|
|
|
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по проекту Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов»
Мною рассмотрены проект Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» (далее – «Законопроект») и проекты связанных с его принятием изменений и дополнений в ряд действующих законодательных актов Республики Казахстан. В качестве общего вывода я утверждаю, что каких-то законодательных препятствий или недостатков, которые бы мешали или, тем более, не позволяли возвращать государству незаконно приобретенное, в том числе незаконно «выведенное» за границу, имущество частных лиц, не усматривается. Более того, в сообщениях средств массовой информации можно увидеть опубликованные сведения об успехах казахстанской прокуратуры и правоохранительных органов в возврате государству впечатляющих размеров денежных сумм. Я считаю также, что Законопроект (как и проект сопутствующих ему изменений и дополнений в действующие законодательные акты) содержит нормы, противоречащие Конституции Республики Казахстан и другим действующим законодательным актам высокого уровня (включая конституционные законы и кодексы). Более того, принятие такого Закона в данной или подобной редакции повлечет существенное искажение концепций ряда основополагающих законодательных актов Республики (включая Гражданский и Уголовный кодексы, Гражданский процессуальный и Уголовный процессуальный кодексы), в результате чего будет серьезно нарушена концептуальная и методологическая целостность и обоснованность национальной системы законодательства, характер и масштабы негативных последствий чего сейчас даже трудно оценить (в то время как наступление таких последствий не вызывает сомнений). В рамках настоящего экспертного заключения с постатейным анализом Законопроекта на соответствие Конституции и другим законодательным актам Республики Казахстан предшествует изложение результатов проведенного общего анализа и характеристики Законопроекта в целом по следующим вопросам: 1. соответствие Законопроекта поручениям Президента Республики Казахстан; 2. определение понятия «незаконные активы» и соотношение его с понятиями «имущество» и «имущество, добытое преступным путем»; 3. определение функций и задач уполномоченного органа по возврату незаконных активов; 4. определение понятий «необъяснимое богатство», «необоснованное богатство (богатство необъясненного происхождения)», «конфискация на основании гражданского иска» и их соотношение с институтом NCBC (Non-Conviction Based Confiscation – конфискация без обвинительного приговора суда за преступление); 5. определение правовой природы, задач и пределов деятельности консультативного совета по возврату незаконных активов по Законопроекту.
I. Соответствие Законопроекта поручениям Президента Республики Казахстан
В качестве общего замечания необходимо отметить, что представленный Законопроект разработан на очень низком уровне законодательной техники, концептуально не проработан. Вследствие этого предмет регулирования Законопроекта не определен, а представленный Законопроект не соответствует принципам правовой системы Республики Казахстан. Предусмотренные в Законопроекте нормы содержат концептуальные и существенные противоречия законам Казахстана, в частности, Конституции Республики Казахстан, Конституционным законам Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» (далее – Конституционный закон о Президенте РК) и от 5 ноября 2022 года «О прокуратуре» (далее – Конституционный закон о прокуратуре), Уголовному кодексу Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее – УК), Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее – УПК), Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (далее - УИК), Гражданскому кодексу Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - ГК), Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан от 31 октября 2015 года (далее - ГПК), Бюджетному кодексу Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс) и некоторым другим законам. Такой низкий уровень подготовки Законопроекта особенно неприемлем с учетом того, что вопросы возврата незаконно выведенных из страны средств неоднократно поднимались главой государства. Так, 8 февраля 2022 года Президент РК К.К. Токаев на расширенном заседании правительства поручил в двухмесячный срок представить предложения по возврату в страну незаконно выведенных за рубеж финансовых средств и приобретенных там активов. Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2022 года № 908 «О межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов» была образована межведомственная комиссия с целью возврата в Республику Казахстан финансовых средств, незаконно выведенных из страны, а также выявления монопольной (олигопольной) концентрации экономических ресурсов, которая обязана представлять отчет о результатах работы каждые две недели. Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 2022 года была утверждена Концепция развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы, в Разделе 4 которой определяется, что во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 5 июня 2022 года № 908 «О межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов» будет проведена комплексная работа по возврату в Республику Казахстан финансовых средств, незаконно выведенных из страны. Затем Президент РК Указом от 26 ноября 2022 года «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов» (далее - Указ Президента РК от 26 ноября 2022 года. - https://www.akorda.kz/ru/o-merah-po-vozvratu-gosudarstvu-nezakonno-vyvedennyh-aktivov-26105812) «с целью возврата в Республику Казахстан активов, незаконно выведенных из страны, а также выявления активов, полученных незаконным путем (далее – незаконно выведенные активы), и их возврата государству» постановил: «…1. Правительству Республики Казахстан совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службой), Агентством Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, Акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и другими заинтересованными государственными органами и организациями до 31 марта 2023 года разработать и внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан, направленный на: 1) определение субъектов правоотношений, регулируемых законом; 2) регламентацию механизмов раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов; 3) обеспечение прозрачности процедур возврата незаконно выведенных активов; 4) стимулирование добровольной передачи государству незаконно выведенных активов; 5) принятие системных мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших незаконному выводу активов; 6) создание консультативно-совещательного органа по вопросам возврата незаконно выведенных активов с определением его полномочий; 7) образование специального государственного фонда, аккумулирующего поступающие незаконно выведенные активы и управляющего ими, для финансирования социальных и экономических проектов, направленных на повышение благосостояния народа Казахстана. 2. Генеральному Прокурору Республики Казахстан внести предложение по образованию в структуре Генеральной прокуратуры Республики Казахстан отдельного подразделения по возврату незаконно выведенных активов. 3. Правительству Республики Казахстан совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан и другими заинтересованными государственными органами на системной основе обеспечить эффективное взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями, в том числе в рамках международной правовой помощи для выявления и возврата государству незаконно выведенных активов. 4. Правоохранительным и специальным государственным органам Республики Казахстан определить подразделения, специализирующиеся на возврате незаконно выведенных активов…». В целях выработки предложений к проекту Закона Республики Казахстан в рамках реализации Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года №3 «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов» было принято Распоряжение Премьер-Министра РК от 20 декабря 2022 года «О создании рабочей группы по выработке предложений к проекту Закона Республики Казахстан в рамках реализации Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов» (далее – Распоряжение Премьер-Министра РК от 20 декабря 2022 года) (https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/R2200000199/20.12.2022). Этим Распоряжением был также определен состав рабочей группы по выработке предложений к проекту Закона РК в рамках реализации Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов» в виде перечня должностных лиц государственных органов. Кроме этого, при рабочей группе было предусмотрено образование подгрупп по следующим направлениям: 1) Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (по согласованию) совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) - по регламентации механизмов раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов; 2) Национальному Банку Республики Казахстан (по согласованию) и Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (по согласованию) совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) - по обеспечению прозрачности процедур возврата незаконно выведенных активов; 3) Министерству финансов Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) - по: стимулированию добровольной передачи государству незаконно выведенных активов; образованию специального государственного фонда, аккумулирующего поступающие незаконно выведенные активы и управляющего ими, для финансирования социальных и экономических проектов, направленных на повышение благосостояния народа Казахстана; 4) Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) - по определению субъектов правоотношений, регулируемых законом; 5) Министерству национальной экономики Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) - по принятию системных мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших незаконному выводу активов. Пунктом 3 Распоряжения Премьер-Министра было предусмотрено, что рабочие подгруппы в срок до 31 декабря 2022 года должны выработать предложения по соответствующим направлениям и внести на рассмотрение рабочей группы. Пунктом 4 Распоряжения Премьер-Министра было дано поручение Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами и организациями (по согласованию) в срок до 31 января 2023 года в установленном законодательством порядке внести в Аппарат Правительства Республики Казахстан проект Закона. Пунктом 5 Распоряжения Премьер-Министра было предусмотрено, что контроль за исполнением распоряжения возложен на Заместителя Премьер-Министра-Министра финансов Республики Казахстан. Именно на основании указанных поручений Президента Республики Казахстан и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан и должен был быть разработан Законопроект, целью которого является принятие мер по возврату незаконно выведенных за рубеж активов. При этом я снова утверждаю, что законодательных проблем по возврату «незаконно выведенных активов», иных незаконных активов, помимо «незаконно выведенных за рубеж», нет. Права, функции и задачи правоохранительных и специальных государственных органов, занимающихся возвратом незаконно выведенных активов, определяются, помимо Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, в Конституционном законе о прокуратуре, Законе Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» (далее – Закон о правоохранительной службе), Законе Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон об органах внутренних дел), Законе Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» (далее – Закон об органах национальной безопасности), Законе Республики Казахстан от 12 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан» (далее – Закон о специальных государственных органах), Законе Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об оперативно розыскной деятельности) и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Вопросы учета, возврата незаконных активов, оснований и механизмов возврата, использования возвращенного имущества, деятельности государственных органов, осуществляющих такой учет и использование возвращенного имущества, урегулированы также в Законе Республики Казахстан от 22 декабря 2003 года «О государственной правовой статистике и специальных учетах» (далее – Закон о государственной статистике и специальных учетах), Законе Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее - Закон о государственном имуществе), Законе Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее – Закон об исполнительном производстве). Отдельные вопросы, связанные с возвратом незаконных активов, урегулированы в Гражданском кодексе Республики Казахстан и в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан. Это касается, в частности, конфискации как одного из оснований прекращения права собственности граждан и юридических лиц и одного из способов приобретения государством имущества; рассмотрения субсидиарно по правилам Гражданского процессуального кодекса гражданских исков в уголовном процессе; рассмотрения гражданского иска потерпевших от преступления по общим правилам гражданского судопроизводства при оставлении гражданского иска без рассмотрения в уголовном процессе и т.д. Республика Казахстан присоединилась к ряду многосторонних международных конвенций, связанных с борьбой с коррупцией и противодействием легализации имущества, добытого преступным путем. Так, Законом РК от 4 мая 2008 года была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции (2003 года), Законом РК от 4 июля была ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 13 декабря 2000 года), Законом РК 1998 года Республика Казахстан присоединилась к Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств (Вена, 1988 год). Приняты Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О борьбе с коррупцией», утративший силу с принятием действующего сейчас Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», В настоящее время в Казахстане образованы и действуют пять правоохранительных органов (органы прокуратуры, внутренних дел, государственной противопожарной службы, антикоррупционная служба и служба экономических расследований) и три специальных государственных органов (органы национальной безопасности, уполномоченный орган в сфере внешней разведки, Служба государственной охраны Республики Казахстан). В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 14 марта 2023 года «Об органах военной полиции» (принятой после утраты силы Закона РК от 21 февраля 2005 года «Об органах военной полиции») осуществляют деятельность военно-следственные органы Министерства обороны РК и органы военной полиции Вооруженных сил Республики Казахстан. Четыре из пяти правоохранительных органов и два из трех специальных государственных органов, а также органы военной полиции в соответствии с УК и УПК расследуют в пределах определенной для них подследственности коррупционные и иные преступления, связанные с присвоением или иным хищением государственной собственности и незаконным выводом финансовых средств и иного имущества за рубеж, осуществляют международное сотрудничество в порядке, установленном законодательством и международными договорами, по возврату незаконно выведенных активов. В соответствии с подпунктом 3) статьи 4 Конституционного закона о прокуратуре прокуратура координирует деятельность правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. В структуре Генеральной прокуратуры образованы различные службы и департаменты по надзору и координации деятельности различных правоохранительных и иных государственных специальных органов по координации органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельностью (Департамент Генеральной прокуратуры по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий) или уголовное преследование (Служба Генеральной прокуратуры уголовного преследования), в том числе по вопросам возврата незаконных активов. Служба Генеральной прокуратуры РК по надзору за законностью приговоров, вступивших в силу, и их исполнением осуществляет также надзор и координацию деятельности органов исполнительного производства, в том числе по возврату незаконных активов. Необходимо указать и на деятельность Комитета Генеральной прокуратуры РК по правовой статистике и специальным учетам, который в соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 12 Закона о государственной правовой статистике и специальных учетах осуществляет ведение специального учета сумм конфискованного имущества, связанных с легализацией (отмыванием) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также сумм, полученных преступным путем, подлежащих возращению и возвращенных в Республику Казахстан. В пункте 1 статьи 12 Закона о государственной правовой статистике и специальных учетах определен круг лиц, подлежащих специальному учету. В соответствии с подпунктом 8) ведется учет лиц, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в соответствии с подпунктом 9) - лиц, совершивших коррупционные правонарушения; подпунктом 12) - лиц, уволенных с государственной службы по отрицательным мотивам; подпунктом 16) - лиц, привлеченных к ответственности за совершение легализации (отмывания) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. То есть к компетенции Комитета по правовой статистике и специальным учетам Законом отнесен учет незаконно выведенных активов, подлежащих возврату или возвращенных в Республику Казахстан, а также лиц, в отношении которых в соответствии с УК может применяться в качестве дополнительной меры уголовной ответственности конфискация имущества. Кроме того, к ведению Комитета по правовой статистике и специальным учетам отнесено осуществление и иных видов учета, в которых отражается вся информация, относящаяся к правонарушениям, связанным с незаконным выводом активов. Например, Комитет по правовой статистике и специальным учетам ведет Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), в котором отражается вся информация об уголовном правонарушении, включая поводы к началу досудебного расследования, в том числе в виде устного заявления о готовящемся преступлении, сообщений в средствах массовой информации, анонимных сообщениях, данных оперативно-розыскной деятельности и т.д. То есть вся информация, в том числе о поводах к началу досудебного расследования, о коррупционном правонарушении, послужившем основой для незаконного вывода активов, либо о самостоятельном преступлении, связанном с незаконным выводом активов, отражается в ЕРДР. Кроме того, на основании статьи 28 Закона о прокуратуре Указом Президента РК от 2 мая 2011 года было утверждено Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью (далее - Координационный совет), постоянно действующем консультативно-совещательном органе при Генеральной прокуратуре РК, образуемом в целях координации и повышения эффективности деятельности государственных органов в обеспечении законности и правопорядка в Республике Казахстан, в том числе для объединения усилий и взаимодействия правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие в борьбе с преступностью. Под председательством прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров создаются областные координационные советы с аналогичными задачами и функциями. В задачи и функции Координационного совета относится, в том числе, - разработка, согласование и выполнение совместных мероприятий по борьбе с наиболее опасными и распространенными преступными посягательствами, деятельностью организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) и координация деятельности правоохранительных и специальных государственных органов по возврату незаконных активов. Если и есть какие-то проблемы по возврату незаконно выведенных активов, то они носят не законодательный или организационный, а системный характер, больше связанный с проблемами недостаточного опыта и квалификации лиц, осуществляющих уголовное преследование или исполнение судебных решений, либо с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных и служебных обязанностей. В некоторой степени какие-то сложности в реализации функций соответствующих правоохранительных органов могут быть связаны с проблемами международного сотрудничества, поскольку существуют страны, с которыми у Казахстана нет отношений по оказанию правовой помощи по уголовным и гражданским делам ни на основании двусторонних соглашений, ни на основании многосторонних международных договоров. Исходя из: поручений Президента Республики Казахстан, озвученных на расширенном заседании Правительства РК 8 февраля 2022 года, Указа Президента Республики Казахстан от 5 июня 2022 года № 908 «О межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов», Концепции развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 2022 года, Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года №3 «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов», Распоряжения Премьер-Министра РК от 20 декабря 2022 года «О создании рабочей группы по выработке предложений к проекту Закона Республики Казахстан в рамках реализации Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов», - под «незаконно выведенными активами» предлагается понимать «незаконно выведенные за рубеж финансовые средства и приобретенные на эти средства активы». То есть предметом Законопроекта является определение мер, дополнительно к уже регулируемым казахстанским законодательством, по возврату незаконно выведенных за рубеж финансовых средств и приобретенного на них имущества, похищенных или присвоенных активов, которые относятся к государственным или которые должны поступить в государственную собственность вследствие конфискации. В данном случае под государственной собственностью условно следует понимать и собственность так называемых организаций квазигосударственного сектора (национальных компаний или иных юридических лиц с преобладающим государственным участием), поскольку их создание обусловлено публичными интересами и их учредителем выступает государство. Поэтому можно констатировать, что Президент РК дал поручение Правительству Республики Казахстан разработать проект закона Республики Казахстан с какими-то дополнительными мерами по координации и активизации работы по возврату незаконно выведенных активов. Такого рода законы с дополнительными мерами имеются в правовой базе Республики Казахстан, например, это Закон РК от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности», Закон РК от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений» и иные подобные законы. При этом необходимо указать, что Указом Президента РК от 26 ноября 2022 года и Распоряжением Премьер-Министра РК от 20 декабря 2022 года ставилась задача разработки законопроекта о мерах по возврату государству незаконно выведенных активов, а не какого-то общего законопроекта о конфискации, то есть безвозмездного изъятия в собственность государства похищенного государственного имущества или иного имущества, добытого преступным путем, незаконно легализованного и вовлеченного в имущественный оборот, в том числе выведенного за рубеж. То есть задача по разработке какого-то законопроекта о незаконных активах или о незаконно приобретенных активах без их связи с незаконным выводом за рубеж поручением не ставилась. Также из Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года не следует, что Президент РК дал поручение о разработке законопроекта, полностью и автономно регулирующего возврат незаконных активов. В Указе даны конкретные направления, по которым необходимо было выработать дополнительные меры для повышения эффективности деятельности правоохранительных и иных государственных органов по возврату незаконно выведенных активов государства. В любом случае из Указа Президента РК от 26 ноября 2022 года не вытекает поручение о разработке законопроекта, который бы противоречил Конституции, УК, УПК и иным законам, регулирующим возврат незаконно выведенных активов. Но из-за низкого уровня подготовки законопроекта, представляющего собой по большей части компиляцию норм действующих законов, с их небрежным изложением в свободной форме, с многочисленными нарушениями законодательной техники и без всяких ссылок на действующие нормы УК, УПК и иных законов, откуда были заимствованы тексты норм законопроекта, получился Законопроект, противоречащий Конституции РК, Конституционному закону о прокуратуре, УК, УПК, ГПК, Бюджетному кодексу и иным законам, в той или иной степени регулирующим процесс возврата незаконно выведенных активов.
II. Определение понятия «незаконно выведенные активы» и соотношение его с понятиями «имущество» и «имущество, добытое преступным путем»
Центральным вопросом правового регулирования законопроекта является определение категории «незаконно выведенные активы» («незаконные активы»), с чем связаны и все иные вопросы определения субъектов, регулируемых законом, регламентации механизмов раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов и т.д. В праве Казахстана нет легального законодательного определения понятия «незаконные активы», «незаконно выведенные активы», кроме того, как оно использовано в подзаконных актах: указанных выше Послании Президента РК, Указах Президента РК, распоряжении Премьер-Министра и в некоторых подзаконных актах, принятых Президентом, Правительством и государственными органами Республики Казахстан. Понятия «незаконно выведенные активы», «возвращение похищенных активов» широко применяются в международном публичном праве, в частности, в Конвенциях ООН, ОЭСР, Совета Европы и иных международных организаций, предусматривающих борьбу с коррупцией, транснациональной преступностью, противодействие легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма. Конституция и гражданское законодательство не знают такого понятия или такой категории, как «незаконно выведенные активы», но позволяют путем толкования положений международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, а также норм Конституции о гарантиях права собственности, гражданского законодательства об имуществе, праве собственности, объектах гражданских прав, уголовного законодательства об имуществе, добытого незаконным путем, - соотнести понятие незаконных активов с понятиями «имущество», «имущество, подлежащее принудительному отчуждению», «имущество, добытое преступным путем либо приобретенное на средства, добытые преступным путем», а также «имущество, являющееся орудием или средством совершения уголовного правонарушения». Определение незаконно выведенных активов основывается не только и не столько на гражданском законодательстве. Гражданское право имеет отношение к определению незаконно выведенных активов только потому, что оно регулирует товарно-денежные и иные имущественные отношения, а незаконно выведенные активы также относятся к имуществу. Общие понятия законного и незаконного имущества в контексте принудительного лишения права собственности вытекают из норм Конституции, ГК, УК и УПК. Пунктом 1 статьи 26 Конституции РК предусмотрено, что граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. Пунктом 2 статьи 26 Конституции предусмотрено, что собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Кроме этого, пунктом 3 статьи 26 Конституции РК предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. В соответствии с пунктом 1 статьи 188 ГК право собственности определяется как признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки. В соответствии с пунктом 2 статьи 188 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом, право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоду (выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах), а право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества. Пунктом 3 статьи 188 ГК предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество, передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и распоряжаться им иным образом. Пунктом 4 статьи 188 ГК предусмотрено, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. При этом собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Пунктом 5 статьи 188 ГК предусматривается, что право собственности бессрочно, и что право собственности на имущество может быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом. Основания принудительного прекращения права собственности предусмотрены в статье 249 ГК. Пунктом 2 статьи 249 ГК закрепляется, что принудительное отчуждение у собственника имущества не допускается, кроме случаев: 1) обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника; 2) принудительного отчуждения имущества, которое в силу законодательных актов Республики Казахстан не может принадлежать данному лицу; 3) реквизиции; 4) конфискации; 5) принудительного отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка; 6) изъятия бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры, культурных ценностей; 7) национализации; 8) продажи имущества с публичных торгов по решению суда в случае невозможности раздела общего имущества либо выдела доли из него в соответствии со статьей 218 ГК (случаев раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела из него доли). Из перечисленных оснований принудительного отчуждения имущества только имущество, на которое обращается взыскание по обязательствам собственника, а также имущество, подлежащее конфискации, могут быть отнесены к незаконным активам. И обращение взыскания на имущество, и конфискация имущества осуществляются на основании приговора или решения суда, что соответствует конституционным гарантиям, закрепленным в статье 26 Конституции. Все иные основания принудительного прекращения права собственности, предусмотренные в статье 249 ГК, не имеют отношения к незаконным активам, поскольку связаны с публичной процедурой отчуждения законного имущества в случаях, предусмотренных ГК, Законом о государственном имуществе или специально принимаемом законе о национализации, с предоставлением равноценного возмещения. В случае взыскания на имущество по обязательствам собственника речь также идет о законном имуществе собственника, на которое обращается взыскание по обязательствам собственника при недостаточности у него денег. Только в случае конфискации имущества может идти речь о незаконных активах, которые обращаются безвозмездно в собственность государства. В отношении конфискации статья 254 ГК предусматривает, что в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника в судебном порядке в виде санкции за совершение административного или уголовного правонарушения (конфискация). Такой же вывод следует из анализа задачи возврата государству незаконно выведенных активов, озвученной в Поручениях и Указах Президента РК, Концепции развития финансового мониторинга, в Распоряжениях Премьер-Министра на разработку законопроекта о возврате государству незаконно выведенных активов. Из поручений Президента РК и распоряжения Премьер-Министра, основанного на поручениях Президента РК, вытекает то, что говоря о незаконно выведенных активах, под этим понимают не какие-то любые активы, а активы, добытые преступным путем либо приобретенные на средства, добытые преступным путем, и выведенные за рубеж с целью их сокрытия. В отношении таких активов должен быть вынесен приговор суда о конфискации или вынесено постановление суда о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения приговора о конфискации или о конфискации по правилам главы 71 УПК РК – конфискация без приговора суда. То есть незаконность активов должна быть определена приговором или постановлением суда, предусматривающим конфискацию, или постановлением суда о наложении ареста в целях обеспечения конфискации и возмещения потерпевшим ущерба от преступления, или постановлением суда о конфискации без приговора суда. И поручение Президента РК о принятии мер по возврату незаконно выведенных активов касается именно выведенных за рубеж финансовых средств и приобретенного на них имущества, а не какого-то имущества, находящегося в Казахстане. В отношении незаконных активов, находящихся в Казахстане, вопроса быть не может, поскольку возврат таких активов в государственную собственность (если есть правовые основания именно для возврата имущества в государственную собственность, ибо не всегда незаконно приобретенное имущество может быть передано государству, по основному правилу гражданского права оно подлежит возврату тому лицу, которое было безосновательно или иным образом незаконно лишено своего имущества) обеспечивается суверенитетом Казахстана над своей территорией и существующей судебной и правоохранительной системой государства, осуществляющей свою деятельность на основании действующих уголовных, уголовно-процессуальных законов, законодательства о судебной системе, исполнительном производстве, правоохранительных и иных специальных органах.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |