|
|
|
Гражданский кодекс рк
Климкин С.И., к.ю.н., профессор КОУ Курс лекций. – Алматы: НИЦ КОУ, 2010.
О системе гражданского законодательства Республики Казахстан По вопросу о системе гражданского законодательства в Казахстане наибольшее распространение получила так называемая официальная позиция, которая заключается в следующем: Гражданский кодекс – это основополагающий и системообразующий законодательный акт. Иными словами, Кодекс создал единый правовой фундамент, на который должны опираться все нормативные правовые акты, регулирующие и детализирующие особенности отдельных видов гражданских правоотношений. То есть изначально Кодексу была отведена роль основного регулятора. Именно основного, но не единственного, поскольку отдельные его институты должны были получить свое развитие в иных актах законодательства. Так, например, помимо Главы 33 «Возмездное оказание услуг», действуют Законы РК: - от 5 декабря 1997 г. «Об адвокатской деятельности»; - от 20 ноября 1998 г. «Об аудиторской деятельности»; - от 7 июня 1999 г. «Об образовании»; - от 19 октября 2000 г. «Об охранной деятельности»; - от 30 ноября 2000 г. «Об оценочной деятельности»; - от 13 июня 2001 г. «О туристской деятельности»; - от 10 июля 2002 г. «О ветеринарии»; - от 8 февраля 2003 г. «О почте» и т.д. Помимо Главы 34 «Перевозка», действуют Законы РК: - от 21 сентября 1994 г. «О транспорте в Республике Казахстан»; - от 8 декабря 2001 г. «О железнодорожном транспорте»; - от 17 января 2002 г. «О торговом мореплавании»; - от 4 июля 2003 г. «Об автомобильном транспорте»; - от 6 июля 2004 г. «О внутреннем водном транспорте». Сейчас подготовлен проект транспортного кодекса, однако его будущее весьма туманно. Помимо Раздела 5 «Право интеллектуальной собственности» – Законы РК: - от 10 июня 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах»; - от 13 июля 1999 г. «Об охране селекционных достижений»; - от 16 июля 1999 г. «Патентный закон Республики Казахстан»; - от 29 июня 2001 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и т.д.
Мы является противником такого подхода, по крайней мере, по двум основаниям. Во-первых, нормы Кодекса и соответствующего законодательного акта дублируются, что, как нам представляется, недопустимо с точки зрения чистоты юридической техники. Во-вторых, в такой ситуации Кодекс утрачивает свою значимость, поскольку для правоприменительной практики он становится, буквально, ненужным. Мы могли бы привести и другие примеры в обоснование высказанного (нормы Кодекса о найме жилища, банковском обслуживании, страховании), подтверждающие, что многие положения Кодекса перестают действовать напрямую, потому что в их применении отпадает необходимость. Какие пути выхода из такой ситуации возможны? По нашему мнению, существует два варианта. Вариант первый: сделать Кодекс по ряду положений отсылочным актом. Как пример – глава 30 «Наем жилища», состоящая всего из трех статей. Основной же правовой массив содержится в Законе РК от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях» и иных актах законодательства. Такой подход лучше существующего, но он, как и действующая редакция Кодекса, страдает одним серьезным недостатком, смысл которого мы раскроем ниже. Вариант второй: сделать Кодекс, как ни странно это будет звучать, Кодексом. Нам представляются примечательными слова Б.И. Пугинского, сказанные им в 1993 г., когда в России и других постсоветских республиках велись разработки гражданских кодексов. Он отметил, что действующее гражданское законодательство России нельзя считать кодифицированным в полном смысле слова. С принятием единого Гражданского кодекса российское законодательство полностью восстановит свой кодифицированный характер[1]. Словари Даля и Ожегова понимают под кодексом свод законов. Это, на наш взгляд, означает, что Гражданский кодекс призван самостоятельно, безотсылочно регулировать гражданские правоотношения. То есть делать так, как это делают его «коллеги» – Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, оба процессуальных Кодекса. В противном случае теряется смысл кодификации, регулирование соответствующих правоотношений отдается на откуп специальным законодательным актам, и, как следствие, по целому ряду позиций отпадает необходимость в Гражданским кодексе вообще. В этой связи считаем, что Кодекс должен содержать в себе по возможности максимальное количество гражданско-правовых норм. Все нормы, содержащиеся в иных гражданско-правовых законах (указах), должны быть включены в ГК. Этот подход имеет крайне важное практическое значение, поскольку, действительно, позволяет собрать в одном нормативном правовом акте максимально все гражданско-правовые нормы. Это большая помощь юристам, на практике применяющим закон, включая судей, поскольку они получают возможность безошибочно отслеживать все текущие изменения в гражданском законодательстве.
Принятие и введение в действие ГК РК (Особенная часть) 1 июля 1999 г. произошло событие, которого ждали все казахстанские цивилисты несколько лет, – был принят Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Как отмечают руководители рабочей группы по подготовке проекта ГК РК (Особенная часть) М.К. Сулейменов и Ю.Г. Басин, отсутствие особенной части ГК РК серьезно затрудняло правовое регулирование экономических отношений в республике. Нормы Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 года, хотя формально и действовавшего, безвозвратно устарели и прямо противоречили основным принципам рыночной экономики. Основы же гражданского законодательства Союза ССР и республик не были развернутым, детальным законодательным актом, так как содержали лишь общие положения, и к тому же к концу 90-х годов также успели в значительной степени устареть. Это осложняло и затрудняло развитие экономики в упорядоченных цивилизованных границах. Можно сказать, что у Кодекса (Особенная часть), действительно, «сложная судьба». Не многие знают, что он был принят казахстанским Парламентом еще 4 февраля 1998 г. Однако 2 марта 1998 г. в Конституционный Совет Республики Казахстан поступило обращение Президента страны о рассмотрении на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Гражданского кодекса (Особенная часть). В своем Постановлении от 27 марта 1998 г. № 1/2 «Об обращении Президента Республики Казахстан «О соответствии Конституции Республики представленного на подпись Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 года» Конституционный Совет указал, что в целом ГК (Особенная часть) соответствует нормам Конституции. Вместе с тем, Конституционный Совет посчитал не соответствующими Конституции двух положений Кодекса в разделе «Международное частное право». Это, во-первых, п. 3 ст. 1085, по которому «применение нормы иностранного права не может быть ограничено лишь на том основании, что данная норма имеет публично-правовой характер». Конституционный совет указал, что из этой нормы следует, что на территории Республики Казахстан возможно безусловное применение норм публичного права иностранного государства; тем самым допускается возможное ущемление суверенитета республики в публично-правовых отношениях. Во-вторых, признано не соответствующим Конституции содержание ст. 1093 Кодекса, по которой «Правительством Республики Казахстан могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан». Конституционный Совет указал, что эта норма противоречит конституционному принципу разделения властей, иными словами, принятие указанных решений не входит в компетенцию Правительства страны. Понятно, что на корректировку указанных в Постановлении несоответствующих Конституции положений потребовалось бы минимум времени. Однако, по «каким-то непонятным и неоправданным обстоятельствам» принятие Кодекса (Особенной части) затянулось до 1 июля 1999 г. На этом «проблемы» у Кодекса не закончились. Согласно п. 1 Закона Республики Казахстан от 1 июля 1999 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть)», он вводился в действие с 1 (же! – прим. автора) июля 1999 г., то есть с даты его принятия. Мы помним психологическую атмосферу, царившую в июле 1999 г. в судах республики. Ведь судьи, согласно названному Закону, были обязаны с указанной даты применять уже не ГК КазССР 1963 г. и ОГЗ 1991 г., а новый Гражданский кодекс (Особенная часть). Но они, в чем и заключалась пикантность ситуации, не могли этого сделать физически, поскольку ГК (Особенную часть) в своем критически подавляющем большинстве просто «в глаза» не видели! В связи со сложившейся обстановкой (к слову, аналогичное положение возникло и с Гражданским процессуальным кодексом РК) 16 июля 1999 г. Пленум Верховного суда Республики Казахстан был вынужден принять Постановление «О применении Гражданского кодекса (Особенная часть) и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан», в котором указал, что, согласно пункту 4 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, применение названных Законов возможно только после полного официального опубликования их текстов. Очевидно, что названное постановление Пленума носило половинчатый характер. По сути, Пленум ограничился лишь констатацией факта нарушения норм Конституции. Но не этого ожидали от него судьи, нотариусы и иные правоведы (нельзя не отметить, что Пленум по непонятным причинам адресовал свое Постановление только судам (см.: «разъяснить судам…»). Это может создать ошибочное предположение, что оно касается только их, но не, например, нотариусов, прокуроров и просто участников гражданского оборота). Пленум не ответил на вопрос, с какого же конкретного дня Гражданский кодекс подлежит применению. Имели место случаи, когда суды в своих решениях называли день вступления в силу ГК (Особенная часть): поскольку Пленум указал, что законодательные акты вступают в силу после официального опубликования, ГК (Особенная часть) подлежит применению к правоотношениям, возникшим с 28 июля 1999 года (публикация Кодекса в «Казахстанской правде» была закончена 27 июля 1999 г.). Считаем, что такое толкование постановления Пленума является неверным. Согласно подпункту 1) п. 1 ст. 36 Закона РК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», законы вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. На оговорку «если в самих актах…» в настоящем случае обращать внимание не следует, поскольку, как мы отмечали выше, введение в действие ГК (Особенная часть) со дня его принятия не соответствует Конституции. Поэтому в этой части положение Закона «О введении в действие…» с 1 июля 1999 г. применению не подлежит. Таким образом, на наш взгляд, следует использовать общее правило о введении в действие законов Республики Казахстан – по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования. Таким образом, Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) введен в действие с 7 августа 1999 г. В заключении отметим, что, к сожалению, в вопросе о введении законов в действие вообще наметилась, как нам представляется, негативная тенденция. Мы уже не говорим, что стали нередкими случаи их введения в действие «задним числом». Сейчас о другом. В не столь давние времена существовала обратная практика, когда между принятием объемного, «серьезного» закона и датой введения его в действие проходило достаточное количество времени. Достаточное для того, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с его содержанием на уровне, обеспечивающем готовность его применения в своей профессиональной деятельности. Тому примеры: - Гражданский кодекс Казахской ССР: принят 28 декабря 1963 г., введен в действие с 1 июля 1964 г.; - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик: приняты 31 мая 1991 г., планировались к введению в действие с 1 января 1992 г.; - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): принят 27 декабря 1994 г., введен в действие с 1 марта 1995 г. В этой связи, думается, следует оценить существующую ныне практику по этому вопросу как не соответствующую идее построения правового государства и кардинально ее пересмотреть в самое ближайшее время.
Соотношение Общей и Особенной частей ГК РК По этому вопросу в Казахстане существует две позиции, взаимно исключающие друг друга: 1) это структурные части одного закона; 2) это два самостоятельных закона. Поскольку этот Закон (Особенная часть ГК – С.К.) является частью всего Гражданского кодекса, то нумерация статей продолжает нумерацию Общей части ГК, – позиция, высказанная руководителями рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан. При этом делаются ссылки на опыт Голландии, где в течение 30 лет принимаются отдельные части (книги) Гражданского кодекса. Наша позиция основывается на двух моментах: формального и практического свойства. Смысл первого в следующем: именно с формальной точки зрения Общая и Особенная части Кодекса – два самостоятельных Закона, принятых в разное время (причем с разрывом в четыре с половиной года), разными высшими представительными органами (Верховным Советом РК и Парламентом РК) и имеющих самостоятельные регистрационные номера (соответственно, № 268-ХIII от 27 декабря 1994 г. и № 409-I от 1 июля 1999 г.). Более того, на то, что это два самостоятельных Закона, указывает и сам законодатель. Смотри, например, на названия Законов, от 8 января 2003 г. № 376-II «О внесении изменения в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)» или от 27 февраля 2004 г. № 527-II «О внесении дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)». Считаем, что этого вполне достаточно для обоснования «формальной» позиции. Что касается второго момента, то он, как представляется, имеет гораздо большее значение и ценен именно в практическом плане, поскольку дает основанный на законе ответ на вопрос: на чьей стороне приоритет в случае противоречий между Общей и Особенной частями Кодекса? По мнению Ю.Г. Басина, нормы соответствующей особенной части, отражающие специфику отдельных институтов и аналогичных нормативных образований, имеют приоритет при установлении несовпадений содержания перед нормами соответствующей общей части. Очевидно, что при этом к использованию предлагается принцип соотношения общего и специального закона: «Противоречия же между нормами Общей и Особенной частей Гражданского кодекса, если таковые будут выявлены, должны разрешаться с учетом приоритета Особенной части ГК по принципам соотношения юридической силы общего и специального законов»[2]. Действительно, теории права знаком этот принцип. Однако Закон о нормативных правовых актах не предусматривает такого способа разрешения коллизий между актами равной юридической силы. Причем этот факт признают и сами авторы: «Но Закон о нормативных правовых актах в виде общего правила подобного способа разрешения противоречий при толковании законодательства прямо не предусматривает. И это оправдано тем, что при сравнении правил, входящих в состав разных правовых нормативных актов одинакового уровня, трудно определить, какой акт считать общим, а какой – специальным»[3]. В этой связи становится очевидной необходимость поиска иных, буквально основанных на законе, путей разрешения таких ситуаций. Мы видим выход в следующем – Особенная часть ГК имеет приоритет перед Общей частью Кодекса как самостоятельный Закон, введенный в действие позднее. Такой подход полностью соответствует требованиям ст. 6 Закона о нормативных правовых актах.
[1] Гражданское право. В 2-х томах. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 1993. Том 1. С. 32. [2] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий / Отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы: «Жетi Жарғы», 2000. С. 5. [3] Басин Ю., Сулейменов М., Книпер Р. Устранение противоречий при толковании и применении гражданского законодательства // Юридическая газета, 1999 г., 30 июня.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |