|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. № 2707 Об органах внутренних дел Республики Казахстан (внесены изменения Законами РК № 134-1 от 19.06.97г., № 88-1; от 2.04.97г., № 283-1 от 10.07.98г.; от 09.12.98 г. № 307-1; от 22.12.98 г. № 327-1; от 05.04.99 г. № 360-1; от 7.04.99 г. № 374-1; от 16.11.99 г. № 476-1; от 29.03.2000г. № 42-II; от 11.06.01 г. № 208-II) Данная редакция действовала до 1.01.02 года, до вступления в силу изменений от 16.07.01 г. Глава I. Общие положения (статьи 1 - 9) Глава II. Полномочия органов внутренних дел (статьи 10 - 11) Глава III. Применение сотрудниками органов внутренних (статьи 12 - 14) дел огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы Глава IV. Прохождение службы в органах внутренних дел (статьи 15 - 19) Глава V. Правовое положение сотрудников органов (статьи 20 - 24) внутренних дел Глава VI. Социальная защита сотрудников и пенсионеров (статьи 25 - 32) органов внутренних дел Глава VII. Финансовое и материально-техническое (статьи 33 - 34) обеспечение органов внутренних дел Глава VIII. Заключительные и переходные положения (статьи 35 - 38) Изменения, внесенные Законом РК № 134-1 от 19 июня 1997 года, вводятся в действие с 1 января 1998 г. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", пунктом 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан и в целях определения статуса, полномочий и организации деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан издаю настоящий Указ. Глава I Общие положения Внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 Статья 1. Статус органов внутренних дел Республики Казахстан Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем - органы внутренних дел) являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. Внесены изменения и дополнения, подпункты 2, 7-9 изложены в новой редакции (см.стар.ред.) в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 Статья 2. Задачи органов внутренних дел 1. Задачами органов внутренних дел являются: 1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения; 2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников; 3) осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством; 4) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; 5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местах содержания административно арестованных; 6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 7) в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности; 8) государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения; 9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников; См.также: Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Государственного следственного комитета от 2 мая 1996 года № 155/83 Об утверждении Инструкции "О порядке взаимодействия органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Государственного следственного комитета по отражению разбойных нападений на охраняемые учреждения банков" . 10) осуществление паспортной и визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан; См.также: Инструкцию о порядке применения Правил въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан. 11) выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время; 11-1) участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством; 11-2) осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; См.: Положение о разрешительной системе в Республике Казахстан. 11-3) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан; См.: Положение о службе охраны при органах внутренних дел Республики Казахстан и Перечень государственных объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Республики Казахстан. 12) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. См.например: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.). 2. Иные задачи на органы внутренних дел могут быть возложены только законом. Статья 3. Принципы деятельности органов внутренних дел Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами. Статья изложена в редакции Закона РК от 09.12.98 г. № 307-1 (см.стар.ред) Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 5 апреля 1999 года № 360-1 (см.стар.ред) Статья 4. Система органов внутренних дел Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан (далее - Министерство внутренних дел), входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования. Создание, реорганизация и упразднение подразделений криминальной, административной и иных служб полиции, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел осуществляются министром внутренних дел Республики Казахстан. Типовая организационная структура и лимит штатной численности системы органов внутренних дел, финансируемых из республиканского бюджета, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан. Настоящий Указ дополнен статьями 4-1 - 4-4 в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 Статья 4-1. Криминальная полиция Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следственные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан. Статья 4-2. Административная полиция Основными задачами административной полиции являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан, обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов, выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, осуществление паспортной работы и иных задач, возложенных на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Административную полицию образуют службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, паспортной службы, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач. Акимы областей, городов Астаны и Алматы могут содержать дополнительную штатную численность подразделений административной полиции за счет местного бюджета и внебюджетных средств. Статья 4-3. Военно-следственные органы Основными задачами военно-следственных органов являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование воинских преступлений и преступлений, совершенных военнослужащими, относящихся к подследственности органов внутренних дел. Военно-следственные органы образуют военно-следственный департамент, военно-следственные управления и отделы по гарнизонам, состоящие из следственных, оперативно-розыскных, оперативно-технических и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач. Военно-следственные органы в лице уполномоченных на то должностных лиц в пределах своей компетенции пользуются всеми правами и исполняют обязанности органов внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Военно-следственные органы обеспечиваются служебными помещениями, средствами связи за счет Вооруженных Сил, которые также несут расходы по их эксплуатации и содержанию. Статья 4-4. Военная полиция Министерства внутренних дел Военная полиция Министерства внутренних дел является специальным органом и предназначена: для обеспечения правопорядка во внутренних войсках, осуществления дознания по воинским преступлениям, а также по другим преступлениям, совершенным военнослужащими внутренних войск, предупреждения, выявления, пресечения преступлений и административных правонарушении среди них, раскрытия воинских преступлений, розыска военнослужащих внутренних войск. Военная полиция Министерства внутренних дел в лице уполномоченных на то должностных лиц для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции пользуется полномочиями органов внутренних дел. При этом имеет право осуществлять проверку документов у военнослужащих и иных лиц, находящихся на территории военных городков, подразделений воинских частей и соединений внутренних войск. Военная полиция обеспечивается служебными помещениями, автотранспортом и средствами связи за счет внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, которые также несут расходы по их эксплуатации и содержанию. Военнослужащие военной полиции носят военную форму одежды со знаками различия в соответствии с воинскими званиями. При этом она может дополняться специальными нагрудными, нарукавными отличительными знаками военной полиции установленного образца. Также см. положение о военной полиции внутренних войск МВД Республики Казахстан утвержденное приказом МВД Республики Казахстан от 4 августа 1997 г. № 147 Пункт 2 изложен в редакции Закона от 09.12.98 г. № 307-1 (см.стар.ред) Статья 5. Министерство внутренних дел 1. Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года № 329 "Вопросы Министерства внутренних дел Республики Казахстан". 2. Министерство внутренних дел имеет флаг, знамя и символ. Управления внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы республики, на транспорте, а также учебные заведения Министерства внутренних дел имеют знамена. Описание флага, знамени и символа Министерства внутренних дел, знамен подчиненных ему органов утверждается Президентом Республики Казахстан. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 20 ноября 1996 г. № 3228 "О воинских символах Пограничных войск Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Службы охраны Президента Республики Казахстан и Республиканской гвардии". Подпункт 3 пункта 2 изложен в редакции Закона РК от 09.12.98 г. (см.стар.ред) Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 5 апреля 1999 года № 360-1 (см. стар. ред). Внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.06.01 г. № 208-II (см. стар. ред) Статья 6. Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство внутренних дел возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем - Министр внутренних дел), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-министра республики. 2. Министр внутренних дел: 1) осуществляет руководство органами внутренних дел; 2) устанавливает структуру и штатную численность системы органов внутренних дел в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан, а штатную численность органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, устанавливает по согласованию с акимами областей, городов Астаны и Алматы не ниже нормативов численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан; 3) назначает на должности и освобождает от должностей, устанавливает порядок назначения на должности и освобождения от должностей руководителей системы органов внутренних дел, при этом назначение на должности и освобождение от должностей руководителей подразделений органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, осуществляются по согласованию с акимами областей, городов Астаны и Алматы; 3-1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру для назначения Командующего внутренними войсками; 4) от имени Министерства внутренних дел издает акты, обязательные к исполнению органами внутренних дел, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; 5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Указом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также Положением о Министерстве внутренних дел, утверждаемым Правительством республики. В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.06.01 г. № 208-II (см. стар. ред) Статья 7. Взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с внутренними войсками 2. Начальники управлений внутренних дел областей, столицы республики и городов республиканского значения являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров подразделений и частей внутренних войск, дислоцированных на территории соответствующих областей, а также руководителей иных органов и подразделений внутренних дел, не входящих в структуру управлений внутренних дел областей, городов республиканского значения и столицы республики, а при чрезвычайных ситуациях - для всех приданных им сил. Внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 Статья 8. Взаимодействие органов внутренних дел с иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами 1. Органы внутренних дел взаимодействуют с: 1) иными правоохранительными органами, в том числе со специальными государственными органами, осуществляющими дознание и следствие; 2) населением и средствами массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. 2. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, в предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и иных правонарушений. Статья 9. Правовая основа деятельности органов внутренних дел Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют: 1) Конституция и законы Республики Казахстан; 2) настоящий Указ; 3) другие нормативные правовые акты Республики Казахстан в части, не противоречащей и не урегулированной настоящим Указом; 4) международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; 6) положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан, утверждаемые Правительством республики. В подпункт 22) пункта 1 статьи 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10 июля 1998 г. № 283-1 Глава II Полномочия органов внутренних дел Внесены изменения и дополнения, подпункты 3, 6, 10, 19, 21 пункта 1 изложены в новой редакции (см.стар.ред.) в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 Статья 10. Обязанности органов внутренних дел 1. Органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своей компетенции обязаны: 1) защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств; 2) охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, в том числе при содействии государственных органов и должностных лиц, добровольном участии организаций и граждан; 3) предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления; 4) предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения; 5) в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности системы органов внутренних дел, а также на поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством в местах лишения свободы. При этом перечень подразделений и сотрудников органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, устанавливается Министром внутренних дел; 6) осуществлять предварительное следствие, производить дознание; 7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; 8) принимать предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц; 9) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного или административного наказания, пропавших без вести и в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также розыск похищенного имущества; 10) в установленном законодательством порядке осуществлять проведение оперативно-розыскных и заградительных мероприятий, операций по задержанию лиц, совершивших преступления, а также оказывать содействие в их проведении и осуществлении иным правоохранительным и специальным государственным органам; 11) исполнять определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя и дознавателя при производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом процессуальных действий; 12) исполнять уголовные наказания и административные взыскания, обеспечивать трудовую занятость осужденных, а также лиц, подвергнутых административному аресту; 13) принимать участие в правовом воспитании населения, изучать общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел; 14) обеспечивать общественный порядок и безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях; 15) оказывать помощь гражданам, пострадавших от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; См.: Приказ "О мерах по оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии в общественных местах и помещениях органов внутренних дел". 16) участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения, выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время; 17) разрабатывать и осуществлять меры по оборонно-мобилизационной подготовке органов внутренних дел, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в условиях военного времени, обеспечению постоянной готовности к полному и своевременному отмобилизованию специальных подразделений Министерства внутренних дел; 18) осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Производить регистрацию и учет автомототранспорта, лиц, пользующихся им, в том числе по доверенности и иным документам, предусмотренным законодательством, принимать экзамены на право управления транспортными средствами, выдавать удостоверения на право его управления, проводить государственный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов, регулировать дорожное движение; Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 года № 343 "Об утверждении "Правил о порядке получения права на управления транспортными средствами, приема экзаменов, выдачи гражданам водительских удостоверений". 19) содействовать органам государственной противопожарной службы в осуществлении контроля за состоянием противопожарной безопасности на объектах всех форм собственности; 20) осуществлять государственный контроль за приобретением, хранением, перевозкой, ношением, ввозом, вывозом и использованием оружия и боеприпасов (за исключением воинских), контролировать соблюдение установленных правил обращения и функционирования оружия и боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, радиоактивных материалов и веществ; осматривать с участием администрации помещения, где находятся указанные предметы, вещи, материалы; учитывать и изымать оружие в случаях, предусмотренных законодательством; осматривать имеющиеся у граждан оружие, боеприпасы и места их хранения с целью контроля за соблюдением правил обращения с ними; ставить вопрос об изъятии у организаций и граждан оружия и боеприпасов при нарушении правил их хранения и использования, а также в других случаях, предусмотренных законодательством; См.: Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 339-1 "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" и Инструкцию Министерства внутренних дел от 17 августа 1995 "О порядке работы по обеспечению сохранности в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов". 21) осуществлять выдачу лицензий и разрешений в соответствии с законодательством по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел; 22) на основе договоров с собственниками осуществлять охрану принадлежащего им имущества; обеспечивать охрану объектов государственной важности и исправительно-трудовых учреждений; контролировать состояние охраны организаций; См.: Положение о службе охраны при органах внутренних дел Республики Казахстан и Перечень государственных объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Республики Казахстан. 23) участвовать в пресечении массовых беспорядков, в том числе в исправительно-трудовых учреждениях, осуществлять розыск осужденных, совершивших побег из-под охраны воинских караулов; 24) охранять и конвоировать задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц; См.также: Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 26 марта 1999 года № 146 "Об утверждении Инструкции о конвоировании заключенных по требованию судов, следственных органов и перевозке осужденных, заключенных под стражу и психически больных лиц". 25) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан; 26) организовывать специальные и военные перевозки; 27) участвовать в проведении карантинных, санитарных и экологических мероприятий; 28) осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека; 29) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату собственникам либо по реализации в установленном порядке; 30) сотрудничать с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями на основе соответствующих международных договоров Республики Казахстан; См.: Инструкцию Министерства внутренних дел Республики Казахстан "О порядке исполнения и направления правоохранительными органами Республики Казахстан запросов и поручений по линии Интерпола". 30-1) вести учет и применять меры воздействия в целях предупреждения преступности среди несовершеннолетних: осужденных к видам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных из мест лишения свободы и специальных учебных заведений закрытого типа; не достигших к моменту совершения деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможно возложение уголовной ответственности; употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсичные вещества; совершающих иные правонарушения, за которые предусмотрено применение мер административного наказания. 2. При нарушении сотрудниками прав и законных интересов граждан органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности. См.также:Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 14 декабря 1994 г. № 319 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах, учебных заведениях, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД Республики Казахстан". Пункт 1 статьи 11 дополнен подпунктом 39) в соответствии с Законом РК от 10 июля 1998 г. № 283-1; внесены изменения и дополнения, подпункты 8, 10, 19, 31 пункта 1 изложены в новой редакции (см.стар.ред.) в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1 В в подпункт 34) пункта 1 статьи 11 внесены изменения и дополнения в соответствии с Законом РК от 29.03.2000г. № 42-II (см. стар. ред.) Статья 11. Права органов внутренних дел 1. Органы внутренних дел в лице уполномоченных на то должностных лиц для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции имеют право: 1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел. В случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения; 2) при подозрении в совершении преступлений и административных правонарушений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел; 3) рассматривать заявления или сообщения о любых совершенных или готовящихся противоправных посягательств, в том числе и не относящихся к их ведению, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно опасных последствий; 4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений давать обязательные для исполнения поручения другим органам, организациям и должностным лицам; 5) по находящимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать граждан в органы внутренних дел, получать от них объяснения, документы, их копии, производить допросы, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклонившихся от явки без уважительной причины; 6) осуществлять административное производство в соответствии с законодательством, регламентирующим эту деятельность; составлять протоколы, накладывать административные взыскания, доставлять нарушителей, производить административное задержание, личный досмотр, а также досмотр и изъятие предметов и документов; 7) задерживать военнослужащих, совершивших правонарушения, и передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам; 8) задерживать и содержать в установленном законом порядке в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения. Доставлять и содержать в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних безнадзорных детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет, а также оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, с дальнейшей передачей органам опеки и попечительства; 9) задерживать лиц, подвергнутых административному аресту; 10) производить по проверочным материалам, административным и уголовным делам необходимые исследования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 11) беспрепятственно и безвозмездно получать по возбужденным уголовным делам информацию и материалы в государственных органах, а также организациях; 12) в случаях, предусмотренных законодательством, задерживать и содержать в приемниках-распределителях с санкции прокурора на срок до тридцати суток лиц, не имеющих определенного места жительства, документов, в целях установления личности и последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (миграционным, медицинским, социальным и иным); 13) доставлять в специальные медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо могущих принести вред окружающим или себе, а находящихся в жилище и нарушающих общественный порядок - по заявлению проживающих с ними граждан; 14) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия, привлекать к их производству специалистов, использовать научно-технические средства для собирания и исследования фактических данных. При этом не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения о частной жизни, личной и семейной тайне; См.: Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 31 мая 1993 г. № 210 "О повышении эффективности применения научно-технических методов и средств в борьбе с преступностью". 15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения либо совершивших их, при невозможности установления личности; 16) создавать и использовать специализированные учеты, информационные системы, обеспечивающие решение задач по охране правопорядка, в том числе учет лиц, взятых под административный надзор и подлежащих предупредительному воздействию, лиц, совершивших административные правонарушения, повторность совершения которых влечет повышенную меру ответственности; осуществлять надзор и контроль за поведением лиц, состоящих на учетах; См.: Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 г. № 28-1 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". 17) производить научно-технические исследования в ходе предварительного следствия, дознания и производства по делам об административных правонарушениях; 18) проводить в установленном порядке освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств либо направлять, или доставлять их для его проведения в медицинские учреждения; 19) в целях предупреждения и пресечения правонарушений, раскрытия и расследования преступлений устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами, изъявившими согласие участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; 20) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи, независимо от места их нахождения и принадлежности, с возмещением расходов по международным и междугородным переговорам; 21) при отсутствии иных возможностей использовать транспортные средства, независимо от форм их собственности (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом), для проезда к местам происшествий, стихийных бедствий и доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, а также в иных случаях, не терпящих отлагательства, с возмещением ущерба владельцам в случае его причинения; 22) безвозмездно использовать возможности государственных средств массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел, установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, и лиц, без вести пропавших, и в иных случаях, возникших при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; 23) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, и осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы; осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений уголовно-исполнительной системы и территориях, прилегающих к ним; в установленном Министром внутренних дел порядке вводить в исправительно-трудовых учреждениях режим особых условий; 24) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, административных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) и осматривать их, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, административное правонарушение, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О случаях вторжения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения уполномоченные на то органы внутренних дел уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |