|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 40. ПРИНЯТИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 785. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в отношении физического лица следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении; 2) административное задержание физического лица; 3) привод; 4) личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице; 5) досмотр транспортных средств, маломерных судов; 6) изъятие документов, вещей и товаров; 7) отстранение от управления транспортным средством или маломерным судном и освидетельствование его на состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения; 8) задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства или маломерного судна; 9) осмотр; 10) медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения; 11) приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов в порядке статьи 48 настоящего Кодекса. 2. В отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов; 2) изъятие документов, принадлежащих юридическому лицу; 3) наложение ареста или изъятие товаров, транспортных средств и иного имущества, принадлежащих юридическому лицу; 4) приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов в порядке статьи 48 настоящего Кодекса. 3. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться до возбуждения дела об административном правонарушении (кроме личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице) в период производства по делу, а также на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении. 4. Каждая из перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применяться отдельно или одновременно с другими мерами, если это вызвано необходимостью. 5. Должностное лицо несет ответственность за вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. 6. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 44 настоящего Кодекса. По требованию физического лица или представителя юридического лица ему немедленно вручаются копии соответствующих протоколов и иных материалов, необходимых для обеспечения защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого применены меры обеспечения производства по делу.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении имеют важное значение в административном процессе. Данные меры являются разновидностью мер административного принуждения. Исходя из названия данных мер, можно предположить, что в первую очередь, эти меры призваны обеспечить всестороннее, полное и объективное производство по делу об административном правонарушении. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 40 КоАП. Однако общими целями применения данных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности лица, совершившего административное правонарушение; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и надлежащего рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) предотвращение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф; 6) исполнение принятого по делу постановления. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это должностными лицами. Перечень таких лиц указывается в статьях главы 40 КоАП. Анализ норм КоАП позволил сделать вывод о том, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются исключительно должностными лицами, уполномоченными, в соответствии со ст. 804 и главой 36 КоАП, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. Порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен нормами комментируемой главы КоАП. В комментируемой статье приведен перечень всех мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые применяются в отношении физических и юридических лиц. Причем количество указанных мер, применяемых в отношении физических лиц, гораздо больше количества мер, применяемых в отношении юридических лиц. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, в отношении физического лица могут применяться следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении; 2) административное задержание физического лица; 3) привод; 4) личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице; 5) досмотр транспортных средств, маломерных судов; 6) изъятие документов, вещей и товаров; 7) отстранение от управления транспортным средством или маломерным судном и освидетельствование его на состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения; 8) задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства или маломерного судна; 9) осмотр; 10) медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения; Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемых в отношении юридического лица: 1) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов; 2) изъятие документов, принадлежащих юридическому лицу; 3) наложение ареста или изъятие товаров, транспортных средств и иного имущества, принадлежащих юридическому лицу; Стоит заметить, что такая мера, как приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов, применяется в отношении и физических, и юридических лиц. Это обусловлено особенностями законодательства о разрешениях и уведомлениях. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении допускается на любой стадии административного производства, а также до возбуждения административного дела, что продиктовано их обеспечительным характером, к примеру, при задержании лица, совершившего административное правонарушение. Исключением из этого правила является личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Указанные меры могут применяться только после возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 4. Законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях допускается одновременное применение двух и более мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении одного лица (физического либо юридического). К примеру, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть доставлено в служебное помещение органа, осуществляющего административное производство, затем задержано на 3 часа, после чего подвергнуто личному досмотру (после возбуждения административного дела). Аналогичное правило распространено и в уголовно-процессуальном законе. Часть 5. В случае нарушения установленного нормами КоАП порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и причинения вреда лицу, в отношении которого применяются данные меры, должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Вид юридической ответственности должностных лиц за указанные деяния определяется с учетом характера и степени их общественной опасности, а также наступивших последствий. Часть 6. Лицо, в отношении которого применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать действия должностного лица по применению указанных мер. Порядок такого обжалования установлен нормами главы 44 КоАП. Это также является нововведением в КоАП. С момента введения указанной главы КоАП стал самодостаточным нормативным правовым актом. Кроме того, по требованию физического лица или представителя юридического лица ему немедленно вручаются копии соответствующих протоколов и иных материалов, необходимых для обеспечения защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого применены меры обеспечения производства по делу. То есть, к примеру, на месте экспертизы на опьянение водитель имеет право получить копии медицинского заключения и любых других документов (сфотографировать на телефон), имеющих отношение к делу. Это будет способствовать скорейшей и наиболее эффективной защите потенциально нарушенных прав граждан путем обращения в том числе и в суд.
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, представителя юридического лица, должностного лица, а в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5) и 7) настоящей статьи, транспортного средства и других орудий совершения правонарушения в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, производится при совершении: 1) нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте – уполномоченным на то лицом в орган внутренних дел (полиции), если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство; 2) лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира – работниками органов лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также специализированных организаций уполномоченного органа и местных исполнительных органов, должностными лицами других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной, воспроизводством и использованием животного мира, должностными лицами особо охраняемых природных территорий, сотрудниками органов внутренних дел (полицией) в орган внутренних дел (полицию) или в орган местного управления; 3) административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество, – работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел (полицию); 4) нарушений режима Государственной границы Республики Казахстан, пограничного и таможенного режимов, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и таможенную границу Евразийского экономического союза, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, военнослужащих иных войск, воинских формирований, сотрудника органов внутренних дел (полиции) – военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел (полиции) или другим физическим лицом, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Республики Казахстан, в подразделение, воинскую часть, Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК, в орган внутренних дел (полицию), орган местного управления; 5) правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела – сотрудниками службы экономических расследований; 6) правонарушений, посягающих на установленный порядок управления и институты государственной власти, коррупционных правонарушений – сотрудниками антикоррупционной службы; 7) правонарушений, совершенных при проведении охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц, – сотрудниками Службы государственной охраны Республики Казахстан; 8) иных административных правонарушений при наличии соответствующих поручений прокурора или просьбы со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, – сотрудниками органов внутренних дел в орган внутренних дел (полицию) или иной государственный орган. 2. При совершении правонарушений на континентальном шельфе, в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан нарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе, в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставке в порт Республики Казахстан (иностранные суда – в один из портов Республики Казахстан, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности нарушителя и принадлежности задержанных судов, орудий совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении. 3. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. 4. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании. При невозможности осуществить доставление лица в сроки, предусмотренные для привлечения его к административной ответственности, в адрес обратившегося органа (должностного лица) направляется в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, уведомление с указанием причин, по которым доставление не произведено.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое в первую очередь с целью составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности их составления на месте совершения административного правонарушения. Однако для составления протокола об административном правонарушении лицо может быть доставлено в помещение соответствующего органа только в том случае, если составление этого протокола является обязательным. Кроме этого, данная мера обеспечения административного производства может применяться и в других целях: пресечения административного правонарушения и установления личности нарушителя. Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. В соответствии с пунктами 1-7 части первой настоящей статьи, доставление осуществляется следующими должностными лицами: - сотрудниками органов внутренних дел (полиции); - работниками органов лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий; - уполномоченными должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также специализированных организаций уполномоченного органа и местных исполнительных органов; - должностными лицами других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной, воспроизводством и использованием животного мира; - должностными лицами особо охраняемых природных территорий; - работниками военизированной охраны; - военнослужащими Пограничной службы Комитета национальной безопасности; - сотрудниками службы экономических расследований; - сотрудниками антикоррупционной службы; - сотрудниками Службы государственной охраны. Перечисленные должностные лица вправе осуществлять доставление только при выявлении тех правонарушений, по которым они уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела об этих правонарушениях (за исключением органов внутренних дел). Стоит заметить, что вышеуказанный перечень должностных лиц значительно меньше перечня лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим, в пп.) 8 ч. 1 комментируемой статьи указано, что должностные лица органов внутренних дел могут осуществлять доставление не только при выявлении подведомственных им правонарушений, но и в случае поручений прокурора, либо обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. В комментируемой статье указано, что доставлению подлежат не только физические лица, но также транспортные средства и суда, в случае совершения правонарушения с их использованием. Транспортное средство подлежит доставлению в подразделение органа внутренних дел в следующих случаях: 1) если у лица, управляющего транспортным средством, не имеется при себе документов на транспортное средство (свидетельства о регистрации транспортного средства) и вследствие этого невозможно установить принадлежность транспорта конкретному лицу; 2) если у водителя транспортного средства не имеется при себе документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем. Перечень документов, удостоверяющих личность, содержится в ст. 6 Закона РК от 29 января 2013 «О документах, удостоверяющих личность». В соответствии с вышеуказанной статьей, документами, удостоверяющими личность на территории Республики Казахстан, признаются: 1) паспорт гражданина Республики Казахстан; 2) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан; 3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан; 4) удостоверение лица без гражданства; 5) дипломатический паспорт Республики Казахстан; 6) служебный паспорт Республики Казахстан; 7) удостоверение беженца; 8) удостоверение личности моряка Республики Казахстан; 9) заграничный паспорт; 10) свидетельство на возвращение; 11) свидетельство о рождении. Учитывая приведенный перечень, необходимо признать, что водительское удостоверение не является документом, удостоверяющим личность. Данная оговорка приведена неслучайно, так как зачастую водители транспортных средств ошибочно признают водительское удостоверение в качестве документа, удостоверяющего личность. Часть 2. Доставление судов в какой-либо порт Республики Казахстан осуществляется в случае совершения правонарушений на континентальном шельфе, в территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, если личность лица, совершившего административное правонарушение, не может быть установлена на месте совершения правонарушения. Вместе с судом в порт также могут быть доставлены орудия совершения правонарушения. К примеру, таковыми могут быть рыболовные сети и снасти. Более подробно об орудии совершения правонарушения можно ознакомиться в комментарии к ст. 45 КоАП. Часть 3. В комментируемой статье не указан конкретный срок, в течение которого должно быть произведено доставление. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия либо отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.д. Учитывая изложенные обстоятельства, законодатель сформулировал в статье понятие «возможно короткий срок», которое подразумевает срок, достаточный для производства доставления. Указание такого срока в статье направлено на исключение фактов необоснованного длительного осуществления доставления должностными лицами. Часть 4. В комментируемой статье также не указан промежуток времени, в течение которого доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если после доставления не было произведено административное задержание. Срок такого нахождения лица в помещении соответствующего органа определяется с учетом времени, необходимого для производства всех процессуальных действий по привлечению доставленного лица к административной ответственности. Доставление может осуществляться на любой стадии административного производства. Произведенное должностным лицом доставление должно быть зафиксировано одним из следующих способов: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В перечисленных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Если уполномоченное должностное лицо в силу различных обстоятельств не может выполнить поручение о доставлении лица в соответствующий орган (должностному лицу) в установленный срок, то оно обязано направить в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, уведомление с указанием причин, по которым доставление не произведено.
Статья 787. Административное задержание Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться: 1) органами внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении; 2) комендатурой местности, где объявлено чрезвычайное положение, и военными патрулями – при нарушении режима чрезвычайного положения и действий, провоцирующих нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения; 3) должностными лицами, участвующими в антитеррористической операции, в пределах установленной компетенции – при нарушении правового режима антитеррористической операции или невыполнении требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции; 4) должностными лицами Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК – при выявлении административных правонарушений, рассматриваемых ими в соответствии с частью третьей статьи 726 настоящего Кодекса либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 44) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении; 5) старшим в месте расположения охраняемого объекта военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел, специальных государственных органов, должностным лицом военизированной охраны – при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество; 6) органами лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющими государственный контроль и надзор, а также специализированными организациями уполномоченного органа и местных исполнительных органов – при совершении правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, в области особо охраняемых природных территорий; 7) органами транспортного контроля – при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы; 8) должностными лицами военной полиции – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 727 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении; 9) органами государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов – при нарушении природоохранного законодательства; 10) должностными лицами органов государственных доходов – при совершении правонарушений в сферах предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела в соответствии с подведомственностью дел об административных правонарушениях; 11) исключен Законом РК от 06.04.2016 № 484-V; 12) должностными лицами органов государственного горного надзора, Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, уполномоченного органа по геологии и использованию недр, органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, республиканского органа по рыболовству – при совершении административных правонарушений на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах, связанных с нарушением условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан об остановке судна или воспрепятствованием его осуществлению; 13) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 272-V; 14) должностными лицами Службы государственной охраны Республики Казахстан – если правонарушение совершено во время проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц; 14-1) должностными лицами уполномоченного органа: в области ветеринарии, по карантину растений – при нарушении правил, требований, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляют эти органы; в области защиты растений – при нарушении правил, требований, контроль за соблюдением которых осуществляет этот орган; 15) судебными приставами – при невыполнении требований о прекращении противоправных действий в зале во время судебного заседания, а также в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
КОММЕНТАРИЙ________________________________________ Всем известна норма п. 2 ст. 16 Конституции, согласно которой лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов. Кратковременность задержания продиктована его природой. Административное задержание является мерой «административного пресечения», применяемого к лицу, совершающему или совершившему административное правонарушение. Очень часто данная мера применяется должностными лицами для прекращения противоправных действий лица, совершившего административное правонарушение. Это касается таких правонарушений, как распитие спиртных напитков либо появление в состоянии опьянения в общественном месте, совершение мелкого хулиганства, правонарушений в семейно-бытовой сфере, управление транспортным средством в состоянии опьянения, злостное неповиновение законным требованиям сотрудникам правоохранительных органов и т.д. Вместе с тем административное задержание является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Административное задержание заключается в принудительном кратковременном лишении свободы физического лица. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении доставления или применении административного взыскания. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение. Целями административного задержания являются: - правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; - исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание может иметь место только при наличии в действиях задерживаемого лица состава административного правонарушения. Однако совсем необязательно, чтобы такое правонарушение в своей санкции в качестве административного взыскания содержало административный арест. Задержание недопустимо, если отсутствует состав административного правонарушения. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих. Административное задержание также не допускается: - при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т.д.); - при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении; - при наличии основания для наложения взыскания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения, без составления протокола. В настоящей статье приведен исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление задержания. Таковыми являются: 1) должностные лица органов внутренних дел; 2) должностные лица комендатуры местности и военных патрулей во время чрезвычайного положения; 3) должностные лица, участвующие в антитеррористической операции; 4) должностные лица Пограничной службы Комитета национальной безопасности; 5) должностные лица специальных государственных органов и военизированной охраны; 6) должностные лица органов лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также специализированными организациями уполномоченного органа и местных исполнительных органов; 7) должностные лица органов транспортного контроля; 8) должностные лица военной полиции; 9) должностные лица органов государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; 10) должностные лица органов государственных доходов; 11) должностные лица органов государственного горного надзора; 12) должностные лица Службы государственной охраны; 13) судебные приставы; 14) должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарии и в области защиты растений. Все вышеперечисленные должностные лица уполномочены производить административное задержание только в том случае, если рассмотрение административного правонарушения относится к их подведомственности, либо если они уполномочены составлять протокол о совершенном административном правонарушении.
Статья 788. Порядок административного задержания 1. Об административном задержании составляется протокол. В протоколе указываются дата, время (с точностью до минуты) и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время, место и основания задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Копия протокола о задержании вручается лицу, задержанному за совершение административного правонарушения. 2. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения незамедлительно уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, защитник, а также посольство, консульство или иное представительство иностранного государства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. 3. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляются воинская часть и органы военной полиции в пределах их компетенции, в которой задержанный проходит воинские сборы (воинскую службу). 4. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. 5. Неразъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей является существенным нарушением производства по делу об административном правонарушении и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. 6. Лицо, задержанное в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит незамедлительному освобождению при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его задержания. 7. Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления. 8. Условия содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются органами исполнительной власти. 9. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
КОММЕНТАРИЙ___________________________________________ Часть 1. Административное задержание, являясь мерой административного пресечения, вместе с тем классифицируется как мера административно-процессуального обеспечения, т.к. при административном задержании обязательно составляется протокол об административном задержании. Поскольку административное задержание при отсутствии правонарушения не допускается, то в протоколе об административном задержании прежде всего должно найти отражение основание применения данной меры.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |