| ||||||||||||||||||||
|
|
|
01.07.2025 Нуждается ли месячный расчетный показатель (МРП) в пересмотре: анализ применения в правовых нормах Казахстана?
Абдрахманова Сайма Жангельдиновна, LLM
В 2018 году публиковала небольшие заметки по применению в казахстанском законодательстве месячного расчетного показателя (далее - МРП), который используется для исчисления штрафов, целей налогообложения, таможенного регулирования, нотариата и прочих показателей.[1] Полагаю, что применение МРП является одним из факторов искусственно влияющем на создание инфляции. Применение МРП должно быть упорядочено законодательно, к примеру, использовать его ни на один год, а на несколько лет, пересмотреть, сократить его применение к определенным показателям. В данной публикации предлагаю вернуться к этому вопросу, поскольку считаю, что вопрос его использования в казахстанском законодательстве сохраняется, что создает негативные правовые и экономические последствия. В данной публикации актуализирована часть информации. Цель публикации обращение внимания специалистов на объективность и справедливость широкого применения в регулировании публично-правовых отношений (уголовном, налоговом, административном и пр. отраслях, сферах) такой величины, как месячный расчетный показатель, и возможность пересмотра его методологии использования в законодательстве. Каждому знакома аббревиатура МРП: месячный расчетный показатель. В начале каждого года вопрос применения месячного расчетного показателя (МРП) особенно актуален не только для бухгалтеров, экономистов, юристов и предпринимателей, но и для каждого гражданина. Повышение МРП, как правило, сопровождается настораживающими заголовками в средствах массовой информации: «Как вырастут штрафы для бизнеса в 2025 году?», «В 2025 году в стране размеры штрафов станут больше», «Насколько вырастут штрафы в 2025 году?» и другие. Такие сообщения формируют общественное восприятие: очередное увеличение МРП неизбежно приведёт к росту цен, штрафов и стоимости государственных услуг. Читатель мысленно готовит себя к тому, что с нового года всё снова «подорожает». Применение МРП в законодательстве имеет длительную историю. Показатель МРП закрепляется ежегодно в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Детальное регулирование МРП в законодательстве отсутствует. В пункте 4 статьи 86 действующего Бюджетного кодекса РК упомянуто, что минимальные размеры заработной платы, пенсии, размеры месячного расчетного показателя, прожиточного минимума и государственной базовой пенсионной выплаты, определенные в прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан. Аналогичное регулирование предусматривалось и в Бюджетном кодексе РК 2008 года. При анализе ежегодных бюджетных законов в части МРП логично наблюдается его постоянный рост. С 1996 по 1998 год МРП менялся ежеквартально. С 1999 год этот показатель изменяется ежегодно. Рассмотрим динамику изменений. В Законе РК от 31 декабря 1996 года «О республиканском бюджете на 1997 год» на 1997 год расчетный показатель для исчислений пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в ежемесячном исчислении в следующих размерах: с 1 января 1997 года - 550 тенге; с 1 апреля 1997 года - 565 тенге; с 1 июля 1997 года - 585 тенге: с 1 октября 1997 года - 620 тенге. Законом Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года № 201-І «Республиканский бюджет Республики Казахстан на 1998 год» на 1998 год установлен месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в следующих размерах: с 1 января 1998 года - 630 тенге; с 1 апреля 1998 года - 640 тенге; с 1 июля 1998 года - 650 тенге; с 1 октября 1998 года - 660 тенге. Статьей 15 Закона РК от 16 декабря 1998 года № 318 «О республиканском бюджете на 1999 год» установить месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в следующих размерах: с 1 января 1999 года - 660 тенге; с 1 апреля 1999 года - 715 тенге; с 1 октября 1999 года -725 тенге. Статьей 11 Закона от 11 ноября 1999 года «О республиканском бюджете на 2000 год» с 1 января 2000 года установлен: 1) минимальные размеры: месячной заработной платы - 2 680 тенге; пенсии - 3 500 тенге; 2) месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с законодательством в размере 725 тенге. Статьей 7 Закона РК от 29 ноября 2016 года «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» на 2017 год месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 2 269 тенге. Законом РК от 4 декабря 2024 года «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы» на 2025 год МРП установлен в размере 3932 тенге. В целом в 2025 году в сравнении с 1996 годом увеличение МРП на 714%! На первый взгляд, вопрос применения МРП носит экономический характер. К сожалению, причины и критерии перманентного роста этого показателя не определить правовыми методами, это вопрос к экономистам. Но появляются к ним и другие вопросы. Влияет ли изменение МРП на макро- микроэкономические показатели, создает ли условия для искусственной инфляции, какие критерии в основе его исчисления, способ ли это искусственного наполнения государственного бюджета? Тем не менее, МПР — это не только экономическая категория, он используется для целей налогообложения, выплаты штрафов по уголовному, административному законодательству, определения размера крупного (особо крупного) ущерба и иные показатели, т. е. имеет непосредственно правовые последствия. Налоговое законодательство РК регламентирует ставки государственной пошлины. Первоначально, можно отметить позитивное законодательное изменение 2023 года. Ранее ставка за регистрацию заключения брака составляла 1 МРП, за регистрацию перемены фамилии, имени или отчества - 2 МРП. С принятием Закон Республики Казахстан от 6 февраля 2023 года № 194-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровых активов и информатизации» размер оплаты услуг государственной регистрации актов гражданского состояния определяется уполномоченным органом в сфере оказания государственных услуг по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан и антимонопольным органом. В соответствии с Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 9 июня 2023 года № 175/НҚ «Об определении размера оплаты услуг государственной регистрации актов гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется бесплатно либо в фиксированной стоимости, к примеру, регистрация заключения брака составляет 3450 тенге. Ставки государственной пошлины регламентируются в МРП с подаваемых в суд административных исков, исков, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов, а также при совершении нотариальных действий. Так, в статье 611 Налогового кодекса РК установлены ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий в МРП. Схожие ставки установлены в Законе РК «О нотариате». К примеру, в статье 30-1 Закона «О нотариате» установлена оплата услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом, для примера, удостоверение завещаний равняется 2 МРП, при выдаче свидетельств о праве на наследство - 3 МРП за каждое выданное свидетельство. За удостоверение договоров аренды, займа (за исключением договоров ипотечного жилищного займа), задатка, лизинга, подряда, брачных контрактов, раздела имущества, находящегося в общей собственности, раздела наследственного имущества, соглашений по уплате алиментов, учредительных договоров - 5 МРП. Ставки за регистрационные сборы (регистрация юридических лиц, залог движимого имущества, регистрация транспортных средств и др.), платы за пользование природными ресурсами (лесные, растительные ресурсы, водные, земельные и другие), за пользование лицензиями и иные определяются посредством МРП. Для сравнения в Налоговом кодексе РФ ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях (статья 333.3). В Налоговом кодексе Республики Беларусь сбор за осуществление деятельности в сфере оказания услуг в сфере агроэкотуризма устанавливается в белорусских рублях. Уголовное законодательство также применяет категорию МРП. МРП влияет на квалификацию правонарушения, определение состава преступления. Так, показатель незначительного размера влияет на отнесение правонарушения к уголовному проступку либо к преступлению (кража, мошенничество). Мелким хищением признается кража, мошенничество, присвоение или растрата чужого имущества, совершенные в незначительном размере (ст. 187 УК РК). Незначительный размер - в статье 187 УК РК - стоимость имущества, принадлежащего организации, не превышающая десяти месячных расчетных показателей, или имущества, принадлежащего физическому лицу, не превышающая двух месячных расчетных показателей. Показатели крупного ущерба, особо крупного ущерба, которые также определяются посредством применения МРП, влияют на квалификацию преступления. Новый Уголовный кодекс РК действует с 1 января 2015 года. На 1 января 2015 года месячный расчетный показатель составлял 1 982 тенге. В 2025 году ставка месячного расчетного показателя равняется 3932 тенге. В 2015 году в сравнении с 2025 годом увеличение МРП на 198%. В этой связи на сегодняшний день изменение показателя МРП влияет на квалификацию как видов правонарушений, так и составов преступлений, уголовных проступков. Необходимо отдельно остановиться на применении в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях МРП при определении штрафов. В части первой статьи 44 КоАП РК предусмотрено, что административный штраф (далее - штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении. В части первой статьи 41 УК РК под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, либо в размере, кратном сумме или стоимости взятки, сумме переданных денег или стоимости переданного имущества, стоимости похищенного имущества, сумме полученного дохода или сумме не поступивших платежей в бюджет. Как видим размер штрафа находится в зависимости от определенного количества МРП. Однако законодательство не дает ответа, что отражает МРП, какие критерии используются при его исчислении? В связи с вышеизложенным возникает вопрос объективна ли привязка размера штрафа к этой неизвестной праву экономической категории? Коррелирует ли зависимость установления размера штрафа от МРП с целями наказания, взыскания? Часть вторая статьи 40 Кодекса РК об административных правонарушениях устанавливает административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом часть вторая статьи 39 Уголовного кодекса РК устанавливает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Уголовное законодательство, законодательство об административных правонарушениях при применении любых санкций за совершенные правонарушения преследуют исключительно социальные цели и задачи. В этой связи можно задаться вопросом о целесообразности и объективности определения размера штрафов посредством категории МРП, поскольку эта категория экономическая и законодатель не раскрывает, что отражает этот индикатор. Система определения штрафов в базовых величинах, которая используется в Казахстане, характерна для стран бывшего Советского союза, но в мире применяется несколько систем установления штрафов. Опыт зарубежных государств показывает, что используется фиксированный размер штрафа (США, Япония, Великобритания, РФ), условные единицы в Испании, ФРГ (к примеру, сумма дохода правонарушителя за один день). Остановимся на опыте отдельных стран. Фиксированные размеры штрафов в большей степени используют страны со стабильной финансовой системой. Статья 15 Уголовного кодекса Японии определяет, что денежный штраф составляет от десяти тысяч иен и более, однако в случае смягчения наказания он может быть сокращен до менее десяти тысяч иен. При применении условных единиц суд исходит из личного и материального состояния правонарушителя, т.е. законодатель стремился быть социально ориентированным, учитывал интересы правонарушителя. Так, параграф 40 Уголовного кодекса ФРГ устанавливает, что денежный штраф назначается в дневных ставках. Он составляет минимум пять и, если закон не предусматривает иного, максимум триста шестьдесят полных дневных ставок. Размер дневной ставки суд определяет с учетом личного и материального положения лица, совершившего деяние. Суд при этом, как правило, исходит из чистого дохода, который имеет или могло бы иметь лицо в среднем в день. Дневная ставка устанавливается как минимум в две, максимум в десять тысяч немецких марок. В статье 46 Уголовного кодекса РФ закрепляется, что штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Согласно статье 42 Уголовного кодекса Грузии штраф есть денежное взыскание. Минимальный размер штрафа составляет 2000 лари. Если же санкцией соответствующей статьи особенной части настоящего Кодекса в виде наказания предусматривается лишение свободы на срок до трех лет, минимальный размер штрафа должен быть не меньше 500 лари. Размер штрафа устанавливается судом с учетом тяжести совершенного преступления и материального положения осужденного, определяемого его имуществом, доходами и другими обстоятельствами. Судом в приговоре должен указываться размер взыскиваемого штрафа в лари. Установление размера штрафа через применение фиксированного его размера обеспечивает стабильность экономических отношений, использование категории заработной платы или дохода в РФ, дневных ставок в ФРГ позволяет суду в большей степени учесть личные обстоятельства и материальное положение лица, совершившего деяния, и направлен на исправление поведения осужденного. Законодательство Грузии, устанавливая в Уголовный кодексе исчисление штрафов посредством национальной валюты, также позволяет суду учесть материальное положение осужденного при назначении штрафа. Украина Согласно части второй статьи 53 Уголовного кодекса Украины размер штрафа определяется судом с учетом имущественного состояния виновного в пределах от тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, если статьями настоящего Кодекса не предусмотрено высшего размера штрафа. За совершение уголовного правонарушения, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа более трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, размер штрафа, назначается судом, не может быть меньше размера имущественного ущерба, причиненного уголовным правонарушением, или полученного в результате совершение уголовного правонарушения дохода, независимо от предельного размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи (санкцией части статьи) Особенной части настоящего Кодекса. Суд, установив, что такое уголовное правонарушение совершено в соучастии и роль исполнителя (соисполнителя), подстрекателя или пособника в его совершении является незначительной, может назначить таким лицам наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи (санкцией части статьи) Особенной части настоящего Кодекса, без учета размера имущественного ущерба, причиненного преступлением, или полученного в результате совершения преступления дохода.[2] В пункте 5 Раздела 20 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года установлено, что если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации административных или уголовных правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV настоящего Кодекса для соответствующего года. В подпункте 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела 4 Налогового кодекса Украины установлено, что «Перечень налоговых социальных льгот. С учетом норм абзаца первого подпункта 169.4.1 пункта 169.4 этой статьи налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы: … 169.1.1. в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, - для любого налогоплательщика;».[3] Верховная Рада Украина ежегодно в законе о государственном бюджете устанавливает прожиточный минимум. В 2024 году он составлял 3 028 грн для трудоспособных лиц. В 2025 году Законом Украины о Государственном бюджете также сохранен прожиточный минимум на уровне 3028 грн для трудоспособных граждан. На 2025-2027 годы в Украине предлагается заморозить прожиточный минимум на уровне 3028 грн.[4] В Украине действует два вида необлагаемого минимума дохода (один равен 17 грн, другой определяется через прожиточный минимум). Анализ применения прожиточного минимума Украина показал возможность его действия по несколько лет, а не только один год. Ставки государственной пошлины в Украине регулируются отдельном Законом о государственной пошлине, Декретом Кабинета министров. Размер ставок определяется через категорию необлагаемый минимум доходов граждан.[5] Таким образом, в Украине применяется категория необлагаемый минимум доходов граждан к определению штрафа, ставок государственной пошлины.
Кыргызская Республика В Кыргызской Республики действует отдельный закон КР «О расчетном показателе».[6] Согласно статье 1 этого Закона Расчетный показатель - нормативный денежный показатель для определения размера социальных выплат, компенсаций, экономических санкций, административных взысканий и штрафов, других экономических показателей, не связанных с оплатой труда: - размеров надбавок к пенсиям по возрасту, выслуге лет и инвалидности; - среднемесячного заработка, дохода (денежного довольствия) для исчисления пенсий; - компенсаций за ущерб здоровью и семьям, потерявшим кормильца; - стоимости патента, лицензии для занятий определенным видом деятельности; - размеров предоставляемых льгот отдельным категориям граждан; - размеров экономических санкций, административных взысканий, штрафов, налоговых и других платежей; - размеров уставных и других фондов предприятий; - других социальных выплат, не связанных с оплатой труда. В 2006 году Парламент Кыргызстана установил размер расчетного показателя на уровне 100 сомов, на 2025 года расчетный показатель также составляет 100 сом, то есть это решение Парламента Кыргызской Республики действует уже 19 лет!
Таким образом, анализ показывает, что месячный расчётный показатель (МРП), несмотря на свою изначально экономическую природу, приобрёл в казахстанском законодательстве универсальный, но в то же время чрезмерно обобщённый характер. Его широкое применение (от исчисления налогов и государственной пошлины до определения размера штрафов и квалификации уголовных деяний) порождает ряд объективных и системных проблем. Во-первых, постоянное и зачастую непрозрачное увеличение МРП влечёт правовые последствия, влияющие на имущественные интересы граждан, субъектов предпринимательства, а также на квалификацию правонарушений. При этом в законодательстве отсутствуют чёткие критерии формирования этого показателя и принципы его применения. Это снижает предсказуемость и стабильность регулирования. Во-вторых, использование одной и той же расчетной величины (МРП) для столь разноотраслевых категорий (штрафов, пошлин, стоимости услуг) приводит к размыванию её функции. В-третьих, сравнительно-правовой анализ показывает, что во многих зарубежных странах применяются более гибкие модели (фиксированные штрафы, штрафы, рассчитываемые исходя из дохода правонарушителя, либо дневные ставки). Эти модели более соответствуют целям наказания и взыскания, а также позволяют учитывать социальные и имущественные характеристики конкретного лица. С учётом изложенного, представляется целесообразным: 1) упорядочить применение МРП путем регулирования в Бюджетном кодексе РК; 2) закрепление более длительного периода действия МРП, например, на три года, по примеру отдельных стран; 3) установление прозрачной методики расчета МРП; Первые три предложения должны быть первостепенны, поскольку обеспечат предсказуемость изменения МРП и стабильность экономических и правовых отношений; 4) законодательное ограничение или разграничение сфер применения МРП при необходимости (полагаем, что применение МРП по каждой сфер должно быть дополнительно исследовано на предмет обоснованности); 5) рассмотрение альтернативных моделей определения размера штрафов, особенно в уголовном и административном праве. Такие шаги позволили бы повысить юридическую определенность, соблюдение принципа справедливости и обеспечить сбалансированность экономических и правовых последствий при применении публично-правовых норм.
[1] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34273797 [2] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418109&pos=932;-47#pos=932;-47 [3] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30910385&pos=11803;-54#pos=11803;-54 [4] https://minfin.com.ua/2024/07/02/130237348/ [5] https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/uk/ua/ua141uk.html [6] https://cbd.minjust.gov.kg/4-1726/edition/1250888/ru
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |