|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В главе 12 КоАП содержатся административные правонарушения, родовым объектом которых являются права несовершеннолетних. Несовершеннолетние (дети) - будущее любой нации, народа. Их нравственное и физическое здоровье имеет непосредственную связь с перспективами прогрессивного развития государства. В связи с этим охрана прав детей является приоритетным направлением внутренней политики нашей страны. Важность данной деятельности отмечается в Конституции РК. В ст. 27 Конституции указано, что детство находится под защитой государства[294]. Для решения данной задачи предпринимаются весьма значительные шаги. Ратифицированы основные международные акты в области охраны прав ребенка (несовершеннолетнего), наиболее важным из которых в мире признается Конвенция «О правах ребенка». Также, необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Приверженность Казахстана соблюдению обязательств, предусмотренных Конституцией, международными договорами находит свое подтверждение в национальных законодательных актах. Стратегию государства в вопросах защиты прав детей определяют Законы «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 г., «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 г., иные нормативные правовые акты. Согласно ст. 6 Закона «О правах ребенка», государственная политика в интересах детей основана, в том числе на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Выделение отдельной главы, устанавливающей административную ответственность за посягательства на права несовершеннолетних, отражает всю серьезность намерений государства в борьбе с подобными проявлениями. Особое отношение законодателя к делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, также проявляется в том, что их рассмотрение отнесено к компетенции исключительно судей специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних.
Статья 127. Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей 1. Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей – влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест до пятнадцати суток.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. В Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года отмечено, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Напоминая об этом, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, определила, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В Конвенции содержатся основные права и свободы ребенка и меры направленные на их реализацию и защиту. Заложенные в Конвенции положения носят обязательный характер для государств-участников, ее ратифицировавших. Республика Казахстан ратифицировала данную Конвенцию постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 года. Согласно ст. 2 Конвенции, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. Конституции РК закрепляет, что детство находится под защитой государства. Также Основной закон определяет, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Невыполнение же данной обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности, в том числе и административной. Общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного ст. 127 КоАП, заключается в том, что его совершение может привести к таким отрицательным последствиям, как ухудшение здоровья ребенка, нарушение его психического и физического развития, деформация нравственного облика. Объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав ребенка, гарантированных государством. Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка основывается на Конституции РК и состоит из Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области защиты прав ребенка. Согласно п. 8 ст. 1 данного Закона, ребенок (дети) - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия). Закон также гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей и других близких родственников, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Родители или другие законные представители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем. Объективная сторона выражается в невыполнении родителями или иными законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей. Правонарушение может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а также работников государственных органов по привитию ему правил и норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное, физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие и защиту от отрицательного влияния социальной среды[295]. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни[296]. Права и обязанности родителей по воспитанию и обучению ребенка, регламентируются Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье». Согласно ст. 70 данного Кодекса, родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка. Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Они имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами. Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития. Они обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов ребенка является предметом основной заботы его родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка[297]. Субъектами могут быть только родители ребенка (родной отец и мать ребенка) либо другие законные представители: усыновители (удочерители), опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка. Согласно п. 2 нормативного постановления Верховного Суда РК от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», ответственность родителей или других законных представителей несовершеннолетних по статье 127 КоАП наступает при нарушении ими обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, которая возложена на данных лиц в силу положений Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», например, обучение ребенка правилам поведения в быту, в общественных местах, ознакомление с моральными и нравственными принципами общества. За нарушение теми же лицами обязанностей, вытекающих из ст. 49 Закона РК от 27 июля 2007 года «Об образовании», например, за необеспечение предшкольной подготовки или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин ответственность наступает по части второй статьи 409 КоАП[298]. Субъективная сторона данного правонарушения является конструктивной особенностью анализируемой статьи. По отношению к наступлению вредных последствий вина может выражаться в умышленной или неосторожной форме. Виновный сознавал, что нарушает правовую обязанность по воспитанию и обучению несовершеннолетнего, предвидел вредные последствия данного нарушения, желал или сознательно допускал наступление этих последствий, либо относился к ним безразлично. Либо виновный предвидел возможность наступления вредных последствий невыполнения обязанности по воспитанию и обучению ребенка, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Часть 2 комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет совершение аналогичного правонарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания по первой части ст. 127 КоАП. К примеру, специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних г. Кокшетау рассмотрено административное дело по ч. 2 ст. 127 КоАП в отношении гражданки К.. Из материалов дела следует, что гражданка К., являясь матерью несовершеннолетних детей не выполняет обязанностей по воспитанию детей повторно в течении года после наложения административного взыскания, продолжает вести аморальный образ жизни, не создает благоприятных условий для проживания и развития детей, не обеспечивает получение образования, в результате чего дети не посещают школу, оставляет детей без присмотра, не следит за детьми. Постановлением суда гражданка К. признана виновной по ч. 2 ст. 127 КоАП и на нее наложено взыскание в виде административного штрафа в размере 20 (двадцати) месячных расчетных показателей, что составляет 45 380 (сорок пять тысяч триста восемьдесят) тенге[299]. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 127 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 804 КоАП). Дела об указанных административных правонарушениях, рассматривают судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ч. 2 ст. 684 КоАП). Согласно примечанию к ст. 682 КоАП, если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный административный суд и специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к их подсудности дела вправе рассматривать районные (городские) суды.
Статья 128. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры[300]. Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции, целями государственной политики в интересах детей определила: 1) обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации; 2) упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; 3) формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка; 4) содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также реализации личности ребенка в интересах общества, традиций народов государства, достижений национальной и мировой культуры; 5) обеспечение целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетнего правосознания и правовой культуры; 6) обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию[301]. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственных органов и основана, в том числе на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Общественная опасность комментируемого административного правонарушения состоит в приобщении несовершеннолетних к противоправным действиям и привитии им антисоциальных ценностей, что в корне противоречит политике защиты интересов детей, которую осуществляет государство. Непосредственным объектом административного правонарушения выступает нравственное воспитание несовершеннолетнего, его физическое и умственное развитие. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, которые находятся под защитой законодательства об административных правонарушениях в соответствии со ст. 6 КоАП. Объективную сторону образуют действия, выразившиеся в вовлечении несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. В связи с тем, что определение данной деятельности в законодательстве отсутствует, считаем, что для его раскрытия наиболее приемлемо разъяснение, содержащееся В нормативном постановлении Верховного Суда РК от 11 апреля 2002 года № 6 «О судебной практике по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних и о вовлечении их в совершение уголовных правонарушений и иных антиобщественных действий». Согласно п. 24 данного постановления, под вовлечением несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений следует понимать целенаправленные действия вовлекающего по формированию у несовершеннолетнего желания (намерения, стремления) и готовности участвовать в совершении уголовных правонарушений[302]. За исключением того обстоятельства, что речь идет об уголовном правонарушении содержание данной деятельности остается неизменным и в отношении вовлечения в совершение административного правонарушения. По сути, разница заключается только в виде правонарушения. Таким образом, «вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения» можно определить, как целенаправленные действия вовлекающего по формированию у несовершеннолетнего желания (намерения, стремления) и готовности участвовать в совершении административного правонарушения. При этом действия взрослого должны носить активный характер и могут сопровождаться применением психического или физического воздействия (побои, уговоры, угрозы и запугивания, подкуп, обман, возбуждения чувства мести, зависти и других низменных побуждений, уверения в безнаказанности, дача советов о месте и способе совершения или сокрытия следов административных правонарушений, обещание платы за совершенные действия либо оказание содействия в реализации похищенного и другие). Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях обязаны указывать какие конкретные действия были совершены взрослым в целях вовлечения несовершеннолетнего в совершение административных правонарушений. Само по себе предложение взрослого лица совершить административное правонарушение, сделанное несовершеннолетнему, без оказания на него психического либо физического воздействия, нельзя расценивать как вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Стоит отметить, что согласно п. 20 нормативного постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 «О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса РК об административных правонарушениях» вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения согласно подпункту 3) статьи 57 КоАП следует учитывать в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, если виновное лицо не привлекается к административной ответственности по статье 128 КоАП[303]. Субъектом административного правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее совершеннолетнего возраста. Несовершеннолетнее лицо не может быть привлечено к ответственности за его совершение. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо его совершившее, сознавало противоправный характер вовлечения несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, предвидело его вредные последствия и желало наступления этих последствий. При этом виновное лицо должно знать о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого в совершение правонарушения. К примеру, в ночь с 06 на 07 апреля 2015 года, Т.Б., с двумя своими друзьями, находясь на съемной квартире, в городе Астане, пригласил несовершеннолетних С.Л.Б., 09 марта 1999 года рождения, Б.Ж.Ж., 18 сентября 2000 года рождения, заведомо зная, что они несовершеннолетние, вовлек их в совершение административного правонарушения, а именно распитие алкогольных напитков и появление в общественном месте в состоянии опьянения, а также, курение в общественных местах, в частности на детской площадке. Т.Б. признал факт правонарушения, пояснил суду, что знал о том, что девочки несовершеннолетние. Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних города Астаны Б.Т.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 128 КоАП[304]. Протоколы об административных правонарушениях по ст. 128 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 804 КоАП). Дела об указанных административных правонарушениях, рассматривают судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ч. 2 ст. 684 КоАП).
Статья 129. Невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка обязанности по постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище 1. Невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка обязанности по постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище, а равно постановка на учет с нарушением установленного срока – влекут штраф в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В Республике Казахстан каждый ребенок имеет право на жилище. Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, при отсутствии жилища имеют право на его получение в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан. Общественная опасность комментируемого административного правонарушения заключается в нарушении данного права. Объектом выступают общественные отношения, связанные с обеспечением права ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей на получение жилища. В Законе РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» содержатся следующие определения данной категории детей: ребенок, оставшийся без попечения родителей – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения (п. 1 ст. 1); ребенок-сирота - ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель[305] (п. 8 ст. 1). Согласно п. 28) ст. 1 Закона «О жилищных отношениях», жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям[306]. В соответствии со ст. 67 данного Закона, жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляются в пользование нуждающимся в жилье и состоящим на учете гражданам Республики Казахстан, в том числе относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Объективная сторона состоит в действиях или бездействии лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки по постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище. Учет граждан Республики Казахстан, которым может быть предоставлено жилище из коммунального жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, осуществляется по месту жительства местным исполнительным органом района, города областного значения, города республиканского значения, столицы. На учет ставятся граждане Республики Казахстан, указанные в пункте 1 статьи 67 Закона «О жилищных отношениях», к которым также относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение шести месяцев со дня поступления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в организацию образования, медицинскую или другую организацию или со дня определения таких детей под опеку или попечительство либо со дня заключения договора с патронатным воспитателем поставить ребенка на учет для получения жилища в местный исполнительный орган. Порядок постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительном органом в частном жилищном фонде определяют Правила постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительном органом в частном жилищном фонде, разработанные в соответствии с Законом «О жилищных отношениях» и утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2012 года № 856[307]. Объективную сторону данного правонарушения наглядно раскрывает следующий пример. 06 апреля 2015 года прокуратура Медеуского района г. Алматы в ходе проверки деятельности КГУ «Специализированный комплекс «Ж» г. Алматы выявили нарушение, выраженное в том, что законным представителем несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (родители лишены родительских прав): К, 12.07.2008 года рождения и П, 18.01.2007 года рождения; которым на основании приказа за № от 05 мая 2014 года является директор СК «Ж» К., указанные дети, нуждающиеся в жилище, были поставлены на учет с нарушением установленного законодательством срока, тем самым К. совершено административное правонарушение предусмотренное ст. 129 ч. 1 КоАП. В судебном заседании директор КГУ «Специализированный комплекс «Ж» г. Алматы К. вину свою признала, при этом показала, что она работает директором данного комплекса с 05 мая 2014 года. Выявленное прокурорами нарушение было допущено социальными педагогами, которые нарушили срок постановки несовершеннолетних К и П на жилищный учет. Однако она ответственность с себя не снимает, т.к. является законным представителем детей, находящихся в их комплексе и готова понести административное взыскание. Несовершеннолетняя К, 12.07.2008 года рождения распоряжением акима Алатауского района г. Алматы за № от 13 марта 2014 года определна в СК «Ж». Согласно сведениям Департамента юстиции г. Алматы за несовершеннолетней не зарегистрированы права на недвижимое имущество. Между тем, должностными лицами СК «Ж» К. в целях получения жилища поставлена на учет лишь после истечении более 1 года, что подтверждается распиской ЦОН от 30.03.2015 года. Такие же нарушения допущены в отношении несовершеннолетнего П, 18.01.2007 года рождения. Таким образом, в результате бездействия должностных лиц СК «Ж нарушены законные права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей[308]. Субъектом административного правонарушения могут быть: - должностные лица местных исполнительных органов, в чьи обязанности входит постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище; - законные представители ребенка. Должностными лицами, в соответствии с примечанием к ст. 30 КоАП, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления. Законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка. Субъективная сторона данного правонарушения по отношению к наступлению вредных последствий может выражаться в умышленной или неосторожной форме вины. Часть 2 комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет совершение аналогичного правонарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания по первой части ст. 129 КоАП. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 129 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 804 КоАП). Дела об указанных административных правонарушениях, рассматривают судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ч. 2 ст. 684 КоАП).
Статья 130. Невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка обязанности по сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей 1. Невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка обязанности по сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, – влечет штраф в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. Общественная опасность данного правонарушения состоит в том, что невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка определенных законодательством Республики Казахстан обязанностей, ставит под угрозу сохранность жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом являются общественные отношения, связанные с реализацией права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на жилище. Понятия «ребенок-сирота», «ребенок, оставшийся без попечения родителей», «жилище» были рассмотрены при анализе ст. 129 КоАП. В соответствии с Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан», каждый ребенок имеет право на жилище. Согласно ст. 14 данного Закона, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, находящиеся в организациях образования, медицинских и других организациях, в том числе обеспечивающих временную изоляцию от общества, под опекой или попечительством, на патронатном воспитании, сохраняют право собственности на жилище или право пользования жилищем. Жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, сохраняется за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, на период их нахождения в организациях образования, медицинских и других организациях, в том числе обеспечивающих временную изоляцию от общества, под опекой или попечительством, на патронатном воспитании – до достижения ими совершеннолетия. При этом сохранение права собственности на жилище или права пользования жилищем детей, обеспечивается местными исполнительными органами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети-сироты, не могут быть выселены из занимаемого ими жилища без предоставления другого жилища. Не допускается совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению жилища ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, или заключение от их имени договора поручительства, сделок по сдаче жилища в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих им прав на наследство по закону, завещанию, раздел их жилища или выдел из него доли[309]. Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение установленной законодательством обязанности по обеспечению сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которое может выражаться как в форме действия, так и бездействия. Для обеспечения сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 14-1 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», на местные исполнительные органы, возложены следующие обязанности: 1) производить учет и осуществлять контроль за сохранностью жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обеспечивать сохранность жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства под опеку или попечительство, на патронатное воспитание, в организации образования, медицинские и другие организации; 3) устанавливать опеку над жилищем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законные представители ребенка также обязаны обеспечивать сохранность жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законные представители ребенка с согласия органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, могут сдавать внаем (поднаем) жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на основании типового договора, утверждаемого Правительством Республики Казахстан. Деньги, полученные по договору найма (аренды) жилища, подлежат зачислению на банковский счет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей определяют Правила сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, разработанные в соответствии с п. 2 ст. 14-1 Закона РК от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» и утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2013 года № 1271[310]. Правила сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включают порядок: 1) учета жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 2) установления опеки над жилищем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 3) сдачи внаем (в аренду) жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 4) осуществления контроля за выполнением законными представителями ребенка обязанности по сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Субъект административного правонарушения – лицо, в чьи обязанности входит обеспечение сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. К таковым относятся: должностные лица местных исполнительных органов, в чьи обязанности входит обеспечение сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; законные представители ребенка. Должностными лицами, в соответствии с примечанием к ст. 30 КоАП, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления. Законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, патронатный воспитатель, приемные родители, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |