|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
П. Лошкарев, директор ТОО «Восток-аудит», аудитор РК, CIPA, DipIFR
НЕОБХОДИМО ЛИ ПРОСТАВЛЯТЬ АПОСТИЛЬ НА СЕРТИФИКАТЕ РЕЗИДЕНТСТВА УКРАИНСКОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА?
У компании возник вопрос относительно предоставления апостиля со стороны поставщиков. В данный момент поставщик отказывается предоставлять вышеуказанный документ, и компании со своей стороны придется удержать 20% КПН. Во избежание двойного налогообложения и недопонимания, на что компания может сделать ссылку и написать официальное письмо, так как со следующей оплаты ей придется удержать 20%? На запрос поставщик ответил письмом следующего характера: «Коллеги, доброе утро. Центр Валидации (г. Харьков), предоставляющий нам услуги по температурному картированию складских помещений, настаивает на принятии справки подтверждения статуса резидентства без проставления апостиля (без легализации). Представители Центра Валидации ссылаются на следующие документы. Также, ниже представлена выдержка из статьи в интернете, смысл которой гласит, что для взаимно оформляемых документов между этими странами легализация и апостилирование не требуются: В каких случаях нет необходимости в проставлении апостиля? Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Договоры предусматривают, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально удостоверенный перевод. К таким странам относятся: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Азербайджанская Республика, Грузия, Польша, Чехия. Отдельно стоит упомянуть о Чехии и Польше: Украина признает документы этих стран без апостиля, а вот для использования документов, выданных в Украине, на территории Евросоюза необходимо поставить на них апостиль. Также стоит упомянуть тот факт, что документы, выданные дипломатическими или консульскими представителями, или же документы, которые касаются торгового обмена или таможенных процедур, освобождаются от подтверждения подлинности, т. е. для них не нужен ни апостиль, ни легализация. На основании вышеизложенного, представители Центра Валидации считают неправомерным и некорректным с нашей стороны требование о необходимости апостилирования справки. Прошу рассмотреть запрос и дать свои комментарии, либо перенаправить сообщение на рассмотрение лицам, обладающим компетенцией в указанной области. Если есть ссылки на какие-либо официальные документы, содержащие требования о необходимости наличия апостиля на документах украинских резидентов, - прошу предоставить их».
В данной ситуации следует последовательно рассмотреть следующие нормативно-правовые документы: 1. Налоговый кодекс. 2. Конвенция между Правительством РК и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы, подписанная в Киеве 9 июля 1996 года. 3. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, подписанная в Гааге 5 октября 1961 года, к которой Законом РК от 30.12.99 г. № 11-II присоединился Казахстан (далее - Гаагская конвенция). 4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Кишиневе 7 октября 2002 года, и ратифицированная Законом РК от 10 марта 2004 года № 531-II (Кишиневская конвенция). Так, согласно статьям 212 - 215 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение от КПН за нерезидента при условии, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса, согласно которым документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. При этом, если не установлено другими международными договорами подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, подлежат дипломатической или консульской легализации. В случае, если Украина является участником Гаагской конвенции, то нерезидент для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее сертификат резидентства, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен сертификат резидентства, вправе затребовать проставление предусмотренного Гаагской конвенцией апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Кроме того, в соответствии со статьей 12 Кишиневской конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон (страны СНГ) выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Однако, учитывая, что Кишиневская конвенция распространяется только на гражданские, семейные и уголовные дела, но не на налоговые правоотношения, применение ее положений в отношении международных договоров по налогообложению, необоснованно. Какие либо другие международные договоры, конвенции, в том числе заключенные между Казахстаном и Украиной, упрощающие процедуру легализации иностранных документов, не известны. Таким образом, налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применять положения статей 212 - 215 Налогового кодекса на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации либо упрощенной процедуры апостилирования, предусмотренной Налоговым кодексом и Гаагской конвенцией. В случае отказа нерезидента представить апостилированный (легализованный) сертификат резидентства, казахстанская компания должна будет удержать КПН за нерезидента либо исчислить за счет собственных средств.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |