|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.09.2022 г.)
Данная редакция действовала до 1 января 2023 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Статья 6. Компетенция государственных органов Статья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги) Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги) Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги) Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей Статья 21. Право на возмещение морального вреда Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ) Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) Статья 33-1. Обязанности электронной торговой площадки Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ) Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги) Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 38. Выполнение работы из материала потребителя Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги) Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Статья 40. Общественные объединения потребителей Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) Глава 6-1. Меры по защите прав и законных интересов потребителей Статья 42-1. Институциональная система защиты прав и законных интересов потребителей Статья 42-2. Право потребителя на защиту прав и законных интересов Статья 42-3. Представители законных интересов потребителей Статья 42-4. Обращение потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) Статья 42-8. Досудебное урегулирование потребительского спора Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации; 2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению; 3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) (см. стар. ред.) 4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем); Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 5) гарантийный срок - период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения; 6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 7) срок службы - период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению; 8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору; Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 9) срок хранения - период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре; 10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 11) товар - продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; 12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги); 13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя; В подпункт 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - выданные в бумажной или электронной форме контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе); Статья дополнена подпунктом 14-1 в соответствии с Законом РК от 27.12.21 г. № 87-VII 14-1) технически сложный товар - непродовольственный товар с технически сложным внутренним устройством, который включает в себя множество конструктивных и (или) разнородных элементов, образующих одно целое, позволяющее использовать его по назначению, определяемому существом соединения, к которому относятся исключительно транспортные средства, сельскохозяйственная техника, водные и воздушные суда; Статья дополнена подпунктом 14-2 в соответствии с Законом РК от 27.12.21 г. № 87-VII 14-2) существенный недостаток технически сложного товара - неустранимый недостаток или недостаток технически сложного товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, включая время ожидания поставки запасной части, превышающего установленный законом срок или настолько затягивающегося, что для потребителя уже теряется актуальность такого устранения или делает невозможным использование товара по целевому назначению, либо недостаток, который может привести к причинению вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде; Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 15) потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) 16) общественное объединение потребителей - организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей; Статья дополнена подпунктом 16-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI 16-1) Межведомственный совет по защите прав потребителей - консультативно-совещательный орган, создаваемый при Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей; Статья дополнена подпунктом 16-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI 16-2) ассоциация (союз) общественных объединений потребителей (далее - ассоциация (союз) - добровольное объединение общественных объединений потребителей, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих интересов; Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V 17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей 1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан. 3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов: 1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов; 2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах); Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 3) просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 4) обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту; Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 02.04.19 г. № 241-VI 4-1) обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 5) участия общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей; 6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Заголовок главы 2 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей и государственный контроль
Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 1-1), 1-2) исключены в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) Статья дополнена подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI 1-3) создает Межведомственный совет по защите прав потребителей; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.); Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) Статья 5. Компетенция уполномоченного органа 1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей; 4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей; Подпункт 5 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г. 5) проводит анализ жалоб потребителей, в том числе поступающих посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей, деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров; 6) вносит предложения (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей; 7) осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов; 8) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу; 9) осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей; В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.22 г. № 134-VII (см. стар. ред.) 10) осуществляет формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по проведению исследований, информационно-просветительской работы, оказанию консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей и представительских услуг потребителям в восстановлении их нарушенных прав и законных интересов; 11) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; Подпункт 12 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г. 12) разрабатывает и утверждает правила по формированию, ведению и использованию Единой информационной системы защиты прав потребителей; 13) ежегодно представляет доклад Правительству Республики Казахстан о результатах проводимой работы по вопросам защиты прав потребителей, обсужденных на Межведомственном совете по защите прав потребителей, который размещается в средствах массовой информации; 14) обеспечивает деятельность Межведомственного совета по защите прав потребителей; 15) разрабатывает и утверждает перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров; 16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция государственных органов Государственные органы в пределах своей компетенции: 1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей; 2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 3) осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей; См. изменения в подпункт 4 - Закон РК от 25.06.20 г. № 346-VI (вводятся в действие с 1 января 2023 г.) 4) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей; 5) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности; 6) исключен в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 7) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу; 8) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей; 9) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов; 10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)
Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI Статья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей 1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. 2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом. 3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей проводится в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителя, возмещения убытка (вреда), а также повышения социальной и имущественной ответственности субъектов контроля путем снижения на них административной нагрузки. 4. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом или его территориальными подразделениями на основании информации и отчетности, полученных от государственных органов, субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, представителей законных интересов потребителей, в том числе через Единую информационную систему защиты прав потребителей, а также через средства массовой информации, по фактам нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей. 5. Субъектами государственного контроля являются продавцы (изготовители, исполнители). 6. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей по результатам рассмотрения информации и отчетности, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, субъекту контроля направляется рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, без возбуждения дела об административном правонарушении с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка их устранения. 7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях: 1) нарочно - с даты отметки в рекомендации о получении; 2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом; 3) электронным способом - с даты отправки уполномоченным органом или его территориальными подразделениями на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа или его территориальных подразделений. 8. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (извещения). 9. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, вправе направить в уполномоченный орган или его территориальные подразделения возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля. 10. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в полгода. См: Совместный приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 212-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2020 года № 71 «Об утверждении проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей»
Закон дополнен статьей 6-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (введено в действие с 1 января 2021 г.) Статья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей 1. Единая информационная система защиты прав потребителей является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей. 2. Уполномоченным органом обеспечивается формирование и ведение Единой информационной системы защиты прав потребителей и ее мобильной версии. См.: Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 213-НҚ «О создании рабочей группы по планированию и реализации проекта государственно-частного партнерства по Единой информационной системе защиты прав потребителей» 3. Посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей: 1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр; 2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров; 4) уполномоченным органом, государственными органами. Государственные органы и субъекты досудебного урегулирования потребительских споров обеспечивают внесение в Единую информационную систему защиты прав потребителей всей информации о результатах рассмотренных обращений потребителей, а также причинах отказа в их рассмотрении. Обращения потребителей рассматриваются продавцами (изготовителями, исполнителями) посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей при их добровольной регистрации в ней. 4. К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через Единую информационную систему защиты прав потребителей, относятся: 1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги); 2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша; 3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда; 4) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей; 5) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов; 6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей. Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через Единую информационную систему защиты прав потребителей. 5. Единая информационная система защиты прав потребителей должна обеспечивать общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
Глава 3. Права потребителей и их защита
Статья 7. Права потребителей 1. Потребители имеют право на: 1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг); Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов; 3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе); 4) приобретение безопасного товара (работы, услуги); 5) свободный выбор товара (работы, услуги); 6) надлежащее качество товара (работы, услуги); 7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; 8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги); Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI (см. стар. ред.) 9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги); 10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша; 11) создание общественных объединений потребителей; 12) возмещение морального вреда; 13) защиту прав и законных интересов; 14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг) Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).
Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора 1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. 2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора: 1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя; 2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств; 3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам); Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.) 4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам; Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI 4-1) установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами; 5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора; 6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора; 7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор; 8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан о защитеСтатья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙСтатья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителейСтатья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителейСтатья 5. Компетенция уполномоченного органаСтатья 6. Компетенция государственных органовСтатья 6-1. ИсключенаСтатья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителейСтатья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТАСтатья 7. Права потребителейСтатья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договораСтатья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересовСтатья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги)Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги)Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качестваСтатья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качестваСтатья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товараСтатья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги)Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрышаСтатья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителейСтатья 21. Право на возмещение морального вредаСтатья 22. Исключена Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ)Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срокаСтатья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе)Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги)Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги)Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качестваСтатья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги)Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товараСтатья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточкуСтатья 33-1. Обязанности электронной торговой площадкиСтатья 33-2. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по размещению информации об уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ)Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги)Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителяСтатья 38. Выполнение работы из материала потребителяСтатья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги) Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙСтатья 40. Общественные объединения потребителейСтатья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)Статья 42. Исключена Глава 6-1. Меры по защите прав и законных интересов потребителейСтатья 42-1. Институциональная система защиты прав и законных интересов потребителейСтатья 42-2. Право потребителя на защиту прав и законных интересовСтатья 42-3. Представители законных интересов потребителейСтатья 42-4. Обращение потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю)Статья 42-5. Обращение в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителейСтатья 42-6. Отказ в рассмотрении обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителейСтатья 42-7. Рассмотрение обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителейСтатья 42-8. Досудебное урегулирование потребительского спора Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |