|
|
|
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 июня 2021 года № 574 Данная редакция действовала до внесения изменений от 28 августа 2023 года
В соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций. 2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие с 6 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 июня 2021 года № 574
Типовые правила
Глава 1. Общие положения
1. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций (далее - Типовые правила), разработаны в соответствии с подпунктом 9-2) статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и определяют порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций. 2. В настоящих Типовых правилах используются следующие понятия: 1) контролер - лицо, назначаемое комитетом по контролю качества и (или) исполнительным органом управления профессиональной организации из числа аудиторов, имеющее профессиональный опыт в области проведения обязательного аудита, для проведения внешнего контроля качества; 2) объекты внешнего контроля качества профессионального совета - аудиторские организации, которые проводят аудит эмитентов, ценные бумаги которых включены или планируются к включению в официальный список фондовых бирж, функционирующих на территории Республики Казахстан, а также финансовых организаций (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, недропользователей (кроме добывающих общераспространенные полезные ископаемые); 3) внешний контроль качества - контроль качества за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности и осуществляется на основе риск-ориентированного подхода, осуществляемый комитетом по контролю качества в отношении объектов внешнего контроля качества профессионального совета и (или) профессиональными организациями в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета. 3. Внешний контроль качества делится на следующие виды: 1) плановый; 2) внеплановый. 4. Внеплановый внешний контроль качества проводится: 1) в случае получения профессиональным советом или профессиональной организацией обращения на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций; 2) в случае несогласия с результатами работы аудиторов и (или) аудиторских организаций; 3) по инициативе объектов внешнего контроля качества профессионального совета; 4) по инициативе уполномоченного органа согласно поступившим обращениям, связанным с деятельностью аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций. Решение о проведении внепланового внешнего контроля качества по обращению на действия (бездействие) аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных организаций выносится в течение 2 (двух) рабочих дней после рассмотрения фактических данных, изложенных в обращении. 5. Сроки проведения планового и (или) внепланового внешнего контроля качества по каждой аудиторской организации определяются комитетом по контролю качества и (или) соответствующей профессиональной организацией в соответствии с утвержденным внутренним планом. При этом сроки проведения внешнего контроля качества комитетом по контролю качества и профессиональной организации не превышают более 10 (десяти) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества - не более 2 (двух) месяцев. В случае запроса уполномоченного органа сроки проведения внешнего контроля качества не превышают более 7 (семи) рабочих дней, а для определения оценки по результатам внешнего контроля качества - не более 15 (пятнадцати) рабочих дней.
Глава 2. Типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций
6. Порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает: 1) вопросы по организации процедуры внешнего контроля качества; 2) основания отвода (самоотвода) контролера либо других лиц, участвующих в процедуре внешнего контроля качества; 3) программу и этапы проведения внешнего контроля качества; 4) перечень документов аудиторской организации, подлежащих внешнему контролю качества, который включает учредительные и правоустанавливающие документы, лицензии, квалификационные свидетельства аудиторов, документы по повышению квалификации аудиторов, документы по кадровому составу, внутрифирменные документы по контролю качества аудита, рабочую документацию по выполненным аудиторским заданиям; 5) критерии отбора проектов по аудиту, подвергающихся внешнему контролю качества, а также отбора контролеров, исключающие конфликт интересов (обеспечение независимости); 6) достаточности ресурсов, направленных аудиторской организацией на выполнение договора оказания аудиторских услуг; 7) вопросы проверки системы внутреннего контроля качества аудиторской организации, соблюдения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 926 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для не финансового сектора» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21300), а также соблюдения требований законодательства об аудиторской деятельности; 8) вопросы внешнего контроля качества отдельных аудиторских заданий; 9) меры по обеспечению защиты информации, доступ к которой получен комитетом по контролю качества и профессиональной организацией в ходе проведения внешнего контроля качества; 10) отчетность контролеров и оформление результатов прохождения аудиторской организацией внешнего контроля качества; 11) меры по реализации аудиторской организацией результатов прохождения внешнего контроля качества. 7. В целях обеспечения защиты интересов аудиторских организаций и их клиентов порядок проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций включает: 1) направление аудиторской организацией письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до проведения контроля качества о том, что у нее будет проведен контроль качества, в случае обращения уполномоченного органа для проведения внепланового контроля качества направление письменного уведомления своим клиентам не менее чем за 5 (пять) календарных дней; 2) представление аудиторской организацией в профессиональную организацию письменных мотивированных возражений по сроку проведения внешнего контроля качества работы, кандидатурам контролеров; 3) получение аудиторской организацией в течение 10 (десяти) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества предварительного заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки; 4) представление аудиторской организацией письменных комментариев к выявленным недостаткам по предварительному заключению о результатах проверки; 5) получение аудиторской организацией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после завершения внешнего контроля качества заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации о результатах проверки; 6) обжалование аудиторской организацией заключения комитета по контролю качества и (или) профессиональной организации в судебном порядке либо в апелляционной комиссии профессионального совета по аудиторской деятельности; 7) создание аудиторской организацией условий контролерам для своевременного и полного проведения внешнего контроля качества услуг по аудиту; 8) назначение аудиторской организацией на время проведения внешнего контроля качества ответственного сотрудника аудиторской организации (аудитора), в целях оказания контролерам комитета по контролю качества и профессиональной организации всестороннего содействия в своевременном предоставлении в полном объеме необходимой документации и информации (для аудитора - присутствовать во время проведения внешнего контроля качества); 9) представление аудиторской организацией в полном объеме документации и информации, необходимых для осуществления внешнего контроля качества работы, в случае необходимости представления по устным и письменным запросам контролеров комитета по контролю качества и профессиональной организации исчерпывающих пояснений и комментариев; 10) предоставление аудиторской организацией в комитет по контролю качества и (или) профессиональную организацию плана мероприятий по устранению недостатков, а также отчетов по его исполнению в случае получения аудиторской организацией по результатам проведенного внешнего контроля качества оценки меньше чем «4» в течение 2 (двух) месяцев. 8. По результатам проведенного внешнего контроля качества в порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются критерии оценки качества услуг по аудиту аудиторской организации и цифровой эквивалент оценки, которые определяются по формулировке оценки, согласно приложению к Правилам. 9. Оценка аудиторской организации, определенная в результате проведенного внешнего контроля качества, размещается на сайте профессионального совета и профессиональной организации. 10. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки «2» является основанием исключения аудиторской организации из профессиональной организации с уведомлением уполномоченного органа. 11. По результатам проведенного внешнего контроля качества неоднократное (два раза) получение аудиторскими организациями оценки «3» является основанием для обращения комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организацией в соответствующий комитет профессионального совета или профессиональной организации с заявлением о привлечении к дисциплинарной ответственности аудиторской организации. 12. В порядке проведения внешнего контроля качества предусматриваются вопросы проведения предварительной проверки комитетом по контролю качества и (или) профессиональной организации документов аудиторской организации, подавшей заявление о вступлении в профессиональную организацию, в случае исключения ее ранее из данной или другой профессиональной организации за допущенные нарушения Международных стандартов аудита и Кодекса этики по итогам внешнего контроля качества.
Глава 3. Критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций
13. Для проведения проверки аудиторских и профессиональных организаций, учитывается наличие одного из следующих критериев: 1) результаты предыдущих проверок внешнего контроля качества; 2) результаты проверок уполномоченного органа и (или) профессионального совета; 3) несоблюдение Кодекса этики; 4) наличие обращений (жалоб); 5) имеется информация, полученная из государственных органов и (или) других источников, о нарушениях требований Международных стандартов аудита, Кодекса этики и законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
Приложение к Типовым правилам проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |