Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации.
Как делегировать право подписи при использовании чужой ЭЦП?
(Р. Кемебаева, профессиональный бухгалтер, 20 марта 2025 г.)
В связи с введением штрафов за использование чужой ЭЦП, достаточно ли внести в трудовой договор делегирование подписи, или нужно обязательно нотариальную доверенность?
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона РК от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» руководитель юридического лица или лицо, его замещающее, вправе наделять полномочиями работника данного юридического лица или назначенного им лица (в том числе аутсорсинговые организации) на подписание электронного документа.
Физлицо или индивидуальный предприниматель может оформить в гражданском порядке нотариальную доверенность на право подписи бухгалтеру или иному уполномоченному лицу. При этом каждое лицо должно использовать ЭЦП, полученную на свое имя.
При необходимости указанные доверенности подлежат регистрации в соответствующих государственных органах.
Использование собственной ЭЦП руководителя
Руководителям рекомендуется самостоятельно подписывать отчетность, что гарантирует соблюдение принципа персональной ответственности при использовании ЭЦП.
Помимо изложенного отмечаем, что физлицо и юридические лица обязаны принимать меры для защиты принадлежащего им ЭЦП от неправомерного доступа и использования.
За непринятие лицом соответствующих мер предусмотрена административная ответственность.
Электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия при выполнении условий законодательства РК об электронном документе и ЭЦП.