|
|
|
15 Аргументов заведующего частного детского сада при прокурорской проверке Айсин Сайкен - кандидат юридических наук, профессор КУАМ, руководитель компании Ace Adviser (e-mail: aisin2011@gmail.com, моб.: 8-777-999-38-10)
На сегодняшний день органами прокуратуры осуществляются проверки как частных, так и государственных дошкольных организаций. К сожалению, некоторые государственные служащие не отличают формы собственности и поэтому по шаблону запрашивают одни и те же документы и всячески пытаются посчитать собственные средства предпринимателей. Этому свидетельствует то, что проверяющие требуют от частных детских садов предоставить: - данные об осуществленных частными организациями государственных закупках товаров, работ и услуг; - информацию по бухгалтерскому учету; - выписки с банка; - счета об оплате; - накладные поставщиков; - ведомости по заработной плате; - платежи и договора по коммунальным услугам; - договоры аренды; - данные по постатейному расходу финансовых средств (тарификация, фонд оплаты труда, коммунальные услуги, расходы на медицинское оборудование, канцелярские товары, хозяйственные и прочие товары, работы и услуги); - данные о суммах дебиторской и кредиторской задолженности; - данные которые уже находятся в НОБД и других государственных информационных ресурсах; - личные дела сотрудников детского сада и прочее. В КАЧЕСТВЕ ОБОСНОВАНИЯ НЕЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПРОВЕРЯЮЩИМИ ПРИВОДИМ СЛЕДУЮЩИЕ АРГУМЕНТЫ:
Первое. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Конституционного закона РК «О прокуратуре» - прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.
Второе. Закон РК «О государственных закупках» применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций (статья 1). Частные дошкольные организации, как и другие субъекты бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности приобретают товары, работы и услуги самостоятельно, руководствуясь правилами гражданского оборота.
Третье. Согласно подпункту 3, пункта 3 статьи 2 Закона РК «Об образовании» на правоотношения, урегулированные законодательством Республики Казахстан в области образования, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части приобретения услуг государственного образовательного заказа. Веб-портал государственных закупок используется только как инструмент для заключения договоров услуг государственного образовательного заказа между отделами образования и частными детскими садами в порядке, определенном Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2022 года № 12 «Об утверждении Правил заключения договоров услуг государственного образовательного заказа посредством веб-портала государственных закупок».
Четвертое. Согласно Бюджетного кодекса РК экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики (справочно: «специфика» - это последний показатель, и он дальше не делится. Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы). При заключении договора на оказание услуги по реализации государственного образовательного заказа, независимо от форм собственности поставщика, используется специфика 159 «Оплата прочих услуг и работ». В соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» по специфике 159 «Оплата прочих услуг и работ» отражаются затраты по оплате услуг, работ, оказываемых юридическими и физическими лицами. Более того, в приказе Министра финансов РК от 18 сентября 2014 года № 403 в Приложении 2 утверждена структура специфик экономической классификации расходов бюджета, где в графе «Перечень затрат» по этой специфике ничего не значится. Поэтому бюджетные средства, полученные исполнителем госзаказа по этой специфике, могут быть израсходованы на любые цели хозяйственной деятельности исполнителя, по его усмотрению.
Пятое. Согласно статье 2 Предпринимательского кодекса РК, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, кандасов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). В соответствии статье 277 Предпринимательского кодекса РК инвесторы вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Шестое. Согласно статье 26 Предпринимательского кодекса РК субъекты частного предпринимательства вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги.
Седьмое. В соответствии со статьей 8 Закона РК «О статусе педагога» оплата труда педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в частных организациях образования, определяется их учредителями или уполномоченным на то лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Восьмое. Согласно пункту 162 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания», обязательство государственного учреждения по осуществлению расходов считается принятым на основании акта выполненных работ. Таким образом, после принятия заказчиком акта выполненных работ и зачисления за оказанную услугу поставщику госзаказа бюджетных средств, данные средства являются доходом поставщика и никак не могут быть признаны в дальнейшем бюджетными деньгами.
Девятое. Согласно пункту 5 статьи 63 Закона РК «Об образовании», частные организации образования используют доходы от реализации товаров (работ и услуг), предоставленных на платной основе, в том числе за обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования, средства учредителей и другие, не запрещенные законодательством, источники финансирования самостоятельно.
Десятое. Частная собственность охраняется законом и это закреплено в статье 6 Конституции РК. Важно отметить, что она является неприкосновенной. В категории «неприкосновенность собственности» воплощается недопустимость неоправданного, незаконного вмешательства в осуществление права на частную собственность. Деньги, как доход предпринимателей являются их частной собственностью, и попытки проверяющих посчитать их и узнать, как они были использованы это прямое нарушение Гражданского кодекса РК. Так как согласно статье 115 Гражданского кодекса РК деньги отнесены к имущественным благам и правам наряду с вещами и субъективными имущественными правами и признаны объектами гражданских прав.
Одиннадцатое. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества и поэтому подпунктом 15) пункта 2 статьи 3 и статьей 18 Предпринимательского кодекса РК закреплен один важных принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства - недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства.
Двенадцатое. Проверяющие должны знать, что, например, такие НПА как: - постановление Правительства РК от 30 января 2008 № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования»; - постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»; - приказ Министерства финансов РК от 15 июня 2010 года № 281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений»; - приказ Министерства финансов РК от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях»; - приказ и.о. Министра финансов РК от 2 августа 2011 года № 390 «Об утверждении Альбома форм бухгалтерской документации для государственных учреждений» Распространяют своё действие только на государственные дошкольные организации, а не на частные.
Тринадцатое. Согласно пункту 2 статьи 9 Предпринимательского кодекса РК государственные органы при осуществлении государственного регулирования не вправе требовать от субъектов предпринимательства представления документов и (или) дополнительных сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан. В соответствии же с подпунктом 1) пунктом 5 статьи 18 Конституционного закона РК «О прокуратуре» при осуществлении проверки соблюдения законности прокурор не вправе требовать предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки соблюдения законности.
Четырнадцатое. Подобного рода проверками незаконно разглашаются служебные и коммерческие тайны предпринимателей. Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 126 ГК РК). Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), неизвестной третьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса РК (ст. 1017 ГК РК).
Пятнадцатое. Согласно пункту 6 статьи 62 Закона РК «Об образовании», государственный образовательный заказ, размещаемый в организациях дошкольного воспитания и обучения, должен содержать количество воспитанников и среднюю стоимость расходов на одного воспитанника, поэтому полагаем, что контроль за правильностью использования бюджетных средств должен осуществляться на основании фактической численности детей дошкольной организации, которые включены в исполнение государственного образовательного заказа. Финансирование осуществляется в рамках заключенного договора между отделом образования и дошкольной организацией по фактическому объему оказанных услуг, отраженных в ежемесячных актах, подписанных обеими сторонами. Акт выполненных работ содержит среднесписочную численность детей, на которых выделен государственный образовательный заказ. Тот факт, что частный детский сад существует, родители пользуются его услугами, педагоги, воспитатели и другие работники заключили трудовые договоры с предпринимателем и получают заработную плату за свой труд является доказательством и подтверждением, что полученные по госзаказу деньги используются на предусмотренные цели. Обязательств расходование денежных средств в соответствии со спецификами, которые указаны в планах финансирования государственных садиков, у частных организаций дошкольного образования нет. Следовательно, какой-либо постатейный контроль израсходованных средств на выполнение услуг по дошкольному образованию, — является противозаконным. Частная дошкольная организация вправе сама решать на какие расходы и в каких размерах будут направлены полученные средства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |