| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.02.2015 Кредит на суицид. Казахстанским военным хотят запретить брать ссуды в банках Идея о запрете кредитов для той или иной социальной группы, по мнению казахстанских юристов, напрямую нарушает Конституцию РК, поэтому она не сможет быть внедрена. Так эксперты отреагировали на предложение Главной военной прокуратуры Казахстана запретить военнослужащим брать кредиты.Долги по ним часто приводят к суицидам, считает главный военный прокурор Ергали Мерзадинов. Это - несмотря на то, что по информации самой Главной военной прокуратуры, с каждым годом число суицидов среди военнослужащих сокращается. «Парень получает кредит, покупает очень дорогой сотовый телефон. Если у него жрать дома нечего, какой сотовый телефон может быть? Ещё и кредиты брать. Если причиной суицида будет кредит, я приму все меры, которые в моих полномочиях есть, для того чтобы освободить от занимаемой должности вот этого психолога, командира, замкомандира, в том числе ответственность прокурора гарнизона будет стоять», - отметил главный военный прокурор РК Ергали Мерзадинов.
Полпроцента против 99
По информации, распространенной пресс-службой Главной военной прокуратуры, в первые пять месяцев 2014 года было зафиксировано 10 случаев суицидов среди военнослужащих. Шесть человек служили в рядах Министерства обороны РК, трое в Национальной гвардии Министерства внутренних дел и один в Пограничной службе, из общего числа семеро военнослужащих служили по контракту, трое по призыву. Согласно официальной информации за последние 6 лет количество самоубийств среди военнослужащих снизилось почти в два раза. Например, если в 2008 году было зафиксировано 44 случая, в то в 2013 году уже 25 фактов суицида среди солдат. Если верить Главной военной прокуратуре в ВС крайне редко фиксируется криминальный характер самоубийств, лишь в 3% случаев причиной суицидов среди казахстанских солдат является дедовщина, а основными причинами становятся алкоголизм, семейные неурядицы, невыплаченные кредиты. Исходя из последних открытых данных МО численность вооруженных сил в РК, составляет 49 тыс. человек, в том числе сухопутных сил - 30 тыс., воздушной обороны (ВВС и ПВО) - 12 тыс., военно-морских сил - около 3 тыс., центральный аппарат министерства обороны - 4 тыс. Таким образом, доля военнослужащих, совершающих суицид пребывая в рядах ВС Казахстана не достигает даже 0,5%. Почему из-за единичных случаев должны страдать остальные более 99% военнослужащих не совсем понятно. Kursiv.kz спросил у юристов и экспертов насколько законно лишать военнослужащих или любую другую категорию граждан возможности получать кредиты.
Пусть проверяют
Юрист, председатель Национального фонда развития услуг Михаил Кленчин заметил, что предложение главного военного прокурора противоречит идеи сохранения банковской тайной, так как она не может быть нарушена. На сегодняшней день нет ни законодательной, ни технической возможности претворить в жизнь озвученную инициативу. «Кто, как и каким образом сможет узнать и проверить, брал ли офицер кредит или нет? Никто и никак. Банковская тайна. Публичный договор, отказ, от заключения которого недопустим. Кредит можно получить в банке, в международной финансовой организации, в ломбарде, через интернет или у соседа занять. Пусть проверят», - сказал г-н Кленчин. Арбитр Международного арбитражного суда при ТПП РК Анатолий Утбанов заметил, что исходя из статьи 14 Конституции РК, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. «Согласно статье 5 закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», статус военнослужащего включает общие права, свободы и обязанности военнослужащего как гражданина Республики Казахстан с установленными законами изъятиями и ограничениями. Однако следует заметить, что изъятия и ограничения прав и свобод, особые обязанности и ответственность военнослужащих компенсируются дополнительными правами и льготами, установленными законом «О воинской службе и статусе военнослужащих». Без внесения изменений в действующее законодательство запрет на получение кредитов будет являться незаконным, при этом я сомневаюсь в том, что такие дискриминационные инициативы, когда либо, получат законодательные основания», - сказал Анатолий Утбанов.
Перспективные запреты
Адвокат по экономическим спорам Жангельды Сулейменов отметил, что его удивило предложение главного военного прокурора, потому что, если быть последовательным, то нужно запретить также военнослужащим создавать семьи, употреблять алкогольные напитки, так как семейные проблемы и злоупотребление алкоголем названы в качестве причин суицида. «Если же такой запрет будет введен, то это можно осуществить только внесением изменений в закон. Согласно статье 39 Конституции Казахстана, права граждан могут быть ограничены законами. Но, как известно, закон должен быть рассмотрен и одобрен парламентом, но думаю, вряд ли народные избранники одобрят такой закон, так как он нарушает такое основное право гражданина как правоспособность, то есть право гражданина заключать любые законные сделки. К тому же, такой запрет ухудшит и так не очень высокое материальное положение военнослужащих и их семей», - сказал г-н Сулейменов.
Разжигают костер?
Политолог Айгуль Омарова считает, что предложение прокуратуры выглядит неразумным, так как создается впечатление, что одна рука не знает, что делает вторая. Нельзя вводить запреты на кредиты, в то время как люди хотят жить лучше, и когда другие обещают им это, считает она. Предприниматель Марат Толибаев подчеркнул, что его больше всего удивляет, что такое предложение выдвинул орган, призванный следить за соблюдением законности. «Что касается вопроса, брать ли кредиты в принципе, то я считаю, что, если есть стабильный источник доходов, то брать их надо. Иначе будете жить в своем доме и ездить на своей машине только в старости, когда при наших заработных платах накопите деньги на них», - заметил он. Генеральный менеджер ТОО «Академсеть» Тахир Такабаев напомнил, что кредиты выдаются банком на основании анализа платежеспособности клиента, вне зависимости служит он или гражданское лицо, поэтому не понятно, зачем прокуратура создает положение, которое легко обойти, например, через подставных лиц. «Другое дело, что кредиты и их оплату можно дифференцировать. Для начала необходимо снизить процентные ставки за кредиты, а затем можно подумать о пролонгации сроков их возврата и других мерах. Понятно, что прибыль - главное, чем руководствуются в бизнесе. Однако не мешало бы подумать, что граждане могут вообще отказаться от кредитов и тогда у банков начнётся период спада. Поэтому здесь нужно решение проблемы на законодательном уровне. То есть парламент должен принять поправки в законы с тем, чтобы закон был на стороне не банков, а тех, кто берёт кредиты. В противном случае число суицидов продолжит увеличиваться, а это уже грозит социальной напряжённостью. В нашей стране и так велик разрыв между богатыми и малоимущими слоями населения, что пора задуматься над тем, что малейшего дуновения достаточно, чтобы вспыхнул костёр. И предложение о полном запрете предоставления кредитов военнослужащим выглядит не просто неумным, а желанием разжечь такой костёр», - считает г-жа Омарова.
Сколько в Казахстане суицидов?
Согласно данным ВОЗ, Казахстан входит в 12 стран, в которых число суицидов составляет более 15 случаев на 100 тысяч населения. Казахстан входит 10-ку стран мира с самым высоким уровнем суицидов среди населения. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек в возрасте от 15-19 лет по данным ЮНИСЕФ и ВОЗ Казахстан в 2012-2013 годах занимает второе место по числу смертей из-за суицидов юношей и первое по числу смертей девушек. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек 10-14 лет Казахстан занимает первое место в мире.
Источник: Делового еженедельника «КУРСИВъ» (https://www.kursiv.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |