|
|
|
Замечания и предложения к проекту Дорожной карты по разрешению проблемных вопросов закредитованности населения, работы нотариусов и частных судебных исполнителей, принятому на коллегии Генеральной Прокуратуры РК от 02.02.2024 г.
Меруерт Орозалиева Нотариус города Алматы, магистр юридических наук
02 февраля 2024 года прошла коллегия Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан под председательством Генерального Прокурора РК Асылова Б.Н. - по проблемным вопросам чрезмерной закредитованности населения, работы нотариусов и частных судебных исполнителей. Был принят проект Дорожной карты, даны рекомендации Министерству юстиции РК проработать проблемные вопросы до 01 июля 2024 года. Высшим надзорным органом проведен детальный анализ работы нотариусов и частных судебных исполнителей по выписке и исполнению исполнительных надписей за 2021-2023 годы. · Так, в проекте Дорожной карты указано, что «по данным ЕНИС за 2022-2023 гг. отменено 120 тыс. исполнительных надписей. Между тем, согласно статотчету судисполнителей за этот период в связи с отменой нотариусами исполнительных надписей прекращено 816 тыс. исполнительных производств» [1] Отметим, что подобное расхождение в цифрах связано не с «искажением нотариусами фактических данных», как указано в документе, а с присвоением различных статусов в системе ЕНИС и АИС ОИП. В ЕНИС статус «отменено нотариусом» присваивается при отмене нотариусом исполнительной надписи по возражению должника. Отмена производится до возбуждения исполнительного производства, и в статистику ЧСИ не попадает. При отмене же исполнительной надписи в ходе исполнительного производства, в системе ЕНИС по данной исполнительной надписи присваивается статус «исполнительное производство прекращено». · Одним из предложений прокуроров является выработка цифровых решений по проблемным вопросам, с учетом предложений, изложенных в Дорожной карте, доработка функционалов ЕНИС.[1] Считаю, что для исключения коррупционных рисков при совершении исполнительных надписей необходимо: - внести изменения в законодательство РК о нотариате в части подачи заявлений взыскателей к нотариусам о совершении исполнительных надписей, - предусмотреть подачу заявлений только онлайн, в электронном виде, - внедрить в систему ЕНИС функцию автоматического равномерного распределения заявлений взыскателей по нотариусам, - установить порог в системе по поступлению заявлений одному и тому же нотариусу. В результате, система ЕНИС при получении заявлений от взыскателей поочередно распределит заявления среди нотариусов данной административно-территориальной единицы. · В части электронного и мобильного извещения сторон о совершении исполнительной надписи замечу, что в настоящее время нотариальное действие о совершенной в отношении должника исполнительной надписи отражается в приложении Egovmobile. Должнику приходит сообщение в приложении: «В отношении Вас вынесена исполнительная надпись». Однако, в полной версии Электронного правительства egov.kz такое оповещение должнику полностью отсутствует. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан в обобщении судебной практики рассмотрения гражданских дел об отмене исполнительной надписи нотариусов (2022 г.) считает, что неполучение должником исполнительной надписи не является безусловным основанием к ее отмене, так как в законе четко указано, что если исполнительная надпись по возражению должника не отменена нотариусом, в судебном порядке оспаривается сама исполнительная надпись, а не действия нотариуса по невручению ее должнику. [2] · Далее отмечу, что конечными бенефициарами по функционированию исполнительных надписей являются не нотариусы, а банки, МФО и коллекторские агентства. Именно они получают прибыль от взимания денежных средств. Такая прослойка посредников свидетельствует о том, что законодателем допущены серьезные пробелы в регулировании финансового рынка, в установлении прав и обязанностей коллекторских агентств. Статья 6 Закона РК «О коллекторской деятельности» имеет название «Особенности досудебного урегулирования задолженности». Т.е. законодатель не наложил на коллекторов обязанность досудебного урегулирования, а установил какие-то специальные особенности. В соответствии со статьей 6 Закона РК «О коллекторской деятельности» должник - физическое лицо и (или) его представитель в течение тридцати календарных дней после даты их (его) информирования коллекторским агентством обращаются (обращается) в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении кредита. Коллекторское агентство в течение десяти календарных дней после дня получения письменного заявления обязано направить его кредитору. Однако, этот механизм совершенно не действует при переуступке права требования, так называемой «продаже долга», и в практической деятельности коллекторов не задействован. В «продаже долга», в чистке финансовой отчетности перед финансовым регулятором заинтересованы банки, МФО. Таким образом, необходимо законодательно закрепить обязательное досудебное урегулирование задолженности коллекторами, а не его пресловутые особенности. - В действующем законодательстве отсутствует механизм отмены исполнительной надписи по заявлению взыскателя. Лишь должник вправе в течение десяти рабочих дней со дня вручения копии исполнительной надписи направить нотариусу письменное возражение на предъявленное требование. Далее, если постановлением нотариуса совершенная исполнительная надпись по возражению должника не отменена, ее оспаривание осуществляется в судебном порядке. На практике же возникают ситуации, когда в процессе направления исполнительной надписи долг частично погашается должником, когда между сторонами достигается договоренность по реструктуризации долга, изменению сроков, суммы задолженности, и взыскатель изъявляет желание отменить исполнительную надпись. Считаю, что введение нормы «взыскатель вправе обратиться с заявлением к нотариусу об отмене исполнительной надписи в случаях….» послужит еще одной возможностью урегулировать спор в досудебном порядке, использовать функцию предупредительного правосудия нотариата, реализовать основную цель исполнительных надписей по бесспорным требованиям - снизить нагрузку на судебную систему. Также отмечу, что проблема закредитованности населения не решается лишь запретами на получение кредитов, а должна решаться в плоскости повышения доходов трудоспособного населения, обеспечения занятости. Министерство труда и социальной защиты населения РК также должно принимать участие в работе подобных коллегий высшего надзорного органа.
Использованная литература: 1. Проект Дорожной карты по разрешению проблемных вопросов закредитованности населения, работы нотариусов и частных судебных исполнителей, Коллегия Генеральной Прокуратуры РК от 02.02.2024 г. 2. Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел об отмене исполнительной надписи нотариусов, журнал «Бюллетень Верховного Суда РК», 2022 г., № 1, стр.32-80
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |