|
|
|
Распоряжение Председателя Верховного Суда Республики Казахстан
В соответствии с подпунктом 11) пункта 1 статьи 20 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию взаимодействия судов Республики Казахстан со средствами массовой информации. 2. Отделу информационного обеспечения Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) совместно с председателями областных и приравненных к ним судов обеспечить организацию работы по взаимодействию судов со средствами массовой информации согласно прилагаемой Концепции. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) Абдиева Ж.Н. 4. Настоящее распоряжение вводится в действие со дня подписания.
К. Мами
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 28 апреля 2016 года № 6001-16-7-4/87
КОНЦЕПЦИЯ
Настоящая Концепция определяет принципы, цели, задачи и основные направления деятельности по совершенствованию взаимодействия судов республики со средствами массовой информации (далее - СМИ). Концепция разработана с целью обеспечения объективного и профессионального информационного сопровождения деятельности судебных органов, что способствует повышению доверия населения к суду и правовой культуры граждан.
1.Анализ текущей ситуации
Во исполнение задач, поставленных Главой государства по дальнейшей модернизации судебной системы, Верховным Судом проводится целенаправленная работа по повышению открытости судебной системы. Президент Н. Назарбаев, выступая на VI-м съезде судей Республики Казахстан, отметил о необходимости формирования позитивного и уважительного взгляда общества к судебной власти посредством усилий СМИ. Особую актуальность эта задача обрела также в связи с реализацией Плана Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех». В соответствии с данным программным документом с 1 января 2016 года казахстанские суды работают в новой трехзвенной системе, повышены требования к кандидатам в судьи, усилена система подготовки и отбора судей, усовершенствована система применения аудио-, видеофиксации при проведении судебных процессов, внесены изменения в действующее законодательство в части упрощения судопроизводства и многое другое. В целом Планом Нации перед судейским корпусом поставлен ряд задач по повышению качества правосудия и правовой культуры населения. С учетом приоритетов заложенных в Плане Нации, Верховным Судом выстроена системная работа по взаимодействию со СМИ в целях информационного освещения деятельности судебной системы. При этом особое внимание уделяется применению новейших информационно-коммуникационных технологий. Пресс-службой Верховного Суда ведется видеоблог по актуальным темам работы судов и резонансным судебным делам. Разработаны и размещены в видеохостингах и социальных сетях (facebook, kiwi, youtube и др.) 15 видеоблогов. Их общий просмотр составил 400 тысяч раз. Подготовлены и активно растиражированы на популярных интернет-ресурсах два инфографических видеоролика об основных аспектах модернизации судебной системы. Общее количество их просмотров составило порядка 260 тысяч. Активно функционирует интернет-ресурс Верховного Суда, на котором ежедневно размещается самая актуальная информация о работе судов. Средняя посещаемость интернет-ресурса составляет порядка 4,5 тысяч уникальных посетителей в сутки. Количество просмотров составляет около 24 тысяч ежедневно. В 2015 году показателями посещаемости сайта в сравнении с 2014 годом возросли в среднем в два раза. По итогам рейтинга АО «Казконтент» 2014 и 2015 годов официальный интернет-ресурс Верховного Суда занял первое место среди веб-сайтов всех центральных государственных органов. В популярных социальных сетях открыты и постоянно активны персональные страницы (аккаунты) судов. На них размещаются все новостные и видеоматериалы о деятельности судебных органов. Расширение доступа граждан к судебной информации также стало возможным благодаря эффективному функционированию электронных информационных сервисов «Судебного кабинета» интернет-ресурса высшего судебного органа. В целом по оценкам отечественных и зарубежных экспертов судейский корпус республики демонстрирует достаточно высокую открытость и прозрачность. В соответствии с действующим законодательством представителям СМИ обеспечен доступ в залы судов при проведении судебных процессов. Во всех областных и приравненных к ним судах активно работают пресс-службы, а также судьи-координаторы по взаимодействию со СМИ. Ими регулярно проводятся брифинги, пресс-конференции, «Дни открытых дверей», ведется работа по подготовке и своевременному направлению в масс-медиа пресс-релизов, организации выступлений в СМИ. Только в 2015 году в СМИ обеспечено размещение более 53 тысяч выступлений и публикаций. Налажено активное взаимодействие совместно со Службой центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан (далее - СЦК). Так, в 2015 году на базе СЦК проведено 7 брифингов и пресс-конференций с участием судей Верховного Суда и представителей юридической общественности о ключевых аспектах реформирования судебно-правовой системы. Судебными органами налажен взаимовыгодный диалог с редакциями всех СМИ независимо от форм их собственности. Осуществлены совместные проекты по подготовке телевизионных программ, документальных фильмов, аудио- и видеороликов, ток-шоу, информационно-новостных сюжетов и статей. В числе таких проектов совместно с АО «Агентство «Хабар» успешно реализован телепроект «Сот төрелігі» - «Правосудие» о развитии казахстанских судов. Ведется работа с информационными агентствами «Zakon.kz», «Казинформ», «Bnews.kz», «Tengrinews.kz», «Информбюро» по оперативному размещению значимых материалов по судебно-правовой тематике. Активно реализуются телепроекты «Қылмыс пен жаза» и «Черный квадрат» совместно с телеканалами «Қазақстан» и «КТК». В них рассказывается о судебных процессах, имеющих особый общественно-резонансный характер. Выстроено конструктивное сотрудничество Верховного Суда с авторитетными неправительственными и международными организациями. Среди них: Союз судей Республики Казахстан, Союз журналистов Казахстана, Клуб главных редакторов, Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», «Internews», ЮНИСЕФ, Офис программ ОБСЕ в Астане и др. В рамках совместных проектов проводятся семинары-тренинги для работников пресс-служб и СМИ, а также творческие конкурсы для журналистов. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, сотрудничество судов со СМИ не приобрело достаточного системного уровня, часть мероприятий носит зачастую формальный характер, большинство публикаций в СМИ по судебным делам по-прежнему носят сугубо информативный характер. Разъяснение судебной практики, норм материального и процессуального законов практикуется лишь в узкоспециализированных юридических изданиях. Взаимодействие с журналистами и общественностью в местных судах возложено преимущественно на пресс-службы и пресс-секретарей. Судьи и представители профильных структур канцелярий судов задействованы в этой работе недостаточно активно. При этом, многие сотрудники пресс-служб и судьи не имеют соответствующего опыта в общении с журналистами. Как следствие, наблюдается недостаток информации и профессиональных оперативных комментариев в СМИ, понятных для большого круга лиц разъяснений мотивов и законных оснований принятых судебных актов. Это порождает в обществе не основанные на фактах догадки и предположения по тем или иным делам, снижая уровень доверия к работе судов. Местные суды не всегда своевременно и адекватно реагируют на критику СМИ, а также неправительственных организаций о недостатках деятельности судов, не информируют население о принимаемых мерах по решению имеющихся проблем и устранению негативных явлений. Требует определенного усиления и повышения оперативности работа в интернете и социальных сетях. Все это также создают предпосылки для восприятия широкими слоями общества судебной системы как закрытой корпорации. Негативные представления формируются и непосредственно в отношении судей. Зачастую население воспринимает их как отдельную привилегированную группу, живущую по своим собственным правилам. Усиления требует работа по формированию в обществе уважения к закону и суду. Подготовка и распространение материалов, направленных на повышение правовой культуры граждан, раскрытие природы и сути судопроизводства, воспитание у населения нулевой терпимости к правонарушениям и преступлениям, ведется на недостаточном для текущего момента качественном уровне. Не налажена системная работа с журналистами по повышению их профессиональных навыков информационного освещения работы судов. Деятельность сформированных пулов журналистов для освещения работы судов во многом носит формальный характер. В связи с изложенным, возникает необходимость принятия ряда дополнительных мер, направленных на совершенствование взаимодействия со СМИ, коррекции уже проводимой в этих целях работы.
2. Принципы, цели и задачи Концепции
2.1. Основными принципами Концепцииявляются: - гласность, открытость и доступность информации о деятельности судов; - соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, защиту их чести и достоинства, а также деловой репутации; - соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении в СМИ информации о конкретном судебном деле; - обеспечение свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов, способом не противоречащим действующему законодательству. 2.2. Целями настоящей Концепции являются: - удовлетворение информационных запросов общества по вопросам судебной системы; - повышение доверия к судебной власти; - содействие представителям СМИ в объективном освещении судебных процессов и деятельности судебных органов; - повышение правовой культуры и уровня правосознания граждан; - обеспечение единой координации деятельности лиц, ответственных в судах за работу по взаимодействию со СМИ. 2.3. Основными задачами Концепции являются: - улучшение системы взаимодействия судов со СМИ; - повышение уровня доверия населения к судам посредством взаимодействия со СМИ, привлечение к данной работе представителей судебного корпуса; - повышение качества подготовки информационных материалов о деятельности судебной системы с акцентом на раскрытие специфики судопроизводства; - обучение представителей СМИ специфике работы с судебной информацией; - организация обучения судей-координаторов и работников пресс-служб судов навыкам работы по взаимодействию со СМИ.
3. Основные направления реализации Концепции
Развитие взаимодействия судов со СМИ предполагает создание необходимых условий для своевременного доведения посредством СМИ до общества информации о деятельности судебных органов, принимаемых мерах по реализации государственной политики в сфере отправления правосудия, защиты прав и свобод граждан. Выполнение данной задачи реализуется по следующим направлениям работы: организационное, обучение и работа со СМИ. 3.1. Повышение эффективности организационной работы. 1) Ответственность за организацию проведения информационного сопровождения деятельности судов в конкретном регионе возлагается персонально на председателя областного или приравненнего к ним судов с единым подходом, направленным на обеспечение оперативного и качественного освещения работы судов. Выполнение данной работы функционально возлагается на судей-координаторов по взаимодействию со СМИ, руководителей Администраторов судов и работников Отделов информационного обеспечения. С этой целью необходимо: - поднять на новый уровень деятельность судей-координаторов по взаимодействию со СМИ для установления конструктивного диалога с руководством СМИ и непосредственно с журналистами для разъяснения специфики работы судей с акцентом на мотивы конкретно выносимого судебного акта. Судья-координатор по взаимодействию со СМИ, как главный спикер судейского корпуса в регионе, должен быть максимально открыт, доступен и узнаваем для всех региональных и республиканских СМИ. Он должен быть осведомленным о выявленных мониторингом критических материалах СМИ, проблемных вопросах и обеспечивать выработку мер по реагированию на них; - возложить на судью-координатора или пресс-секретаря (по решению председателя суда) обязанности по выполнению функций официального представителя в части озвучивания, по мере необходимости, официальной информации суда и комментариев по наиболее резонансным делам; - обеспечить неукоснительное выполнение задач и поручений руководства Верховного Суда в оперативном взаимодействии с Отделом информационного обеспечения Аппарата Верховного Суда; - расширить участие общественности в процессе отбора кандидатов на судейские должности с размещением биографических данных о кандидатах и декларации о доходах действующих судей на интернет-ресурсах судов, а также предусмотреть включение в состав Советов по взаимодействию с судами при областных и приравненных к ним судах представителей СМИ и наиболее авторитетных представителей общественных организаций. Ввести практику публикации материалов в СМИ по итогам заседания советов. 2) Повышение качества информационных материалов о деятельности судебной системы требует реализации следующих мер: - создание максимально комфортных условий представителям СМИ для освещения судебных процессов с обеспечением их доступа в залы судебных заседаний согласно нормам закона. С этой целью необходимо рассмотреть возможность создания во всех областных и приравненных к ним судах пресс-центров с обеспечением их видео- и аудиосигналами из залов судебных заседаний, что позволит снизить организационные издержки, связанные с участием СМИ (дополнительный шум, работа фотографов, операторов и др.); - организация поощрения представителей СМИ, профессионально и объективно проинформировавших в своих материалах о деятельности судов по отправлению правосудия, в том числе организация творческих конкурсов среди журналистов на лучшее освещение судебной тематики; - обеспечение проведения совместных мероприятий с профессиональными объединениями журналистов, а также неправительственными организациями по обсуждению вопросов информационного освещения работы судов и выработке новых направлений для сотрудничества. 3.2. С целью методологического обеспечения деятельности судей, работников пресс-служб судов, а также журналистов необходимо осуществить следующие мероприятия: - организовать семинары-тренинги по обучению судей и работников пресс-служб судов, в том числе судей-координаторов по взаимодействию со СМИ практическим навыкам взаимодействия с журналистами с привлечением специалистов неправительственных организаций, в том числе международных. При этом акцент в обучении следует делать на качество подготовки выступлений в СМИ, мониторинг информационного пространства, умение свободно контактировать с журналистами; - включить в программу курса лекционных занятий Академии правосудия семинаров для судей и работников пресс-служб судов по обучению навыкам ведения судебного процесса с участием СМИ, общения с представителями СМИ, подготовке пресс-релиза; - организовать семинары-тренинги для журналистов по обучению работе с судебной информацией, а также содействие вузам в подготовке журналистов, специализирующихся по судебно-правовой тематике; - повысить качество работы в интернете и социальных сетях с учетом использования всех современных гаджетов и технологий; - организовать стажировки в судебные органы зарубежных стран с целью изучения лучших зарубежных практик по обеспечению информационной открытости судов. 3.3. С целью практической реализации запланированных мероприятий необходимо принятие судами следующих мер: 1) оперативная подготовка информации о деятельности судебных органов, материалов под рубрикой «Из зала суда», интервью и очерков на тему «Один день из жизни судьи», распространение ее в СМИ и продвижение в интернете и социальных сетях; 2) обеспечение проведения мероприятий совместно с СЦК по продвижению информаций о деятельности судов; 3) дальнейшее совершенствование интернет-ресурсов судебных органов с учетом своевременного обновления на нем актуальной информации о работе судов; 4) взаимодействие с отраслевыми изданиями ТОО «Медиа-корпорация «Заң» в рамках реализации совместных проектов по достижению единообразия судебной практики, разъяснению особенностей отправления правосудия, освещению деятельности судейского корпуса по международному сотрудничеству и др.; 5) повышение качества подготовки публикаций журнала «Заңгер» и «Бюллетень Верховного Суда», материалы которых должны носить прикладной характер для использования юристами в каждодневной практической работе. В перспективе необходимо рассмотреть вопрос о создании интернет-версии журнала «Заңгер», что позволит изданию стать мультимедийным СМИ; 6) проведение работы по привлечению к информационно-разъяснительной работе судов популярных негосударственных изданий и интернет-ресурсов; 7) обеспечение активного участия представителей судебной системы в организуемых СМИ диалоговых площадках (интерактивные программы, ток-шоу и др.); 8) проработать возможность осуществления совместно с редакциями СМИ проектов в рамках реализации общереспубликанского государственного информационного заказа (в формате «Час суда», бюро расследований по наиболее резонансным судебным делам), которые нацелены в том числе и на правовое просвещение населения, обучение организационно-юридическим навыкам по отстаиванию прав и законных интересов граждан в суде.К данной работе будут привлекаться юристы, адвокаты, прокуроры, работники правоохранительных органов, юстиции, акиматов и др.; 9) развитие взаимовыгодного сотрудничества со СМИ в освещении судебной тематики по следующим направлениям: - создание эффективной системы рассылки информации по основным направлениям судебной системы, закрепить практику регулярного проведения брифингов, пресс-конференций, встреч с журналистами; - участие судей, структурных и территориальных подразделений Департамента в информационно-разъяснительной работе; - разработка генерального событийного ряда на каждые полгода с включением в него наиболее значимых мероприятий на уровне Верховного, областных и приравненных к ним судов (совещаний, конференций, международных форумов и др.); - усиление экспертного сопровождения информационно-разъяснительной работы судов с формированием в местных судах группы экспертов из числа авторитетных общественных деятелей.
IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции способствует дальнейшему развитию взаимодействия судов со СМИ, повышению доверия общества к судебной системе, правосознания и правовой культуры граждан. Это обеспечит качественное информационное сопровождение деятельности судов по отправлению правосудия и укреплению верховенства закона. Принятие указанных мер позволит: - обеспечить надлежащую информированность населения о деятельности судов, повышение активности граждан по защите своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке; - повысить качество информационного освещения в СМИ работы судебной системы; - улучшить эффективный диалог судебной системы и общественности с учетом адекватного реагирования на запросы СМИ; - эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для широкого распространения объективной и достоверной информации о деятельности судов республики.
V. Сроки и механизмы реализации Концепции
Сроки реализации - 2016-2020 годы. Концепция послужит основой для разработки ряда нормативно-правовых документов по регламентированию взаимодействия судов со СМИ. Ежегодно будет разрабатываться Комплексный план мероприятий по повышению информационной открытости судов.
_____________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |