК, досудебное расследование обязательно по всем заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях, за исключением дел частного обвинения. В соответствии с ч.4 ст. 179 УПК РК, при наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений о признаках административного правонарушения, либо дисциплинарного проступка, обращение в течение трех суток передается сопроводительным письмом в соответствующий уполномоченный государственный орган или должностному лицу. Как следует из смысла указанных норм, органом уголовного преследования, в течение 3-х суток устанавливается вопрос о наличии в поступившем заявлении признаков уголовного или административного правонарушения, либо дисциплинарного проступка. Установив отсутствие в заявлении сведений, указывающих на признаки уголовного правонарушения, орган уголовного преследования принимает решение о передаче заявления (обращения) в соответствующий уполномоченный орган. При этом, мы полагаем, что материалы могут быть переданы только после регистрации заявления в ЕРДР. Поскольку, принятие любого решения, в том числе, о передаче по подследственности, территориальности, подсудности и т.д., без предварительной регистрации обращений в ЕРДР запрещается. Так, при наличии в поступившем заявлении, сообщении сведений, по которым уголовное преследование осуществляется в порядке частного обвинения, заявление граждан должно быть принято, зарегистрировано, и, после анализа первичных материалов, передано по подсудности с разъяснением его права на поддержание обвинения в суде. Полагаем необходимым предусмотреть в ст.179 УПК РК возможность возвращения заявлений (сообщений), из которых усматриваются нарушения прав, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, с разъяснением прав и порядка обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства.
Общие условия производства досудебного расследования К общим условиям досудебного расследования следует отнести правила о подследственности уголовных дел, места производства досудебного расследования, формах досудебного расследования, ускоренного досудебного расследования, сроках досудебного расследования, полномочиях прокурора в ходе досудебного расследования, производство досудебного расследования следственной, следственной-оперативной группой, полномочия руководителя группы, общие правила производства следственных действий, порядок вынесения постановлений в ходе досудебного расследования, составления протоколов следственных действий, недопустимость разглашения данных предварительного следствия. Из перечисленного предлагаем вниманию коллег обзор отдельных нововведений. В соответствии с ч.1 ст.189 УПК РК, досудебное расследование производится в форме дознания, предварительного следствия и протокольной форме. В соответствии со ст. 190 УПК РК, досудебное расследование может быть окончено в ускоренном порядке, за исключением дел протокольной формы.
Ускоренное досудебное расследование. Ускоренное досудебное расследование может производиться по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также тяжким преступлениям, если собранными доказательствами установлены факт преступления и совершившее его лицо, полное признание им своей вины, согласие с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда) с уведомлением об этом подозреваемого и разъяснением ему правовых последствий этого решения. Ускоренное досудебное расследование должно быть закончено в течение пятнадцати суток. При ускоренном досудебном расследовании лицо, осуществляющее досудебное расследование, устанавливает обстоятельства совершенного уголовного правонарушения и собирает доказательства, подтверждающие участие подозреваемого в его совершении. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе произвести только те следственные и иные процессуальные действия, результаты которых фиксируют следы уголовного правонарушения и иные доказательства вины подозреваемого, обвиняемого. Ускоренное досудебное расследование не применяется: 1) в отношении совокупности уголовных правонарушений, когда хотя бы одно из них является особо тяжким; 2) в отношении лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; 3) в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; 4) в случае непризнания своей вины хотя бы одним из соучастников уголовного правонарушения; 5) по уголовным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным актом по окончании ускоренного досудебного расследования, не позднее трех суток производит по нему одно из следующих действий: 1) утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд; 2) направляет дело для производства дознания либо предварительного следствия; 3) выносит постановление о прекращении досудебного расследования или уголовного преследования в отношении отдельных подозреваемых.
Срок досудебного расследования
По опыту зарубежных стран в кодексе предусмотрено понятие «разумный» срок расследования. Предполагается, что указанная новелла позволит участникам процесса обжаловать в суд волокиту на стадии досудебного производства и требовать завершения расследования в минимальные сроки. До сегодняшнего дня, органу уголовного преследования удавалось продлевать сроки расследования без особых усилий, несмотря на обоснованные жалобы заинтересованной стороны. Новым УПК РК предусмотрено такое понятие, как прерывание сроков. При прерывании сроков досудебного расследования лицо, осуществляющее досудебное расследование, письменно уведомляет об этом участников процесса. Копия постановления о прерывании сроков расследования в течение двадцати четырех часов направляется прокурору. Прерванные сроки досудебного расследования возобновляются с момента отпадения обстоятельств, послуживших основанием для их прерывания, о чем письменно уведомляется прокурор. В соответствии с ч.1 ст. 192 УПК РК досудебное расследование должно быть закончено в разумный срок с учетом сложности уголовного дела, объема следственных действий и достаточности исследования обстоятельств дела, но не более срока давности уголовного преследования, установленного УК РК. При определении разумного срока уголовного судопроизводства учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, реализация процессуальных прав участниками досудебного производства, способ реализации лицом, осуществляющим досудебное расследование, своих полномочий в целях своевременного осуществления досудебного производства. Срок досудебного расследования исчисляется с момента регистрации заявления и сообщения в Едином реестре досудебных расследований до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным актом или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по делу. Досудебное расследование по делам дознания не должно превышать один месяц и два месяца по делам предварительного следствия. В срок досудебного расследования не включается время ознакомления участников уголовного процесса с материалами уголовного дела, а также нахождения уголовного дела по жалобе подозреваемого, потерпевшего в суде и прокуратуре. Срок досудебного расследования, может быть продлен по мотивированному ходатайству следователя, начальника органа дознания ввиду: - сложности дела районным и приравненным к нему прокурором - на разумный срок, но не более чем до трех месяцев; - особой сложности дела или при решении вопроса о направлении материалов уголовного дела в иностранное государство для продолжения уголовного преследования - прокурором области и приравненным к нему прокурором и их заместителями на разумный срок, но не более чем до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление срока досудебного расследования допускается лишь в исключительных случаях и может быть осуществлено Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями на разумный срок, но не более срока давностиуголовного преследования, установленного УК РК. В соответствии с ч.6 ст.192 УПК РК постановление о продлении срока досудебного расследования начальник следственного отдела, дознания, прокурор обязаны представить прокурору района, области и приравненным к ним прокурорам не позднее пяти суток, Генеральному Прокурору Республики Казахстан, его заместителям - не позднее десяти суток до истечения срока досудебного расследования. В соответствии с ч.7 ст.192 УПК РК при возвращении прокурором дела для дополнительного расследования досудебное расследование производится в срок, установленный прокурором, но не более одного месяца с момента поступления дела к лицу, осуществляющему уголовное преследование. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях и в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Подозреваемый, потерпевший вправе обжаловать необоснованное затягивание расследования и заявить ходатайство прокурору об установлении определенного срока, в течение которого лицу, осуществляющему уголовное преследование, необходимо закончить расследование дела в полном объеме либо обжаловать в суд в порядке, предусмотренном УПК РК. Как вы обратили внимание, ч.7 ст.192 УПК РК содержит положение о возвращении прокурором дела для дополнительного расследования. Данная норма - наглядное свидетельство тому, что несмотря на имевшие место заявления об отказе от института дополнительного расследования, отказаться от него полностью разработчики не готовы. Так, в соответствии со ст.323 УПК РК, при установлении существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, препятствующих назначению главного судебного разбирательства, а также их установление в главном судебном разбирательстве по делам ускоренного досудебного производства или с заключенным процессуальным соглашением, суд возвращает дело прокурору для их устранения. В соответствии с п.п.3) ч.6 ст.529 УПК РК, рассмотрев дело об уголовном проступке, судья, при установлении признаков преступления, направляет дело соответствующему прокурору для решения вопроса о проведении досудебного расследования. Исходя из перечисленных норм, можно предположить, что полный отказ от доследования мог бы привести к сложностям на практике, поскольку, в суде могут быть обнаружены существенные нарушения закона, не связанные с собиранием доказательств (на нарушения их прав ссылаются сами участники). И с таким положением вещей на сегодня, следует, видимо, согласиться.
___________________________________________________________
Протокольная форма досудебного расследования
В соответствии со ст.526 УПК РК, орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При отсутствии лица, протокол может быть составлен с момента его фактического установления в пределах срока давности привлечения к ответственности. В соответствии с ч.1 ст.10 УК РК, уголовные правонарушения, в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости, подразделяются на преступления и уголовные проступки). В соответствии с ч.2 ст.10 УК РК, уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам. В соответствии с ч.2 ст.79 УК РК, лицо, осужденное за совершение уголовного проступка, признается не имеющим судимости. В соответствии с ч.2 ст.526 УПК РК при необходимости выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения протокол об уголовном проступке составляется в срок до трех суток. В соответствии с ч.3 ст.526 УПК РК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения. В соответствии с ч.4 ст.526 УПК РК по уголовному делу в отношении нескольких уголовных правонарушений, в числе которых, кроме преступлений, имеются уголовный проступок либо уголовные проступки, производство осуществляется в форме дознания либо предварительного следствия. В случае задержания подозреваемого в порядке ст.128 УПК РК дело об уголовном проступке направляется прокурору не позднее тридцати шести часов с момента фактического задержания. Дела об уголовных проступках подлежат рассмотрению в суде в течение пятнадцати суток с момента поступления в суд, этот срок может быть продлен до одного месяца. Если за совершение уголовного проступка предусматривается выдворение за пределы Республики Казахстан, а также по которым подозреваемый задержан, такие дела рассматриваются в день поступления в суд.
Полномочия прокурора в ходе досудебного расследования. Процессуальный прокурор.
Прокуратура была и остается ключевым органом системы правоохранительных органов. Прокурор практически единственное лицо, которое участвует в процессе на протяжении всего производства по делу. В ходе досудебного производства он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и следствия и наделен широким полномочиями. Львиная доля процессуальных действий (обыск, выемка и т.д.) может производиться только с санкции прокурора. В судебном разбирательстве он поддерживает обвинение. В целях полноценной защиты прав личности, общества и государства в новый УПК РК введена фигура процессуального прокурора, который наряду с руководителями органов дознания и следственных отделов правоохранительных органов призван обеспечить законность в расследовании уголовного дела, а также правильное применение норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В соответствии со ст.58 УПК РК прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса (..). В соответствии с ч.1 ст.193 УПК РК прокурор, осуществляя надзор за законностью досудебного расследования, а также уголовное преследование: 1) регистрирует заявление об уголовном правонарушении и передает его в орган уголовного преследования либо принимает в свое производство и осуществляет досудебное расследование; 2) передает заявление и имеющиеся материалы об уголовном правонарушении, поступившие от одного органа уголовного преследования, по подследственности и подсудности; 3) проверяет соблюдение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях; 4) вправе участвовать в осмотре места происшествия, а также осуществляет другие действия в рамках своих полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) дает письменные указания о производстве тех или иных следственных действий; 6) в предусмотренных настоящим Кодексом случаях санкционирует действия и (или) решения лица, осуществляющего досудебное расследование; 7) в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, дает письменные указания о приобщении к материалам досудебного расследования результатов негласных следственных действий; 8) вносит представление для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования; 9) получает для проверки от органов уголовного преследования уголовные дела, документы, материалы, в том числе результаты оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, направляет уголовные дела, по которым прерваны сроки расследования для производства дальнейшего расследования; 10) отменяет незаконные постановления следователя, дознавателя, органа дознания, а также постановления и указания начальников следственного отдела и органа дознания, нижестоящего прокурора; 11) возвращает уголовное дело для производства дополнительного расследования либо прекращает досудебное расследование в полном объеме или в отношении конкретных лиц; 12) изымает дела у органа, осуществляющего досудебное расследование, и передает другому органу досудебного расследования; в исключительных случаях в целях обеспечения объективности и достаточности расследования по письменному ходатайству органа уголовного преследования либо по собственной инициативе передает дела от одного органа другому либо принимает в свое производство и расследует их независимо от установленной настоящим Кодексом подследственности; 13) в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, продлевает сроки досудебного расследования, а также в случаях, предусмотренных частями седьмой и восьмой статьи 192 настоящего Кодекса, устанавливает срок расследования; 14) при рассмотрении вопросов, отнесенных настоящим Кодексом к компетенции следственного судьи, участвует в судебных заседаниях; 15) проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания находящихся под стражей лиц; 16) утверждает обвинительный акт, протокол об уголовном проступке, предает обвиняемого суду и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу; 17) утверждает постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, о прекращении досудебного расследования по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом; 18) по постановлению суда организовывает проведение следственных действий, результаты которых суд приобщает к материалам дела по ходатайству прокурора; 19) инициирует и заключает процессуальное соглашение; 20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. К исключительным полномочиям руководителя органа прокуратуры относятся: 1) заключение процессуального соглашения о сотрудничестве; 2) отмена незаконных постановлений следователя, дознавателя, органа дознания, а также постановлений и указаний начальников следственного отдела и органа дознания, нижестоящего (подчиненного) прокурора; 3) изъятие уголовного дела у лица либо органа, осуществляющего досудебное расследование, и передача его другому лицу либо органу для производства досудебного расследования; 4) внесение представления для получения согласия на лишение неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности лиц, обладающих привилегиями от уголовного преследования; 5) продление сроков расследования уголовных дел; 6) рассмотрение жалоб на действия и решения следователя, дознавателя, органа дознания, начальников следственного отдела и органа дознания, а также нижестоящего прокурора;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |