|
|
|
Данная редакция действовала до внесения изменений от 7 апреля 2017 года Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499
Типовые правила (с изменениями и дополнениями от 19.12.2014 г.)
См. также: Типовые правила деятельности организации образования по уровням образования (приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 375)
1. Настоящие Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок деятельности организаций, реализующих общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее - организации образования), независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности, за исключением автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2. Основные задачи организаций образования: 1) создание условий для развития функциональной грамотности учащихся через освоение образовательных программ, направленных на формирование и развитие компетентной личности; 2) обеспечение получения обучающимися базисных основ наук, предусмотренных соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования; 3) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни; 4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; 5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям; 6) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других национальностей, проживающих в Республике Казахстан. 3. Основными видами организаций образования являются школа, малокомплектная школа, гимназия, лицей, профильная школа. Типовые правила дополнены пунктом 3-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 19.12.14 г. № 1332 3-1. Организации образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, реализующие образовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования, осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Типовые правила дополнены пунктом 3-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 19.12.14 г. № 1332 3-2. Лицензирование осуществляется в электронной форме с использованием государственной информационной системы разрешений и уведомлений и государственного электронного реестра разрешений и уведомлений. 4. В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, заочного, вечернего, экстерната и дистанционной форме обучения для детей с ограниченными возможностями. 5. Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования. 6. Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию. 7. В негосударственных организациях образования, реализующих платные образовательные услуги, взаимоотношения обучающегося, его родителей или иных законных представителей регулируются договором, определяющим сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. 8. Исключение из государственных организаций образования обучающихся допускается в исключительных случаях по решению органа государственного управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства. Получение общего среднего образования исключенных из государственных организаций образования детей продолжается в общеобразовательной школе при исправительном учреждении, вечерней и частной школе или в форме экстерната. 9. Трудовые отношения работника и организации образования регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок деятельности организаций образования
10. Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, педагогические работники, родители учащихся или иные законные представители. 11. Организации образования, реализующие образовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования, выдают гражданам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании государственного образца. 12. К занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям. К работе в организациях образования не допускаются лица, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имеющие судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке. 13. Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
14. Организации образования осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами уровней общего среднего образования: начального (1-4 классы), основного среднего (5-9 (10) классы) и общего среднего (10-11 (12) классы). 15. Общеобразовательные учебные программы начального образования (1 уровень) направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. Срок освоения общеобразовательной учебной программы начального образования - четыре года. 16. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования (2 уровень) направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию. Общеобразовательная учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся. Изучение содержания каждого предмета завершается на уровне основного среднего образования. Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования - пять лет. При переходе на двенадцатилетнее образование срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования - шесть лет. 17. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования (3 уровень) разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям. Срок освоения общеобразовательной учебной программы общего среднего образования - два года. 18. С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений. Коррекционные занятия для всех учащихся с ограниченными возможностями инклюзивных и специальных классов осуществляются специальными педагогами (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед). Дети с ограниченными возможностями, включенные в общий класс, обучаются по общеобразовательным программам. 19. Учебный и воспитательный процесс в организациях образования осуществляется в соответствии с рабочими учебными программами и рабочими учебными планами. 20. В организациях образования реализуются образовательные учебные программы дополнительного образования. 21. Организация образовательного процесса в организациях образования строится на основе учебного плана, регламентируется годовым календарным учебным графиком работы и расписанием занятий. 22. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарных правил, гигиенических нормативов, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования. 23. В организациях образования организуется медицинское обеспечение детей и подростков. Минимальный набор помещений медицинского пункта организаций образования включает кабинет медработника и процедурный кабинет. Штатное расписание общеобразовательной школы включает единицу медицинского работника (медсестра, врач). Согласно действующему законодательству Республики Казахстан школьный медицинский работник своевременно повышает свою квалификацию. При отсутствии медицинского пункта и медицинского работника в малокомплектных школах медицинское обеспечение осуществляется территориальными организациями первичной медико-санитарной помощи. 24. Расписание занятий в организации образования утверждается ее руководителем либо лицом, его заменяющим. 25. В расписании занятий указывается ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий. Расписание занятий в организациях образования предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных организаций составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. 26. Продолжительность урока в организациях образования - сорок пять минут (в специальных классах - не более сорока минут). Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов. Независимо от продолжительности учебной недели, дневная учебная нагрузка учащихся составляет не более пяти уроков в начальной школе и не более семи уроков в основной школе, не более восьми уроков в старшей школе. 27. В целях контроля за освоением обучающимися образовательных программ организации образования осуществляют текущий контроль успеваемости учащихся и промежуточную аттестацию обучающихся. 28. Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 29. Организации образования самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их уставами. 30. Все организации образования, независимо от форм собственности, обеспечивают знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В пункт 31 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 19.12.14 г. № 1332 (см. стар. ред.) 31. Педагогический работник проходит ежегодный медицинский осмотр, а также не реже одного раза в пять лет аттестацию. Государственная аттестация общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, проводится один раз в пять лет в плановом порядке уполномоченным органом в области образования в соответствии с компетенцией.
Управление организациями образования
32. Организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, настоящими Правилами и уставом организации образования. Непосредственное управление организацией образования осуществляет ее руководитель. 33. Руководитель организации образования назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 34. Руководитель организации образования несет ответственность за: 1) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников организации образования; 2) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 3) нарушение требований государственного общеобязательного стандарта образования; 4) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников организаций образования во время учебно-воспитательного процесса; 5) состояние финансово-хозяйственной деятельности, в том числе нецелевое использование материальных и денежных средств; 6) иные нарушения требований, предусмотренных в нормативных правовых актах и условиях трудового договора. 35. В организациях образования создаются коллегиальные органы управления.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |