| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Д. Пак, профессиональный бухгалтер РК, CAP, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОФОРМЛЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ПРИКАЗОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ?
Какие существуют виды приказов, как их можно регистрировать, и где они должны разноситься по документам? Существует ли, журнал регистрации приказов, и как вести нумерацию приказов: по видам приказов или все виды приказов по порядку нумерации?
Типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 45 Типовых правил определены следующие особенности подготовки и оформления приказов: Приказами оформляются решения правового характера, а также по оперативным, организационным, кадровым (прием, перемещение, совмещение, перевод, увольнение; аттестация, повышение квалификации, присвоение званий; изменение фамилии; поощрения, награждения, наложение дисциплинарных взысканий; оплата труда, премирование, различные выплаты; все виды отпусков работников; дежурства по профилю основной деятельности; командировки) и другим вопросам работы организации согласно приложениям 7-8 к настоящим Типовым правилам. Реквизитами приказа являются: 1) изображение Государственного Герба Республики Казахстан или эмблемы, логотипа, товарного знака (знака обслуживания); 2) официальное наименование организации; 3) наименование вида документа; 4) дата приказа; 5) регистрационный номер приказа; 6) место издания приказа; 7) заголовок к тексту; 8) текст; 9) подпись; 10) отметка о согласовании приказа; 11) оттиск печати. Проекты приказов готовят и вносят подразделения на основании поручений руководителя организации, его заместителя, либо в инициативном порядке. Проекты приказов по кадровым вопросам готовит кадровая служба на основании соответствующих документов (трудовые договоры, заявления, докладные (служебные) записки, представления и другие). Проекты приказов и приложения к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также руководителями службы ДОУ и юридической службы, заместителями руководителя организации в соответствии с распределением обязанностей. Возражения по проекту приказа, возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он дорабатывается и проходит повторное согласование. Приказы оформляются на государственном и русском языках, имеющих одинаковую силу. Субъекты малого и среднего предпринимательства могут при составлении приказов использовать государственный или русский язык, или иной язык делопроизводства. Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года. Приказы по основной деятельности, по личному составу регистрируются отдельно в соответствующих журналах (базах данных). К порядковому номеру приказа по личному составу через дефис добавляются литеры «л/с» или «к». Копии приказов или их размноженные экземпляры заверяются печатью и направляются адресатам в соответствии с указателем рассылки, который составляется и подписывается исполнителем. Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной. В констатирующей части (преамбуле) кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в родительном падеже, его автор, дата, номер и заголовок. При ссылке на нормативный правовой акт, зарегистрированный в органах юстиции, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов. Преамбула в проектах приказов завершается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», пишется прописными буквами, полужирным шрифтом и не допускается его перенос на другую строку. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты, подпункты и абзацы. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами. Перед абзацами дефис или иные знаки не ставятся. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа. Приказы о приеме на работу, переводе, расторжении трудового договора могут состоять только из распорядительной части. Ознакомление работников с приказами по кадровым вопросам удостоверяется подписью работников, проставляемых ниже реквизита «отметка о согласовании документа» или на оборотной стороне приказа. Реквизит «отметка о наличии приложения к документу» после текста приказа самостоятельно не оформляется. На основании изложенного, Типовыми правилами определены требования к форме и реквизитам, которые должны содержаться в приказе. Нумерация приказов производится отдельно по видам приказов - по основной деятельности, кадровые и др. и регистрируются в соответствующих журналах (базах данных). Руководством хозяйствующего субъекта определяются лица, ответственные за оформление и регистрацию приказов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |