Войти

Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом»
(апрель 2021 года)

 

1. Концепция к проекту Закона РК (январь 2021 года)

2. Проект Закона РК (апрель 2021 года)

3. Пояснительная записка к проекту Закона (апрель 2021 года)

4. Сравнительная таблица поправок к проекту Закона (апрель 2021 года)

 

 

 

 

Мажилис Парламента

Республики Казахстан

 

Пояснительная записка
к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом»
(апрель 2021 года)

 

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом» (далее-законопроект) разработан в соответствии с поручением Главы государства, данных в рамках послания народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», а также пунктом 15 Плана законопроектных работ Правительства на 2021 год.

Важнейшим показателем развития любого государства, стремящегося к достижению общепринятых международных стандартов, является эффективность защиты конституционных прав и свобод граждан, доступность и прозрачность правосудия.

Несмотря на достигнутый значительный прогресс по реформированию уголовного процесса в Казахстане продолжают оставаться актуальными вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан, качества осуществления уголовного преследования и отправления судом правосудия.

Для этого требуется разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и справедливого судебного разбирательства.

Сегодня опыт ведущих стран ОЭСР показывает нам, какой должна быть классическая модель взаимодействия органов досудебного расследования, прокуратуры и суда.

Новая уголовная модель должна исходить из существующих международных стандартов стран ОЭСР: полицейский - прокурор - суд. Криминальная полиция не должна давать юридическую квалификацию действиям; применять меры процессуального принуждения, кроме задержания в строго оговоренных законом случаях; совершать действий, касающихся конституционных прав человека, без санкции прокурора и суда.

Собранные органом досудебного расследования материалы должны юридически квалифицироваться прокурором и при наличии достаточных оснований направляться в суд.

Таким образом, следственные решения, затрагивающие конституционные права и свободы граждан должны приниматься прокурором на основании доказательств, представленных органом уголовного преследования. В результате порядок ограничения основных прав человека будет приведен в соответствие с международной практикой.

Такую модель уголовного процесса с разграничением полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом предлагается реализовать в три этапа.

1 этап - с 2022 года по делам об убийствах;

2 этап - с 2023 года по делам, подследственным антикоррупционной службе и военной полиции, а также по всем особо тяжким преступлениям, подследственным органам внутренних дел;

3 этап - с 2024 года по делам, подследственным службе экономических расследований, а также остальным категориям дел, подследственных органам внутренних дел.

Для их реализации необходимы следующие законодательные поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (далее - УПК).

Прокурор должен самостоятельно принимать ключевые процессуальные решения, исходя из установленных и закрепленных органом досудебного расследования доказательств. Это соответствует требованиям ст.83 Конституции об осуществлении уголовного преследования от имени государства прокурором.

В статьях 202, 203 УПК полномочия по объявлению о признании лица подозреваемым, определению квалификации деяния подозреваемого необходимо определить за прокурором, которым выносится соответствующее постановление.

Прокурор будет составлять обвинительный акт после ознакомления участников процесса с материалами дел. При этом разрешение ходатайств участников уголовного процесса предлагается оставить за лицом, осуществляющим досудебное расследование, так как это может потребовать проведения ряда следственных действий.

Одним из ключевых процессуальных решений на стадии досудебного производства являются прекращение уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части.

Принятие прокурором решения о прекращении дела позволит обеспечить полноту, всесторонность и объективность досудебного расследования. При недостаточности оснований для прекращения дела либо уголовного преследования прокурор вправе указанием поручить органу расследования проведение необходимых дополнительных следственных действий.

Принятие закона обеспечит верховенство права, законность уголовного преследования, эффективную защиту законных прав и интересов граждан, общества и государства, защиту бизнеса, усилит правозащитную роль органов прокуратуры, упростит и оптимизирует уголовный процесс.

По законопроекту проведены научные правовая, экономическая, антикоррупционная и лингвистическая экспертизы.

На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан А. Мамин

 

Проект

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом

(апрель 2021 года)

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 15-I, 15-II, ст.88; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; 2015 г., № 20-VII, ст.115; № 21-III, ст.137; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126, 129; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 8, ст.16; № 14, ст.50, 53; № 16, ст.56; № 21, ст.98, 102; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 10, ст.32; № 16, ст.53, 56; № 23, ст.91; № 24, ст.93; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 19-20, ст.86; № 23, ст.103; № 24-I, ст.118, 119; № 24-II, ст.120; 2020 г., № 9, ст.29; № 10, ст.44; № 12, ст.63; № 16, ст.77; № 19-20, ст.81):

1) в статье 7:

в пункте 19) слова «органа, ведущего уголовный процесс,» заменить словами «суда, прокурора,»;

дополнить пунктом 38-1) в следующей редакции:

«38-1) отчет о завершении досудебного расследования - выводы следователя, дознавателя, органа дознания после окончания досудебного расследования, основанные на имеющихся в материалах уголовного дела фактических данных;»;

2) в статье 35:

абзац первый части шестой изложить в следующей редакции: «6. Прокурор, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме либо в части.»;

в части девятой слова «Органы уголовного преследования» заменить словами «Прокурор, суд», слова «(коррупционного)» исключить;

3) в статье 36:

в части первой слова «Орган уголовного преследования,» заменить словом «Прокурор»;

в части четвертой слово «прокурору» заменить словами «вышестоящему прокурору»;

4) часть третью статьи 42-1 изложить в следующей редакции:

«3. При ведении уголовного судопроизводства в бумажном формате орган досудебного расследования вправе принимать и направлять прокурору на согласование либо утверждение процессуальные решения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомлять прокурора, направлять копии процессуальных решений и других материалов уголовного дела либо уголовное дело в полном объеме в электронном формате, за исключением требующих сохранения конфиденциальности.»;

5) в статье 43:

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Соединение уголовных дел производится на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс согласованное с прокурором.»;

дополнить частями 3-1 и 3-2 в следующих редакциях:

«3-1. После вынесения постановления о соединении уголовных дел лицо, осуществляющее досудебное расследование, в течение суток направляет его прокурору для согласования.

3-2. Прокурор в течение суток согласовывает постановление о соединении уголовных дел либо мотивированным постановлением отказывает в его согласовании и возвращает лицу, осуществляющему досудебное расследование. В случае согласования прокурором постановления лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет об этом сторону защиты.»;

6) в статье 44:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. В случае расследования многоэпизодного уголовного дела, по которому истекают сроки досудебного расследования или содержания под стражей, прокурор, а также по согласованию с прокурором следователь, дознаватель, орган дознания, признав, что по части подозрения расследование проведено всесторонне, полно и объективно, вправе выделить часть дела в отдельное производство для направления его в суд, если это не будет препятствовать расследованию и рассмотрению дела в остальной части.»;

дополнить частью 5-1 в следующей редакции:

«5-1. Прокурор в течение суток согласовывает постановление о выделении уголовного дела либо мотивированным постановлением отказывает в его согласовании и возвращает лицу, осуществляющему досудебное расследование. В случае согласования прокурором постановления лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет об этом сторону защиты.»;

7) в части седьмой статьи 45:

пункт 7) изложить в следующей редакции:

«7) отсутствия реальной возможности участия подозреваемого, обвиняемого в деле в связи с решением вопроса о лишении иммунитета от уголовного преследования либо о их выдаче (экстрадиции) иностранным государством;»;

дополнить пунктами 8) и 9) в следующей редакции:

«8) действия непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу;

9) назначения по уголовному делу экспертизы»;

8) в пункте 5) части второй статьи 53 слова «следователем, дознавателем, органом дознания,» исключить;

9) пункт 8-2) части второй статьи 55 изложить в следующей редакции:

«8-2) по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования, согласованному с прокурором, дает согласие органу досудебного расследования на неуведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях;»;

10) в статье 58:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, а также от имени государства уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса и иные полномочия в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и с настоящим Кодексом: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, первый заместитель, заместители Генерального Прокурора Республики Казахстан, их старшие помощники и помощники, Главный военный и Главный транспортный прокуроры Республики Казахстан, прокуроры областей, городов республиканского значения, столицы и их заместители, начальники структурных подразделений, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, действующие в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.»;

в части четвертой после слова «статьями» дополнить словами «136 (частью первой), 140 (частью второй), 145 (частью второй), 147 (частью второй),», после слов «196 (частью второй)» дополнить цифрами «202, 203»;

11) в статье 59:

в пункте 2) части второй после слова «указаний» дополнить словами и «поручений»;

часть вторую дополнить пунктом 6-1) в следующей редакции:

«6-1) уведомлять прокурора о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части с одновременным направлением прокурору материалов уголовного дела либо уголовного дела в полном объеме с соблюдением требований статьи 42-1 настоящего Кодекса;»;

пункт 7) части второй изложить в следующей редакции:

«7) направлять прокурору уголовные дела с отчетом о завершении досудебного расследования, а также уголовные дела, оконченные в порядке приказного производства;»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Указания начальника следственного отдела по делу не могут ограничивать самостоятельность следователя, его права, установленные статьей 60 настоящего Кодекса. Указания обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы вышестоящему начальнику следственного отдела или прокурору. Обжалование следователем действий начальника следственного отдела не приостанавливает их исполнения, за исключением указаний о направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования.»;

12) часть третью статьи 60 изложить в следующей редакции:

«3. Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения.

В предусмотренных настоящим Кодексом случаях следователь уведомляет прокурора о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования, а также об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение. При наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований следователь применяет приказное производство.»;

13) часть вторую статьи 61 дополнить пунктом 10) в следующей редакции:

«10) органы государственной противопожарной службы - по делам дознания обо всех уголовных правонарушениях, связанных с пожарами.»;

14) часть пятую статьи 62 изложить в следующей редакции:

«5. Начальник органа дознания согласовывает постановления о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество, объявлении международного розыска, направлении подозреваемого, обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинскую организацию для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; производстве обыска; отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности; запрете на приближение; этапировании подозреваемого, обвиняемого; объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого; согласовывает протокол об уголовном проступке; утверждает протокол о задержании лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений; направляет прокурору уголовные дела с отчетом о завершении досудебного расследования, об уголовных проступках в протокольной форме и в порядке приказного производства; согласовывает постановления о применении приказного производства и направляет их прокурору; обеспечивает принятие мер по исполнению поручений прокурора и устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовных правонарушений.

Начальник органа дознания незамедлительно уведомляет прокурора об установлении обстоятельств: для признания лица подозреваемым, определения квалификации деяний подозреваемого, изменении или дополнении квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения; для применения изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения; об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение; для прекращения уголовного преследования в полном объеме либо в части. Одновременно с уведомлением начальник органа дознания направляет прокурору материалы уголовного дела либо уголовное дело в полном объеме с соблюдением требований статьи 42-1 настоящего Кодекса.

При наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований начальник органа дознания применяет приказное производство.»;

15) часть шестую статьи 63 изложить в следующей редакции:

«6. Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования.»;

16) в статье 64:

пункты 1) и 3) части первой изложить в следующей редакции:

«1) в отношении которого прокурором вынесено постановление о признании в качестве подозреваемого;

3) в отношении которого прокурором вынесено постановление о квалификации деяния подозреваемого;»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. Найдя подозрение необоснованным, прокурор, орган досудебного расследования обязан незамедлительно принять в соответствии с настоящим Кодексом меры к отмене примененных в отношении него мер процессуального принуждения в порядке, установленном настоящим Кодексом.»;

17) в статье 65:

пункты 1) и 2) части первой изложить в следующей редакции:

«1) прокурором вынесен обвинительный акт, постановление о применении приказного производства;

2) прокурором утвержден протокол ускоренного досудебного расследования, протокол об уголовном проступке и принято решение о направлении уголовного дела в суд по соответствующей статье (статьям) уголовного закона;»;

в пункте 2) части пятой слово «утвержденного» заменить словом «вынесенного»;

18) пункт 4) части первой статьи 97 изложить в следующей редакции:

«4) применяет в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, исключающие возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;»;

19) статью 102 изложить в следующей редакции:

«Жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, прокурора, судьи или суда могут быть поданы в течение всего досудебного расследования и судебного разбирательства. Жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления прокурором. Жалобы на судебные акты, постановленные судами первой, апелляционной или кассационной инстанций, подаются в сроки, установленные настоящим Кодексом.»;

20) часть первую статьи 136 изложить в следующей редакции:

«1. При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроются от органов уголовного преследования или суда либо воспрепятствуют объективному расследованию дела или его разбирательству в суде, либо будут продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора суд, прокурор либо по его поручению лицо, осуществляющее досудебное расследование, в пределах своих полномочий вправе применить к этим лицам одну из мер пресечения, предусмотренных статьей 137 настоящего Кодекса.»;

21) статью 137 дополнить часть 2-1 в следующей редакции:

«2-1. При необходимости у лица к которому применена мера пресечения, за исключением передачи военнослужащего под наблюдение командования воинской части и содержания под стражей, может быть изъят документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Республики Казахстан, дипломатически паспорт Республики Казахстан, служебный паспорт Республики Казахстан, заграничный паспорт и др.), который позволяет выехать за пределы Республики Казахстан. При изъятии такого документа, а также в случаях, если данный документ не может быть изъят по каким-либо причинам (утеря, нахождение в неизвестном месте и т.п.) лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет уполномоченный государственный орган, его выдавший, о приостановлении действия документа на период применения меры пресечения.

Документ, удостоверяющий личность, возвращается незамедлительно после отмене меры пресечения.»;

22) часть вторую статьи 140 изложить в следующей редакции:

«2. О применении меры пресечения прокурор либо по его поручению орган досудебного расследования выносят постановление, содержащее указание на уголовное правонарушение, в котором подозревается, обвиняется лицо, и основания для применения этой меры пресечения. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о применении меры пресечения, предусмотренный настоящим Кодексом.»;

23) статью 141 изложить в следующей редакции:

«Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в отобрании от подозреваемого, обвиняемого органом досудебного расследования по поручению прокурора, прокурором, судом письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства (населенный пункт) без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.»;

24) часть вторую статьи 145 изложить в следующей редакции:

«2. Залог применяется только с санкции следственного судьи либо по постановлению суда.

При избрании в качестве меры пресечения залога прокурор, в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на применение данной меры и направляет его в суд. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих обоснованность ходатайства.»;

25) части вторую и третью статьи 147 изложить в следующей редакции:

«2. При необходимости избрания в качестве меры пресечения содержание под стражей прокурор, расследование, в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на применение данной меры. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Прокурор, в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на содержание под стражей обязан обосновать причины избрания данной меры пресечения и невозможность применения менее строгих мер пресечения.

В течение срока задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Кодекса, прокурор вправе знакомится с материалами уголовного дела, допрашивать подозреваемого по месту его содержания, а также допросить других участников уголовного процесса.

3. Прокурор не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания обязан представить следственному судье постановление о возбуждении ходатайства о санкционировании содержания под стражей с приложением копий материалов уголовного дела, подтверждающих обоснованность ходатайства.»;

26) части вторую, третью, четвертую и пятую статьи 153 изложить в следующей редакции:

«2. Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению прокурора.

3. Мера пресечения, избранная прокурором может быть отменена или изменена только прокурором.

4. Обжалование постановления органа уголовного преследования об изменении либо отмене меры пресечения производятся в порядке, предусмотренном статьями 100 - 106 настоящего Кодекса.

5. Отмена или изменение меры пресечения, санкционированной следственным судьей, производится с санкции следственного судьи, за исключением случаев, предусмотренных частью восьмой статьи 145 настоящего Кодекса.

При принятии решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, отмена меры пресечения производится прокурором.»;

27) статью 155 изложить в следующей редакции:

«1. В целях обеспечения предусмотренного настоящим Кодексом порядка расследования, судебного разбирательства по уголовным делам, надлежащего исполнения приговора орган досудебного расследования по согласованию с прокурором, суд вправе применить к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, запрет на приближение.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, орган досудебного расследования по согласованию с прокурором, суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю и другим участвующим в деле лицам меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание.»;

28) заголовок статьи 156 изложить в следующей редакции:

«Статья 156. Обязательство о явке к прокурору, лицу, осуществляющему досудебное расследование, и в суд»;

29) часть первую статьи 157 изложить в следующей редакции:

«1. В случае неявки по вызову без уважительных причин свидетель, имеющий право на защиту, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, а также свидетель, потерпевший могут быть по мотивированному постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда подвергнуты приводу (принудительному доставлению).»;

30) в статье 158:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о временном отстранении от должности и направляет его прокурору.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость отстранения от должности.»;

дополнить частью 2-1 в следующей редакции:

«3. Рассмотрев представленные материалы, прокурор поддерживает ходатайство либо выносит мотивированное постановление об отказе в его поддержании. При поддержании ходатайства прокурор направляет ходатайство и копии материалов дела в суд.»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«8. Отмена временного отстранения от должности осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования с согласия прокурора, прокурором либо в ходе судебного рассмотрения уголовного дела судом, когда в этой мере отпадет необходимость.»;

31) в статье 162:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество и материалы к нему должны быть представлены прокурору не позднее сорока восьми часов с момента установления имущества, подлежащего аресту.»;

дополнить частями шестой, седьмой и восьмой в следующей редакции:

«6. При решении вопроса о поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество прокурор обязан ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для наложения ареста на имущество. После поступления ходатайства прокурор незамедлительно принимает решение о поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество и направлении постановления и соответствующих материалов в суд либо отказывает в поддержании ходатайства.

7. В случае поддержания ходатайства о санкционировании ареста на имущество прокурор согласовывает постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, а в случае отказа выносит мотивированное постановление.

8. Постановление прокурора об отказе в поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество может быть обжаловано лицом, осуществляющим досудебное расследование, вышестоящему прокурору либо участниками процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы в порядке статьи 105 настоящего Кодекса.»;

32) в статье 165:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При наличии реальной угрозы либо совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного правонарушения, связанного с применением насилия или с угрозой его применения против семьи и несовершеннолетних, лицо, осуществляющее досудебное расследование, по письменному заявлению потерпевшего или иного лица подлежащего защите, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляет его прокурору.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие необходимость применения запрета на приближение.»;

дополнить частью 2-1 в следующей редакции:

«3. Рассмотрев представленные материалы, прокурор поддерживает ходатайство либо выносит мотивированное постановление об отказе в его поддержании. При поддержании ходатайства прокурор направляет ходатайство и копии материалов дела в суд.»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«8. Отмена запрета на приближение осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования, согласованного с прокурором с санкции следственного судьи либо судом в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, когда в этой мере отпадет необходимость.»;

33) в части шестой статьи 189 после слов «настоящего Кодекса» дополнить словами «, а также по делам ускоренного досудебного расследования.»;

34) в части 4-1 статьи 187 слова «147 (частью третьей),» заменить словами «147 (частями третьей, четвертой и пятой),»;

35) в части шестой статьи 189 слова «настоящего Кодекса.» заменить словами «настоящего Кодекса, а также по делам ускоренного досудебного расследования.»;

36) в статье 190:

дополнить частью 4-1 в следующей редакции:

«4-1. По окончании ускоренного досудебного расследования лицо, осуществляющее досудебное расследование, в порядке, предусмотренном частями первой и 1-1 статьи 527 настоящего Кодекса, выносит протокол ускоренного досудебного расследования и направляет его с уголовным делом прокурору.»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. Прокурор, получив уголовное дело с протоколом ускоренного досудебного расследования, не позднее трех суток производит по нему одно из следующих действий:

1) утверждает протокол ускоренного досудебного расследования и направляет уголовное дело в суд;

2) направляет дело для производства дознания либо предварительного следствия;

3) выносит постановление о прекращении уголовного дела;

4) выносит постановление о прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части и (или) постановление об изменении или дополнения квалификации деяния подозреваемого и возвращает уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, для составления нового протокола ускоренного досудебного расследования.»;

37) в статье 192:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Срок досудебного расследования исчисляется с момента появления в уголовном деле подозреваемого лица до дня направления уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования, постановлением о применении приказного производства, протоколом об уголовном проступке или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня заключения прокурором процессуального соглашения в форме сделки о признании вины с направлением дела в суд.

Досудебное расследование по делам дознания не должно превышать один месяц и два месяца по делам предварительного следствия.

Данные сроки прокурор вправе пересмотреть, установив разумный срок досудебного расследования.»;

пункт 3) части третьей изложить в следующей редакции:

«3) нахождения уголовного дела у прокурора в связи с рассмотрением вопроса о согласовании процессуальных решений и (или) действий лица, осуществляющего досудебное расследование;»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. При возвращении прокурором дела для дополнительного расследования либо отказе в согласовании постановления о прерывании сроков досудебного расследования или утверждения постановления о прекращении уголовного дела досудебное расследование производится в срок, установленный прокурором, но не более одного месяца с момента направления дела к лицу, осуществляющему досудебное расследование, а при возвращении дела для составления нового протокола ускоренного досудебного расследования в срок, установленный прокурором, но не более семи суток. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях и в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

в части восьмой слова «уголовное преследование,» заменить словами «досудебное расследование,»;

38) в статье 193:

часть первую дополнить пунктом 3-1) в следующей редакции:

«3-1) по результатам проверки соблюдения законности досудебного расследования, прокурор вправе установить разумные сроки досудебного расследования;»;

пункт 4) части первой изложить в следующей редакции:

«4) вправе участвовать в осмотре места происшествия и других процессуальных действиях, самостоятельно производить следственные действия по уголовному делу, представленному для вынесения решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, с отчетом о завершении досудебного расследования, а также осуществляет другие действия в рамках своих полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом;»;

пункт 12) части первой изложить в следующей редакции:

«12) изымает дела у органа, осуществляющего досудебное расследование, и передает другому органу досудебного расследования в соответствии с установленной настоящим Кодексом подследственностью; в исключительных случаях в целях обеспечения объективности и достаточности расследования по письменному ходатайству органа уголовного преследования, участника уголовного процесса либо по собственной инициативе передает дела от одного органа другому либо принимает в свое производство и расследует их независимо от установленной настоящим Кодексом подследственности;»;

пункт 12-1 части первой исключить.

пункт 16) части первой изложить в следующей редакции:

«16) составляет обвинительный акт, протокол об уголовном проступке, постановление о применении приказного производства, предает обвиняемого суду и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу;»;

пункт 17) части первой изложить в следующей редакции:

«17) выносит постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части;»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Разграничение полномочий прокуроров на стадии досудебного расследования определяется Генеральным прокурором Республики Казахстан.»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Руководитель прокуратуры вправе по конкретному уголовному делу определить прокурора, осуществляющего надзор в соответствии с настоящей статьей (процессуальный прокурор).»;

39) в части третьей статью 194 слова «в исключительных случаях» исключить.

40) части вторую и третью статьи 195 изложить в следующей редакции:

«2. Направление прокурору отчета о завершении досудебного расследования, уведомления о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части осуществляется только руководителем группы.

Годовой доступ к документам и консультациям от ведущих специалистов