|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за июнь 2022 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Банковское дело, кредитная деятельность
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования. Внесены изменения и дополнения в 10 Кодексов РК, в том числе в Предпринимательский кодекс. Так, пунктами 1 и 5 статьи 36 Предпринимательского кодекса теперь установлено, что для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) физическое лицо (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) представляет через государственную информационную систему разрешений и уведомлений либо посредством иных объектов информатизации уведомление по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений. Уведомление представляется в электронной форме посредством веб-портала «электронного правительства» или иных объектов информатизации. Таким образом, для регистрации в качестве ИП теперь исключена возможность подачи уведомления непосредственно в орган государственных доходов в явочном порядке на бумажном носителе. И в 51 Закон РК, в том числе в Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» касательно понятия «организаций публичного интереса». Согласно поправкам, внесенным в подпункт 7) статьи 1 Закона о бухучете, теперь определено, что организациями публичного интереса являются финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые), хлебоприемные предприятия, государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, субъекты государственной монополии, специального права, а также организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, и дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан. Таким образом, теперь к организациям публичного интереса относятся хозяйственные товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятельность, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с организациями, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства. Также внесены другие изменения и дополнения. См. Закон РК от 14.07.22 г. № 141-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 26.07.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности. Изменения и дополнения внесены в 5 Кодексов РК: 1. Гражданский кодекс РК (Общая часть); 2. Гражданский кодекс РК (Особенная часть); 3. Уголовно-процессуальный кодекс РК; 4. Предпринимательский кодекс РК; 5. Гражданский процессуальный кодекс РК. И в 35 Законов РК! 6. Закон РК «О Национальном Банке Республики Казахстан»; 7. Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»; 8.Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; 9. Закон РК «О нотариате»; 10. Закон РК «Об аудиторской деятельности»; 11. Закон РК «О страховой деятельности»; 12. И др. Основные моменты по изменениям: По банковской деятельности: - совершенствование процесса согласования руководящих работников финансовых организаций; - расширение видов деятельности банков, банковских холдингов и дочерних организаций банков; - введение механизма конвертации микрофинансовой организации в банк. Закон позволяет повысить привлекательность финансового рынка для потребителей, обеспечит его динамичный рост и конкурентное развитие для эффективного удовлетворения нужд экономики. По страховому сектору: - внедрение социально важных продуктов накопительного страхования жизни; - расширение перечня гарантируемых видов страхования по социальным и массовым видам страхования; - предоставление гражданам возможности частичного возврата денег по договорам пенсионного аннуитета обратно в ЕНПФ; - повышение статуса и развитие деятельности страхового омбудсмана; - внедрение онлайн-урегулирования страховых случаев; - внедрение Европротокола, упрощающего оформление страховых выплат; - совершенствование системы ценообразования по обязательному автострахованию; По рынку ценных бумаг: - усиление мер защиты прав инвесторов на фондовом рынке посредством введения в периметр регулирования Агентства деятельности субъектов, оказывающих информационные и консультационные услуги на рынке, и инвестиционных консультантов, а также совершенствования корпоративного управления; - повышение роли фондового рынка в качестве канала для привлечения финансирования частным сектором; - пересмотр подходов к регулированию и надзору профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе путем внедрения пропорционального регулирования данных участников в зависимости от их системной значимости и масштабов деятельности; - создание правовых условий для хеджирования рисков казахстанских компаний в рамках генеральных соглашений Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA); - развитие рынка секьюритизации. См. Закон РК от 12.07.22 г. № 138-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 12.09.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В частности, по всему тексту Кодекса слова «инвалидам», «инвалидов», «инвалидами» заменить соответственно словами «лицам с инвалидностью», «лиц с инвалидностью», «лицами с инвалидностью». Статья 191 «Нарушение порядка приобретения, хранения, учета, перевозки и торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему» Кодекса исключена. Статья 233 «Получение либо использование кредита, займа с нарушением законодательства Республики Казахстан» дополнена: «4. Неосвоение средств государственного внешнего займа в срок, установленный договором займа, - влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей. Примечание. Для целей части четвертой настоящей статьи под должностным лицом следует понимать первого руководителя администратора бюджетной программы, ответственного за реализацию бюджетного инвестиционного проекта или институционального проекта, финансируемого за счет займов.»; Статья 637 «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи» Кодекса дополнена новым подпунктом 17) следующего содержания: «17) нарушения операторами связи правил оказания услуг связи, -»; Дополнить частями четырнадцатой и пятнадцатой следующего содержания: «14. Предоставление пользователям услуг связи не соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам и показателям качества услуг связи - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи месячных расчетных показателей. 15. Деяние, предусмотренное частью четырнадцатой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.»; Также внесены другие изменения и дополнения. См. Закон РК от 11.07.22 г. № 137-VІI (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11.09.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК и Закон о его введении. Что изменили: С 1 января 2022 года Пострадавших субъектов МСП в период ЧП освободили от налогообложения возмещаемой суммы имущественного вреда На период с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года сумма полученных денег субъектами малого и среднего предпринимательства на возмещение имущественного вреда, причиненного в период действия чрезвычайного положения, по решению комиссии, созданной местным исполнительным органом, при включении налогоплательщика в реестр, формируемый указанным местным исполнительным органом, подлежат исключению из совокупного годового дохода налогоплательщиков. Также из налогооблагаемого дохода физического лица подлежат исключению доходы в виде возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия чрезвычайного положения. Корректировка зачетного НДС не производится в случае порчи и утраты товаров в период ЧП Установлено, что уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится по товарам в случае их порчи, утраты, за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций и (или) в период действия чрезвычайного положения. При порче, утрате товаров в случаях, возникших в результате чрезвычайных ситуаций, уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, не производится субъектами малого и среднего предпринимательства при наличии подтверждения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты о факте возникновения чрезвычайной ситуации по товарам, по которым имеются: документ, подтверждающий факты порчи, утраты товара, оформленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; сведения, отраженные в налоговом регистре, составленном в соответствии с пунктом 7-1 статьи 215 Налогового кодекса. При порче, утрате товаров в случаях, возникших в период действия чрезвычайного положения, уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, не производится субъектами малого и среднего предпринимательства при наличии копии постановления органа, ведущего уголовное преследование о признании налогоплательщика потерпевшим по уголовным делам, связанным с чрезвычайным положением, по товарам (за исключением товаров, по которым получены деньги на возмещение имущественного вреда, причиненного в период действия чрезвычайного положения, по решению комиссии, созданной местным исполнительным органом, при включении налогоплательщика в реестр, формируемый указанным местным исполнительным органом), по которым имеются: документ, подтверждающий факты порчи, утраты товара, оформленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; сведения, отраженные в налоговом регистре, составленном в соответствии с пунктом 7-1 статьи 215 Налогового кодекса. Расширен перечень товаров, при импорте которых НДС уплачивается методом зачета Перечень товаров, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по которым НДС уплачивается методом зачета в порядке, определенном статьей 427 Налогового кодекса, дополнен следующими видами товаров, которые не покрывают потребности Республики Казахстан: - пестициды; - племенные животные и оборудование для искусственного осеменения; - крупный рогатый скот живой. При этом введена поправка, что начиная с 1 июля 2022 года в случае нарушения в течение 5 лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных для применения уплаты методом зачета, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары. Вместе с тем, не являются нарушениями требований метода зачета в случае, если реализация мяса и мясных продуктов, полученных в результате вынужденного забоя ввезенных племенных животных и крупного рогатого скота, или убыль (падеж) таких животных в пределах норм естественной убыли. Порядок вынужденного забоя и нормы естественной убыли утверждаются уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса. По всему тексту Налогового кодекса в отношении подакцизных товаров слово «углеводы» заменено словом «углеводороды». С января 2023 года Дополнен перечень расходов, не подлежащих вычету по КПН К таким расходам, не подлежащим вычету с 1 января 2023 года, будут отнесены затраты по приобретению у нерезидента-взаимосвязанной стороны управленческих, консультационных, консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных, маркетинговых, франчайзинговых, финансовых (за исключением расходов по вознаграждению), инжиниринговых, агентских услуг, роялти, прав на использование объектов интеллектуальной собственности. При этом взаимосвязанными сторонами считаются следующие лица: лица, указанные в пункте 2 статьи 1 Налогового кодекса; юридическое лицо, которое совместно с другим юридическим лицом входят в одну группу компаний; физические и (или) юридические лица, когда отношения между такими лицами обладают признаками взаимосвязанности, вне зависимости от условий, указанных в настоящей части. При этом в случае непризнания налогоплательщиком взаимосвязанности, такое признание устанавливается судом на основании иска налогового органа. Также под группой компаний понимается структура коммерческих и некоммерческих организаций, включающая в себя головную компанию и компании, акциями, долями участия и прочими долевыми инструментами которых такая головная компания прямо или косвенно владеет. (изменения в статью 264 НК). Изменен порядок налогообложения дивидендов по КПН и ИПН В целях исчисления КПН из совокупного годового дохода не подлежат исключению дивиденды, полученные: - постоянным учреждением юридического лица-нерезидента в Республике Казахстан. При этом данное положение не применяется к дивидендам при выполнении условий, определенных подпунктом 3) пункта 9 статьи 645 Налогового кодекса; - по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан. При этом данное положение не применяются к дивидендам по ценным бумагам, по которым за налоговый период осуществлялись торги на бирже в соответствии с критериями, определенными Правительством Республики Казахстан. Также установлено, что дивиденды, полученные по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан, относятся к доходам, облагаемым КПН у источника выплаты. В целях исчисления ИПН - дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан. Данное положение применяется к дивидендам по ценным бумагам, по которым за календарный год осуществлялись торги на бирже в соответствии с критериями, определенными Правительством Республики Казахстан; - дивиденды, полученные от юридического лица-резидента за календарный год в пределах 30 000-кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, при распределении: чистого дохода или его части, подлежащих выплате по акциям, в том числе по акциям, являющимся базовыми активами депозитарных расписок; чистого дохода или его части, распределяемых юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками; дохода от распределения имущества при ликвидации юридического лица-резидента или при уменьшении уставного капитала, а также при выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице-резиденте и при выкупе таким юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом. По дивидендам, выплачиваемым нерезидентам В порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых нерезидентам, также внесены поправки. Соответствующие изменения внесены в статьи 645 и 646 Налогового кодекса. Право на уменьшение налогооблагаемого дохода появилось у взаимосвязанных сторон Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на затраты по приобретению у нерезидента-взаимосвязанной стороны управленческих, консультационных, консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных, маркетинговых, франчайзинговых, финансовых (за исключением расходов по вознаграждению), инжиниринговых, агентских услуг, роялти, прав на использование объектов интеллектуальной собственности - в размере общей суммы, не превышающей 3 процента от налогооблагаемого дохода. При этом взаимосвязанными сторонами признаются взаимосвязанные стороны, признанные таковыми в соответствии с подпунктом 23) статьи 264 настоящего Налогового кодекса. Кроме того, предусмотрено поэтапное повышение ставок акцизов на табачную продукцию, вводится ставка платы за использование спутниковой связи с применением негеостационарных спутников, увеличены ставки платы на майнинг. Освобождение от НДПИ для новых месторождений с привязкой к уровню рентабельности. См. Закон РК от 11.07.22 г. № 135-VII (вводится в действие с 01.01.23 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения в некоторые законодательные акты РК по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, грантов и премий для неправительственных организаций, лекарственного и социального обеспечения. Изменения и дополнения внесены в 5 Кодексов РК: 1. Бюджетный кодекс РК; 2. Предпринимательский кодекс РК; 3. Трудовой кодекс РК; Согласно изменениям, внесенным в Трудовой кодекс РК, кандидатам при прохождении конкурса при поступлении на гражданскую службу будет зачтена волонтерская деятельность (вводятся в действие с 4 сентября 2022 года). Соответствующие изменения внесены в пункт 2 статьи 139 Трудового кодекса, где установлено: «2. Конкурс организовывается и проводится государственным учреждением, казенным предприятием, имеющими вакантную должность. Волонтерская деятельность кандидата учитывается при поступлении на гражданскую службу с учетом его личных способностей и профессиональной подготовки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.». 4. Административный процедурно-процессуальный кодекс РК; 5. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». И в 14 Законов РК: 6. Закон РК «О некоммерческих организациях»: 7. Закон РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»: 8. Закон РК «О культуре»: 9. Закон РК «О специальных социальных услугах»: 10. Закон РК «О защите прав потребителей»: 11. Закон РК «О государственном имуществе»: 12. Закон РК «О государственных услугах»: 13. Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: Поправки по определению стажа участия в пенсионной системе (вводятся в действие с 1 апреля 2020 года) Дополнено, что в стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются периоды осуществления деятельности, доходы от которой исключены из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, в соответствии с подпунктом 51) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. 14. Закон РК «О государственной молодежной политике»: 15. Закон РК «О благотворительности»: 16. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»: Уточнения по уплате взносов на ОСМС для приобретения права на медицинскую помощь (вводятся в действие с 4 сентября 2022 года) Установлено, что лица, за исключением лиц, самостоятельно уплачивающих взносы, за которых не произведена уплата отчислений и (или) взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования обязаны оплатить взносы в фонд за неуплаченный период, но не более 12 месяцев, предшествующих дате оплаты, в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленного на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете, за каждый месяц. При этом лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан, которые не произвели уплату взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования уплачивают взносы в фонд одним из следующих способов: 1) за период 12 месяцев, следующих за датой оплаты, в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленного на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете, за каждый месяц; 2) за неуплаченный период, но не более 12 месяцев, предшествующих дате оплаты, в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленного на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете, за каждый месяц. 17. Закон РК «О занятости населения»: 18.Закон РК «О волонтерской деятельности»: 19. Закон РК «Об обязательном социальном страховании»: Дополнения по начислению социальной выплаты на случай утраты трудоспособности (вводятся в действие с 1 апреля 2020 года) Установлено, что при определении размера ежемесячной социальной выплаты на случай утраты трудоспособности доход, полученный в периоды трудовой, предпринимательской деятельности, занятия частной практикой по видам деятельности, к которым по решению Правительства Республики Казахстан применялся поправочный коэффициент 0 к ставке социальных отчислений, доход, исключенный из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, в соответствии с подпунктом 51) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, учитывается при определении среднемесячного размера дохода на основании справки о доходах, выдаваемой плательщиком. Также дополнено, что при определении коэффициента стажа участия засчитываются периоды получения социальной выплаты на случай потери дохода в связи с ограничениями деятельности на период действия чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, а также периоды трудовой, предпринимательской деятельности, занятия частной практикой по видам деятельности, к которым по решению Правительства Республики Казахстан применялся поправочный коэффициент 0 к ставке социальных отчислений, период осуществления деятельности, доходы от которой исключены из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, в соответствии с подпунктом 51) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. Целью данного Закона является совершенствование действующего законодательства в сфере волонтерской деятельности, благотворительности, государственного финансирования неправительственных организаций. Закон направлен на стимулирование граждан для участия в волонтерской деятельности и благотворительности, в том числе при поступлении в высшие учебные заведения, трудоустройстве на гражданскую и государственную службы. Кроме того, Законом предусмотрены совершенствование государственной грантовой политики и внедрение нового механизма взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций - «стратегическое партнерство». См. Закон РК от 04.07.22 г. № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 04.09.22 г., за исключением некоторых пунктов).
Внесены изменения и дополнения в 4 Закона РК по вопросам развития рынка стрессовых активов. Изменения и дополнения внесены в: 1. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках); В частности, статья 8 «Деятельность, запрещенная или ограниченная для банков и банковских холдингов» Закона о банках дополнена новым пунктом 7-1, который гласит: «7-1. В случае перехода в собственность банка залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору банковского займа, в результате обращения на него взыскания банк обязан реализовать такое имущество путем проведения торгов (аукциона) в течение трех лет со дня перехода в собственность банка указанного имущества. Срок реализации земельного участка определяется с учетом особенностей, предусмотренных Земельным кодексом Республики Казахстан. В случае передачи банком жилища в аренду в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), утвержденной Национальным Банком Республики Казахстан, срок, установленный частью первой настоящего пункта для реализации залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору банковского займа, продлевается на срок аренды. Требования, установленные частями первой и второй настоящего пункта, распространяются на организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. Требование настоящего пункта не распространяется на случаи перехода в собственность банков акций или долей участия в уставных капиталах юридических лиц, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи.»; Статья 11-2 «Дочерние организации банков, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка, и организация, приобретающая сомнительные и безнадежные активы, участниками которой являются банк и организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня» Закона о банках дополнена новыми пунктами 4-1 и 4-2, которые касаются дочерних организаций банка. Также дополнения внесены в статью 36-1 «Порядок передачи задолженности на досудебные взыскание и урегулирование или уступки права (требования)» закона о банках. Внесены другие изменения/дополнения. 2. Закон РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» (далее – Закон о кредитных бюро); Изменения коснулись статьи 18 «Поставщики информации», статьи 20 «Получатели кредитных отчетов» и статьи 24 «Информация, предоставляемая в кредитные бюро» Закона о кредитных бюро. 3. Закон РК «О микрофинансовой деятельности»; В частности, дополнено основное понятие, используемое в Законе «О микрофинансовой деятельности»: 7-1) сервисная компания - дочерняя организация банка, приобретающая сомнительные и безнадежные активы родительского банка, коллекторское агентство, обладающие в рамках договора доверительного управления правами (требованиями) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита (далее - договор доверительного управления), заключенного с лицом, указанным в части первой пункта 4 статьи 36-1 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и (или) части первой пункта 5 статьи 9-1 настоящего Закона, полномочиями по доверительному управлению правами (требованиями) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита, в том числе по изменению условий договора банковского займа и (или) договора о предоставлении микрокредита, по представлению интересов лица, с которым заключен договор доверительного управления, в суде, по приему от должника денег и (или) иного имущества, и иными полномочиями, предусмотренными настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и договором доверительного управления;»; Статья 3 «Микрофинансовая деятельность, порядок и условия предоставления микрокредитов» «О микрофинансовой деятельности» дополнена новой нормой: 7 В случае перехода в собственность микрофинансовой организации залогового имущества, являвшегося обеспечением исполнения обязательств по договору о предоставлении микрокредита, в результате обращения на него взыскания микрофинансовая организация обязана реализовать такое имущество путем проведения торгов (аукциона) в течение трех лет со дня перехода в собственность микрофинансовой организации указанного имущества. Срок реализации земельного участка определяется с учетом особенностей, предусмотренных Земельным кодексом Республики Казахстан. Требование, установленное настоящим пунктом, не распространяется на ломбарды. Также внесены другие изменения. 4. Закон РК «О коллекторской деятельности» (далее – Закон). В данном Законе, так же как и в Законе «О микрофинансовой деятельности» дополнено новое понятие сервисная компания (см. выше). Статья 14 «Права коллекторского агентства» Закона дополнена новым подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) выступать в качестве сервисной компании в рамках договора доверительного управления. Коллекторское агентство в рамках договора доверительного управления вправе: по соглашению сторон изменять условия договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита в рамках предоставленных лицом, с которым заключен договор доверительного управления, полномочий. Изменение условий договора банковского займа и (или) договора о предоставлении микрокредита в одностороннем порядке допускается в случаях их улучшения для заемщика в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и частью второй пункта 6 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»; представлять интересы лица, с которым заключен договор доверительного управления, в суде, в том числе в процессе взыскания задолженности и (или) обращения взыскания на предмет залога; принимать от должника в интересах лица, с которым заключен договор доверительного управления, деньги в безналичной форме и (или) иное имущество в счет погашения задолженности с последующей передачей таких денег и (или) такого имущества в его пользу; пользоваться услугами оценщиков, аудиторов, юристов и иных консультантов. Вознаграждение коллекторскому агентству, выступающему в качестве сервисной компании, а также расходы, связанные с доверительным управлением, оплачиваются (возмещаются) в соответствии с условиями договора доверительного управления лицом, которое приобрело права (требования) по договорам банковского займа и (или) договорам о предоставлении микрокредита;»; Также внесены другие изменения/дополнения. См. Закон РК от 04.07.22 г. № 133-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 04.09.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Внесены изменения и дополнения Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее – Кодекс). Часть третья статьи 62 «Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности» Кодекса дополнена абзацем третьим следующего содержания: «За совершение операции c деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.» Статья 214 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Кодекса дополнена частью 3-1 следующего содержания: «3-1. Непредоставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере восьмидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере трехсот месячных расчетных показателей.»; Кодекс дополнен новой статьей 214-1 следующего содержания: «Статья 214-1. Совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем Совершение юридическим лицом операции с деньгами и (или) иным имуществом, полученными заведомо для физического лица этого юридического лица преступным путем, повлекшее придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными деньгами и (или) иным имуществом, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации в размере семисот пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере одной тысячи, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей. Примечания. 1. Под физическим лицом в настоящей статье следует понимать лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридическом лице, указанном в абзаце первом настоящей статьи, или работника такого юридического лица, обладающего правом на совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом в соответствии с законами Республики Казахстан или уставом юридического лица, или бенефициарного собственника такого юридического лица, определенного подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2. Юридическое лицо, добровольно заявившее о совершенной операции с деньгами и (или) иным имуществом, повлекшей легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, освобождается от административной ответственности, если в его действиях не содержится состав иного правонарушения.»; Также Кодекс дополнен новой статьей 722-2 следующего содержания: «Статья 722-2. Уполномоченный орган, осуществляющий финансовый мониторинг 1. Уполномоченный орган, осуществляющий финансовый мониторинг, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 214 (частью 3-1) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе первый руководитель уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг, его заместители и уполномоченные работники.»; См. Закон РК от 01.07.22 г. № 132-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования – с 03.09.22 г.).
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также государственного ценового регулирования. Изменения и дополнения внесены в 3 Кодекса РК: 1. Уголовный кодекс РК;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |