Т.Иванова, налоговый консультант
ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ПО ДОСТАВКЕ ТОВАРА ОТ ПРОДАВЦА ДО ПОКУПАТЕЛЯ ОТНОСЯТСЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА ИЛИ НА РАСХОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА?
ТОО (А) приобретает товары на территории РК и продает на территории РК. Покупает у компании Б и продает компании В. Компания Б отдельно выставляет счет на транспортные расходы. Таким образом, товары минуя первого покупателя (А) поступает компании (В) на объект. Данные расходы для компании А будут включаться в себестоимость товара Дт 1330 Кт 3310 или являться расходами по реализации Дт 7110 К 3310?
Положения НК. Согласно пункту 5 статьи 57 Налогового кодекса «Учет ТМЗ в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Себестоимость товара в бухгалтерском учете формируется либо согласно МСФО, либо НСФО. Предприятие в своей учетной политике должно, прописать согласно каким стандартам финансовой отчетности ведет бухгалтерский учет, и от выбора компании будет зависеть формирование себестоимости товара в бухгалтерском учете.
В МСФО учет запасов регулируется стандартом МСФО (IAS) 2 «Запасы». Согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.
То есть при применении МСФО или МСФО для МСБУ, включение транспортных расходов в себестоимость ТМЗ производиться вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков.
Примерами затрат, не включаемых в себестоимость запасов и признаваемых в качестве расходов в период возникновения, являются:
1) сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат;
2) затраты на хранение, если только они не требуются в процессе производства для перехода к следующей стадии производства;
3) административные накладные расходы, которые не способствуют обеспечению текущего местонахождения и состояния запасов;
4) затраты на продажу.
Перемещение товаров со склада продавца на склад покупателя является затратами на продажу запасов и не может быть включено в себестоимость данных запасов. Эти затраты признаются в качестве расходов периода.
С января 2013 года вступил в силу НСФО, в нем сказано:
Пункт 35 НСФО. Себестоимость запасов состоит из покупной цены, импортных пошлин, налогов (кроме возмещаемых).
Пункт 37 НСФО. Затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов, признаются расходами в том периоде, в котором они понесены.
Соответственно при применении НСФО, транспортные расходы, для целей бухгалтерского учета, признаются расходами периода и не включаются в себестоимость ТМЗ вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков.
Выводы. Таким образом, относится ли на себестоимость товара, транспортные расходы по его доставке, зависит от того, по каким стандартам финансовой отчетности работает данная компания.
В данном случае, так как транспортные услуги, связаны с доставкой товара со склада продавца на склад покупателя, то они является затратами на продажу запасов и не могут быть включены в себестоимость данных запасов. Эти затраты признаются в качестве расходов по реализации товара как по МСФО, так и по НСФО.
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.