|
|
|
С частным - честно и взаимовыгодно
На прошлой неделе Парламентом был принят Закон «О государственно-частном партнерстве», суть которого - выгодное сотрудничество государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере государства, а также сбалансированное распределение рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей.Об особенностях документа в интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК Романом КИМОМ.
- Роман Ухенович, каким образом сегодня регулируется государственно-частное партнерство и какие причины сподвигли к разработке отдельного закона, регулирующего институт ГЧП? - В настоящее время в нашей стране механизм государственно-частного партнерства реализуется посредством концессии и регулируется Законом РК «О концессиях». С учетом сложившейся ситуации в экономике нашей страны и мирового кризиса сегодня одной из приоритетных задач становится привлечение инвестиций. В связи с чем возникла необходимость формирования нормативной правовой базы, позволяющей государству реализовывать свои стратегические задачи путем привлечения частных инвестиций в социально значимые сферы экономики. При этом у государства появится возможность реализации таких проектов в отраслях, традиционно относящихся к его сфере ответственности, через альтернативные источники финансирования. Принятый закон является базовым, который регламентирует единую терминологию и закрепляет основные подходы к реализации проектов государственно-частного партнерства. В ходе работы над документом рабочей группой был изучен мировой опыт государственно-частного партнерства, который показал, что в каждой стране есть свое собственное приоритетное направление для реализации государственно-частного партнерства. В основном это проекты, связанные со строительством и реконструкцией дорог, здравоохранением и образованием. Нашим законом предусмотрено осуществление государственно-частного партнерства во всех сферах и отраслях экономики, что увеличит возможность участия субъектов предпринимательства для реализации своих инициатив в любой отрасли или сфере экономики посредством различных видов государственно-частного партнерства.
- К каким концессионным проектам готов бизнес сегодня и что государство готово отдать? - Полагаю, что государственно-частное партнерство в нашей стране уже сегодня можно применять в области внедрения инноваций (IT-технологии), в социальной сфере - строительство школьных и дошкольных учреждений, поликлиник, больниц, стадионов, в области дорожного строительства и муниципального жилья.
- Закон о концессиях не разрешает участие квазигосударственного сектора в проектах, реализуемых в ГЧП. Меняется ли ситуация в новом законе, насколько широко будут открыты двери для бизнеса для участия в ГЧП? - По нормам данного закона субъекты квазигосударственного сектора смогут участвовать в создании компании государственно-частного партнерства при реализации институционального государственно-частного партнерства, научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров; могут оказывать сервисную поддержку проекта государственно-частного партнерства, предоставлять услуги технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон и многое другое. Наряду с основным законом мы рассматривали и приняли сопутствующий Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственно-частного партнерства», в рамках которого внесли изменение в Закон РК «О концессиях», в соответствии с которым концессионером могут выступать также субъекты квазигосударственного сектора, доля участия государства в которых составляет менее 50%. Таким образом, на сегодня создана правовая база для участия субъектов квазигосударственного сектора в реализации проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов.
- Какие механизмы предусмотрены для привлечения частного партнера? - Нормами закона предусмотрено предоставление земельных участков, права пользования объектами государственной собственности, обеспечение инженерными и транспортными коммуникациями объекта ГЧП. Также законодательно закреплено предоставление мер государственной поддержки, таких как поручительство государства по инфраструктурным облигациям, государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования проектов государственно-частного партнерства, передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству, предоставление натурных грантов, софинансирование проекта государственно-частного партнерства, гарантия потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП. Думаю, что данные меры государственной поддержки должны привлечь инвесторов к участию в реализации проектов ГЧП.
- Любой проект в рамках ГЧП предполагает длительное финансирование. Готово ли государство к финансированию долгосрочных сделок? - Да, вы совершенно правы, государственно-частное партнерство предполагает долгосрочное сотрудничество между государственным партнером и частным партнером, так как в зависимости от особенностей проекта ГЧП срок его реализации может составлять от 3 до 30 лет. И в этом, несомненно, огромный плюс для государства, так как механизм государственно-частного партнерства позволит существенно уменьшить объемы капитальных вложений в объект ГЧП за счет средств частных инвесторов. Таким образом, государство, привлекая средства частного партнера, увеличивает эффективность своих расходов, и, соответственно, экономит бюджетные средства.
- Будут ли учитываться интересы МСБ в поле ГЧП? - По нормам данного закона малый и средний бизнес сможет участвовать в реализации местных проектов ГЧП с использованием типовой конкурсной документации проекта ГЧП и типового договора ГЧП, при этом стоимость объекта ГЧП не должна превышать размер четырехмиллионного месячного расчетного показателя. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства могут участвовать в качестве субподрядных организаций при реализации проектов ГЧП крупным частным партнером.
- Предусмотрены ли приоритетные проекты, которые будут рассматриваться в приоритетном же порядке? - Как я уже говорил выше, мы приняли базовый Закон «О государственно-частном партнерстве», каких-либо приоритетных сфер экономики для реализации проектов ГЧП он не предполагает. В то же время полагаю, что в случае возникновения необходимости реализации приоритетных проектов государство, видя заинтересованность потенциального инвестора и положительный эффект от осуществления его частной инициативы для экономики страны, будет такие проекты реализовывать в приоритетном порядке.
- Определено ли место инновациям в рамках ГЧП? - По нормам принятого закона ГЧП в инновациях будет направлено на: разработку новых технологий, технологических процессов, технических регламентов и их усовершенствование; изготовление опытного образца, опытно-конструкторской установки, проведение испытаний (включая опытно-промышленные испытания), исследований (включая лабораторные исследования); организацию мелкосерийного производства (опытно-промышленного производства) и реализацию научно-технических проектов (включая создание стартапов компаний).
- Каким образом в целом, на ваш взгляд, данный закон изменит ситуацию в ГЧП? - Прежде всего это созданная законодательная база для осуществления всех видов ГЧП. У потенциального инвестора появится уверенность в защите своих инвестиций, он будет знать, что у нас в стране существует специальный закон, регулирующий такие отношения. Ведь уже сейчас есть много бизнесменов, готовых вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны на долгосрочный период, и это касается не только иностранцев, но и наших предпринимателей, так что положительный экономический эффект от принятия данного закона, безусловно, мы ощутим.
Автор: Лаура Тусупбекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |