|
|
|
Актуальные проблемы финансово-правового регулирования
Порохов Евгений Викторович директор НИИ финансового и налогового права, профессор Высшей школы права «Әділет» Каспийского общественного университета, доктор юридических наук
Общеизвестно, что национальная валюта как денежная единица каждого конкретного государства является непременным атрибутом государственного суверенитета и символом суверенного государства. Не является в этом отношении исключением и Республика Казахстан. Национальная валюта суверенного Казахстана - тенге была введена на территории РК Указом Президента РК от 12.11.1993 г. № 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан» с 15 ноября 1993 года. Этот президентский указ был принят в период действия Конституции РК от 28.01.1993 г. и на основе её нормы пп. 6) ст. 78, согласно которой Президент РК обладал полномочием определять порядок, сроки и условия функционирования национальной валюты[1]. При этом, в свою очередь, в соответствии с принципом разделения властей полномочия по определению денежной системы РК, согласно пп. 6) ст. 64 Конституции РК 1993 г., принадлежали на тот момент Верховному Совету РК как законодательному и высшему представительному органу государства. Реализуя указанное конституционное полномочие, Верховный Совет РК вскоре после введения в РК национальной валюты принял Закон РК от 13.12.1993 г. «О денежной системе Республики Казахстан». В указанном законе, кстати, в соответствии со ст. 10 было установлено, что право на замену денежной единицы принадлежит Верховному Совету РК, а право определения порядка, сроков и условий функционирования денежной единицы принадлежит Президенту РК. Забегая немного вперёд, также заметим, что в ст. 44 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 30.03.1995 г. «О Национальном Банке РК», принятого взамен утратившего впоследствии силу Закона РК «О денежной системе», право на замену денежной единицы перешло уже к Президенту РК. Закон РК «О денежной системе» просуществовал в РК недолго, чуть менее полутора лет - до 30.03.1995 года. Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 30.03.1995 г. № 2157 закон был признан утратившим силу в связи с изданием действующего и поныне Указа Президента РК, имеющего силу закона (сейчас Закона РК), от 30.03.1995 г. № 2155 «О Национальной Банке РК». Основные положения утратившего силу Закона РК «О денежной системе» в большей своей части, за небольшим исключением, были перенесены в Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О Национальном Банке РК». Главной отличительной особенностью просуществовавшего до 30.03.1995 г. Закона РК «О денежной системе» было то, что он в ст. 2 определял денежное обращение в РК как включающее в себя движение наличных и безналичных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Другими словами, этот закон прямо и открыто признавал существование в РК безналичных денег в качестве одной из форм полноценных денег. Принятый взамен этого закона Указ Президента РК «О Национальном Банке РК» и все последующее законодательство РК таких норм больше уже не содержали. В Конституции РК 1993 г. также существовала норма ст. 120, которая утверждала о проведении на территории РК единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной и ценовой политики. В ныне действующей Конституции РК от 30.08.1995 г. нет ни одного упоминания о национальной валюте, её эмитенте, денежной системе, денежной политике и законном платёжном средстве в РК. В равной степени Конституция РК 1995 г. не содержит в себе каких-либо специальных положений о полномочиях народа, Президента, Парламента или Правительства РК в отношении установления, введения, выпуска в обращение, изъятия из обращения, отмены или замены национальной валюты, организации денежной системы РК и проведения денежной политики на территории РК. Безусловно, ко всем указанным вопросам правового регулирования организации денежно-кредитной системы РК можно применить общие нормы ст. 44, 54, п. 3 ст. 61 Конституции РК. Эти нормы содержат общие положения об определении Президентом РК основных направлений внутренней и внешней политики, о принятии Парламентом РК законов, направленных на регулирование важнейших общественных отношений, о формировании Президентом РК структуры государственного управления и назначении должностных лиц на ключевые позиции в управлении государством, в том числе председателя Национального Банка РК. Но все же при упоминании в Конституции РК в отдельности других обязательных атрибутов государственного суверенитета (государственная территория, законы, бюджет, налоги, государственный аппарат, государственные символы (герб, гимн, флаг), суды, армия и правоохранительные органы) отсутствие какого-либо упоминания в ней одного из главных символов любого суверенного государства – национальной валюты, мягко говоря, вызывает недоумение. Учитывая тот факт, с какой завидной регулярностью и частотой последнее время вносятся изменения в Конституцию РК, можно было бы с подачи компетентного органа отразить в ней и эти немаловажные аспекты государственного суверенитета. Однако, либо эти вопросы действительно не важны для общества, по мнению государства и его компетентного органа, либо Национальный Банк РК как компетентный орган в денежно-кредитной политике уже давно не смотрит в этом направлении и не видит проблем в своей вотчине и отчизне с этим вопросом. Таким образом, в отличие от Конституции РК 1993 г., Конституция РК 1995 г. не содержит в себе ни одного упоминания о национальной валюте РК, денежной системе РК и денежно-кредитной политике РК как важнейших общественных отношениях, нуждающихся в своём правовом регулировании на конституционном и законодательном уровне. Уверен, что никому не придёт в голову подвергнуть сомнению важность и значимость этих отношений для государства, общества и каждого гражданина. И это упущение следует признать существенным недостатком ныне действующей Конституции РК, который влияет на дальнейшее не предусмотренное Конституцией РК распределение полномочий высших государственных органов в вопросах установления национальной валюты, определения денежной системы, разработки и проведения денежно-кредитной политики и правового регулирования денежно-кредитных отношений. В нормативных правовых актах следующего после Конституции РК уровня законодатель уже произвольно компенсирует указанный недостаток конституционного регулирования и наделяет только Президента РК в пп. 8) ст. 19 Конституционного закона РК от 26.12.1995 г. № 2733 «О Президенте Республики Казахстан» полномочием по определению порядка, сроков и условий функционирования национальной валюты. Однако, что касается собственной компетенции в денежно-кредитной сфере, Парламент в п. 1 ст. 16 Конституционного закона РК от 16.10.1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», в отличие от ранее действующей Конституции РК 1993 г., уже не оставляет за собой полномочий на определение денежной системы РК. В перечне п. 1 ст. 16 цитируемого Конституционного закона, равно как и в п. 3 ст. 61 Конституции РК, отсутствует указание на вопросы определения денежной системы как на важнейшие общественные отношения, подлежащие исключительно законодательному урегулированию. Следовательно, при отсутствии регламентации этого вопроса на конституционном уровне, в соответствии с п. 2 ст. 16 цитируемого Конституционного закона вопросы определения денежной системы в РК по умолчанию уже переданы на подзаконный уровень их регулирования компетентными в этих вопросах государственными органами. Хотя в настоящее время вопросы организации денежной системы и регулирования денежного обращения урегулированы в основной своей части законодателем в отдельной главе 7 Закона РК «О Национальном Банке РК», тем не менее, сделано это, скорее, по инерции, нежели чем осознанно, при отсутствии на это прямого конституционного предписания. При других условиях и обстоятельствах решение указанных вопросов в равной мере и с полным правом мог бы взять на себя и Президент РК, который уже имел опыт законотворчества в этой сфере в 1995 году при издании указа, имеющего силу закона, «О Национальном Банке РК». В свою очередь, единственным компетентным органом по вопросам разработки и проведения денежно-кредитной политики в РК был во все времена и по-прежнему остаётся Национальный Банк РК, который в рамках предоставленной ему по закону компетенции реализует все свои полномочия в денежно-кредитной сфере в не урегулированной законом части. А закон, к слову заметим, не так уж подробно регламентирует данную сферу отношений, оставляя много вопросов неурегулированными. Согласно ст. 2 Закона РК «О Национальном Банке РК», Национальный Банк Казахстана является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными обязанными лицами в области финансового законодательства РК. Национальный Банк Казахстана, согласно ст. 3 цитируемого закона, подотчетен Президенту РК. Президент РК утверждает Положение о Национальном Банке Казахстана, его структуру и общую штатную численность. Председатель Национального Банка Казахстана в соответствии с пп. 4) ст. 44 Конституции РК назначается и освобождается от должности Президентом РК с согласия Сената Парламента РК. По прямому законодательному предписанию пп. 3) ст. 8 Закона РК «О Национальном Банке РК», Национальный Банк Казахстана является единственным эмитентом банкнот и монет национальной валюты РК и организует наличное денежное обращение на территории РК. Повторимся, что в отношении правового режима безналичных денег законодатель с 1995 года после отмены Закона РК «О денежной системе» по-прежнему хранит квалифицированное молчание, оставляя решение этого вопроса на усмотрение Национального Банка как единственного компетентного и уполномоченного государственного органа в данной сфере отношений. Таким образом, в настоящее время по законодательству РК Национальный Банк Казахстана, хотя и является подотчётным Президенту РК государственным органом, тем не менее, сосредоточил в своих руках всю полноту власти в денежно-кредитной сфере, разрабатывая и проводя денежно-кредитную политику государства, эмитируя национальную валюту, регулируя её обращение и контролируя деятельность субъектов финансового рынка и других участников денежно-кредитных отношений. Нарушая основополагающий конституционный принцип разделения властей одним только фактом своего существования в определённом ему законом правовом статусе, Национальный Банк в одном лице является и творцом почти всех правил организации денежной системы, и главным исполнительно-распорядительным государственным органом в сфере денежно-кредитных отношений, и главным контролирующим органом по всем вопросам функционирования денежно-кредитной системы. В свою очередь правовой режим национальной валюты РК (тенге) как властного установления государства, законного платёжного средства на территории РК и объекта гражданских прав официально определён государством в основополагающих нормативных правовых актах РК: Законе РК «О Национальном Банке», Законе РК «О платежах и платёжных системах», ГК РК, подзаконных актах Национального Банка РК. Изначально деньги в виде национальной валюты государства являются исключительно властным установлением этого государства в результате реализации им своего монопольного суверенного права на установление, введение и выпуск в обращение денег. Эта часть деятельности государства и возникающих при этом отношений, хотя и должна быть предварительно подробно урегулирована законодателем в рамках соответствующей отрасли права (финансового права), тем не менее, по-прежнему является «terra incognita» и остается невидимой для большинства населения. Само появление денег в нужных для государства количестве, месте и время является таинственным ритуалом и полной неожиданностью для большинства. Никто из обычных людей не знает, в каком объёме, в какой форме, когда и где появятся деньги и, самое главное, по какому принудительному курсу по отношению к другим валютам иностранных государств, на основании чего и почему. Далее после выпуска денег в обращение они принудительно включаются государством в гражданский оборот на всей его территории как объект гражданских прав. Соответственно, правовой режим денег как объекта гражданских прав определяется уже в гражданском законодательстве. В таком своём качестве деньги знакомы всем, признаются всеми в качестве обычного имущественного блага и не вызывают каких-либо возражений у участников гражданского оборота. Люди принимают этот «дар» государства обществу и своим поведением также способствуют органичному включению денег в гражданский оборот вследствие существования доверия к ним и объективной потребности в них для расчётов в товарно-денежных отношениях. Цели органичного вхождения денег в гражданский оборот служат определённая государством нарицательная стоимость денежных знаков (их номинал) и установившиеся в национальной валюте цены на уже имеющееся в гражданском обороте полноценное реальное имущество. Через механизм ценообразования и первоначально установленный государством принудительный обменный курс деньги получают свою объективную, оценённую независимым рынком (рыночную) стоимость в гражданском обороте в соотношении уже с реальными товарами, работами, услугами, с одной стороны, и валютами иностранных государств, с другой стороны. В соответствии с п. 1 и 4 ст. 1 ГК РК гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, гражданское законодательство регламентирует правовой режим денег как объекта гражданских прав и не преследует своей целью регулирование основанных на властном подчинении отношений по определению финансово-правового режима денег как властного установления государства и объекта публичных правоотношений. Справедливости ради следует заметить, что деньги как объект гражданских прав и их гражданско-правовой режим в достаточной степени подробно и определённо урегулированы в гражданском праве, не вызывают серьёзных нареканий и необходимости изменения регулирующих их гражданско-правовых норм. Деньги эффективно используются в гражданском обороте как имущественное благо, не порождая каких-либо серьёзных проблем с определением их гражданско-правового режима и гражданско-правовых способов защиты прав на них. В этой связи нет никаких принципиальных нареканий к работе разработчиков ГК РК и представителей цивилистики. Имеющиеся в доктрине и практике правоприменения различные подходы к толкованию норм ГК РК о деньгах в части применения вещно-правового или обязательственно-правового режима к безналичным деньгам и выбора соответствующего этому способа их защиты не меняют сути денег как объекта гражданских прав и имущественного блага. В этой связи следует согласиться с Ф.С.Карагусовым, который утверждает в своих трудах о том, что «необходимо помнить, что деньги не утрачивают своей экономической природы и правового значения, а их функции в обороте не изменяются при изменении формы денег. Да, безналичные деньги - это не денежные знаки, но безналичные деньги - это деньги»[2]. Кроме того, суды в большинстве случаев признают за собственниками безналичных денег право собственности на них как на объекты вещных прав и применяют к ним гражданско-правовые способы защиты вещных прав при истребовании собственниками своих безналичных денег из чужого незаконного владения. По смыслу п. 1 и 2 ст. 115 ГК РК, деньги как объект гражданских прав (в том числе иностранная валюта) отнесены к самостоятельному виду имущества наряду с вещами, финансовыми инструментами, цифровыми активами и имущественными правами. Согласно же п. 2-1 ст.115 ГК РК, к деньгам применяется правовой режим вещей, если иное не предусмотрено ГК РК, иными законодательными актами РК или не вытекает из существа обязательства. При этом законодатель не уточняет, о какой именно форме денег для применения к ним вещно-правового режима идёт речь: наличной или безналичной, используя родовое понятие «деньги». Следовательно, по общему правилу, деньги в любой их форме приравнены к вещам в своём правовом режиме в гражданском обороте, если иное не предусмотрено ГК РК, иными законодательными актами РК или не вытекает из существа обязательства. Вещно-правовой режим денег в гражданском праве означает также признание денег в любой форме их существования в качестве объекта права собственности и иных вещных прав и возможность применения установленных в ГК РК гражданско-правовых способов защиты права собственности и иных вещных прав на них, за исключением непосредственно предусмотренных в законе случаев. Как совершенно справедливо заметил по этому поводу Ю.Г.Басин, «объектами права собственности и других вещных прав мы считаем и вещи, и их осязаемые символы, и осязаемые символы прав (деньги, ценные бумаги, иные осязаемые предметы). И если законодательство и правовая психология еще со времен римского права признали деление вещей на телесные и бестелесные, (res corporales и res incorporales; tangible property и intangible property), то сейчас пора уже причислять к бестелесным объектам права собственности и бездокументарные оборотные записи о правах»[3]. Имеющиеся в судебной практике судебные акты о признании права собственности на безналичные деньги и применении гражданско-правовых способов его защиты, в том числе по искам об истребовании безналичных денег из чужого незаконного владения, - лишний раз тому подтверждение. Деньги как имущественное благо в гражданско-правовом значении могут также использоваться в публичных правоотношениях, когда они выступают в качестве предмета платежа при исполнении публично-правовых денежных обязательств. В этой связи возможно использование гражданско-правового режима денег как вещей в публичных правоотношениях в силу прямого указания об этом в соответствующих нормах публичного права, признающих деньги в качестве предмета или средства платежа в публичных имущественных правоотношениях. Вместе с тем ГК РК также содержит в себе нормы (ст.127), которые определяют тенге как денежную единицу РК и устанавливают её правовой режим как законного платёжного средства в РК, обязательного к приёму по нарицательной стоимости на всей территории РК. Аналогичные нормы содержатся также в Законе РК «О Национальном Банке РК», а ранее с 1993 г. содержались в Законе РК «О денежной системе». Согласно ст. 38 и 39 Закона РК «О Национальном Банке РК», денежной единицей (национальной валютой) РК и законным платёжным средством в РК, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана, является казахстанский тенге. По императивному требованию ст. 43 цитируемого закона, банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком Казахстана, обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются всеми банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и Национальным оператором почты. Здесь налицо дублирование правовых норм, вызванное, на наш взгляд, существующими в настоящее время проблемами с определением отраслевой принадлежности вопросов, связанных с регламентацией правового режима денег как односторонне-властного установления государства. Очевидно, что как Закон РК «О Национальном Банке РК», так и действовавший до него Закон РК «О денежной системе», при отсутствии иных специальных нормативных актов публичного права по этому вопросу, были призваны, в первую очередь, определить финансово-правовой режим национальной валюты именно как односторонне-властного установления государства. ГК РК в этой части продублировал нормы ранее действовавшего Закона РК «О денежной системе», чтобы дополнительно придать им значение фундаментальных основ денежной системы и денежного обращения в гражданско-правовой плоскости в целях гражданского оборота. В действительности же установление денежной единицы государства, введение её в обращение (как в гражданский, так и в публичный оборот) и определение для неё правового режима законного платёжного средства на всей территории РК, обязательного к приёму всеми по её нарицательной стоимости, относятся к исключительной компетенции государства как суверена. Соответственно, все эти задачи организации денежной системы решаются государством посредством принятия односторонне-властных актов в рамках проведения денежно-кредитной политики. Эмитируемые государством деньги оформляются соответствующими денежными знаками установленного государством образца и символами в виде записей по счетам, наделяются свойством законного платёжного средства, обязательного к приёму всеми на территории государства, и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Указанная деятельность по монополизации денежной эмиссии, установлению, введению денежной единицы (национальной валюты), фактическому выпуску в обращение денежных знаков (символов) установленного образца, номинала, объёма и приданию им силы законного платёжного средства является односторонне-властной деятельностью государства, урегулированной нормами финансового права и реализуемой исключительно в публично-правовых формах. Изначально денежные знаки (символы) государства без придания им силы законного платёжного средства по нарицательной стоимости не представляют собой ценности на сумму указанных на них номиналов. Только властное придание государством денежным знакам (символам) силы законного платёжного средства во всех расчётах и платежах на территории государства в качестве единственно возможной денежной единицы (национальной валюты) этого государства позволяют включить их впоследствии в гражданский оборот в качестве имущественных благ наравне с вещами, обладающими потребительной стоимостью и самостоятельной ценностью. Сущность законного платёжного средства состоит в том, что по принуждению государства под страхом наказания никто, кроме лиц, прямо определённых государством в валютном законодательстве, не имеет права отказаться принимать денежные знаки (символы) этого государства в оплату своих товаров, работ, услуг или своим соглашением устанавливать в качестве иного платёжного средства валюту иностранных государств. В гражданском обороте выпущенные государством в обращение деньги представляют собой фикцию вещи, обладающей нарицательной стоимостью и используемой в качестве всеобщего эквивалента, меры стоимости, средства платежа и средства накопления. Поэтому с точки зрения гражданского права деньги – это уже самостоятельный объект гражданских прав и вид имущества с гражданско-правовым режимом вещей. С точки зрения финансового права деньги – это результат властной деятельности государства по установлению национальной валюты, определению её публично-правового режима в качестве законного платёжного средства и организации необходимой для её эффективного функционирования денежной системы. Деньги становятся имущественным благом в силу властного волеизъявления государства после прохождения ими всех финансовых процедур придания им свойств денег и включения их в гражданский и публичный оборот. Но поскольку деньги не обладают самостоятельной потребительной стоимостью на сумму указанного в них номинала и в обращении обеспечены только совокупной стоимостью соответствующих им в гражданском обороте товаров, работ, услуг и иного имущества, то неудовлетворённый спрос потребителей в товарах, работах, услугах и (или) избыточное предложение денежной массы могут вызывать повышение цен на товары, работы, услуги и, соответственно, снижение покупательной способности денег в обращении. Следовательно, не вызванная объективными потребностями рынка в деньгах, ничем не обеспеченная и никем не контролируемая денежная масса будет негативно сказываться на увеличении спроса на находящиеся в обороте товары, работы и услуги и, соответственно, на снижении их предложения на рынке. В свою очередь, это неизбежно ведёт к обесцениванию национальной валюты и росту инфляции в стране, что не согласуется с публичными интересами в снижении темпов инфляции, в сохранении покупательной способности национальной валюты, недопущении обесценивания денежных доходов, сбережений населения и стоимости труда. Другими словами, чудо денег происходит за счёт разбавляющего их своей стоимостью совокупного имущества в стране, которое может быть за них приобретено и продано. И рано или поздно это чудо может быть разоблачено алчностью самого государства. В указанной связи для предотвращения негативных последствий неконтролируемого выпуска денег в обращение соответствующая деятельность государства должна быть изначально предметом регулирования со стороны законодателя и объектом контроля со стороны независимого от эмитента денег государственного органа (например, Высшей аудиторской палаты РК). В настоящее время Национальный Банк Казахстана является как уполномоченным органом в сфере формирования и проведения денежно-кредитной политики, регулятором и контролирующим государственным органом в сфере денежно-кредитных отношений, так и эмитентом денег и выгодоприобретателем от проводимой им денежной эмиссии. И зачастую интересы Национального Банка РК в одном из присущих ему качеств в денежно-кредитной сфере вступают в противоречие с его интересами в другом качестве, что неизбежно сказывается на снижении эффективности деятельности в целом. Например, в соответствии со ст. 7 Закона РК «О Национальном Банке РК» основной целью Национального Банка Казахстана как регулятора является обеспечение стабильности цен в РК. Однако в силу ст. 1 Закона РК «О Национальном Банке РК» Национальный Банк Казахстана также обслуживает государственный долг Правительства РК и свой собственный долг. И хотя по требованию ст. 1 Закона РК «О Национальном Банке РК» Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли, тем не менее, будучи в соответствии с пп. 3) ст. 8 цитируемого закона единственным эмитентом денег в Казахстане и представляя интересы государства при обслуживании госдолга, Национальный Банк все равно будет стремиться в своей деятельности к снижению долговых обязательств государства или отсрочке их исполнения путём дополнительной денежной эмиссии или кредитования бюджета при его дефиците. Соответственно, с учётом постоянно разрешаемых Национальным Банком противоречивых задач не стоит удивляться, что за 30 с лишним лет своей работы он ни разу не достиг единственной поставленной перед ним законодателем цели своего существования - обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан, т.е. сдерживание темпов инфляции. По официальным прогнозам председателя Национального Банка РК, сделанному на расширенном заседании Правительства РК 12 декабря 2022 г., ожидается повышение инфляции в РК до конца 2022 года до 20-21 % с достижением пика в первом квартале 2023 г.[4] В немалой степени проблемы с определением правового режима денег как в публичном, так и в гражданском обороте связаны с отсутствием в государстве единой концепции денежной системы и денежного обращения. Хотя Национальный Банк РК и обладает по закону исключительными полномочиями на разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, тем не менее, издаваемые им политико-правовые акты по-прежнему далеки от совершенства и, несмотря на их громадный объем и использование многочисленных финансовых терминов, до сих пор не содержат в себе ответов на ключевые вопросы. Например, до сих пор ни в политико-правовых актах Национального Банка РК, ни в законодательстве РК официально не признаны и не определены все возможные формы обращающихся в РК денег и однозначно не установлены правовой режим безналичных денег, состав и правовой статус их эмитентов и регламентация процесса эмиссии безналичных денег. При этом государство стоит на пороге введения в оборот и выпуска в обращение цифрового тенге, как новой, третьей, по заявлению Национального Банка РК, цифровой формы национальной валюты РК. В соответствии с докладом Национального Банка РК для публичного обсуждения «Цифровой тенге», «в Республике Казахстан фиатные деньги существуют в двух формах – наличной и безналичной. Наличные деньги выпускаются в виде банкнот и монет, а безналичные – в виде записи по банковским счетам. Национальный Банк РК рассматривает вопрос внедрения третьей формы национальной валюты – цифрового тенге. Цифровой тенге – это новая форма денег в Казахстане, эмиссию которых будет осуществлять Национальный Банк Республики Казахстан»[5]. При этом цифровой тенге однозначно не будет представлен в обороте в виде наличных денежных знаков. Сами исходящие от Национального Банка Казахстана официальные документы, призванные служить фундаментом и ориентиром для реализации проводимой им денежно-кредитной политики на практике, получают такое своё выражение, которое не вписывается в традиционную и общепринятую в государстве систему правовых актов. Например, доклады Национального Банка Казахстана с громкими политическими названиями и претенциозными заявлениями «О денежно-кредитной политике. Сентябрь 2022» от 12.09.2022 г. и «Цифровой тенге – доклад для публичного обсуждения» от 05.05.2022 г. не поддаются какой-либо идентификации и квалификации в системе правовых актов государства и не содержат в себе официальные ответы на животрепещущие вопросы о перспективах, приоритетах, ориентирах и направлениях денежно-кредитной политики нашего государства на ближайшее будущее. Самое главное, не понятно, какие правовые последствия влекут за собой эти доклады и на что ориентироваться простым гражданам в этой сфере важных для них отношений. Национальный Банк Казахстана в своём обособленном, самодостаточном и изолированном от других государственных и общественных институтов статусе, может и отличается прогрессивными взглядами, передовыми знаниями, накопленным опытом и позитивным мышлением. Но в отрыве от общества, его интересов и насущных проблем Национальный Банк РК сегодня не в состоянии эффективно выполнять ту роль и адекватно решать те задачи, которые были изначально поставлены перед ним государством. В итоге по факту у рядового пользователя, не знакомого с многоплановой деятельностью Национального Банка РК, представление о деньгах и их правовом режиме складывается только из гражданского законодательства как об имущественном благе. О финансово-правовых аспектах создания и функционирования в Казахстане её денежной системы и национальной валюты никто, как правило, не знает. Про завуалированные в середине статусного Закона РК «О Национальном Банке РК» положения о национальной валюте люди, как правило, узнают случайно, натолкнувшись на них при изучении закона совсем по другим вопросам. Соответственно, у рядового пользователя даже не возникает мысли о том, что всю широкую и многогранную деятельность Национального Банка РК по регулированию им денежно-кредитных отношений можно тоже урегулировать на законодательном уровне. Судьба национальной валюты и связанных с ней ожиданий граждан в принципиальных и основополагающих вопросах денежно-кредитной политики государства не должна зависеть от настроений только одного находящегося в полной правовой изоляции государственного органа в лице Национального Банка. Не определившись на высшем политическом, конституционном и законодательном уровне с концепцией денежной системы, с принципами и базовыми понятиями её организации в государстве, с основными направлениями денежно-кредитной политики государства, с финансово-правовыми формами и способами регулирования денежно-кредитных отношений, невозможно проводить дальнейшие эффективные реформы в этой сфере.
_____________________________________________________________________________ [1] До введения национальной валюты в Казахстане с момента обретения им с 16 декабря 1991 года суверенитета и государственной независимости сначала имела хождение официальная валюта СССР, в состав которого (включая валютный союз) входила РК, а затем валюта Российской Федерацией в виде первоначально санкционированной РФ денежной единицы и денежных знаков СССР. [2] Фархад Карагусов. О правовом режиме денег в качестве одного из основных видов объектов гражданских прав, создании национальной платежной системы и контроле рынка криптовалют // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36484758 (дата обращения – 30.09.2022 г.). [3] Басин Ю.Г. Совершенствование законодательства о ценных бумагах // В кн.: Гражданское законодательство Республики Казахстан: Статьи, комментарии, практика / Гл. ред. проф. А.Г. Диденко. - Алматы: Баспа, 2001. - Выпуск 11. - С. 35 - 57; [4] Глава Нацбанка озвучил прогнозы инфляции до конца года// https://www.zakon.kz/6378601-glava-natsbanka-ozvuchil-prognozy-inflyatsii-do-kontsa-goda.html [5] Цифровой тенге. Доклад Национального Банка РК для публичных обсуждений от 05.05.2021 г. / (дата обращения - 30.09.2022 г.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |