|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
З. Зотова, бухгалтер-практик, эксперт ИС «Бухгалтер»
КАК ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПРЕТЕНЗИЯ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА?
Компания оказывает клиенту транспортно-экспедиторские услуги по перевозке грузов (груз принадлежит клиенту) и выставила за эти услуги счет-фактуру. По окончании перевозки клиент выставил в адрес компании претензию (порча, кража, повреждение груза, нарушение сроков перевозки) с требованием к компании выставить отрицательный счет-фактуру на сумму данной претензии. Правомерно ли такое требование клиента или претензия должна быть оформлена как отдельные расходы Компании как штрафы по хоздоговорам? Возникают ли у Компании в случае выписки отрицательного счета-фактуры налоговые риски в части занижения оборота по реализации? Могут ли расходы по претензии быть учтены на основании претензионных писем от клиента и письменного согласия от Компании без оформления счетов-фактур с обеих сторон?
Положения Гражданского кодекса. Согласно статье 349 Гражданского кодекса под нарушением обязательства понимается его неисполнение либо исполнение ненадлежащим образом (несвоевременное, с недостатками товаров и работ, с нарушением других условий, определенных содержанием обязательства) - ненадлежащее исполнение. При возникшей невозможности надлежащего исполнения должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Привлечение должника к ответственности за нарушение обязательства производится по требованию кредитора. Согласно статье 293 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А так же согласно статье 295 Гражданского кодекса соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме, независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке. Комментарии. На основании этого претензия должна быть составлена в письменной форме, и к ней должны быть приложены документы, подтверждающие правоту выставленной претензии. Претензия составляется на основании договора (поставки, оказания услуги и др.), в ней указывается: кому и кем она предъявляется, указывается причина выставления, документальное подтверждение, послужившие основанием для предъявления претензии, излагаются конкретные требования, производится подробный расчет и указывается сумма неустойки (штрафа, пени). Претензия оформляется на фирменном бланке организации и подписывается, как правило, первым руководителем (дополнительно может подписываться главным бухгалтером, юристом и другими ответственными лицами), заверяется печатью организации и отправляется заказным письмом, либо вручается нарочно. Таким образом, можно сделать вывод, что основанием для признания неустойки в первую очередь является договор, в котором должны быть прописаны штрафные санкции, а так же письмо-претензия, с описанием причин выставления претензии и с указанием расчета суммы неустойки. Положения Налогового кодекса. Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса вычету подлежат присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, если иное не установлено статьями 103, 115 Налогового кодекса. Исходя из этого неустойка (штрафы, пени) относятся на вычеты в том налоговом периоде, в котором произошло их признание. В соответствии со статьей 231 Налогового кодекса сумма выставленной неустойки не является оборотом по реализации товаров, работ и услуг, и соответственно на нее не оформляется ни акт выполненных работ, ни счет-фактура. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что претензия должна оформляться в письменном виде, на нее не выписывается счет-фактура, и требования клиентов в части уменьшения суммы перевозки на сумму неустойки неправомерны. А так же согласно Налоговому кодексу в дальнейшем можно взять на вычеты по КПН только присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки. Рекомендации. Так как уменьшать суммы перевозки на сумму неустойки неправомерно, то сумму претензии в бухгалтерском учете можно провести нижеуказанным способом. После проведения реализации клиенту за перевозку груза образуется дебиторская задолженность Заказчика, т. е. требование к получению денежных средств. А после признания претензии образуется кредиторская задолженность, т. е. обязательство оплатить определенную сумму. Проводки:
В связи с этим необходимо будет провести взаимозачет взаимных требований и обязательств. Взаимозачет оформляется следующим образом. Составляется и подписывается Соглашение к основному договору (согласно, которого осуществлялась перевозка), затем на основании этого соглашения подписывается Акт взаимозачета. Проводки:
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |