|
|
|
Источник: ИС «Параграф»
18.03.2024 Изменения в Правилах возврата превышения НДС и применения СУР
В Правила возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденные приказом Министра финансов РК от 19 марта 2018 года № 391, внесены поправки касательно: - условий формирования аналитического отчета «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств по непосредственным поставщикам; - суммы превышения НДС, подлежащей к возврату при установлении нарушений по определенным категориям налогоплательщиков; - признаков риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов; - назначения встречной проверки по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком. В частности, определено, что отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков: риска неисполнения налоговых обязательств; риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов. Результатом формирования отчета «Пирамида» является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период. Уточнено, что отчет «Пирамида» формируется по всем уровням поставщиков услугополучателя, за исключением случаев: 1) превышения суммы нарушений над суммой НДС, относимого в зачет по поставщику, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившим товары, выполнившим работы или оказавшим услуги проверяемому услугополучателю; 2) предусмотренных пунктами 46 и 47 Правил; 3) установления поставщика, у которого общая сумма НДС, по выписанным счет-фактурам за налоговый период не превышает 300-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату формирования отчета «Пирамида»; 4) установления самого услугополучателя, по которому формируется отчет «Пирамида». По услугополучателю, состоящем на горизонтальном мониторинге, отчет «Пирамида» формируется исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя. Отмечено, что Услугодатель формирует отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя. При этом установлено, что непосредственными поставщиками признаются: поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги услугополучателю, по которому формируется отчет «Пирамида»; поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны. Также установлено, что риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков: 1) которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в ИС ЭСФ в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса; 2) регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной; 3) в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса; 4) сделки, которые судом признаны недействительными. При подтверждении достоверности суммы превышения НДС расхождения не учитываются как риск неисполнения налоговых обязательств по следующим поставщикам: 1) изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС до завершения тематической проверки услугополучателя; 2) по которым направлены извещения о нарушениях с низкой степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля; 3) по которым нарушения налогового законодательства, не подтверждены по результатам встречных проверок; 4) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» не подтверждены по полученным ответам на запросы о принятии мер по их устранению поставщиками товаров, работ, услуг; 5) по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» приходятся на налоговые периоды, по которым услугополучателем, состоящим на налоговом мониторинге, не предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС в соответствии со статьей 431 Налогового кодекса. Вместе с тем, также определен перечень поставщиков, в отношении которых при подтверждении достоверности суммы превышения НДС не учитываются признаки, установленные пунктом 47 Правил, как риски применения схем уклонения от уплаты налогов. Кроме того, дополнено, что встречная проверка по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком также назначается в следующих случаях, если поставщик: 1) при расчете в наличной форме с услугополучателем превысил минимум, установленный статьей 402 Налогового кодекса; 2) является плательщиком НДС, относившим в зачет НДС в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса; 3) является плательщиком НДС, снятым с учета в отчетном налоговом периоде и не отразившим в ликвидационной отчетности облагаемый оборот в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса; 4) является посредником (агентом, комиссионером или поверенным); 5) является экспедитором; 6) включен в список, представляемый услугополучатем в качестве поставщика товаров собственного производства. Данные положения не применяется по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком - налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу. Подтверждение достоверности сумм НДС по операциям с налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится ОГД, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в налоговых органах. В целом внесенные поправки являются улучшающими, так как: - при определении суммы превышения НДС к возврату риск применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов при формировании отчета «Пирамида» будет определяться по конкретным четырем признакам, указанным в пункте 47 Правил; - расширяются случаи, по которым отчет «Пирамида» не будет формироваться для определения рисков, предусмотренных пунктами 46 и 47 Правил; - для налогоплательщиков, предъявивших требования о возврате превышения НДС в части формирования отчета «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам, исключается ответственность экспортера за допущенные нарушения поставщиками на различных уровнях поставки товаров, работ, услуг, что приведет к увеличению доли возврата превышения НДС экспортерам из бюджета; - при подтверждении достоверности превышения НДС не будут учитываться нарушения, указанные в подпунктах 1)-4) пункта 52-1 Правил. Изменения внесены приказом Министра финансов РК от 12 марта 2024 года № 137 и вводятся в действие с 26 марта 2024 года.
Галина Шахворостова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |