| ||||||||||||||||||||
|
|
|
А. Гридин, главный налоговый консультант ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ У КАЗАХСТАНСКОЙ ФИРМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ С ТЕРРИТОРИИ РФ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТС?
Резидент РК заключает договор поставки крупы с резидентом Узбекистана (У). Получает валютную выручку на расчетный счет. Одновременно заключает договор поставки крупы с резидентом России (Р), где в контракте в качестве Покупателя - резидент Казахстана, а в качестве грузополучателя будет резидент Узбекистана (У). Груз выйдет ж/д транспортом напрямую на Узбекистан транзитом через Казахстан. Резидент РК получать его не будет. Ж/д дорога проходит только через Казахстан, прямой дороги нет. Таким образом, резидент покупает товар в России и продает его в Узбекистан. Но груз отгружается из России напрямую в Узбекистан. Таможенную очистку от имени резидента будут делать Российские логисты и выставлять счет на транспортно-экспедиторские услуги, включая ж/д услуги по доставке груза со станции России до станции Узбекистана. Как оформить импорт товара? Надо ли начислять и уплачивать НДС, сдавать формы 328.00 и 320.00? Если да, то как заполнять 328.00 форму (раздел 3 предназначен для таких случаев)? Как оформить экспортную операцию, или это будет не экспорт, а отгрузка с территории другого государства и получение дохода на территории другого (Россия) государства? Как быть в данном случае с НДС, он облагается по 0% или не облагается вообще? Как будет начисляться ИПН по данной сделке, если резидент отгружает с территории другого государства? Транспортно-экспедиционные услуги российских компаний, выписанные на резидента, будут облагаться НДС и КПН за нерезидента?
Согласно статье 242 Налогового кодекса оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке. Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 3 статьи 276-20 Налогового кодекса заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ф. 328.00 и декларация по косвенным налогам по импортированным товарам ф. 320.00 предоставляется при импорте товаров. Подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса определено, что импорт товаров - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена Таможенного союза. Согласно пункту 1 статьи 276-18 Налогового кодекса в случае, если товары приобретаются налогоплательщиком Республики Казахстан на основании договора (контракта) с налогоплательщиком другого государства - члена Таможенного союза, уплата налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщиком Республики Казахстан, на территорию которой импортированы товары, - собственником товаров либо комиссионером, поверенным (оператором). В целях настоящей главы под собственником товаров следует понимать лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом). На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации важное значение имеет дата перехода права собственности на приобретаемый и реализуемый товар. В случае, если право собственности на товар к резиденту Республики Казахстан переходит на территории Российской Федерации и/или Республики Казахстан, то транзит товара через территорию Республики Казахстан будет признаваться для резидента импортом, и у него появляются обязательства по предоставлению заявления ф. 328.00 и декларации ф. 320.00. Дальнейшая реализация товара резиденту Узбекистана будет являться экспортом и должна быть подтверждена документами, указанными в статье 243 Налогового кодекса. Налоговые последствия другого варианта перехода права собственности для резидента Республики Казахстан трудно спрогнозировать, т.к. необходимо будет учитывать налоговое и таможенное законодательства Российской Федерации и/или Узбекистана. В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Налогового кодекса облагаемый доход индивидуального предпринимателя определяется в порядке, установленном для определения объекта обложения корпоративным подоходным налогом в соответствии со статьями 83 - 133, 136, 137 и 224 Налогового кодекса. Пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса определено, что совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Таким образом, при реализации товаров за пределами Республики Казахстан (на территории Российской Федерации и/или Узбекистана) полученные (подлежащие получению) доходы ИП включаются в его СГД для целей обложения ИПН в Республике Казахстан. При этом, с большой долей вероятности данная реализация товаров также будет являться объектом обложения налогом на доход по налоговому законодательству Российской Федерации и/или Узбекистана. Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов, путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса (20%). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются, в том числе, доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан Подпунктом 13 пункта 5 статьи 193 Налогового кодекса определено, что налогообложению КПН у источника выплаты не подлежат доходы нерезидента от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса. В рассматриваемой ситуации транспортно-экспедиционные услуги оказываются как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами. Согласно пункту 4-1 статьи 193 Налогового кодекса при наличии в контрактах, заключенных с нерезидентами, положений, предусматривающих выполнение, оказание различных видов работ, услуг на территории Республики Казахстан и за ее пределами, порядок исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты, установленный настоящей статьей, применяется к каждому виду работ, услуг отдельно. Каждый этап выполненных работ, оказанных услуг нерезидентом в рамках единого производственно-технологического цикла рассматривается как отдельный вид работ, услуг в целях исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты с доходов нерезидентов. При этом общая сумма доходов нерезидента по вышеуказанным контрактам должна быть обоснованно распределена на доходы, полученные от выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан и за ее пределами. При необоснованном распределении дохода нерезидента, приведшего к занижению суммы дохода нерезидента, подлежащего налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящей статьи, налогообложению подлежит совокупная сумма дохода нерезидента, полученного по вышеуказанным контрактам от выполнения работ, оказания услуг как в Республике Казахстан, так и за ее пределами. На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации в случае, если нерезидент представил документы, в которых доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг разделены на доходы за пределами и на территории Республики Казахстан, то доходы от деятельности на территории Республики Казахстан признаются доходами из источников в Республике Казахстан и подлежат обложению КПН у источника выплаты по ставке 20%, а услуги, оказанные за пределами Республики Казахстан, освобождаются от КПН у источника выплаты. В случае, если доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг не будут территориально разделены, то обложению КПН у источника выплаты подлежит вся сумма дохода нерезидента. В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Подпунктом 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса определено, что для целей исчисления НДС местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи. Таким образом, в рассматриваемой ситуации, учитывая, что транспортно-экспедиторские услуги не указаны в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса, у ИП обязательств по уплате НДС за нерезидента не возникает
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |