|
|
|
Об административном процедурно-процессуальном кодексе (Общие положения)
Таир Назханов Адвокат, LLM
Кодекс состоит из следующих частей: Общих положений, Административных процедур, Административного судопроизводства и Заключительных положений. В этой части материала, посвященного Кодексу мы коснемся его Общих положений. Итак, давайте повторим, какие отношения регулируются Кодексом? Это отношения, которые связаны с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства. Участниками этих отношений являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица. В Кодексе много новых правовых понятий и о некоторых надо упомянуть. Так, теперь есть благоприятный и обременяющий административные акты, то есть принятые либо за, либо против участника административной процедуры. Административным актом называется решение, приятое административным органом или должностным лицом. Наряду с ним есть административное действие или бездействие органа или должностного лица. Полномочие принимать какие-либо решения является административным усмотрением. Также разъясняется, что является административным органом. Интересно, что помимо государственных органов ими могут быть иные организации, наделенные законами полномочиями по принятию административного акта. Что касается понятия административной процедуры, то это и есть рассмотрение административного дела, принятие и исполнение по нему решения. Особняком стоит внутренняя административная процедура, то есть внутренний порядок рассмотрения, прохождения служебных документов и внутреннего контроля за их исполнением. Административным иском называется иск, поданный в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. Причем ответчиком является административный орган или должностное лицо. Позитивным с точки зрения автора является включение в Кодекс такого понятия, как оптимизация, то есть меры по сокращению штатной численности, сокращение расходов исполнительных органов и передача функций в конкурентную среду. Будем надеяться, что наши многочисленные и зачастую дублирующие друг друга государственные органы, национальные компании и, соответственно, расходы на их содержание будут сокращены в результате этой оптимизации в ближайшем будущем. Отдельно хочется остановиться на разъяснении запроса, предложения, отклика, сообщения и жалобы, указанных в Кодексе. Итак, запрос - это просьба о предоставлении информации. Предложением называется рекомендация по совершенствованию законов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений и улучшению различных сфер деятельности государства и общества. Отклик это выражение участником административной процедуры своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного порядка. Сообщение - уведомление участника административной процедуры о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства и их должностных лиц. Ну и, собственно, дано определение жалобе как одной из форм обращения - требования о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов, которые были нарушены административным актом или административным действием (бездействием). Задачами административных процедур названы такие, как реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений и укрепление законности. Автор выражает сожаление тем, что задача по достижению т.н. баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях выражена в такой размытой форме. По мнению автора, эта задача должна быть более конкретной, а именно достижение баланса публичных и частных интересов в праве при первостепенном учете общесоциальных интересов с целью обеспечения благосостояния всего общества. Что касается задачи административного судопроизводства, то таковыми являются справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел в публично-правовых отношениях. Особо хотелось остановиться на принципах, декларируемых в Кодексе. В частности, реализуя принцип законности в случае, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы, он обязан приостановить производство по административному делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Автору, как практикующему адвокату, данная норма показалась интересной, поскольку бывает, что подзаконные нормативно-правовые акты иногда противоречат Конституции. Но какая будет судебная практика в этом чувствительном вопросе, покажет время. Хоть и в усеченном виде в Кодексе есть мало используемый в нашей правоприменительной практике принцип справедливости. Прежде всего, это достижение уравнительного результата через обеспечение участникам административного дела равных возможностей. А также возможность суда, в случае ее наличия в законе или соглашении, разрешить спор исходя из критериев справедливости и разумности. Следующим важным, на взгляд автора, в Кодексе является требование на то, что в случае, если законом установлен досудебный порядок урегулирования спора, то обратиться в суд можно только после соблюдения этого порядка. Это особенно важно, учитывая в последнее время вал возращения исков по гражданским делам по мотивам его несоблюдения. Кроме того, Кодексом декларируется принцип соразмерности, то есть когда административный орган, должностное лицо должны обеспечить справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества. При этом административный акт, административное действие (бездействие) должны быть соразмерными, то есть являться пригодными, необходимыми и пропорциональными. Что это значит? Пригодными, то есть приемлемыми для достижения цели, установленной законами. Необходимыми, если в наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы участника административной процедуры. Пропорциональными, если общественное благо, полученное в результате ограничений прав, свобод и законных интересов участника административной процедуры, больше чем вред, причиненный этими ограничениями. Особо хотелось бы остановиться на принципе приоритета прав. Так, все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры. Этот принцип роднит его с аналогичным принципом в уголовном праве, который, к сожалению, не всегда исполняется в практике. Посмотрим, может в административном процессе у реализации этого принципа будет другая судьба. Далее, установлен запрет на злоупотребление формальными требованиями, а именно на отказ в реализации, ограничении, прекращении либо возложении на участника административной процедуры обязанности с целью соблюдения требований, которые не установлены законодательством. Все документы, сведения, которые предоставляются считаются достоверными, пока не будет установлено другое. Административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно проверять подлинность этих документов и сведений. В административном судопроизводстве роль судьи является активной, то есть суд может по собственной инициативе или по мотивированному ходатайству участников административного процесса собирать дополнительные материалы и доказательства. Судебные акты в первой инстанции принимаются в форме решений и определений. В апелляционной, кассационной в форме постановлений и определений. Кодексом закреплена обязанность не только государственных органов, но юридических лиц со стопроцентным участием предоставлять правовую статистическую и информацию о количестве поступивших, рассмотренных обращений, сообщений, откликов, предложений, запросов и результатах их рассмотрения. Выше упоминался участник административной процедуры. Кто это? Участниками административной процедуры признаются заявитель и заинтересованное лицо. У заявителя достаточно обширные права. Вот они: 1) получить от административного органа, должностного лица разъяснение о его правах и обязанностях по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры; 2) быть заслушанным перед принятием решения по административной процедуре, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) ознакомиться с административным делом, делать выписки и снимать копии как в ходе, так и после рассмотрения административного дела; 4) заявлять ходатайства; 5) подавать жалобу на административный акт, административное действие (бездействие); 6) подать повторное обращение по уже рассмотренному административным органом, должностным лицом вопросу в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7) в ходе обжалования представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе давать объяснения, представлять вещественные доказательства и иные документы; 8) прекратить административную процедуру, если процедура была возбуждена по его обращению; 9) выступать в административной процедуре на родном языке или языке, которым владеет, пользоваться услугами переводчика; 10) заявлять отводы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 11) иметь представителя; 12) требовать выплату компенсации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. У заинтересованного лица права почти такие же, за исключением права прекратить административную процедуру. Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются и разрешаются единолично судьей, действующим от имени суда. Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиальным составом в нечетном количестве (не менее трех) судей, один из которых является председательствующим. Единолично судьей рассматриваются частные жалобы на определения, вынесенные судами. Административные дела в суде кассационной инстанции рассматриваются коллегиальным составом в нечетном количестве (не менее трех) судей Верховного Суда Республики Казахстан под председательством председателя судебной коллегии либо одного из судей по его поручению. Рассмотрение административных дел по пересмотру постановлений суда кассационной инстанции производится в коллегиальном составе в нечетном количестве (не менее семи) судей под председательством Председателя Верховного Суда Республики Казахстан или одного из судей по его поручению. Участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор. Представительство такое же, как в гражданском процессе. Точно так же можно и высказаться по объему прав и обязанностей истца и ответчика. Вместе с тем, автор считает необходимым остановиться на фигуре заинтересованного лица. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение и разрешение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне истца или ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права, обязанности и законные интересы. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда или по ходатайству участников административного процесса. Также в некоторых делах участвует прокурор. Так, он вступает в процесс для дачи заключения по административным делам, вытекающим из налоговых, таможенных, бюджетных отношений, отношений в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды и других. Интересно будет посмотреть, какую в административном процессе прокурор будет занимать позицию. В текущих делах с участием государства прокурор почти всегда дает заключение в пользу своего работодателя, несмотря на очевидные нарушения. Да и к процессам, к сожалению, прокурор не готовится надлежащим образом. Также иными лицами, участвующими в административном деле являются свидетель, эксперт, специалист, переводчик. Их права и обязанности фактически не отличаются от таких же в гражданско-процессуальном кодексе. (Продолжение следует)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |