|
Досье на проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (март 2024 г.) 1. Проект Кодекса РК (июнь 2024 г.) 2. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - КДРП) (март 2024 года) Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - КДРП) (март 2024 года) 1. Описание проблемы: № п/п | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы | Способы измерения проблемы | 1. | Переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики. | 1. Ставка НДС в Казахстане является одной из самых привлекательных в мире - 12% (в России, Беларуси, Армении - 20%, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) - доходит до 27%). Наряду с этим, нуждаются в поддержке отечественные производители и переработчики продукции в тех или иных отраслях. 2. В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства - 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует. При этом некоторые секторы экономики, такие как, финансовый сектор, игорный бизнес остаются высокомаржинальными. | 1. Как показывает сравнительный анализ, применяемая в настоящее время в Казахстане единая ставка НДС в размере 12%, является одной из самых привлекательных в мире. В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. При этом с годами ставка постепенно снижалась. Целью такого снижения было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения «теневого» оборота товаров, работ, услуг. При этом, в мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально-значимых и «чувствительных» товаров. 2. В целом порядок обложения КПН в Казахстане соответствует международной практике, при этом ставка 20% является относительно низкой по сравнению со ставками других стран. В последние годы эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9% до 3,8%, что является низким показателем. Одной из основных причин этому является целый ряд налоговых льгот, в том числе, установленных для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т.д.), в зависимости от территории (специальной экономичекой зоны (далее - СЭЗ), Астана хаб и т.д.). | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 2. | Ускорение введения прогрессивного налогообложения. | В Республике Казахстан (далее - РК) применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода (плоская шкала). Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», так как физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. Прогрессивная шкала является одной из мер, позволяющих устранить такую несправедливость, а также снизить налоговую нагрузку для населения с низким уровнем доходов. | В РК до 2006 года применялась 4-х ступенчатая прогрессивная шкала обложения ИПН с налоговыми ставками от 5 % до 20 % (5%, 10%, 15% и 20% при превышении пороговых значений). Переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке 10 % произведен в 2007 году с целью снижения доли выдачи заработной платы в «конвертах». Аналогично, «плоскую шкалу» ИПН применяют еще 29 стран. Остальные страны, в том числе страны ОЭСР, применяют прогрессивную шкалу. Смысл прогрессивной шкалы налога в том, чтобы более высокооплачиваемые работники вносили больший вклад в развитие страны. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 3. | Реформирование специальных налоговых режимов. | В настоящее время существует множество специальных налоговых режимов, ставок, правил, ограничений видов деятельности. | Чрезмерное многообразие режимов, их условий, критериев существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование. Широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных специальных налоговых режимов (далее - СНР). Отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников. Справочно: Сведения о количестве субъектов предпринимательства, применяющих СНР, за период с 2018 по 2022 годы: СНР | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | СНР на основе упрощенной декларации | 486 343 | 604 751 | 1 383 813 | 1 521 581 | 2 128 570 | СНР с использованием фиксированного вычета | 57 | 231 | 1 139 | 2 935 | 5 157 | СНР для крестьянских или фермерских хозяйств | 122 013 | 130 712 | 174 414 | 175 252 | 185 539 | СНР для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов | 4 183 | 4 655 | 6 350 | 7 637 | 10 324 | СНР розничного налога | | | | | 2000 | | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 4. | Упорядочение и сокращение объема налоговых льгот минимум на 20%, определение четких правил их предоставления. | Отсутствует комплексный подход к установлению налоговых льгот с учетом всех аспектов, включая вопросы инициирования, предоставления, продления, отмены, учета, мониторинга, анализа налоговых льгот, а также межведомственной координации. Также отсутствует регламентация порядка мониторинга за достижением заявленных целей при введении налоговых льгот. | В целом, предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором. Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций. Ряд льгот имеют социальную направленность или направлены на сокращение издержек потребителей. В то же время налоговые льготы сокращают собираемость налогов и могут порождать иждивенческое поведение у налогоплательщиков. Соответственно, их предоставление должно быть оправдано вескими причинами (экономическими, социальными или другими) и их актуальность и эффективность должны подвергаться постоянному мониторингу и анализу. Как показывает анализ в Казахстане отсутствует четкая регламентация понятия налоговых льгот. Кроме того, не все нормы, которые выглядят как льгота, по сути являются таковыми. К примеру, сумма примененных льгот в 2022 году по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) составила 9,5 трлн.тенге, из них 4 587,03 млрд. тенге только за счет применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Это не льготная норма, а природа НДС, который уплачивается в стране назначения. Кроме того, не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности. Действующие формы налоговой отчетности не до конца раскрывают детальную информацию по сумме и получателям налоговых льгот. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 5. | Обеспечение перехода на сервисную модель взаимодействия между органами государственных доходов (далее - ОГД) и налогоплательщиками. | Необходимо продолжить работу по усилению взаимоотношений ОГД с налогоплательщиками в формате удаленного оперативного доступа к информации. В связи с развитием IT-технологий необходимо их применение при взаимоотношениях ОГД и налогоплательщиков путем расширения и пересмотра порядка оказания действующих услуг. | В последние годы проводится работа по совершенствованию налогового администрирования. При этом основная цель проводимой работы - простое исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками. Применение такого формата взаимоотношений позволит не только облегчить налоговое администрирование, но и оперативно получать уведомления и государственные услуги налогоплательщикам. Справочно: В Казахстане ОГД оказываются физическим и юридическим лицам 42 государственные услуги, из них 26 -налоговые, 16 - таможенные. Из 42 государственных услуг ОГД 38 услуг переведены в электронный формат (или 91%). По итогам 2023 года: ОГД оказано всего 20,6 млн. государственных услуг (в 2022 году - 19,9 млн.), из них: электронно - 20,5 млн. или 99,3% (в 2022 году - 19,8 млн. или 99,3%); бумажно - 152 тыс. или 0,7% (в 2022 году - 133 тыс. или 0,7%). Наиболее востребованной электронной услугой ОГД является «Прием налоговой отчетности» - 12,6 млн. принятых форм (в 2022 году - 9,2 млн.). В целях цифровизации государственных услуг ОГД, из 38 электронных государственных услуг ОГД на мобильные приложения «eGov mobile» и «eGov Business» выведены 15 услуг и 8 сервисов, «e-Salyq Azamat» - 11 сервисов, 2 услуги, «e-Salyq Business» - услуга по приему налоговой отчетности (ф.250.00 и 270.00 в рамках всеобщего декларирования), Кaspi банка - доступно 14 сервисов, Onlinebank для бизнеса Halyk банка - услуга по приему налоговой отчетности (ф.910.00) с 1 августа 2022 года. Также на внешних платформах внедрены 42 сервиса ОГД: «eGov mobile» - 8, «eGov Business» - 8, «e-Salyq Azamat» - 11, «e-Salyq Business» - 1, Кaspi банка - 14. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 6. | Обновление налогового администрирования. | 1. Прямой задачей ОГД является обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РК. При этом органами прокуратуры и антикоррупционной службой вынесены представления о неправомерных действиях ОГД в части вынесения решения уполномоченного органа на проведение внеплановой налоговой проверки, где основанием является отклонения, выявленные по итогам сопоставления налоговых деклараций и иных сведений с информационных систем. Также Налоговый кодекс не содержит прямых норм, позволяющих исключить расходы по взаиморасчетам с фирмами-однодневками без наличия судебных решений, что влечет потери бюджета в виде истечения сроков исковой давности (3 и 5 лет). 2. При возникновении налоговой задолженности способы и меры принудительного взыскания применяются на сумму от 1 тенге и выше, за исключением ограничений по банковским счетам, где обременение на счета накладывается при налоговой задолженности свыше 6 МРП. При отсутствии бухгалтера субъекты бизнеса не всегда могут акцентировать внимание на образование налоговой задолженности и соблюдение сроков по ее погашению, что приводит к несвоевременной уплате налогов и образованию незначительных сумм пени, которую в свою очередь могут не заплатить. В результате за незначительные суммы задолженности допускают наложение обременения на активы и банковские счета. Также, на практике субъекты микро и малого бизнеса для сдачи налоговой отчетности пользуются услугами консалтинговых компаний и не имеют практики самостоятельного пользования Кабинетом налогоплательщиков, что свою очередь приводит к неосведомленности об уведомлениях, доставленных в Кабинет налогоплательщиков. 3. Предоставление рассрочки только под залог имущества или банковскую гарантию. Возникшие временные финансовые затруднения у субъектов предпринимательства не всегда позволяют единовременно погасить образовавшуюся налоговую задолженность. 4. При возникновении незначительной задолженности по социальным платежам наложение ограничения на все банковские счета. Плательщиками и агентами несвоевременно производится уплата социальных платежей, в связи с чем, начисляются незначительные суммы пени. В результате блокируются операции по банковским счетам и кассе, что создает барьеры для субъектов предпринимательства в ходе осуществления своей деятельности | 1. Проводимые контрольные мероприятия показывают, что контрагенты-поставщики не имеют материально-технической базы (активы, наемные работники, спецтехника и т.д.) для выполнения и доставки товаров, работ и услуг. За период 2021-2022 гг. проведено 2042 налоговых проверок с суммой доначисления 135 532 млн. тенге, в том числе в рамках 958 проверок исключены взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками по следующим основаниям: 1) взаиморасчеты с налогоплательщиком, чья регистрация или перерегистрация, а также сделки признаны судом недействительными -175 проверок с суммой доначисления 17 450 млн. тенге (18% от общего количества проверок с доначислениями по неблагонадежным контрагентам); 2) взаиморасчеты с налогоплательщиком, в отношении которых имеется возбужденное уголовное дело по статье 216 Уголовного кодекса - 89 проверок с суммой доначисления 14 171 млн. тенге (9% от общего количества проверок с доначислениями по неблагонадежным контрагентам); 3) взаиморасчеты с налогоплательщиком, у которых отсутствуют фонд оплаты труда, наемные работники, активы, ресурсы - 464 проверки с суммой доначисления 20 265 млн. тенге (48% от общего количества проверок с доначислениями по неблагонадежным контрагентам); 4) взаиморасчеты с налогоплательщиком, у которых отсутствуют происхождение товара - 230 проверок с суммой доначисления 14 896 млн. тенге (24% от общего количества проверок с доначислениями по неблагонадежным контрагентам). 2. В настоящее время при наличии налоговой задолженности способы и меры принудительного взыскания применяются на сумму от 1 тенге и выше, за исключением приостановления расходных операций по банковским счетам, где обременение на счета накладывается при налоговой задолженности свыше 6 МРП или 20 700 тенге. При наличии задолженности, в том числе задолженности менее 6 МРП, ОГД обязаны произвести опись имущества. При этом для выезда по месту нахождения имущества должника требуется выделение времени и ресурсов со стороны ОГД, что не эффективно при незначительных суммах задолженности, так как требует привлечения человеческих ресурсов и отвлекает внимание от крупных должников. Не однозначно складывается ситуация и при отработке дебиторской задолженности в отношении индивидуальных предпринимателей, не ведущих бухгалтерский учет. Кроме того, имеются прецеденты по принятию способов и мер принудительного взыскания к налогоплательщикам, перешедшим на момент принятия мер из средней степени риска в низкую степень. Введение дифференцированного подхода при взыскании налоговой задолженности позволит субъектам предпринимательства при наличии незначительной задолженности осуществлять деятельность без ограничения действий и отвлечения внимания на сохранение своего имущества. 3. Согласно действующей норме Налогового кодекса рассрочка предоставляется под залог имущества либо под банковскую гарантию. При этом чтобы получить рассрочку должник обязан предварительно произвести оценку залогового имущества и застраховать его от утраты и повреждения. Вместе с тем, предоставление рассрочки не обеспеченной залогом, налогоплательщикам с налоговой задолженностью до 1600 МРП и испытывающим временными финансовыми затруднениями, позволяет освободить должника от проведения оценки залогового имущества и его обязательного страхования, а также сокращает временные рамки по предоставлению рассрочки. 4. В настоящее время при наличии задолженности по социальным платежам производится ограничение по всем банковским счетам должника. При этом в случае задолженности по социальным платежам с 1 тенге, производится блокировка счетов, что парализует деятельность субъектов предпринимательства, а также полностью ограничивает физических лиц в проведении безналичных расчетов. Установление порогового значения по применению способов принудительного взыскания задолженности по социальным платежам до 6 МРП по аналогии с действующей нормой в налоговом законодательстве при взыскании налоговой задолженности позволит субъектам предпринимательства осуществлять деятельность без наложения ограничения на банковские счета при незначительной задолженности по социальным платежам. Кроме того, должники с незначительной суммой задолженности по социальным платежам, выпадая из орбиты способов и мер принудительного взыскания, освобождают ресурсы для принятия способов и мер к должникам, удельный вес которых реально затрагивает интересы работников, что позволит увеличить эффективность взыскания задолженности и защиту интересов работников. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 7. | Полная цифровизация налогового контроля с сокращением форм налоговой отчетности на 30%. | В Казахстане при действующих 39 формах налоговой отчетности (далее - ФНО) у налогоплательщиков при исполнении налоговых обязательств по составлению и представлению налоговой отчетности возникает налоговая нагрузка: сложные ФНО, разные ФНО, трудности в выборе и заполнении ФНО, объемность годовых, квартальных ФНО, разные сроки уплаты и подачи ФНО, ошибки в заполнении ФНО. Также субъекты бизнеса в Казахстане отмечают, что налоговая, статистическая отчетность зачастую дублируется, отнимает у бизнеса время на заполнение, непредставление отчётности грозит различными санкциями. В настоящее время необходимо пересмотреть количество действующих ФНО и сократить при готовности уполномоченных государственных органов (УГО) к интеграции с ИС МФ (КГД) их количество на 30%. | 1. На сегодня в Казахстане полная цифровизация налогового контроля требует 100% интеграции информационных систем КГД МФ РК и уполномоченных государственных органов с актуальными сведениями по объектам налогообложения налогоплательщиков, по которым представляются ФНО, и соответственно, при таком подходе возможно сокращение либо отмена налоговой отчетности. К примеру, в Комитете по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РК на сегодня отсутствует информационная система по водопользователям и выдаваемым разрешениям на специальное водопользование, и в этой связи неготовность к интеграции с ИС МФ (КГД). Такая ситуация на сегодняшний день не позволяет исключить налоговую отчетность по плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников (форма 860.00), получать сведения от указанного уполномоченного органа и на основании сведений начислять плату к уплате на лицевом счете плательщика платы. Справочно. В Казахстане в 2023 году для налогоплательщиков предусмотрено 39 ФНО, из них: по КПН - 8, ИПН и СН - 5, НДС - 2, акциз - 2, специальные платежи недропользователей - 8, местные налоги (ТН, ИН, ЗН) - 4, платы - 5, налоги СНР - 5. В рамках нового Налогового кодекса с 2025 года будет сокращение ФНО на 30%, в том числе за счет исключения дублирующих приложений к ФНО, отмены налоговой отчетности для субъектов малого бизнеса, не имеющих наемных работников (обязательства будут ограничиваться только уплатой налогов через различные платформы: мобильные приложения ОГД, мобильные приложения банков, портал egov, портал КГД МФ РК kgd.gov.kz и другие). 2. В рамках проводимой государством работы по цифровизации, а также в целях автоматизации бизнес-процессов налогового администрирования и создания благоприятных условий налогоплательщику предлагается упрощение процедуры вручения документов путем направления в веб-приложение и личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 8. | Внедрение механизма снижения или освобождения от КПН с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. | Несмотря на создание законодательных и институциональных механизмов развития науки уровень финансирования отрасли остается недостаточным. Основными причинами низкой наукоемкости ВВП являются: 1) низкий объем инвестиций предпринимателей, неактивность компаний во вкладывании средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) (доля инвестиций от предпринимателей не превышает 8%, тогда как в развитых странах этот показатель - более 60%); 2) недостаточность норм в законодательстве по предоставлению преференций для частных инвестиций в НИОКР; 3) непривлекательность результатов научных исследований для предпринимателей, в том числе из-за их недостаточной практической ценности, низкой доли опытно-конструкторских работ (18%). | Действующим налоговым законодательством предусмотрено освобождение от КПН при реинвестировании прибыли. Эта норма распространяется только на субъекты малого бизнеса в обрабатывающей промышленности. Кроме того, действующим Налоговым кодексом предусмотрены вычеты в 1,5-кратном размере от расходов на финансирование науки. На сегодняшний день, имеющиеся в налоговом законодательстве налоговые стимулы, не позволяют достигнуть цели по снижению или освобождению от КПН с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 9. | Уменьшение минимум на 20% общего количества видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. | Незначительные поступления по платам и сборам. | Определенность налоговых отношений дополнительно должна быть достигнута через объективное сокращение видов обязательных платежей в бюджет, упрощение порядка их исчисления и уплаты. На сегодняшний день, в Налоговом кодексе содержатся платежи в бюджет, являющиеся неэффективными в части соотношения размеров дохода бюджета и затрат на налоговое администрирование. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 10. | Освобождение иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на первые три года реализации новых проектов обрабатывающей промышленности. | Учитывая важность реализации всех запланированных проектов обрабатывающей промышленности необходимо снизить налоговую нагрузку предприятия, что, в свою очередь, позволит сгенерировать оборотные средства предприятия на развитие производства и ускоренно выйти на проектную мощность производства. | Привлечение инвестиций в экономику страны является одним из важных факторов, определяющих ее экономический рост и повышение конкурентоспособности. Приток инвестиций в экономику страны способствует созданию новых производств, привлечению передовых технологий, повышению качества человеческого капитала и созданию новых рабочих мест. На сегодня пул инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности составляет 1104 проекта в металлургической и машиностроительной отрасли, химической и легкой промышленности, производстве строительных материалов и других отраслях обрабатывающей промышленности. Реализация инвестиционных проектов позволит: повысить долю обрабатывающей промышленности в структуре экономики, и тем самым диверсифицировать сырьевую экономику страны в сторону производства продукции с высокой добавленной стоимость и продуктовой сложностью; освоить производство продукции ранее отсутствовавших в стране; снизить потребность страны в импортной продукции на сумму 5,5 трлн. тенге; увеличить экспорт продукции высокой добавленной стоимостью на сумму 7,5 трлн. тенге; привлечь инвестиции на сумму 36,3 трлн тенге, в том числе прямых иностранных на 8,4 трлн. тенге; создать 171 тыс. постоянных рабочих мест; повысить объем производимой продукции в обрабатывающей промышленности на сумму 13 трлн. тенге. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. | 11. | Упрощение процедуры возврата НДС. | Высокий уровень доли теневой экономики (согласно данным Бюро национальной статистики уровень составляет 19,8 %). Возврат НДС осуществляется по результатам налоговых проверок с применением системы управления рисками (далее - СУР) в течение 55-75 рабочих дней. Основной принцип применения СУР - не возвращать НДС, который не оплачен в бюджет поставщиками. На сегодня контроль осуществляется только посредством электронных счет-фактур (далее - ЭСФ), а основная составляющая сделки (деньги) не контролируется. Такой порядок администрирования без привязки к оплате за товары (работ, услуг) способствует совершению фиктивных сделок и сокрытию доходов | С 2021 года по фиктивным сделкам в рамках пилотного проекта заблокирована выписка ЭСФ более 9 тысяч налогоплательщиков на сумму оборотов 7 трлн. тенге. Также, за период 2021-2023 годы судами удовлетворено 5,9 тысяч исковых заявлений о признании сделок недействительными на сумму НДС 89,3 млрд. тенге (подано 6,5 тыс. исков на сумму НДС 101,5 млрд. тенге). Наличие таких рисков подталкивает ОГД совершенствовать методы и инструменты администрирования, усилению контрольных мероприятий. | Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей. |
2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием: № п/п | Текущая ситуация | Международный опыт | 1. | Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире - 12%. В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства - 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует. | 1. В мировой практике применяются дифференцированные ставки НДС: высокие базовые ставки и низкие ставки для социально-значимых товаров. Ставки НДС в России, Беларуси и Армении - 20%, в Кыргызстане - 12%, Дании и Норвегии - 25%, в Испании, Латвии, Литве и Нидерландах - 21%, во Франции - 19,6%, в Германии - 19%, в Азербайджане и Грузии - 18%. 20% - наиболее популярная ставка НДС. Соотношение налоговой нагрузки к номинальной ставке НДС значительно ниже идентичного соотношения в сравниваемых странах. НДС более 20% применяется в Норвегии (25%) и Польше (23%), соответственно, в этих странах и коэффициенты налоговой нагрузки сравнительно высокие 7,8% и 7,0%. В России, Украине, Беларуси, Азербайджане ставка НДС равна 20%. При этом, в Украине и Беларуси отмечаются наиболее высокие показатели налоговой нагрузки - 12,1% и 9%, соответственно. Несмотря на высокую ставку налога, довольно низкая налоговая нагрузка в Азербайджане - 6,3%. 18%-ная ставка НДС применяется в Турции и России. Однако в Турции налоговая нагрузка НДС практически вдвое превышает показатель России. В Кыргызской Республике ставка НДС также, как и в Казахстане равна 12%, но налоговая нагрузка значительно выше чем в Казахстане, и приравнивается к уровню европейских стран. Соотношение налоговой нагрузки к номинальной ставке НДС в этой стране равно 0,6. В Австралии и Малайзии применяется налог на товары и услуги с более низкими ставками. Так, в Малайзии ставка этого налога равна 6%, при том, что его налоговая нагрузка составляет 2,3%, столько же, сколько и в Казахстане при ставке по НДС вдвое выше. У действующего в Канаде гармонизированного налога с услуг ставка варьируется от 10% до 15% в зависимости от определяемых ставок каждой провинцией. При этом налоговая нагрузка составляет 4,4%. 2. В странах ОЭСР уровень ставки КПН колеблется от 20% до 40% (США - до 40%, Франция - 38%, Япония - 33%, Германия - 30%, Норвегия - 27%, Канада - 26%, Финляндия - 20%). Ставки КПН в странах ЕАЭС: России - 20%, Белоруссии - 18%, Кыргызстане - 10%, Армении - 20%. Кроме того, во многих странах ставки подоходного налога варьируются в зависимости от отрасли либо доходы компаний в определенных отраслях облагаются дополнительными налогами. Например, ставки КПН в Узбекистане в зависимости от отрасли оставляет с 12% до 22%. В Норвегии для нефтедобывающих компаний есть специальный налог в размере 50% от прибыли, в Великобритании есть дополнительный налог на нефть и газ в размере 32%, в Китае есть специальный налог на прибыль от добычи нефти от 20% до 40%. Как отмечает ОЭСР в своем последнем докладе о налоговых реформах 2023 года, многие юрисдикции продолжают увеличивать корпоративные налоговые льготы для поддержки инвестиций и инноваций. Налоговые стимулы для поощрения увеличения инвестиций в инновационные технологии, исследования и разработки были распространенным явлением в 2022 году, как и в течение последнего десятилетия. В странах с высоким уровнем дохода налоговые льготы также часто использовались для смягчения воздействия на бизнес повышенных цен на энергоносители, особенно на МСП. Многие европейские страны сообщили о снижении налоговых ставок и налоговых льготах, связанных с энергетикой. Схемы, унаследованные от программ, связанных с COVID-19, часто расширялись для оказания помощи компаниям, сталкивающимся с ростом цен на электроэнергию и высокой инфляцией в целом. КПН - это налог на прибыль корпораций. Все страны ОЭСР взимают налог на корпоративную прибыль, но ставки и базы сильно различаются от страны к стране. Эстония занимает первое место в Индексе налоговой конкурентоспособности ОЭСР последние 9 лет. В Эстонии стандартная ставка КПН составляет 20%. Пониженная ставка налога на прибыль в размере 14% применяется, если выплаты дивидендов являются регулярными. КПН выплачивается с распределенной прибыли (например, дивидендов, дополнительных льгот, подарков, пожертвований) и налогооблагаемых расходов. В Эстонии отсутствует КПН на нераспределенную и реинвестированную прибыль. Это означает, что налог на прибыль составляет 0%, пока компания продолжает реинвестировать его в дальнейшее расширение. Второе место в Индексе налоговой конкурентоспособности ОЭСР занимает Латвия. Согласно новой модели налога на прибыль, вступившей в силу с 1 января 2018 года, вся нераспределенная корпоративная прибыль в Латвии освобождается от налога. Это освобождение распространяется как на активные (например, торговлю), так и на пассивные (например, дивиденды, проценты, роялти) виды дохода. Режим также охватывает прирост капитала, возникающий при продаже всех видов активов, включая акции и ценные бумаги, за исключением продажи недвижимого имущества нерезидентами. Этот налоговый режим доступен для компаний-резидентов Латвии и постоянных представительств компаний-нерезидентов, зарегистрированных в Латвии. Новый режим КПН основан на модели движения денежных средств. Предприятие Латвии платит КПН 20% тогда, когда выплачиваются дивиденды, условные дивиденды или выплаты, приравниваемые к дивидендам. Это значит, что предприятие Латвии не должно платить КПН из своей годовой прибыли до тех пор, пока не возникнет какая-либо из этих затрат. До момента, пока прибыль основанного в Латвии предприятия не распределяется, ставка налога равна 0%. | 2. | В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода («плоская шкала»). | Плоскую ставку ИПН применяют 29 стран, остальные страны, в том числе страны ОЭСР применяют прогрессивную шкалу. Страны с «плоской шкалой»: Чехия - 15%, Литва - 15%, Украина -18%, Россия - 13%, Белоруссия - 13%, Грузия - 12%, Кыргызстан - 10%. Страны с прогрессивной шкалой: Франция - от 5% до 49%, Великобритания - от 20% до 45%, Австралия - от 19% до 45%, Германия - от 14% до 45%, КНР - от 3% до 45%, США - от 10% до 40%, Канада - от 15% до 29%. При этом с учетом исторических аспектов, форм правовых систем изученных стран и уровня динамичности законодательных изменений недопустимо простое прямое сравнение опыта зарубежных стран. Сложившаяся мировая практика не учитывает изменения в общей структуре востребованных видов деятельности и общей тенденции к цифровизации. | 3. | В Налоговом кодексе предусмотрены следующие виды СНР: 1) для субъектов малого бизнеса: на основе патента; на основе упрощенной декларации; с использованием фиксированного вычета; с использованием специального мобильного приложения; 2) СНР розничного налога; 3) СНР для производителей сельскохозяйственной продукции: для крестьянских или фермерских хозяйств; для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов. | Зарубежная практика применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего предпринимательства выглядит следующим образом. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. В зарубежных странах развитию малого предпринимательства придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста. По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95 % от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60 % занятых, а их доля в ВВП достигает 50 %. По данным «Европейского обозрения малых и средних предприятий» вклад предприятий европейских стран с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий стран Европейского союза составляет: доля в общем количестве предприятий - 99,8 %; доля в общей занятости - 65,8 %; доля в общей сумме продаж - 56,7 %. Однако малый и средний бизнес обладают не только количественной, но и качественной определенностью. Здесь главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности: ускоряет и упрощает процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных; малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля над работниками и менеджерами; собственник сам организует производство, получая при этом экономию на накладных расходах; благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивается более высокая интенсивность и дисциплина труда; работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь в результате на меньшую, чем на крупных предприятиях, заработную плату. Таким образом, малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. При этом критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать: среднесписочная численность работников; вид деятельности; годовой оборот или баланс за предыдущий год; состав учредителей - процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда МСП. По статистике основными критериями в большинстве развитых стран являются доход компании и численность наемных работников. К малым и средним странам относятся: Российская Федерация, Республика Беларусь, Канада, Польша, Сингапур, США, Южная Корея, Малайзия. Выбор стран основывался на уровне развитости предпринимательства и сопоставимости государственного строя с экономикой Казахстана. Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам малого бизнеса два основных подхода: 1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль). Применение более низкой ставки корпоративного налога для малых предприятий широко распространено во многих развитых государствах; 2) введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Упрощенное налогообложение предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|