В частности, приказ изложен в следующей редакции: Государственная регистрация актов гражданского состояния производится регистрирующими органами в электронном виде посредством ИС ЗАГС. В селах, поселках, сельских округах аким села, поселка, сельского округа производит прием документов на государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан, проживающих на территории соответствующего села, поселка, сельского округа, и передачу их в соответствующий регистрирующий орган района или города областного значения для государственной регистрации актов гражданского состояния и внесения сведений в Государственную базу данных о физических лицах в сроки, предусмотренные Кодексом, также выдачу и вручение свидетельств, при необходимости справок о государственной регистрации актов гражданского состояния согласно, статье 179 Кодекса. В целях защиты и соблюдения конфиденциальности электронных информационных ресурсов и информационных систем доступ к информационной системе актов гражданского состояния регистрирующим органам предоставляется собственниками или владельцами информационных систем посредством согласования соответствующих заявок о предоставлении права пользования. Территориальные органы юстиции области (города республиканского значения), регистрирующие органы в рамках компетенции используют электронную версию актовых записей, находящихся на центральном сервере Государственной базы данных о физических лицах. Регистрирующие органы совершают следующие действия: 1) производят государственную регистрацию рождения, смерти, заключения и расторжения брака (супружества); 2) изменяют, дополняют, в том числе при перемене имени, отчества, фамилии, установлении отцовства (материнства), усыновлении (удочерении), исправляют, восстанавливают и аннулируют записи актов гражданского состояния; 3) выдают первичные и повторные свидетельства, справки в электронной форме или на бумажном носителе, копии записей актов гражданского состояния; 4) обеспечивают сохранность книг и бланков свидетельств государственной регистрации актов гражданского состояния. Государственные услуги в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, внесения изменений, дополнений, исправлений, восстановления, аннулирования записей актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния оказываются физическим лицам (далее – услугополучатели). Государственная регистрация актов гражданского состояния в отношении граждан Республики Казахстан, постоянно или временно проживающих за пределами Республики Казахстан, производится загранучреждениями Республики Казахстан, и актовые записи, совершенные ими, передаются в регистрирующий орган столицы Республики Казахстан. При государственной регистрации актов гражданского состояния в загранучреждениях Республики Казахстан применяется законодательство Республики Казахстан, если заинтересованные лица являются гражданами Республики Казахстан. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится регистрирующими органами согласно документам, удостоверяющим личность, соответствующим правовому статусу владельца. Документ, удостоверяющий личность, является недействительным и подлежит сдаче и замене в органах внутренних дел Республики Казахстан в случае несоответствия правовому статусу владельца. Для идентификации личности услугополучателя предъявляется документ, удостоверяющий личность, согласно пункту 1 статьи 6 Закона «О документах, удостоверяющих личность», либо электронный документ из сервиса цифровых документов. Иностранец, постоянно проживающий в Республике Казахстан, предъявляет вид на жительство иностранца в Республике Казахстан. Лицо без гражданства, постоянно проживающее в Республике Казахстан, предъявляет удостоверение лица без гражданства с отметкой органов внутренних дел Республики Казахстан о регистрации по месту жительства. Иностранец или лицо без гражданства, временно пребывающее в Республике Казахстан, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, выданный компетентными органами страны, гражданином, которого является иностранец или государства постоянного проживания лица без гражданства и нотариально засвидетельствованный перевод их текста на казахском или русском языке. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие совершение актов гражданского состояния вне пределов Республики Казахстан, по законам соответствующих государств в отношении граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства признаются действительными в Республике Казахстан, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан, также при наличии консульской легализации либо специального штампа (апостиля). По заявлению заинтересованных лиц регистрирующим органом или загранучреждением Республики Казахстан проставляется отметка о регистрации акта гражданского состояния за пределами Республики Казахстан в информационной системе актов гражданского состояния, за исключением актовой записи о рождении, которая подлежит государственной регистрации в информационной системе актов гражданского состояния. Также документы, выданные за пределами Республики Казахстан, на языке соответствующего иностранного государства подлежат переводу на казахский или русский язык. Верность перевода текста документов, удостоверяющих личность иностранца, лица без гражданства и других подтверждающих документов, выданных за пределами Республики Казахстан, может быть нотариально удостоверена, засвидетельствована в дипломатическом представительстве, консульском учреждении, во внешнеполитическом ведомстве государства, гражданином которого является иностранец, или государства постоянного проживания лица без гражданства. При оказании государственных услуг услугополучатель предоставляет согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. Сведения о документах, удостоверяющих личность, медицинском свидетельстве о рождении или смерти, вступивших в законную силу решениях, приговоров и определениях суда Республики Казахстан, о регистрации актов гражданского состояния, зарегистрированных на территории Республики Казахстан, содержащихся в государственных информационных системах, сотрудники Государственной корпорации и регистрирующего органа получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства» (далее – ШЭП). При отсутствии в информационных системах соответствующих сведений сотрудник Государственной корпорации или регистрирующего органа воспроизводит электронные/бумажные копии документов, после чего возвращает оригиналы услугополучателю, за исключением свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, которые подлежат обмену или аннулированию. Истребование от услугополучателей документов и сведений, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается. Регистрация заключения брака (супружества), расторжения брака (супружества) на основании совместного заявления супругов и внесение изменений, дополнений в актовую запись о государственной регистрации рождения при перемене фамилии, имени, отчества, установлении отцовства на основании совместного заявления родителей ребенка через представителя не допускается. При оказании государственных услуг через Государственную корпорацию на бумажном носителе, день приема заявлений и документов не входит в срок оказания государственных услуг. При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан, прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляется в следующий рабочий день. В соответствии с подпунктом 11) пункта 2 статьи 5 Закона, регистрирующий орган (далее - услугодатель) обеспечивает внесение данных в ИИС «Мониторинг» о стадии оказания государственной услуги. В случае сбоя информационной системы услугодатель незамедлительно уведомляет об этом сотрудника Департамента юстиции областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент, ответственного за информационно-коммуникационную инфраструктуру. В этом случае сотрудники, ответственные за информационно-коммуникационную инфраструктуру, предпринимают меры по определению причины сбоя информационной системы и в течение 1 (одного) рабочего дня составляют протокол (акт) о технической проблеме и подписывает его услугодателем. При обращении в Государственную корпорацию, в случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 8 Перечня основных требований к оказанию государственных услуг, в соответствии с видом и (или) документов с истекшим сроком действия, работник Государственной корпорации отказывает в приеме заявления, и выдает расписку об отказе в приеме документов по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам. При предоставлении полного пакета документов услугополучателю выдается расписка о приеме соответствующих документов. При представлении услугополучателем документов в Государственную корпорацию – работник Государственной корпорации принимает, проверяет документы, представленные услугополучателем, и принятые документы, направляются услугодателю через курьерскую связь. Сотрудник услугодателя в день поступления документов осуществляет прием, проверку на правильность заполнения формы заявления и прилагаемых к нему документов, а также проводит регистрацию в журнале учета заявлений (далее – журнал) по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Ведение журнала допускается только в электронном виде. При обращении к услугодателю услугополучатель получает отрывной талон бланка заявления о приеме соответствующих документов. В случае обращения через услугодателя и предоставлении услугодателю неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 8 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги, и (или) документов с истекшим сроком действия, услугодатель отказывает в приеме заявления. В случае представления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 8 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги через Портал, услугодатель направляет отказ в дальнейшем рассмотрении заявления. Отказ в дальнейшем рассмотрении заявления государственной услуги оформляется отдельным письмом за подписью руководителя регистрирующего органа или лица исполняющего его обязанности, с указанием оснований отказа. При соответствии представленных документов и сведений, указанных в заявлении, услугодатель производит государственную регистрацию акта гражданского состояния, вносит изменения, исправления, дополнения, аннулирует или восстанавливает записи акта гражданского состояния, выписывает свидетельство, повторное свидетельство или справку о государственной регистрации акта гражданского состояния лицам, в отношении которых совершена актовая запись, в электронной форме или по их желанию на бумажном носителе. После государственной регистрации акта гражданского состояния в ИС ЗАГС, распечатывается соответствующая актовая запись в двух экземплярах и формируется свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Актовые записи и свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданные в электронной форме, удостоверяются посредством электронной цифровой подписи начальника регистрирующего органа или лицом, исполняющим его обязанности, выдавшего документ. Свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные на бумажном носителе, скрепляются подписью начальника регистрирующего органа или лицом, исполняющим его обязанности, гербовой печатью регистрирующего органа, выдавшего документ. Сведения, указанные в свидетельстве о государственной регистрации акта гражданского состояния, заносятся в журнал «Выдача гербовых бланков» (далее – расходный журнал), по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам, после чего свидетельство выдается услугополучателю или направляется в Государственную корпорацию. При обращении на портал результат оказания государственной услуги, в виде свидетельства, справки о государственной регистрации акта гражданского состояния или мотивированного ответа об отказе в оказании государственной услуги направляется услугополучателю в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП должностного лица услугодателя. Также при обращении на портал результат оказания государственной услуги, в виде свидетельства на бумажном носителе о государственной регистрации акта гражданского состояния направляется в Государственную корпорацию, которую услугополучатель указал в заявлении. При обращении к услугодателю или в Государственную корпорацию результат оказания государственной услуги выдается услугополучателю или направляется услугодателем в Государственную корпорацию в виде свидетельства, справки о государственной регистрации акта гражданского состояния или мотивированного ответа об отказе в оказании государственной услуги. Свидетельства и справки о государственной регистрации акта гражданского состояния, за исключением первичных свидетельств о заключении брака (супружества), о расторжении брака (супружества) по совместному заявлению супругов, первичных и повторных свидетельств о рождении после установления отцовства (материнства) на основании совместного заявления родителей ребенка по желанию услугополучателя направляются по месту жительства указанному в заявлении посредством почтовой связи. При выявлении оснований для отказа в оказании государственной услуги, согласно пункту 9 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги, услугодатель: по государственным услугам, по которым установлен менее чем трехдневный срок оказания государственной услуги, формирует отказ в оказании государственной услуги; по государственным услугам, превышающим трех дневный срок оказания, услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению. Уведомление о заслушивании направляется не менее чем за 3 рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги. Заслушивание проводится не позднее 2 рабочих дней со дня уведомления. По результатам заслушивания услугодатель производит государственную регистрацию акта гражданского состояния, вносит изменения, исправления, дополнения, аннулирует или восстанавливает записи акта гражданского состояния, выписывает свидетельство, повторное свидетельство или справку о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо формирует мотивированный отказ в оказании государственной услуги В Государственной корпорации выдача готовых документов осуществляется на основании расписки о приеме соответствующих документов, при предъявлении удостоверения личности (либо его представителя, действующего на основании документа, выданного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя). Государственная корпорация обеспечивает хранение документов, в течение 1 (одного) месяца, после чего передает их услугодателю для дальнейшего хранения. При обращении услугополучателя по истечении 1 (одного) месяца, по запросу Государственной корпорации услугодатель в течение 1 (одного) рабочего дня направляет готовые документы в Государственную корпорацию для выдачи услугополучателю. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования за исключением подпункта 2) пункта 2 Правил который вводится в действие с 1 июля 2023 года. |