| ||||||||||||||||||||
|
|
|
16.11.2025 Проблемные вопросы при привлечении по ст. 551 ч. 3 КоАП РК за недекларирование или
Кожахмет Руслан Маликович, магистр международного права, Советник по связям с государственными органами
Анализ пробела и сомнительной правоприменительной практики связанной с выявлением сотрудниками таможенных органов у граждан сумм свыше 10 000 долларов США при выезде за рубеж выявил недостатки законодательства РК и проблему риска конфискации законно приобретенных средств физических лиц. Предлагаемые нами меры для дальнейшего улучшения административно-деликтного законодательства РК позволят снизить негативный эффект от спорной практики наложения взыскания по ч. 3 ст. 551 КоАП РК и в некоторой степени по ст. 234 УК РК. Для понимания сути проблемы и обоснования спорности действующей редакции ч. 3 ст. 551 КоАП РК приведем пример. В 2025 году во время вылета за рубеж в аэропорту при прохождении досмотра и после пограничного контроля лицо остановлено сотрудниками аэропорта из-за наличных денежных средств в размере 10 000 Евро. Проведен досмотр и изъяты денежные средства. В отношении лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 551 КоАП РК в связи с тем, что проходя таможенный контроль по системе «зеленый коридор» оно не задекларировало наличие наличных денежных средств свыше 10 000 долларов США. Из-за разницы курса НБ РК долларов США и Евро, разрешенная сумма у лица превышена на несколько сотен долларов США. Частью 3 ст. 551 КоАП РК предусмотрено: «3. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза и подлежащих письменному декларированию, - влечет штраф в размере двадцати пяти процентов от недекларированной либо недостоверно декларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов с конфискацией недекларированных либо недостоверно декларированных денежных средств и денежных инструментов». Судом рассмотрено данное дело об административном правонарушении и наложено на лицо взыскание в виде штрафа и конфискации суммы на размер превышения допустимой. Доводам, что лицо не покинуло территорию, не скрывало денежные средства, имело возможность задекларировать, а также использовать в магазинах беспошлиной торговли (дьютифри) судом не уделено должного внимания. Данный пример является схожим со многими делами, которые были изучены автором и приведен, чтобы продемонстрировать порочность сложившейся правоприменительной практики и наличие юридических неточностей в данной статье, которые могут привести к более суровым последствиям. Прежде всего смущает вопрос, в какой момент перемещения денежных средств считается осуществленным. В соответствии с п.п. 8-10 ст. 3 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК»: Таможенная территория Евразийского экономического союза - единая таможенная территория Евразийского экономического союза, которую составляют территории государств - членов Евразийского экономического союза, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов Евразийского экономического союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Евразийского экономического союза обладают исключительной юрисдикцией; Таможенная граница Евразийского экономического союза - пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; Пересечение таможенной границы Евразийского экономического союза - въезд лица на таможенную территорию Евразийского экономического союза, выезд лица с таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе совершение таможенных операций в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля, расположенной в пункте пропуска, ином месте перемещения товаров и транспортных средств. Из определений Кодекса затруднительно полагать, что прохождение досмотра и переход в зал ожидания аэропорта является перемещением таможенной территории ЕАЭС или таможенной границы. На наш взгляд фактическое выявление у лица денежных средств в здании аэропорта (вокзала) может явиться только основанием для информирования о необходимости задекларировать эти денежные средства, поскольку из открытого характера нахождения их в личном багаже и добровольное сообщение о нем сотрудникам таможенного органа указывает, что они не скрываются. В соответствии с п. 2 ст. 181 Таможенного кодекса РК «таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза, подается до их убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза, если иное не установлено Кодексом». Исходя из дефиниции таможенной территории в пп. 8 ст. 3 ТК РК она совпадает с территорией границ государства. Важно отметить, что сотрудники таможенных органов при выявлении у лица суммы наличности могут действовать согласно ст. 191 ТК РК, в соответствии с которой для целей таможенного декларирования товаров по выбору лица допускается заполнение должностным лицом таможенного органа транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство, а также декларации на товары при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта. Заполнение декларации самостоятельно должностным лицом осуществляется в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 13 февраля 2018 года № 175 «Об утверждении Правил заполнения должностным лицом органа государственных доходов таможенных деклараций» (далее по тексту - Приказ МФ РК № 175). Из этого следует, что лицо не лишается возможности подать декларацию в случае, если прошел «зеленый коридор» и находится в зале ожидания после досмотра. Полагаем, что верным решением перед досмотром лица будет предусмотреть обязанность должностных лиц разъяснять достаточным образом нормы таможенного законодательства РК и возможностью воспользоваться приложением (при его доработке) либо самостоятельно заполнить декларацию согласно ст. 191 ТК РК. Время до вылета позволяет осуществить декларирование поскольку согласно п. 24 Приказа МФ РК № 175 «заявление регистрируется уполномоченным должностным лицом в срок не более десяти минут с момента представления заявления, с проставлением на нем входящего номера, даты регистрации и прикладывается к пакету представленных документов. В случае несоответствия представленных документов установленным требованиям, уполномоченное должностное лицо возвращает документы декларанту с пояснением причин возврата и необходимости представления дополнительно требуемых документов, в срок не более десяти минут с момента их представления. В случае если представленные документы соответствуют установленным требованиям, уполномоченное должностное лицо принимает их к заполнению пассажирской таможенной декларации. Срок заполнения пассажирской таможенной декларации не должен превышать одного часа с момента представления документов». Таким образом, при предоставлении такой возможности сумма превышения может быть задекларирована до пересечения границы. Второй вопрос по этой теме связан с установлением умысла на недекларирование и недостоверное декларирование денежных средств. К сожалению, сотрудники таможенных органов и суды не придают этому никакого значения. Тогда как именно такое формальное отношение к своим функциям по обеспечению законности и правосудия вызывает негативное восприятие со стороны общества. Для таможенных органов это является возможностью показать хорошую статистику по пресечению экономической контрабанды и нарушения таможенного законодательства РК, но действительно ли так на самом деле это большой вопрос. Правоприменительная практика пошла по пути когда прохождение досмотра в аэропорту и переход в зал ожидания считается пересечением границы, а ответ пассажира на вопрос таможенника о наличии денежных средств на сумму свыше 10 000 долларов США также приравнивается к признанию вины по ч. 3 ст. 551 КоАП РК или по ст. 234 УК РК без права на то, что лицо могло проявить неосмотрительность. Здесь сделаем небольшое отступление в части того, что если сумма превышает 20 000 МРП, то лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 234 УК РК «Экономическая контрабанда». И автору также известны уголовные дела, когда лицо при вывозе суммы для приобретения автомашин зарубежом лишился всех денег и вдобавок получил уголовное наказание и судимость именно из-за формального подхода к рассмотрению подобных дел. Полагаем, что у виновных лиц должны быть выявлены умысел на неисполнение обязанности по декларированию или недостоверному декларированию и сопровождаться подтверждающим поведением. К примеру, сокрытие денег в труднодоступных местах, значительное превышение порогового значения, наличие дополнительных финансовых средств, предоставление декларации не на всю сумму, использование недостоверных или поддельных подтверждающих документов, сопоставление цели выезда и вида деятельности лица, искажение или противоречивость объяснений, использование необычных упаковок, передача третьим лицам, предшествующие аналогичные эпизоды и другие, которые в совокупности укажут на умысел лица. При отсутствии таких признаков лицу должна быть предоставлена возможность реализовать обязанность по декларированию при выявлении сотрудниками аэропорта путем разъяснения. Привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 551 ТК РК или по ст. 234 УК РК должно осуществляться только при наличии совокупности признаков указывающих на сокрытие. В тех же случаях, когда лицо проявило неосмотрительность, т.е. действовало добросовестно, но по каким либо субъективным причинам не заполнила декларацию, то применительно к этим фактам недекларирования или недостоверно декларированния суммы денежных средств после пересечения досмотра в аэропортах, вокзалах, можно предусмотреть дополнительную норму с санкцией в виде предупреждения для фиксации фактов и недопущения их повторения. Третий аспект это юридико-техническое изложение диспозиции и санкции нормы ст. 551 КоАП РК. Вчитываясь в санкцию данной статьи, то вызывает нарекания ошибочная формулировка «…штраф в размере двадцати пяти процентов от недекларированной либо недостоверно декларированной суммы наличных денежных средств…». Более правильной представляется формулировка «от незадекларированной» и «недостоверно задекларированной» суммы наличных средств. Также отсутствие конкретных ссылок на другие правовые акты или дополнительных пояснений создают риск конфискации всей суммы наличных средств при небольшом превышении разрешенного размера. Санкция по ч. 3 ст. 551 КоАП РК изложена так, что она влечет штраф и конфискацию незадекларированных либо недостоверно задекларированных денежных средств и денежных инструментов. Поскольку обычно лица недекларируют всю сумму, то по смыслу приведенной нормы конфискации подлежит вся сумма, которую перевозило лицо. Текущая судебная практика в Республики Казахстан привлечения по ч. 3 ст. 551 КоАП РК основана на применении разъяснениях Верховного Суда РК по уголовным делам, что позволяет относительно восполнить пробел в норме КоАП РК. Суды ссылаются на пункт 6-2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» № 10 от 18 июля 1997 года (далее - НПВС) которым предусмотрено, что в случае совершения лицом контрабанды наличной иностранной и (или) национальной валюты и (или) дорожных чеков, их часть в размере, не подлежащем в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязательному письменному декларированию, то есть не превышающем в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не может признаваться предметом контрабанды и включаться в объем предъявленного лицу обвинения. Такое применение НП ВС РК хоть и вызывает сомнения, но позволяет временно скорректировать практику в части конфискации только суммы превышающую допустимую сумму в размере 10 000 долларов США. В виду отсутствия в Казахстане прецедентного права, всегда имеется риск, что практика с конфискацией может измениться особенно учитывая, что заявляется о наличии «дыр» в бюджете страны. Для совершенствования нормы ч. 3 ст. 551 КоАП РК предлагаем обратиться к законодательству государств членов ЕАЭС поскольку таможенное право является практически единым в этом экономическом пространстве. Члены-государства ЕАЭС - Российская Федерация и Республика Беларусь имеют схожие составы правонарушения. В КоАП Российской Федерации имеется самостоятельная статья 16.4 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». Диспозиция данной статьи схожа с диспозицией ст. 551 КоАП РК и приводится в полном виде: «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения. Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме. 2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации». Редакция диспозиций совпадают, кроме того, что в редакции КоАП РК идет упоминание ЕАЭС в отличие от ТС в КоАП РФ и дополнительного признака «если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния«. Очевидна разница в санкциях статей. Российская редакция санкции значительно мягче. В КоАП Республики Беларусь деяние предусмотрено в части 2 ст. 15.5 КоАП РБ и приводится лишь в части сравниваемого правонарушения: «2. Недекларирование перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами подлежащих таможенному декларированию наличных денежных средств и (или) денежных инструментов - влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов или без конфискации». К статье 15.5 КоАП РБ также имеется примечание: «3. Для целей применения части 2 настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу Евразийского экономического союза допускается без таможенного декларирования.» Сравнение редакций статей одного и того же административного деяния демонстрирует разный подход к ответственности лиц с учетом обстоятельств. Например, санкция КоАП РБ предоставляет суду в зависимости от обстоятельств не конфисковать незадекланированную сумму. В статьях КоАП РФ и РБ в имеются дополнительные примечания, которые конкретизируют, что штраф налагается за часть превышающую размер сумму разрешенной к вывозу из ТС. Тогда как редакция санкции по КоАП РК предусматривает штраф за всю сумму и конфискацию всей суммы и только хорошее настроение казахстанского судьи может позволить не расстаться со всей суммой. Разумеется этот ошибочный подход и неточность редакции ст. 551 КоАП РК следует скорректировать, а правоприменительную и судебную практика изменить путем внесения изменений и дополнений в КоАП РК. Предлагается дополнить статью 551 КоАП РК: Частью 3-1 «Недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов после прохождения зоны таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза подлежащих таможенному декларированию при отсутствии признаков их сокрытия - влечет предупреждение». а также примечаниями к статье: «2. Для целей применения части 3 настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу Евразийского экономического союза допускается без таможенного декларирования», «3. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Республику Казахстан производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Национального Банка Республики Казахстан». Считаем, что такие уточнения в КоАП РК позволят исключить факты привлечения к административной ответственности добропорядочных граждан и конфискации заработанных ими денежных средств.
Источники: 1) Кодекс РК «О таможенном регулировании в РК» 2) Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 3) Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 13 февраля 2018 года № 175 «Об утверждении Правил заполнения должностным лицом органа государственных доходов таможенных деклараций» 4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 5) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
15.11.2025 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |