|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 23. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье 30 Конституции РК закреплено, что гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. В соответствии со статьей 37 Конституции РК граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Указанные конституционные права и ценности находят свою правовую охрану в отраслевом законодательстве, одним из которых является законодательство об административных правонарушениях. Глава 23 КоАП, состоящая только из одной статьи 409, предусматривает административную ответственность сразу в двух сферах: образовании и физической культуре, спорте. Статья 409 КоАП содержит в себе 14 составов административных правонарушений. Первых 10 составов административных правонарушений – это деяния в сфере образования, другие 4 состава – в сфере физической культуры и спорта. Диспозиция статьи 409 главы 23 КоАП носит бланкетный характер и для правильной квалификации деяния отсылает к другим нормативным правовым актам: Закону РК от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», «Правилам педагогической этики», утвержденным приказом и.о. Министра образования и науки РК от 8 января 2016 года № 9, «Требованиям к обязательной школьной форме для организаций среднего образования», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 14 января 2016 года № 26, «Типовым правилам деятельности организаций образования соответствующих типов», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2018 года № 595, «Типовым правилам деятельности видов организаций технического и профессионального, послесреднего образования», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 11 сентября 2013 года № 369, «Типовым правилам деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 16 октября 2013 года № 420, «Типовым правилам деятельности видов организаций дополнительного образования для детей», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 14 июня 2013 года № 228, «Типовым правилам деятельности видов специальных организаций образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 14 февраля 2017 года № 66, «Типовым правилам деятельности видов специализированных организаций образования», утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 19 июля 2013 года № 289 и др. Сложность квалификации деяний лиц, совершивших правонарушение, предусмотренных статье 409 главы 23 КоАП определяется тем, что сферу образования, физической культуры и спорта регламентирует большое количество подзаконных нормативных правовых актов. Например, только в реализацию пункта 4 статьи 30 Конституции РК о том, что «государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам» приказом Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года № 604 было утверждено восемь стандартов: 1) Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения; 2) Государственный общеобязательный стандарт начального образования; 3) Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования; 4) Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования; 5) Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования; 6) Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования; 7) Государственный общеобязательный стандарт высшего образования; 8) Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования. Особенностью главы 23 КоАП является то, что подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 409 КоАП многоведомственна. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 684 КоАП судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 409 (частями седьмой и 7-1) КоАП. Согласно ч. 1 ст. 685 КоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 409 (частью 3-1) КоАП. При этом, в ч. 2 ст. 685 КоАП указано, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе за административные правонарушения, предусмотренные ст. 409 (частью 3-1) КоАП - начальники отделов, отделений полиции, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы района (города, района в городе) и их заместители. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 409 (частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой) (ч. 1 ст. 729 КоАП). Акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за административные правонарушения, предусмотренные ст. 409 (частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой) КоАП (ч. 3 ст. 729 КоАП). При этом согласно ч. 1 ст. 730 КоАП уполномоченный орган в области образования рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 409 (частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой) КоАП. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в области образования и его заместители, руководители территориальных органов уполномоченного органа в области образования и их заместители (ч. 2 ст. 730 КоАП).
Статья 409. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования, физической культуры и спорта 1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей и норм педагогической этики педагогическим работником – влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей. 2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования, родителями или иными законными представителями – влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. 3. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если это повлекло причинение легкого вреда здоровью воспитанников, обучающихся и работников организаций образования во время учебного и воспитательного процесса, – влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 3-1. Укрытие, а равно несообщение работниками (субъектами) организаций образования в правоохранительные органы о фактах совершения противоправных действий (бездействия) в организациях образования, а также ставших им известных фактах совершения обучающимися или в отношении них противоправных действий (бездействия) вне пределов организации образования, если эти деяния не содержат признаков уголовного наказуемого деяния, – влекут штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц – в размере десяти месячных расчетных показателей. 4. Нарушение организациями образования требований, совершенных в виде: 1) несоблюдения типовых правил деятельности организаций образования; 2) несоблюдения типовых правил приема в организации образования; 3) несоблюдения типовых правил перевода и восстановления обучающихся по типам организации образования; 4) несоблюдения типовых правил предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования; 5) несоблюдения типовых правил конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений, – влечет штраф на должностных лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии. 5. Создание и деятельность организационных структур политических партий в организациях образования – влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати месячных расчетных показателей. 6. Несоответствие предоставляемых образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, а также иные нарушения требований государственных общеобязательных стандартов образования - влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии. 7. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой – шестой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей, с лишением разрешительного документа. 7-1. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное организацией образования, реализующей деятельность в уведомительном порядке, повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности. 7-2. Несоблюдение организациями образования требований по обеспечению доступа обучающихся и воспитанников к сети Интернет с использованием услуг операторов связи, предназначенных для ограничения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, – влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. 8. Несоблюдение требований по обеспечению спортивным инвентарем и оборудованием мест проведения занятий и соревнований – влечет штраф на юридических лиц в размере ста месячных расчетных показателей. 9. Ликвидация, изменение целевого и функционального назначения физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности, без создания равнозначных физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений – влекут штраф на должностных лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей. 10. Несоблюдение требований по обеспечению участников спортивных мероприятий медицинской помощью и допуску к ним спортсменов, не прошедших медицинское обследование в соответствии с нормативными требованиями, – влечет штраф на юридических лиц в размере пятисот месячных расчетных показателей. 11. Деяние, предусмотренное частью десятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона РК от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» «государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности». Согласно п. 1 ст. 51 Закона РК «Об образовании» к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям. К работе в организациях образования не допускаются лица: 1) имеющие медицинские противопоказания; 2) состоящие на учете в психиатрическом и (или) наркологическом диспансере; 3) на основании ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан. В пп.3) п. 2 ст. 26 Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК указано, что «в организации в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35УПК Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми». В пунктах 3 и 5 ст. 51 Закона РК «Об образовании» закреплено, что педагогический работник обязан: 1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции; 2) обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования; 3) воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; 4) развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности; 5) постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень; 6) не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию; 7) соблюдать правила педагогической этики; 8) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей; 9) незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах уголовных правонарушений, совершенных обучающимися, в том числе в отношении обучающихся, либо ставших им известных фактах совершения таких правонарушений вне пределов организации образования; 10) в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. За нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагогического работника, педагогический работник может быть привлечен к ответственности, установленной законами Республики Казахстан. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РК и законодательству Республики Казахстан. В пунктах 5 – 7 Правил педагогической этики, утвержденных приказом и.о. Министра образования и науки РК от 8 января 2016 года № 9, указано, что основными принципами педагогической этики являются: 1) добросовестность: добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег; 2) честность: честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика, его родителей (законных представителей), коллег; 3) уважение чести и достоинства личности: Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда придти ему на помощь, деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося. Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса; 4) уважение общечеловеческих ценностей: признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры. Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств; Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе; 5) профессиональная солидарность: педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства. Не допускается в какой бы то ни было форме, злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости; 6) непрерывность профессионального развития. Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень. В своей деятельности педагогические работники: 1) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру; 2) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагогического работника Республики Казахстан; 3) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности; 4) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием; 5) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину; 6) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях; 7) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости; 8) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях; 9) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе; 10) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники: 1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств; 2) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег; 3) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности; 4) оказывают профессиональную поддержку участниками образовательного процесса. В отношениях с коллегами педагогические работники: 1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными; 2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагогического работника. Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) по невыполнению или ненадлежащему выполнению обязанностей и норм педагогической этики. Объектом комментируемого состава административного правонарушения является общественно-правовые отношения, возникающие при выполнении своих обязанностей и соблюдении норм педагогической этики педагогическим работником. Субъект административного правонарушения специальный – это педагогический работник. Согласно п. 1 ст. 50 Закона РК «Об образовании» «к педагогическим работникам относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы. Педагогические работники государственных организаций образования, созданных в организационно-правовой форме государственных учреждений и казенных предприятий, являются гражданскими служащими (за исключением сотрудников и военнослужащих военных, специальных учебных заведений, имеющих воинское или специальное звание, классный чин)». Субъективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в форме умысла. Часть 2. Объектом правонарушения выступают общественно-правовые отношения, возникающие при выполнении родителями или иными законными представителями обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования, родителями или иными законными представителями. В соответствии с п. 2 ст. 49 Закона РК «Об образовании» «родители и иные законные представители обязаны: 1) создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление; 2) обеспечить предшкольную подготовку с дальнейшим определением детей в общеобразовательную школу; 3) выполнять правила, определенные уставом организации образования; 4) обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении; 5) уважать честь и достоинство работников организаций образования; 6) выполнять требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования; 7) соблюдать форму одежды, установленную в организации образования». Так, согласно п. 21 Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 14 января 2016 года № 26 «родители и иные законные представители обеспечивают ношение обучающимися школьной формы, установленной в организации среднего образования». Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла либо неосторожности. Субъект правонарушения специальный - родители или иные законные представители. Часть 3. Объект правонарушения двойной – это: - общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении своих обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования во время учебного и воспитательного процесса; - здоровье воспитанников, обучающихся и работников организаций образования. Объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования во время учебного и воспитательного процесса. Так, в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РК «Об образовании» «руководитель организации образования в порядке, установленном законами Республики Казахстан, несет ответственность за: 1) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников организации образования; 2) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 3) нарушение требований государственного общеобязательного стандарта образования; 4) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников организаций образования во время учебно-воспитательного процесса; 5) состояние финансово-хозяйственной деятельности, в том числе нецелевое использование материальных и денежных средств; 6) иные нарушения требований, предусмотренных в нормативных правовых актах и условиях трудового договора». Согласно п. 6 ст. 48 Закона РК «Об образовании» «ответственность за создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания, труда и отдыха в организациях образования возлагается на их руководителей». Состав данного правонарушения носит материальный характер, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом организации образования должно причинить легкий вред здоровью воспитанников, обучающихся и работников организаций образования во время учебного и воспитательного процесса. В соответствии с п. 383 Правил организации и производства судебных экспертиз и исследований в органах судебной экспертизы, утвержденных приказом Министра юстиции РК от 27 апреля 2017 года № 484, «под вредом здоровью понимают нарушение анатомической целости органов (тканей) или их физиологических функций (телесные повреждения), либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психогенных, а так же последствия, возникшие в результате дефектов оказания медицинской помощи, приведшие к расстройству здоровья или наступлению смерти». Согласно пунктам 390 и 391 указанных Правил судебно-медицинская оценка тяжести причиненного вреда здоровью проводится экспертом путем медицинского обследования. Экспертиза тяжести причиненного вреда здоровью также может быть проведена по медицинским документам (карте стационарного больного, карте амбулаторного пациента (больного) и другим медицинским документам) при наличии полного пакета документов, содержащих исчерпывающие данные о характере повреждения, его клиническом течении. Субъективная сторона выражается в том, что правонарушение совершается по неосторожности, поскольку легкий вред здоровью причиняется вследствие небрежного или недобросовестного отношения к выполнению обязанностей руководителем либо иным должностным лицом. Субъект правонарушения специальный - руководитель или иное должностное лицо организации образования. Часть 3-1. Объектом правонарушения выступают общественно-правовые отношения, возникающие при выполнении обязанности по сообщению в правоохранительные органы о фактах совершения противоправных действий (бездействия) в организациях образования, а также ставших им известных фактах совершения обучающимися или в отношении них противоправных действий (бездействия) вне пределов организации образования. Так, согласно пп. 9) п. 3 ст. 51 Закона РК «Об образовании» педагогический работник обязан «незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах уголовных правонарушений, совершенных обучающимися, в том числе в отношении обучающихся, либо ставших им известных фактах совершения таких правонарушений вне пределов организации образования». Объективная сторона правонарушения выражается в укрытии либо несообщении в правоохранительные органы о фактах совершения противоправных действий (бездействия) в организациях образования, а также ставших им известных фактах совершения обучающимися или в отношении них противоправных действий (бездействия) вне пределов организации образования, если эти деяния не содержат признаков уголовного наказуемого деяния. Условием привлечения к административной ответственности является несообщение именно о фактах совершения противоправных действий (бездействия), если эти деяния не содержат признаков уголовного наказуемого деяния. В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 УК от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК уголовные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяются на преступления и уголовные проступки. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни. Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста, выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. Субъективная сторона выражается в умысле либо неосторожности. Субъект правонарушения специальный - работник (субъект) организации образования. Часть 4. Объектом правонарушения выступает установленный порядок деятельности организаций образования, приема в организации образования, перевода и восстановления обучающихся по типам организации образования, предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования, конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений. Деятельность организаций образования регулируется различными нормативными правовыми актами, среди которых: - Типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2018 года № 595; - Типовые правила деятельности видов организаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 11 сентября 2013 года № 369; - Типовые правила деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 16 октября 2013 года № 420; - Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 14 июня 2013 года № 228; - Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 14 февраля 2017 года № 66; - Типовые правила деятельности видов специализированных организаций образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 19 июля 2013 года № 289 и др. Вопросы приема в организации образования регулируются различными нормативными правовыми актами, среди которых: Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 9 октября 2018 года № 553, Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года № 600 и др. Порядок перевода и восстановления обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности определен в «Правилах перевода и восстановления обучающихся по типам организаций образования», утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 20 января 2015 года № 19. Предоставление академических отпусков регулируются различными нормативными правовыми актами, среди которых: Правила предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 4 декабря 2014 года № 506, Типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2018 года № 595 и др. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений в казенных предприятиях, государственных учреждения регулируется Правилами поступления на гражданскую службу и проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 25 декабря 2015 года № 1017. Таким образом, объективная сторона комментируемого состава административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), выражающихся в несоблюдении: 1) типовых правил деятельности организаций образования; 2) типовых правил приема в организации образования; 3) типовых правил перевода и восстановления обучающихся по типам организации образования; 4) типовых правил предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования; 5) типовых правил конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений Субъективная сторона выражается в форме умысла либо неосторожности. Субъект правонарушения специальный - должностное лицо, субъект малого предпринимательства, некоммерческая организация, субъект среднего предпринимательства либо субъект крупного предпринимательства. Часть 5. Объектом комментируемого состава правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении порядка деятельности организаций образования. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РК «Об образовании» «запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования». Такой запрет связан с тем, что Республика Казахстан утверждает себя светским государством (п. 1 ст. 1 Конституции РК), предполагающим отделение религии не только от государства, но и светских учебных заведений. Согласно п. 1 ст. 1 Закона РК от 15 июля 2002 года № 344 «О политических партиях» «политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании». В п. 1 ст. 8 Закона РК «О политических партиях» прямо закреплено, что «членом политической партии может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцатилетнего возраста». Политическая пропаганда среди детей не допустима, поскольку может оказать негативное влияние на их психическое здоровье. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по созданию и деятельности организационных структур политических партий в организациях образования. Субъективная сторона выражается в форме умысла либо неосторожности. Субъект правонарушения специальный – это должностное лицо, субъект малого предпринимательства, субъект среднего предпринимательства либо субъект крупного предпринимательства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |