|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за август 2020 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Банковское дело, кредитная деятельность
Внесено дополнение в Указ Президента о введении моратория на проведение проверок. Внесено дополнение в Указ Президента РК от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан». пункт 1 дополнен подпунктом 12) следующего содержания: «12) объектов государственного аудита и финансового контроля». Напомним, что согласно Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229, 1. Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением: 1) проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»; 2) проверок в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом; 3) проверок и профилактического контроля с посещением, проводимых на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»; 4) проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года; 5) проверок органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан; 7) встречных налоговых проверок; 8) тематических налоговых проверок по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом; 9) профилактического надзора с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 10) проверок и профилактического контроля с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия; 11) недропользователей. 12) объектов государственного аудита и финансового контроля. См. Указ Президента РК от 17.09.20 г. № 417 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 21.09.20 г.).
Утвержден Общенациональный план мероприятий. Утвержден Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» (далее - Общенациональный план). Приведем несколько пунктов из Общенационального плана:
См. Указ президента РК от 14.09.20 г. № 413 (вводится в действие со дня его подписания).
Изменения и дополнения в Трудовой кодекс по вопросам совершенствования правового регулирования дистанционной работы» (проект) Законопроект разработан в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан. Распространение коронавируса COVID-19 на территории Республики Казахстан привело к изменению режима работы в различных организациях с переводом большинства работников на дистанционную работу и к развитию взаимодействия между сторонами трудовых отношений путем использования цифровых технологий. Учитывая существующие пробелы в трудовом законодательстве Республики Казахстан в сфере дистанционной работы предлагается внести поправки, предусматривающие: введение временной и комбинированной дистанционной работы; основания для установления режима временной дистанционной работы; регламентирование размера заработной платы, срока, на который работник переводится на временную дистанционную работу; регламентирование режима рабочего времени. Принятие законопроекта позволит усовершенствовать правовое регулирование процессов трудовых взаимоотношений работника и работодателя в период дистанционной работы. См. досье на проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан по вопросам совершенствования правового регулирования дистанционной работы» (сентябрь 2020 года)
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан» (проект) Проектом предлагается внести изменения в Закон РК от 26 ноября 2012 года № 56-V «О микрофинансовой деятельности» и в Закон РК от 6 мая 2017 года № 62-VI «О коллекторской деятельности». В частности, в Закон о микрофинансовой деятельности изменения предлагается внести в статью 3 «Микрофинансовая деятельность, порядок и условия предоставления микрокредитов» касательно: Глава государства на расширенном заседании Правительства 24 января 2020 года отметил, что «кредиты нужно выдавать тем, кто сможет их вернуть». В действующем законодательстве установлено ограничение размера микрокредита в 20 000 МРП (53 млн. тенге) как для юридических, так и для физических лиц. При этом не учитывается наличие обеспечение по микрокредиту. В целях снижения рисков невозврата микрокредитов и защиты заемщиков предлагается снизить размер микрокредитов для физических лиц: с обеспечением - до 10 000 МРП (26,5 млн. тенге), без обеспечения - до 1 000 МРП (2,6 млн.тенге). Изменениями в Закон «О коллекторской деятельности» предлагается установить требование о минимальном размере уставного капитала в размере не менее десяти миллионов тенге. К примеру, в РФ уставный капитал коллекторского агентства не может быть менее 10 миллионов рублей. В Казахстане действует 165 коллекторских агентств. В 2018 году в Национальный банк поступило 230 обращений с жалобами на действия коллекторских агентств, наблюдается рост жалоб, так только за первые пять месяцев 2019 года было рассмотрено 157 жалоб должников на действия коллекторских агентств. См. досье на проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан» (сентябрь 2020 года)
Внесено дополнение в Указ Президента о введении моратория на проведение проверок. Внесено дополнение в Указ Президента РК от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан». пункт 1 дополнен подпунктом 12) следующего содержания: «12) объектов государственного аудита и финансового контроля». Напомним, что согласно Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229, 1. Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением: 1) проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»; 2) проверок в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом; 3) проверок и профилактического контроля с посещением, проводимых на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»; 4) проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года; 5) проверок органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан; 7) встречных налоговых проверок; 8) тематических налоговых проверок по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом; 9) профилактического надзора с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 10) проверок и профилактического контроля с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия; 11) недропользователей. 12) объектов государственного аудита и финансового контроля. См. Указ Президента РК от 17.09.20 г. № 417 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 21.09.20 г.).
Постановление о продлении применения коэффициента «0» до 1 января 2021 года (проект) Правительством РК разработан проект постановления «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287«О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»: «Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения» (САПП Республики Казахстан 2020 г., № 12-13 ст. 117) следующее дополнение: дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Установить поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой. Положения настоящего пункта применяются в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности согласно приложению 1 к настоящему постановлению, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя.». 2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года и подлежит официальному опубликованию. Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин» Постановление планируется ввести в действие с 1 октября 2020 года. Принять участие в публичном обсуждении проекта можно до 30 сентября 2020 года
Изменен перечень государств с льготным налогообложением. Внесены изменения в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов РК от 8 февраля 2018 года № 142. Из перечня исключен пункт 23: 23. Княжество Лихтенштейн. Напомним, что Государством с льготным налогообложением признается иностранное государство или территория, которое или которая отвечает одному из следующих условий: 1) в таком государстве или на такой территории установлена ставка налога на прибыль в размере менее 10 процентов; 2) в таком государстве или на такой территории имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или законы, позволяющие сохранять тайну о фактическом владельце имущества, дохода или фактических владельцах, участниках, учредителях, акционерах юридического лица (компании). Положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в отношении иностранного государства или территории, с которым или которой у Республики Казахстан действует международный договор, предусматривающий положение об обмене информацией между компетентными органами по вопросам налогообложения, за исключением иностранного государства или территории, не обеспечивающих обмен информацией с уполномоченным органом для целей налогообложения. Иностранное государство или территория признается как не обеспечивающее или не обеспечивающая обмен информацией с уполномоченным органом для целей налогообложения при выполнении одного из следующих условий: 1) уполномоченным органом получен от компетентного или уполномоченного органа иностранного государства или территории письменный отказ в представлении сведений, обмен которыми предусмотрен международным договором; 2) компетентный или уполномоченный орган иностранного государства или территории не предоставил требуемые сведения в течение более чем двух лет после направления уполномоченным органом соответствующего запроса. Перечень государств с льготным налогообложением, определенных в соответствии с настоящим пунктом, утверждается уполномоченным органом. См. приказ Министра финансов РК от 25.09.20 г. № 920 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 11.10.20 г.).
Признаны утратившими силу 14 приказов Министерства финансов РК, в том числе Перечень оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». См. приказ Министра финансов РК от 24.09.20 г. № 915 (вводится в действие с 15.11.20 г. и подлежит официальному опубликованию).
С 1 октября в Перечень товаров, по которым ЭСФ выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» дополнен еще 51 новым пунктом. Перечень товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад», утвержденный приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 384, дополнен следующими пунктами:
См. приказ Министра финансов РК от 14.09.20 г. № 862 (вводится в действие с 28.09.20 г.)
Утверждены Правила реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования прослеживаемой на территории Республики Казахстан лекарственных средств любых форм на основании информационной системы электронных счетов-фактур. В целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. При этом категории налогоплательщиков, на которых будет распространяться пилотный проект, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых и иных уполномоченных государственных органов, а также организации, территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) пилотных проектов, правила и сроки реализации (внедрения) пилотных проектов определяются уполномоченным органом (п. 1-1 ст. 68 Налогового кодекса). В связи с данными нормами Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 сентября 2020 года № 833 утверждены Правила реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования прослеживаемой на территории Республики Казахстан продукции лекарственных средств любых форм на основании информационной системы электронных счетов-фактур (далее - Правила). Согласно Правилам, участниками пилотного проекта являются: 1) производители, импортеры, поставщики; 2) органы государственных доходов. Производители, импортеры, поставщики вправе: 1) самостоятельно устранять причины и условия, способствующие совершению нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, путем отзыва ЭСФ. Производители, импортеры, поставщики обязаны: 1) выписывать ЭСФ посредством модуля «Виртуального склада» ИС ЭСФ при реализации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям произведенных на территории Республики Казахстан или импортированных лекарственных средств любой формы; 2) выписывать ЭСФ в соответствии со статьей 412 Налогового кодекса, а также с Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы, утвержденными приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 18583); 3) предоставлять чек контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов за реализацию лекарственных средств любой формы, в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 166 Налогового кодекса. Органы государственных доходов обязаны предоставлять налогоплательщикам разъяснения по применению ЭСФ и выдаче чека контрольно-кассовой машины. Уведомления, направленные в рамках настоящих Правил, подлежат исполнению в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления производителю, импортеру, поставщику. Камеральный контроль и исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, осуществляется в порядке, определенном Главой 10 Налогового кодекса, за исключением особенностей, предусмотренных настоящими Правилами. См. приказ Министра финансов РК от 08.09.20 г. № 833 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 27.09.20 г., и действует до 01.07.21 г.).
Изменены Требования к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету и Правила ее установки и применения. Внесены изменения в приказ Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 2 сентября 2019 года № 953 «Об утверждении Требований к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету, Правила ее установки и применения» (далее - приказ № 953): 1. Внесены изменения в Требования к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету (далее - Требования), утвержденные приказом № 953 В понятиях, используемых в Требованиях, внесены поправки в два понятия: 6) клиентский модуль ТИС (модуль по работе с Центральным узлом ТИС) - часть аппаратно-программного комплекса ТИС, обеспечивающая работу точки продаж и постоянную непрерывную передачу данных на Центральный узел ТИС, в том числе автономный режим дополнено (при его наличии) работы на период не более 72 (семьдесят два) часов при потере связи с Центральным узлом ТИС; 7) центральный узел ТИС - часть аппаратно-программного комплекса ТИС, обеспечивающая обработку операций и хранение данных, взаимодействие с внешними системами, прием и обработку автономных операций дополнено (при его наличии) и хранения данных ТИС» В новой редакции изложен подпункт 3) пункта 9 Требований: ТИС обеспечивает: 3) В пункте 10 Требований дополнено: 10. Функционирование ТИС: 1) в фискальном режиме (онлайн и автономный (при его наличии)) осуществляется за счет ККМ; 2) в автономном режиме (при его наличии), в следующих случаях: Соответственно, дополнено и в подпунктах 10) и 12) пункта 15 Требований: 15. Модуль складского учета (движение ТМЗ) учетного компонента ТИС: 10) сохраняет фискальный признак, присвоенный при операции движения ТМЗ, в учетном компоненте либо передает на Центральный узел ТИС из модуля по работе с Центральным узлом ТИС при работе ТИС в автономном режиме (при его наличии); 12) блокирует операции движения ТМЗ, для которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан требуется применение ККМ в случае, если контрольный компонент ТИС (ККМ) не фискализирует данную операцию, по причине недоступности ККМ на момент выполнения операции, отключения ККМ, выхода из строя ККМ либо при превышении открытой смены на ККМ более, чем 24 (двадцать четыре) часа или нахождении ККМ в автономном режиме (при его наличии) более, чем 72 (семьдесят два) часа. В новой редакции изложены пункты 19,20,24,25,26 Требований. 2. Внесены изменения в Правила установки и применения трехкомпонентной интегрированной системы (далее - Правила), утвержденные приказом № 953. В частности, в новой редакции изложен пункт 2 Правил: 2. Действие настоящих Правил распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации - пользователей трехкомпонентной интегрированной системы (далее - ТИС). Тогда как в прежней редакции пункт 2 Правил был утвержден: 2. Действие настоящих Правил распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента и упрощенной декларации - пользователей трехкомпонентной интегрированной системы (далее - ТИС). То есть, теперь Правила не распространяются на ИП на основе патента. Форма Заявления о регистрации, изменении и снятии трехкомпонентной интегрированной системы (далее - ТИС) изложена в новой редакции. Исключены из Правил формы Регистрационная карточка трехкомпонентной интегрированной системы Приложение к регистрационной карточке трехкомпонентной интегрированной системы См. приказ Министра финансов РК от 17.08.20 г. № 749 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования - с 12.09.20 г.).
Предлагается пересмотреть сроки ввода СНТ (проект). Проектом приказа предусматривается установить следующие сроки ввода СНТ: Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары
См. проект приказа Министра финансов РК «О внесении изменения в приказ Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 26 декабря 2019 года № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота» (сентябрь 2020 года)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |