|
|
|
Развивать партнерские отношения
Куляш ТУРГАЗИЕВА
Представители казахстанских общественных организаций по защите прав потребителей страны вновь активно заявили о необходимости ускорения внесения изменений и дополнений в Закон РК «О защите прав потребителей». С каждым годом число жалоб потребителей на качество товаров и услуг в республике не уменьшается. Свидетельство тому - многочисленные обращения граждан в общества по защите прав потребителей в регионах и городах страны.
Старый - лучше нового
Одной из главных причин данной проблемы общественники, обсуждая, назвали несовершенство законодательства. - На мой взгляд, первый закон о защите прав потребителей, принятый еще в 1991 году, был лучше, чем нынешний, так как он дисциплинировал недобросовестных предпринимателей. Наши неоднократные обращения по улучшению и дополнению действующего законодательства по сей день, к сожалению, не приняты во внимание государственными органами, - говорит председатель ООЗПП «Адал» Артык Сейткалиева. Руководители общественных объединений из Шымкента, Караганды, Оскемена, Астаны подробно рассказали о проводимой работе в сфере защиты прав потребителей, о наболевшем, с какими трудностями им приходится сталкиваться на практике, судебных процессах. Чаще всего сложности возникают из-за отсутствия комментариев в новой редакции Закона РК «О защите прав потребителей», что приводит к неправильному пониманию и применению статей закона. Этим и вдобавок отменой плановых проверок с нового года пользуются недобросовестные предприниматели. Больше всего жалоб приходится на большие города. К примеру, в минувшем году в адрес ООЗПП «Адал» поступило 89 письменных заявлений, из них большая часть на качество мобильных телефонов. Потребители сетуют на Айфоны, многие из которых являются контрафактным товаром. При расследовании обращений выяснилось, что они не предназначены для продажи и пользования на территории РК. И судьи, рассматривая по ним дела, должны в первую очередь обращать внимание на незаконный ввоз контрафакта, а не требовать у покупателей доказательств ненадлежащего качества товара, подчеркивает А. Сейткалиева. В целом в прошедшем году только в южной столице количество заявлений в адрес общественных объединений составило 662, в том числе 36 - по продуктам питания, 76 - товарам народного потребления, 32 - бытовой технике. По услугам сферы обслуживания на КСК - 131, общепита - 75 и др. Центром СЭЭ г. Алматы было закуплено и проведено исследований по 678 пробам продукции на сумму более 163 тысяч тенге. Выявлено 89 нестандартных проб, в том числе по маркировке пищевой продукции, содержанию нитратов, микробиологическим показателям и по игрушкам. По этим результатам были информированы производители и руководители супермаркетов, произведен возврат поставщикам. - Необходимо изменить отношение населения к вопросу о необходимости защиты собственных прав, - считает заместитель руководителя департамента по защите прав потребителей г. Алматы Вахит Сейдуалиев. По результатам анкетирования, которые он озвучил в ходе встречи, до 65 процентов респондентов не обращают внимания на условия реализации продуктов питания. Только 11 процентов смотрят на потребительскую упаковку и внешний вид, 17 - на состав и биологическую ценность, 53 - на срок годности. До 25 процентов граждан покупают продукты питания в стихийной торговле, до 40 процентов респондентов не пытаются защитить свои права при их нарушении. - К сожалению, проводимая на сегодня информационно-разъяснительная работа охватывает только небольшой круг потребителей, а специалисты, которые занимаются вопросами защиты прав потребителей, не имеют опыта в данной сфере. Необходима разработка определенных регламентов, пошаговых действий (алгоритмов) и широкое освещение в СМИ, - говорит он.
Безопасность прежде всего
У данной проблемы есть другая сторона, о которой нельзя забывать, - качество и безопасность товара. Перед государством и производителями остро стоят вопросы, связанные с повышением ответственности за эффективность и объективность контроля продукции, гарантирующих их безопасность для здоровья и жизни потребителей. - Проблема качества и безопасности товаров - сложная, комплексная проблема, требующая многочисленных усилий для ее решения как со стороны производителей и импортеров, так и со стороны государственных органов и, конечно, потребителей, - говорит директор департамента Комитета технического регулирования и метрологии по г. Алматы Гульназ Халыкова. На сегодня госконтроль за безопасностью и качеством производимой и ввозимой продукции в РК осуществляется 16 территориальными департаментами Комитета. В условиях объявленного в 2014 году моратория на проверки, в адрес Департамента поступило 46 обращений провести проверки в отношении субъектов крупного предпринимательства. В прошлом году всего проведено 164 проверки, из них в 70 субъектах установлены нарушения в области технического регулирования и метрологии. В результате проверок с нарушителей взыскан административный штраф на сумму 16,8 млн тенге, даны запреты на 272 партии продукции на сумму 91,7 млн тенге, также 1539 средств измерений запрещены к применению. В условиях растущей конкуренции 1428 предприятий и организаций уже внедрили передовые системы менеджмента качества. Учитывая отмену плановых проверок с 1 января текущего года и осуществление контроля лишь по конкретным жалобам и обращениям, полагаю, что именно от потребителя будут зависеть отношения на казахстанском рынке товаров и услуг, говорит Г. Халыкова. Позицию представителей бизнеса высказал президент АППК Константин Кулинич. - Сегодня Ассоциация прямых продаж Казахстана объединила те компании, которые в первую очередь заинтересованы в том, чтобы наши потребители, покупатели нашей продукции доверяли нам. Чувствовали себя защищенными не только законом, но и самим отношением представителей бизнеса к ним. Это отношение мы будем развивать, популяризовать, активизируя партнерство, - подчеркнул К. Кулинич. В завершение конференции, после долгих обсуждений и дискуссий, участники приняли резолюцию, направленную на обеспечение эффективности законодательных мер и достижение результативной работы в сфере защиты прав потребителей. Только совместными взвешенными и адекватными усилиями всех госорганов, бизнес-сообществ и самого общества можно решить данный вопрос. Представители общественных объединений надеются, что в этот раз чиновники услышат их голоса и внесут важные дополнения в закон. И тогда вопрос защиты прав потребителей в Казахстане выйдет на новый виток развития.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |