|
|
|
Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2015 г.)
Данная редакция действовала до 1 марта 2016 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов Глава 2. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан Статья 11. Исключена Глава 3. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов Статья 13. Разработчики проектов нормативных правовых актов Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта Статья 17. Реквизиты нормативного правового акта Статья 18. Структура нормативного правового акта Статья 19. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта Статья 21-2. Оформление приложений к нормативным правовым актам Глава 4. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов Статья 22. Задачи научной экспертизы Статья 23. Лица и организации, осуществляющие экспертизу Статья 24. Инициатива при направлении проектов нормативных правовых актов на экспертизу Глава 5. Порядок принятия нормативного правового акта и его введения в действие Статья 25. Определение порядка принятия нормативных правовых актов Статья 26. Порядок введения в действие нормативного правового акта Статья 27. Исключена Статья 28. Исключена Статья 29. Лица, уполномоченные подписывать нормативные правовые акты Статья 29-1. Правопреемство в отношении принятых нормативных правовых актов Глава 6. Опубликование нормативных правовых актов Статья 30. Обязательность официального опубликования нормативных правовых актов Статья 31. Официальное опубликование законодательных актов Статья 35. Недопустимость опубликования нормативных правовых актов в неполном изложении Глава 7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по лицам Статья 36. Время вступления в силу и введения в действие нормативных правовых актов Статья 37. Обратная сила нормативного правового акта Статья 39. Срок действия нормативного правового акта Статья 40. Приостановление и прекращение действия нормативного правового акта Статья 41. Действие нормативных правовых актов в пространстве Статья 42. Действие нормативных правовых актов по лицам Статья 43. Меры обеспечения законности нормативных правовых актов Статья 43-1. Правовой мониторинг нормативных правовых актов Статья 43-2. Общественный мониторинг нормативных правовых актов Глава 8. Официальное толкование нормативных правовых актов Статья 44. Случаи и условия официального толкования нормативных правовых актов Статья 45. Государственные органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов Глава 9. Систематизация и учет нормативных правовых актов Статья 46. Систематизация нормативных правовых актов Статья 47. Государственный учет нормативных правовых актов Статья 48. Гласность нормативных правовых актов В оригинале оглавление отсутствует
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 21.10.05 г. № 81-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законами РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.); от 04.07.08 г. № 57-IV (см. стар. ред.); от 10.01.11 г. № 383-IV (см. стар. ред.); от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.); от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.); от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.); от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимаемый Парламентом Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных подпунктом 3) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, - Президентом Республики Казахстан; См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2 1-1) юридическая техника - совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов; 2) законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса; 3) подзаконные нормативные правовые акты - иные не являющиеся законодательными нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов; 4) законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке; 5) кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, предусмотренные статьей 3-1 настоящего Закона; 6) Конституционный закон - закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 7) Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан - единая система государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах; 8) эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан - совокупность нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями) в печатной и электронно-цифровой форме, удостоверенной посредством электронной цифровой подписи, сведения о которых внесены в государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан; 9) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан - закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 Конституции Республики Казахстан; 10) норма права - общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений; 11) нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а также документ в электронно-цифровой форме, идентичный письменному официальному документу и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи; См.также: Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» 11-1) Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов - письменный перечень, содержащий номер государственной регистрации и реквизиты нормативных правовых актов государственных органов, указанных в подпункте 4) пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, прошедших государственную регистрацию в органах юстиции Республики Казахстан; 12) последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов - опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан; 12-1) правовой мониторинг нормативных правовых актов - деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации; 13) уровень нормативного правового акта - место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов; 14) официальное опубликование нормативного правового акта - публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, в графическом формате в полном соответствии с подписанными подлинниками; 15) уполномоченный орган - государственные органы, их ведомства и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы); 16) уполномоченная организация - организация, определяемая Правительством Республики Казахстан по осуществлению научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках по проектам законов, разработанным государственными органами Республики Казахстан и подлежащим внесению в Парламент Республики Казахстан.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); от 04.07.08 г. № 57-IV (см. стар. ред.); от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.); от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Статья 2. Сфера действия настоящего Закона 1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами, за исключением особенностей, определяемых актами Президента Республики Казахстан, касающихся проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан. 2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан. 3. Настоящим Законом не регулируется порядок подготовки, заключения, исполнения и денонсации международных договоров. 4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 11) статьи 1 настоящего Закона, и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности: 1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления; 2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами; 3) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) Нормативные акты, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, не должны содержать нормы права. См.также: Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан», Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 4-1-6/ЖТ-С-1036 «О нормативном правовом характере государственных строительных норм и правил в области архитектуры, градостроительства и строительства (СНиП)», Ответ Министерства юстиции РК на вопрос от 6 апреля 2013 года № 9134 (http://www.adilet.gov.kz) «Законом не предусмотрены требования к опубликованию правовых актов», Ответ Министра юстиции РК от 5 августа 2013 года на вопрос от 31 июля 2013 года № 214145 (e.gov.kz) «Об отнесении акта к нормативно правовому и разъяснении понятия «индивидуально неопределенного круга лиц» по Закону «О НПА»
См. изменения в статью 3 - Закон РК от 17.11.15 г. № 408-V (вводится в действие с 1 марта 2016 г.) В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.); от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.) Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. 2. К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; О нормативных постановлениях Верховного суда см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3. 6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) Пункт дополнен подпунктом 7-2 в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V 7-2) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 1-1) технический регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; Пункт 3 дополнен подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III 1-2) Исключен в соответствии с Законом РК от 04.12.08 г. № 97-IV (см. стар. ред.) Пункт 3 дополнен подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III; изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 15.04.13 г. № 89-V (см. стар. ред.) 1-3) стандарт государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, а также включающий характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания государственной услуги; Пункт дополнен подпунктом 1-4 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года); изложен в редакции Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 15.04.13 г. № 89-V (см. стар. ред.) 1-4) регламент государственной услуги - нормативный правовой акт, устанавливающий требования по соблюдению стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности услугодателей, в том числе порядок взаимодействия с иными услугодателями, центрами обслуживания населения, а также использования информационных систем в процессе оказания государственных услуг; Пункт дополнен подпунктом 1-5 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года); изложен в редакции Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.) 1-5) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.04.13 г. № 89-V (см. стар. ред.) 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений. Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида. 4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V 4-1. Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина. 5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты. 6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.
Закон дополнен статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.06.04 г. № 566-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных важнейших общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11). Исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.) 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных; 17) в сфере здравоохранения.
В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 17.10.01 г. № 248-II (см. стар. ред.); от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.); от 16.06.04 г. № 566-II (см. стар. ред.); от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.); от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.); от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов 1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. 2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 5) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов, нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; 7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) 7-2) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. 3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. 4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. См. Письмо Председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда от 5 марта 2013 года № 1-1-5/1722 «О порядке применения нормативных постановлений Верховного Суда» 5. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. 6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III (см. стар. ред.) Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов 1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. 2. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний. 3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.
Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II (см. стар. ред.) Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов Законодательством РК не регулирован вопрос приоритета государственного или русского языков при разночтении НПА - см. ответ Министра транспорта и коммуникаций РК от 11 октября 2011 года 1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. 2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. 3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.
Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V Статья 6-1. Исчисление сроков 1. Срок, установленный законодательством, определяется календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Срок может устанавливаться также как период времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями, днями или часами. 2. Срок, исчисляемый годами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый месяцами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день (число) последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый неделями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день последней недели срока. Срок, исчисляемый днями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в последний день установленного периода. Срок, исчисляемый часами, начинается с минуты наступления события, которой определено его начало, и истекает в последнюю минуту установленного периода.
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов 1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки. В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года. 2. В планах подготовки указываются: 1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования; 2) сроки подготовки; 3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта. 3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством. Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V (см. стар. ред.) 4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных заинтересованных лиц, подготовленные по итогам правового мониторинга. 5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов. Статья 7 дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 04.07.08 г. № 57-IV 6. Требования настоящей статьи не распространяются на подготовку проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.
Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан.
Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан 1. Правительство Республики Казахстан составляет ежегодный план законопроектных работ. 2. Проект плана разрабатывается Министерством юстиции Республики Казахстан. 3. План законопроектных работ Правительства согласовывается с Президентом Республики Казахстан.
Статья 11. Исключена в соответствии с Законом РК от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.)
Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов.
Глава 3 изложена в редакции Закона РК от 01.04.11 г. № 425-IV (см. стар. ред.) Глава 3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 13. Разработчики проектов нормативных правовых актов 1. Разработчиками проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, по поручению Президента Республики Казахстан или Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, основанному на поручении Президента Республики Казахстан, могут являться Администрация Президента, Правительство, иные государственные органы, организации и граждане по согласованию с ними. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года № 1654 «О мерах по улучшению работы по совершенствованию нормативных правовых актов» 2. Предложения о разработке законопроектов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, могут вноситься на рассмотрение Президента Республики Казахстан его Администрацией, Правительством, центральными и местными государственными органами, органами местного самоуправления, а также организациями и гражданами. 3. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.11.15 г. № 384-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) (см. стар. ред.) 4. Иные государственные органы, организации, общественные советы в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» и граждане вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченным органам инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными.
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.) Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V (см. стар. ред.) 1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта нормативного правового акта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект. В разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, обязательно участие представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства. Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии. 2. К подготовке проектов законов, нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости - проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, представители общественных объединений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |