|
|
|
О регламентации реабилитации жертв репрессий в зарубежном законодательстве
З.Казиев, к.ю.н., профессор, член рабочей группы Госкомиссии по полной реабилитации жертв массовых политических репрессий;
А.Айтуарова, м.ю.н., Старший научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
В мае прошлого года Президент страны К.К.Токаев в своём обращении накануне Дня памяти жертв политических репрессий и голода подчеркнул: «За годы репрессий в Казахстан было сослано свыше пяти миллионов человек со всех уголков Советского Союза. Через жернова репрессий прошло около 100 тысяч казахстанцев, более 20 тысяч из которых были расстреляны». Созданная в ноябре 2020 года Главой государства Государственная комиссия по полной реабилитации жертв массовых политических репрессий на основе глубокого изучения этих материалов в рамках концепции «Слышащего государства» в активном режиме уже выполняет свою ответственную социально-политическую миссию. На двух состоявшихся заседаниях Госкомиссии под руководством Государственного секретаря Республики Казахстан рассмотрены основные вопросы организационного и методологического характера, приняты важные решения, способствующие созданию необходимых условий для работы Проектного офиса и 11 рабочих групп по выделенным направлениям поисково-аналитической работы. О ходе и результатах заседаниях достаточно широко освещалось в СМИ и интернет-ресурсах. В частности, вице-премьер Правительства Е.Л.Тугжанов в интервью 9 апреля т.г. сказал: «По итогам деятельности Государственной комиссии будет проведена работа по законодательному обеспечению вопросов полной реабилитации жертв политических репрессий. Будут разработаны законопроекты «О полной реабилитации жертв политических репрессий» и «О внесении изменений и дополнений в ряд действующих законов». Также будут выработаны новые механизмы реабилитации жертв политических репрессий и расширены перечень лиц, имеющих право на реабилитацию. Все материалы будут классифицированы по видам репрессий и категориям репрессированных». Кроме того, Госкомиссия в целях восстановления исторической справедливости и увековечения невинных жертв предлагает расширить период и лиц, подпадающих под реабилитацию, установить монументальную экспозицию, посвященную депортированным народам и нравственной роли казахского народа, признать жертвами политических репрессий членов семей репрессированных, военнопленных и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны ветеранами этой войны, а также осуществитьряд других мероприятий важного морально-правового характера. Приступая к такой масштабной работе, необходимо опираться на действующую в Казахстане правовую основу института реабилитации жертв политических репрессий, на знание законодательной урегулированности принятых и намечаемых мер. Безусловно полезным является изучение и восприятие положительного опыта зарубежных государств по интересующей проблематике. Одним из исторических решений, символизирующих независимость и суверенитет нашей страны, было принятие Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» 14 апреля 1993 года. На основе названного Закона за прошедшие годы тысячи казахстанцев были возрождены из исторического небытия, восстановлено их доброе имя, прежде носивших на себе ярлык «врагов народа» и предателей Родины, приняты меры по доступной компенсации морального и материального ущерба реабилитированным, членам их семей и потомкам, в том числе им установлены определённые льготы. Скорбная память воплощена в памятниках, музеях, документальных и художественных произведениях. В общественном сознании сформировалось твердое понимание, что применявшиеся длительное время жестокие меры в интересах тоталитарного режима являются тяжким злодеянием против собственного народа, а пострадавшие - невинные жертвы, требующие исчерпывающей реабилитации, не только политической и моральной, но полного юридического оправдания. Повторение такого недопустимо. К настоящему времени Закон, выполняя свою основную миссию, остаётся всё ещё актуальным. Вместе с тем, для максимальной реализации его цели необходимо принять указанные выше меры по совершенствованию с учётом результатов его правового мониторинга, практических достижений и проблем при исполнении, а также современной социально-политической обстановки. Ряд недостатков, на наш взгляд, обусловлен тем, что в период подготовки Закона всё ещё сохранялись в какой-то мере идеологические и уголовно-правовые понятия тоталитарной системы. Как отмечает С.А.Касымов, основной проблемой в Законе является односторонний подход, так как не анализируется и не выявляется, какие категории жертв репрессий были присущи Казахстану. Изучались политические репрессии только 30-х годов, поверхностно затрагивались 20-е годы, а досоветский период вообще не исследовался. Анализ последствий политических репрессий показывает, что в Казахстане государственный механизм репрессий был в основном направлен именно на борцов за свободу и независимость Казахстана.[1] На первый взгляд, действующий Закон охватывает все стороны предмета своего регулирования. Достаточно обширными и полными в статьях 1-6 выглядят понятия политических репрессий и их видов, реабилитации и перечень лиц, подпадающих и неподпадающих под неё. Но при внимательном подходе к этому перечню усматривается, что указанный перечень составлен слишком обще, без конкретной дифференциации мер репрессии и оснований к их применению. Имеются и другие недостатки правового регулирования. Сравнительное изучение законодательных актов бывших союзных республик по данной проблеме, совместно переживших период репрессий, показывает общее сходство подходов к реабилитации. В частности, соответствующие Законы Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Туркменистана и некоторых других отличаются друг от друга незначительно и аналогичны казахстанскому Закону «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Между тем, в правовом регулировании этой сферы имеются примеры, на которые, по нашему мнению, следует обратить внимание в ходе предстоящей разработки нового законопроекта. Так, Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» после внесения в марте 2018 года изменений, стал охватывать своим действием период с 1917 по 1991 год, расширил и уточнил перечень форм репрессий. Т.е. проведена определённая классификация репрессивных мер. Согласно статьи 2 Закона, ими признаются: 1) лишение жизни; 2) лишение свободы (заключения) или ограничение свободы; 3) принудительное безосновательное помещение здорового человека в психиатрическое учреждение по решению внесудебного или иного репрессивного органа; 4) принудительное лишение гражданства СССР, УССР (УССР) и высылке за пределы СССР; 5) ссылки; 6) высылки; 7) депортация; 8) ограничение в праве проживания в отдельных городах, местностях или административно-территориальных единицах; 9) удлинение во время Второй мировой войны 1939-1945 годов для лица, отбывшего наказание, срока лишения свободы «до окончания войны» или оставление лица в лагерях Народного комиссариата внутренних дел для работы в статусе вольнонаемных работников; 10) принудительное направление лица в трудовую армию; 11) содержание в проверочно-фильтрационных лагерях или пунктах лица, который вернулся в СССР путем добровольной или принудительной репатриации; 12) принудительное направление лица после проверочно-фильтрационного лагеря или пункта на восстановление народного хозяйства; 13) лишение имущества путем: национализации; экспроприации; конфискации по решению или приговору репрессивного органа; раскулачивание; изъятие репрессивным или иным органом при осуществлении обыска; 14) лишение жилья; 15) применение или распространение действия закона или иного нормативного акта об уголовной ответственности, устанавливающий преступность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего соответствующее деяние до вступления в силу такого закона или акта; 16) применение или распространение действия закона или иного нормативного акта об административной ответственности, который определяет действия как административное правонарушение, усиливает административную ответственность или иным образом ухудшает положение лица, совершившего соответствующее деяние до вступления в силу такого закона или акта; 17) назначение за совершенное преступление или административное правонарушение более строгого наказания, чем предусмотрено за данное преступление или административное правонарушение законом или иным нормативным актом об уголовной или административной ответственности, которое является явно несоразмерным со степенью тяжести совершенного преступления или административного правонарушения; 18) захват заложников; 19) интернирование; 20) гласный или негласный надзор со стороны репрессивных органов; 21) назначение наказания за побег из места отбывания наказания, если лицо находилось в месте отбывания наказания вследствие репрессий; 22) лишение или ограничение избирательных, трудовых и других гражданских прав; 23) иные ограничения прав и свобод лиц, которые были признаны социально опасными для советской власти, советского государства или советского строя, осуществлялись репрессивными органами, в частности внесудебными органами, по мотивам, определенных этим Законом. Внесёнными поправками в Законе определены категории реабилитированных. В него входят лица: 1) которые к 24 августа 1991 были обвинены или которым было назначено наказание по решению внесудебного органа независимо от действия или мотивов обвинения, или назначения наказания; 2) в отношении которых до 24 августа 1991 года были совершены репрессии в формах, определенных статьей 2[2] Закона, по решению другого репрессивного органа, если установлен факт осуществления репрессий против таких лиц по классовым, национальным, политическим, религиозным, социальным мотивам; 3) в отношении которых до 24 августа 1991 года были совершены репрессии по решению другого репрессивного органа, если установлено недоказанность вины этих лиц в совершении преступления или административного правонарушения; 4) которые к 24 августа 1991 были арестованы, находились под стражей и которым было предъявлено обвинение по статьям законодательных актов, предусмотренных пунктами 1-5[3], по законодательным актам, предусмотренными пунктами 6-14[4], за деяния, предусмотренные пунктами 15-22[5] статьи 3 Закона, если дела против таких лиц были прекращены в ходе следствия, предварительного (досудебного) следствия или закрыты при отсутствии события преступления, отсутствие состава преступления, недоказанности участия лица в совершении преступления; 5) в отношении которых до 24 августа 1991 года по решению другого репрессивного органа были осуществлены репрессии в формах, определенных статьей 2 Закона, за недонесение (несообщение) о совершении или подготовке к совершению другим лицом деяние, за которое законодательством, действовавшим до 24 августа 1991 года, было предусмотрена уголовная или административная ответственность, если только лицо, которому назначено наказание за совершение или подготовку к совершению такого деяния, было реабилитировано в установленном порядке. Кроме того, согласно ст. 1-3 Закона жертвами репрессий признаются: 1) супруг репрессированного лица, который на момент совершения репрессии находился в браке с репрессированным лицом; 2) дети репрессированного лица, в том числе усыновленные, которые в возрасте до 18 лет остались без отца, матери (усыновителя) в результате осуществления репрессий против отца, матери (усыновителя) или которые родились не позже чем через 10 месяцев со дня ареста отца, матери или родившихся в месте лишения свободы, в ссылке, высылке во время пребывания репрессированного лица в месте лишения свободы, в ссылке, высылке, оставлении репрессированного лица для работы в лагерях Народного комиссариата внутренних дел в положении вольнонаемного без права выезда с прикреплением к районам лагеря-строительства, закрепленные за строительством согласно директиве Народного комиссара внутренних дел и Прокурора СССР от 29 апреля 1942 № 185; 3) другие лица, которые на момент осуществления репрессии совместно проживали, были связаны общим бытом с репрессированным лицом или находились на содержании репрессированного лица. Далее, статьи 1-4 Закона в части признания реабилитированными, пострадавшими от репрессий распространяется на лиц, принадлежащих к одной из следующих категорий лиц: 1) указанные в статьях 1-2, 1-3 Закона, если репрессии в отношении таких лиц были осуществлены на территории Украины; 2) указанные в статьях 1-2, 1-3 Закона, проживавшие на территории Украины, независимо от длительности проживания, выехавшие или по независящим от их воли обстоятельств, перемещенные за пределы территории Украины, где в отношении них были осуществлены репрессии; 3) указанные в статьях 1-2, 1-3 Закона, информация об осуществлении репрессий в отношении которых содержится в архивных уголовных делах, других носителях архивной информации репрессивных органов 1917-1991 годов, архивных документах, хранящихся в архивных учреждениях Украины; 4) указанные в статьях 1-2, 1-3 Закона, которые являются гражданами Украины. Примечательно также, что в Украине 9 апреля 2015 года был принят корреспондирующий с предыдущим законодательным актом Закон «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке»[6] (далее - Закон), направленный на признание ряда категорий украинских патриотов борцами за независимость Украины в XX веке, установление их правового статуса, определение права таких лиц на получение государственных и муниципальных социальных гарантий. В соответствии с названным Законом «Борцами за независимость Украины в XX веке» признаются лица, которые принимали участие во всех формах политической, вооруженной и другой коллективной или индивидуальной борьбы за независимость Украины в XX веке. Однако установленный Законом перечень органов власти, организаций, структур и формирований, в состав которых входили эти лица, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Для сравнения. В Индии, в соответствии с Законом «О борцах за свободу и их семей (благосостояние)» 2016 года (THE FREEDOM FIGHTERS AND THEIR FAMILIES (WELFARE) BILL, 2016)[7], «борец за свободу» означает любое лицо, которое участвовало в движении за свободу или подверглось тюремному заключению в связи с движением за свободу. В Грузии вопрос реабилитации жертв политических репрессий регулируется Декретом Государственного Совета Республики Грузия «О восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям в 1921-1924 гг. за участие в национально-освободительной борьбе Грузии»[8], принятый 25 мая 1992 года. Декрет признает реабилитированными всех лиц, репрессированных за участие в национально-освободительной борьбе Грузии в 1921-1924 гг. Законодательство о реабилитации, действующее в таких постсоветских странах, как Латвия, Молдова, Эстония имеет свои особенности историко-политического характера, связанные с неоднозначностью в оценке процесса их вхождения в состав СССР в 1939-1941 годах и последующего пребывания в нём вплоть до развала Советского Союза, а также с нахождением территорий указанных государств в период Второй мировой войны под немецко-фашистской оккупацией и др. Вместе с тем, несмотря на относительно короткий срок, принятые со стороны советского правительства репрессивные меры в отношении населения этих стран также были массовыми и аналогичны тем, которые применялись ранее в союзных республиках. Местом ссылок, высылок, спецпоселений и исправительно-трудовых лагерей для политически репрессированных в основном была Казахская ССР, на территории которой размещалось 13 лагерей. Поэтому законы о реабилитации репрессированных, принятые после приобретения названными государствами независимости, по основным положениям имеют большую схожесть с казахстанским законом. Касательно различий, привлекающих внимание, можно отметить некоторые категории репрессированных. Например, в Эстонии реабилитации среди прочих подлежит лицо: «- наказанное тюремным заключением или высылкой на поселение за участие в акте протеста, носящим антиоккупационный характер, либо в акте, подчеркивающем государственное право на самоопределение, либо за иное осуществление или попытку осуществления международно признанных прав человека или основных свобод, независимо от вида преступления, формально приписанного ему оккупационным государством; - наказанное как укрывающееся от противоправных репрессий лицо тюремным заключением или высылкой на поселение за деяние или деяния, совершенные им с целью необходимой обороны или по крайней необходимости, не выходя за рамки, установленные законом Эстонской Республики, за исключением случая, если деяние могло быть также наказуем и на основании законов Эстонской Республики; - подвергнутое в качестве подопытного объекта облучению при взрыве ядерной бомбы; - принудительно перемещенное в район ядерной катастрофы для ликвидации ее последствий.» Закон Республики Молдова «О реабилитации жертв политических репрессий, совершенных оккупационным тоталитарным коммунистическим режимом (7 ноября 1917 года — 23 июня 1990 года)»[9] от 8 декабря 1992 года провозгласил: «Признаются невиновными и подлежащими реабилитации перед обществом с восстановлением в правах независимо от их настоящего местожительства все лица, которые в период с 7 ноября 1917 года по 23 июня 1990 года были подвергнуты политическим репрессиям на нынешней территории Республики Молдова: a) …; b) осуждены за неуплату налогов или невыполнение плана сдачи хлеба государству на основании статей 58, 58—1, 58—2 Уголовного кодекса Украинской ССР (в редакции 1927 года); c) …; d) депортированы или высланы из Молдавской АССР и Молдавской СССР на основании решений административных органов под предлогом борьбы с кулаками, противниками коллективизации или так называемыми бандитами и их семьями, а также вследствие обвинения в сотрудничестве с «оккупационным буржуазно-помещичьим режимом»; е)…; f)…; g)…; h) уволены с работы или исключены из учебных заведений по политическим, национальным, религиозным или социальным мотивам; i) осуждены за участие в публичных манифестациях за провозглашение суверенитета и независимости Республики Молдова или в отношении которых уголовные дела были возбуждены в связи с этими же действиями, а затем прекращены без реабилитирующих оснований, если эти лица не совершили уголовных преступлений.» Авторы настоящей публикации не претендуют на исчерпывающий анализ зарубежного законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, но полагают, что представленный краткий обзор будет в какой-то мере полезен для Госкомиссии и научно-исследовательской деятельности заинтересованных лиц. _____________________________________
[1]Сабыр КАСЫМОВ «В Казахстане остаются проблемы в деле реабилитации жертв репрессий» / Газеты «Литер» (www.liter.kz) [3]Статья 3. Признаком осуществления репрессий является факт обвинения или назначения наказания лицу до 24 августа 1991 года по: 1)статьям 57-64, 67, 68 (в части сокрытия или пособничества деянием, предусмотренным статьями 57-64, 67), 69-70, 71-73 Уголовного кодекса УССР 1922 г. и аналогичными статьями уголовных кодексов других союзных республик, входивших в состав СССР; 2) статьям 54 - 1 -54 - 6, 54 - 7 -54 - 14, частью второй статьи 58, частью второй статьи 58 - 1, статьей 67 (в части агитации к совершению деяний, предусмотренных статьями 57-59, 63-66), статьями 75 - 1, 80, частью первой статьи 80 - 1, статьями 81, 85 - 1, 110-114 Уголовного кодекса УССР 1927 г. и аналогичными статьями уголовных кодексов других союзных республик, входивших в состав СССР; 3) статьям 56, 57, 58, 61, 62, 62 - 1, а также статьей 64 (в части участия в антисоветской организации или организационной деятельности в отношении деяний, квалифицированных по вышеуказанным статьям), статье 187 - 1, частью первой статьи 187 - 2 Уголовного кодекса УССР1960 (в редакции до 28 октября 1989 года) и аналогичными статьями уголовных кодексов или уголовных законов других союзных республик, входивших в состав СССР; 4) статье 7 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958; 5) статьям 2-5, 8, 10, 12-14 Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасные для Союза ССР, преступления против порядка управления), утвержденного Центральным исполнительным комитетом СССР 25 февраля 1927; [4] 6) Статья 3. Признаком осуществления репрессий является факт обвинения или назначения наказания лицу до 24 августа 1991 года по: … Постановлению Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» от 1 февраля 1930; 7) Постановлению Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932; 8) Указу Президиума Верховного Совета СССР «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни» от 21 февраля 1948; 9) Указу Президиума Верховного Совета СССР «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни» от 2 июня 1948; 10) Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941; 11) Постановлению Политбюро Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930; 12) Постановлению Совета Министров СССР «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни» от 21 февраля 1948; 13) Постановлению Совета Министров СССР «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948» О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни от 3 июня 1948; 14) директиве Народного комиссара внутренних дел и Прокурора СССР от 29 апреля 1942 № 185; [5]Статья 3. Признаком осуществления репрессий факт обвинения или назначения наказания лицу до 24 августа 1991 года по: … 15) нарушение законодательных актов об отделении церкви от государства и школы от церкви; 16) посягательство на личность и права граждан под видом совершения религиозных обрядов; 17) уклонение от службы в Рабоче-крестьянской красной армии (советской армии) по политическим или религиозным мотивам; 18) неуплату налогов, если их размер был определен лице как для «кулацкого» или «середняцкого» хозяйства; 19) антисоветскую агитацию и пропаганду; 20) распространение «заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй»; 21) диверсии, вредительство, саботаж, террористические акты, организацию разрушений или повреждений взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных путей, других путей и средств сообщения, средств связи, общественных складов, административных или промышленных зданий, водопроводов, шпионаж, вооруженные вторжения на территорию Украины или СССР, организацию вооруженных формирований, участие в вооруженных формированиях, если указанные действия совершались с целью получения (восстановления) или защиты независимости Украины лицами, указанными в статье 1 Закона Украины «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке», и в архивных уголовных делах, других носителях архивной информации репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов, архивных документах, других документах и материалах, содержащих информацию об участии таких лиц в борьбе за независимость Украины в ХХ веке; 22) недонесение (несообщение) о совершении или подготовке к совершению другим лицом деяния, за которое законодательством, действовавшим до 24 августа 1991 года, было предусмотрена уголовная или административная ответственность, если только лицо, которому назначено наказание за совершение или подготовку к совершению такого деяния, было реабилитировано в установленном порядке. [6]https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36432375&pin=312531 [7]http://164.100.47.4/billstexts/lsbilltexts/asintroduced/205LS.pdf [8]Декрет Государственного Совета Республики Грузия О восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям в 1921-1924 гг. за участие в национально-освободительной борьбе Грузии // https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/rehabilitation/rehabilitation-law-gr/ [9]Закон Республики Молдова О реабилитации жертв политических репрессий, совершенных оккупационным тоталитарным коммунистическим режимом (7 ноября 1917 года — 23 июня 1990 года) // https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/rehabilitation/rehabilitation-law-mold/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |