|
|
|
Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 3 ноября 2021 года № КГД-14-1-17/35002
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, по поручению Министерства финансов Республики Казахстан, относительно применения нормы подпункта 2) пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса, в пределах компетенции сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 12) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). При этом органы государственных доходов (далее – ОГД) осуществляют свою деятельность в соответствии с налоговым законодательством. Так, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 115 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) уведомления об исполнении налоговых обязательств, обязательств по исчислению, удержанию и перечислению социальных платежей (далее – уведомления), направляемые органами государственных доходов в установленные сроки налогоплательщику (налоговому органу), доставляются электронным способом в веб-приложение и (или) в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства» (далее – ПЭП). Следует отметить, что в налоговой практике уведомления формируются налоговой информационной системой Республики Казахстан (прим. без удостоверения ЭЦП, по форматам сообщений ЭЦП не предусмотрен) и направляются в веб-приложение «Кабинет налогоплательщика», личный кабинет пользователя на ПЭП. Веб-приложение – персонифицированный и защищенный от несанкционированного доступа интернет-ресурс уполномоченного органа, предназначенный для получения налогоплательщиком электронных налоговых услуг и исполнения им налоговых обязательств (подпункт 12) статьи 1 Налогового кодекса). Наряду с этим, пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень требований к содержанию уведомлений. При этом наличие подписи должностного лица не является обязательным реквизитом. В настоящее время в судах республики находятся на рассмотрении судебные споры (по иску ТОО «Авантаж Ойл» к УГД по г. Семей, ТОО «Capital Complex Catering» к УГД по г. Атырау) по обжалованию уведомлений, решений по камеральному контролю. Одним из доводов истцов для отмены уведомлений, направленных налогоплательщику через веб-приложение, является отсутствие ЭЦП, в то время как подпись лица уполномоченного подписывать соответствующий акт является обязательным (подпункт 5) пункта 1 статьи 80 АППК, пункт 5 статьи 64 Закона Республики Казахстан «О правовых актах»). В свою очередь, полагаем, что при вынесении судами решений с учетом позиции истцов, существуют риски формирования устойчивой практики по отмене всех правовых актов органов государственных доходов, формируемых ИС КГД и направляемых налогоплательщикам электронным способом в веб-приложение или личный кабинет на веб-портале «электронного правительства», что повлечет не достижение целей налогового администрирования. По вопросу отнесения документов государственных органов (в том числе уведомлений ОГД) к понятию «электронный документ» согласно Закону По вопросу наличия документов, на основании которых к ЭЦП приравниваются иные способы верификации официальных документов государственных органов (в том числе налоговых органов) По указанным вопросам необходима позиция уполномоченного органа в сфере информатизации – Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |