|
|
|
Аграрная расписка: понятие и перспективы нормативного закрепления в Республике Казахстан
Нестерова Е.В. - кандидат юридических наук, Ассоциированный профессор Высшей школы права «Әділет» Каспийского университета, главный научный сотрудник РГП «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан»
Под аграрной распиской обычно понимается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от выпустившего ее сельхозпроизводителя будущей сельхозпродукции либо требовать исполнения по денежному обязательству сельхозпроизводителя, обеспеченному залогом будущей сельхозпродукции. В отличие от зерновых расписок, регламентированных ст. 39 Закона РК «О зерне» и представляющих собой собственно складские свидетельства в форме долговой бездокументарной неэмиссионной ценной бумаги, удостоверяющей права ее держателя на получение зерна у хлебоприемного предприятия в объеме и качестве, определенных при ее выпуске, предметом аграрных расписок выступают права на будущий, еще не произведенный урожай. Кроме того, отношения, опосредуемые аграрными расписками, складываются между инвесторами и производителями сельскохозяйственной продукции, образуя тем самым альтернативу кредитованию. Впервые как механизм привлечения сельхозпроизводителями дополнительного финансирования аграрные расписки были внедрены в Бразилии, где успешно используются уже более 20 лет. При получении финансирования фермер или аграрное предприятие выдает на имя инвестора аграрную расписку, которая устанавливает обязательство вернуть полученные средства под залог будущего урожая. Аграрная расписка позволяет получать кредитные средства или заключать контракты на поставку материально-технических ресурсов, а в исполнение расписки - рассчитываться выращенной продукцией (сельскохозяйственными культурами или домашним скотом) или вырученными за нее средствами. Популярность аграрных расписок в Бразилии вывела страну на качественно новый уровень в мировом экспорте какао-бобов, сои и кукурузы. Успешный пример бразильского сельского хозяйства вызвал интерес к инструменту аграрных расписок в других странах[1]. При поддержке Европейского банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Международной финансовой корпорации опыт Бразилии был адаптирован для внедрения аналогичных финансовых инструментов и в Украине[2]. Так, 6 ноября 2012 года в Украине был принят Закон №5479-VI «Об аграрных расписках». С 2019 года украинские сельскохозяйственные предприятия начали использовать международные аграрные расписки в процессе оформления экспорта своей продукции[3]. Действующим законодательством Казахстана аграрные расписки не предусмотрены в качестве разновидности ценных бумаг. В силу требований п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РК, в Казахстане установлен закрытый (исчерпывающий) перечень ценных бумаг, каждый отдельный вид из которых должен быть предусмотрен законодательным актом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РК, предусмотрено, что к ценным бумагам относятся акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Для расширения источников финансирования сельхозтоваропроизводителей в Казахстане на протяжении ряда последних лет обсуждается возможность законодательно предусмотреть аграрные расписки в качестве новой разновидности ценных бумаг[4], и в этих целях депутатами Мажилиса разработан специальный Законопроект «Об аграрных расписках»[5]. В настоящей статье будут проанализированы некоторые аспекты указанной законодательной инициативы. Судя по содержанию законопроекта, он был разработан на основании положений Закона Украины от 6 ноября 2012 года №5479-VI «Об аграрных расписках». При этом Закон Украины определяет порядок оформления, выдачи расписок и выполнения обязательств сторонами. Согласно его положениям, аграрную расписку следует удостоверять нотариально, в порядке, предусмотренном для сделок. Сведения о документе заносятся в Реестр аграрных расписок, а о предмете залога — в Государственный реестр обременений движимого имущества. Информация о дополнительном обеспечении также удостоверяется нотариально и вносится в реестр согласно законодательству[6]. Казахстанский законопроект, в свою очередь, предлагает внедрить новую ценную бумагу - аграрную расписку, которая позволит инвесторам финансировать производство сельскохозяйственной продукции за счет продажи урожая до его фактического сбора (под залог будущего урожая). По замыслу разработчиков, аграрные расписки будут выпускаться лицами, обладающими земельными участками сельскохозяйственного назначения, и должны быть регламентированы в качестве долговых именных неэмиссионная ценных бумаг, удостоверяющих права держателя на получение по истечении установленного срока определенного количества сельскохозяйственной продукции (товарная аграрная расписка) или денежных средств (финансовая аграрная расписка) от сельскохозяйственного производителя, выпустившего данную аграрную расписку. Внедрение аграрных расписок планируется осуществлять с применением ІТ-инструментов, но при этом в законопроекте открытым остался вопрос о том, будут ли аграрные расписки отнесены к документарным или бездокументарным ценным бумагам. Также из содержания законопроекта не ясно, кем будет осуществляться ведение электронного реестра держателей аграрных расписок. И почему в отличие от законодательства о зерне, где предусмотрен государственный электронный реестр держателей зерновых расписок, в этом конкретном случае предполагается негосударственный реестр держателей аграрных расписок. Как представляется, предлагаемые новеллы направлены на регулирование отношений, связанных с продажей будущей сельско-хозяйственной продукции, а также кредитования сельхозпроизводителей, и вряд ли требующих отдельного закона. Ведь, в соответствии с подп. 4) ст. 1 Закона РК «О правовых актах», законы должны регулировать важнейшие общественные отношения и устанавливать основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией РК. Между тем, незначительный по своему объему Законопроект явно не соответствует данному критерию, поскольку посвящен исключительно правовому режиму аграрных расписок в качестве новой предполагаемой разновидности неэмиссионных долговых ценных бумаг. Следует отметить, что в Казахстане предусмотрен довольно широкий спектр ценных бумаг (акции, облигации, складские свидетельства, банковские депозитные сертификаты, зерновые расписки, ипотечные свидетельства и др.). Однако ни одной из них не посвящено отдельного закона, который бы регламентировал только и исключительно правовой режим соответствующей ценной бумаги. И это вполне закономерно, ведь ценная бумага всегда удостоверяет определенные имущественные права и, соответственно, всегда производна от тех правоотношений, права по которым она удостоверяет. Это могут отношения займа, участия в корпорации, хранения на складе и т.д. Соответственно, специальные законодательные нормы, регламентирующие указанные отношения, и включают в себя, в том числе, необходимые положения о ценных бумагах, используемых в данной сфере. Так, например, специальные положения об акциях сосредоточены в Законе РК «Об акционерных обществах», об облигациях - в Законе «О рынке ценных бумаг», о складских свидетельствах - в § 3 главы 39 Гражданского кодекса, устанавливающем особенности хранения на товарном складе; о зерновых расписках - в Законе «О зерне» и т.д. Поэтому разработка отдельного специального закона об аграрных расписках видится поспешной и нарушающей систему отечественного законодательства. Если введение нового вида ценной бумаги - аграрной расписки, действительно, необходимо, то соответствующие нормы должны предусматриваться в рамках дополнения и изменения действующего правового регулирования отношений контрактации и заимствования, в том числе и на подзаконном уровне. В Республике Казахстан отношения, связанные с куплей-продажей сельскохозяйственной продукции, регламентированы нормами о договоре контрактации, сосредоточенными в ст.ст. 478-481 Гражданского кодекса РК. Специальные вопросы оборота зерна регулируются Законом РК «О зерне», который, помимо прочего определяет зерновые расписки в качестве особой разновидности складского свидетельства, устанавливает порядок ведения государственного электронного реестра держателей зерновых расписок, а также предусматривает систему гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам. Отношения, связанные с кредитованием сельхозпроизводителей, урегулированы, в том числе, Правилами кредитования проектов в сфере агропромышленного комплекса, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства РК от 31 августа 2023 года № 322. В целом, сложившееся казахстанское правовое регулирование общественных отношений, связанных с производством и оборотом сельскохозяйственной продукции, а также кредитованием сельхозпроизводителей, было разработано с учетом специфики сельскохозяйственной отрасли, сопряженной с повышенными рисками для субъектов предпринимательства - сельхозтоваропроизводителей, а также необходимости обеспечения поддержки аграрного сектора. На этом фоне аграрная расписка действительно может стать эффективным инструментом быстрого привлечения кредитных средств для целей сельхозпроизводства. В то же время аграрная расписка предусматривает для ее держателя (кредитора) упрощенный порядок ее принудительного исполнения. В том числе, в законопроекте, разработанном казахстанскими депутатами, предусматривается упрощенный порядок обращения взыскания на земельные участки сельскохозяйственного назначения, заложенные в обеспечение обязательств по аграрным распискам. Такое нововведение способно нивелировать ту правовую защиту сельскохозяйственного производства, которая в настоящее время установлена в положениях действующего законодательства. По идее аграрные расписки должны позволять инвесторам финансировать производство сельскохозяйственной продукции за счет продажи урожая до его фактического сбора, в том числе под залог будущего урожая. В то время как в самом Законопроекте в большей степени предусматривается кредитование аграриев посредством аграрных расписок под залог принадлежащих сельхозтоваропроизводителям земельных участков и прав на земельные участки. При этом предусматривается упрощенный внесудебный порядок обращения взыскания на земельные участки сельскохозяйственного назначения (права землепользования), заложенные в обеспечение обязательств по аграрным распискам. Причем торги по таким социально значимым объектам, по замыслу разработчиков, будут проводиться «доверенным лицом держателя аграрной расписки» без какой-либо законодательной детализации процедуры таких торгов и требований, предъявляемых к «доверенному лицу». Более того, законопроектом предлагается особая очередность распределения сумм, вырученных на торгах по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения: 1) в первую очередь покрываются расходы, связанные с проведением и организацией торгов; 2) во вторую очередь удовлетворяются требования держателя; 3) в третью очередь оставшаяся от реализации земельного участка сумма возвращается должнику. Совершенно непонятно, каким образом должны при таких обстоятельствах удовлетворяться требования иных кредиторов сельхозтоваропроизводителя, например, по обязательствам, связанным с оплатой труда наемных работников, или притязания других залоговых кредиторов? Как быть в случае отсутствия у должника какого-либо иного имущества, кроме земельного права? Представляется, что указанный вопрос должен быть решен с учетом законодательно установленных очередностей удовлетворения требований кредиторов (например, ст. 51 ГК РК, такая очередность установлена при ликвидации юридического лица). Учитывая, что сельскохозяйственное производство всегда сопряжено с повышенными рисками, практическая реализация норм, предлагающих упрощенный порядок обращения взыскания на землю, способна привести к массовой утрате фермерскими и крестьянскими хозяйствами прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения и их последующему перераспределению. Разумеется это обстоятельство способно повлечь за собой самые негативные социальные и экономические последствия. Кроме того, как показывает опыт Бразилии и Украины наиболее эффективным инструментом, опосредующим экспорт сельскохозяйственной продукции, являются международные аграрные расписки, позволяющие привлекать иностранные инвестиции в аграрный сектор этих стран. Насколько этот инструмент необходим на внутреннем казахстанском рынке оборота сельскохозяйственных товаров, и будет ли его внедрение обеспечивать баланс интересов производителей сельхозпродукции и инвесторов? Эти вопросы требуют, как представляется, дополнительного глубоко экономического изучения. Необходимо при этом учитывать, что в основе отношений по поводу купли-продажи будущей сельскохозяйственной продукции или кредитования сельскохозяйственных производителей лежат урегулированные Гражданским кодексом РК договоры купли-продажи (контрактации) и займа. В этой связи необходимо добиться согласованности между нормами гражданского законодательства, опосредующими соответствующие договоры и потенциальными положениями об аграрных расписках. Так, например, императивная норма ст. 481 ГК РК предусматривает виновную ответственность сельскохозяйственного товаропроизводителя. Иными словами, если производитель сельскохозяйственной продукции докажет, что нарушение обязательства было обусловлено обстоятельствами, которые он не мог контролировать, и что он предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения, то привлечение его к ответственности исключается. Пока остается неясным, как эта императивная норма будет применяться в случае оформления отношений между инвестором и сельхозпроизводителем выдачей аграрной расписки. Что же касается отношений заимствования, то в соответствии с п. 2 ст. 716 Гражданского кодекса РК, договор займа признается заключенным в надлежащей письменной форме также при наличии облигации, расписки заемщика или иного документа, удостоверяющего передачу ему займодателем определенной суммы или определенного количества вещей. Поскольку предлагаемые к внедрению в отечественную правовую систему финансовые аграрные расписки, по своей сути, опосредуют именно отношения займа, постольку указание на них может быть предусмотрено в указанном п. 2 ст. 716 ГК РК. В качестве заключительных выводов относительно перспектив законодательного закрепления аграрных расписок в казахстанском законодательстве важно отметить следующее. Во-первых, представляется целесообразным отказаться от идеи принятия отдельного специального закона об аграрных расписках, вместо чего предусмотреть нормы о товарных аграрных расписках в рамках регулирования договора контрактации, а о финансовых аграрных расписках, соответственно, в рамках договора займа и правил кредитования сельскохозяйственных производителей. Кроме того, определенная часть положений, не требующих законодательного урегулирования, при необходимости может быть спущена на подзаконный уровень других актов. Так, к примеру, такая ценная бумага, как банковский депозитный сертификат урегулирована Правилами выпуска и обращения банковских депозитных сертификатов, утверждёнными Постановление Правления Национального Банка РК от 22 декабря 2017 года № 264. Во-вторых, предлагается отказаться от упрощенной схемы залога земельных прав при выдаче аграрных расписок с сохранением текущего порядка залога прав на земельные участки / права землепользования и обращения взыскания на предмет залога. В рамках аграрных расписок предлагается ограничиться только залогом будущего урожая. И, наконец, в-третьих, для минимизации негативных социальных и экономических рисков, сопряженных с предполагаемым оборотом аграрных расписок необходимо проанализировать вопрос целесообразности внедрения системы гарантирования обязательств по аграрным распискам. Так, для сравнения Закон РК «О зерне» предусматривает систему гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам.
[1] Фернандо Пиментеу. Аграрные расписки в Украине и Бразилии: основные выгоды. Электронный журнал «IDK.Эксперт». URL: https://exp.idk.ru/opinion/interview/agrarnye-raspiski-v-ukraine-і-brazilii-osnovnye-vygody/425083/ (дата обращения - 1.07.2024 г. ). [2] Горовая К., Ляхова А. Аграрные расписки: украинский опыт. URL: https://www.apk-inform.com/ru/exclusive/topic/1511067 (дата обращения - 1.07.2024 г. ). [3] Украинские фермеры выдали первые международные аграрные расписки. URL: https://agropravda.com/news/creditovanie-lizing/11988-ukrainskie-fermery-vydali-pervye-mezhdunarodnye-agrarnye-raspiski (дата обращения - 1.07.2024г.). [4] Аграрная расписка позволит финансировать производство сельхозпродукции за счет продажи урожая до его фактического сбора. Информационное агентство «Интерфакс Казахстан». URL: https://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=13&news_id=370 (дата обращения - 1.07.2024 г.). [5] Цифровая платформа Qoldau.kz. URL: https://qoldau.kz/files/agribonds/ar/zakon-project.pdf (дата обращения - 1.07.2024 г.). [6] Аграрные расписки в сельском хозяйстве. URL: https://agroapp.com.ua/ru/blog/agrarnye-raspiski-v-selskom-xozyajstve/ (дата обращения - 1.07.2024 г.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |