|
|
|
Доклад Министра юстиции Ескараева А.Н.
В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях является единственным кодифицированным актом, из которого состоит национальное административно-деликтное законодательство, предметом регулирования которого являются практически все отрасли общественных отношений. Вашему вниманию представлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», который направлен на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства. Основанием для его разработки является План законопроектных работ Правительства на 2023 год. В целом поправки представленного проекта Закона можно разделить на два основных направления: Первое - регламентация нового вида административного взыскания «привлечение к общественным работам» и определение механизма его исполнения; Второе - дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства.
*** I. Касательно первого направления Статья 24 Конституции допускает использование принудительного труда только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения. В настоящее время применение наказания в виде общественных работ существует в рамках уголовного законодательства. Так, согласно статье 43 Уголовного кодекса, общественные работы состоят в выполнении осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно полезных работ, организуемых местными исполнительными органами в общественных местах. При этом, согласно части седьмой статьи 24 Уголовно-исполнительного кодекса, наказание в виде привлечения к общественным работам исполняются службой пробации по месту жительства осужденного. Таким образом, в настоящее время служба пробации совместно с местными исполнительными органами уже реализуют данный вид наказания в рамках уголовных правонарушений. В свою очередь, проектом Закона предлагается применить аналогичный механизм реализации административного взыскания в виде «привлечения к общественным работам», при этом его исполнение предлагается закрепить за акиматами. Применение общественных работ в рамках дел об административных правонарушениях возможно по целому ряду составов с учетом сопоставимости административного взыскания с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, его последствий, личностных особенностей виновного. Так, проектом Закона предлагается применять общественные работы по 9 статьям. Например, такие правонарушения как мелкое хулиганство (статья 434), распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 440), приставание в общественных местах (статья 449). Проектом Закона механизм применения «привлечения к общественным работам» предлагается осуществлять следующим образом. Виды общественных работ и перечень организаций, в которых должны исполняться общественные работы, будут определяться акиматами (по аналогии с УК РК).
Справочно: К примеру, на сегодня в рамках уголовного судопроизводства МИО определены следующие виды общественных работ: очистка территорий, благоустройство района и т.д. При этом, данные работы осуществляются в таких организациях как ТОО «Астана-Зеленстрой», ТОО «Гелиос», ТОО «Аксай Нан», РГП на ПХВ «Алматы Су». Вместе с тем акиматы: - с момента поступления постановления суда вызывают правонарушителя, заполняют его личные данные, разъясняют ему права и обязанности, порядок исполнения общественных работ; - направляют уведомление в организации о направлении к ним лица для выполнения общественных работ; составляют график и периодичность выполнения общественных работ; - осуществляют контроль за исполнением правонарушителем общественны работ; - уведомляют органы внутренних дел об уклонении лица от выполнения общественных работ.
Справочно: В рамках проекта Закона также поступали предложения от депутатов, с иными механизмами организации общественных работ. В свою очередь, организации будут составлять акты выполненных работ, вести табели отработанных часов; ежеквартально предоставлять в МИО отчет об исполнении общественных работ. В целом, общественные работы — это общественно полезный труд, целью которого будет являться «воспитание» правонарушителя посредством труда, и как мера превентивного характера, направленная на исключение совершения повторных административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, личность, порядок управления.
*** II. Касательно второго направления В правоприменительной практике выявлены ряд правовых пробелов и коллизий, которые требуют законодательного урегулирования. В этой связи, в проекте Закона предусмотрены ряд изменений и дополнений в КоАП по совершенствованию административно-деликтного законодательства, которые касаются следующих вопросов: Во-первых, анализ правоприменения норм КоАП указывает о необходимости особого порядка производства дел об административных правонарушениях и прав суда приостанавливать сроки рассмотрения дел в условиях режима чрезвычайного положения. В этой связи на основании имеющихся проблемных вопросов в правоприменительной практике по производству дел в условиях чрезвычайного положения возникает необходимость принятия законодательных мер по их устранению (статья 829-5). Во-вторых, в Послании Конституционного Совета от 15 июня 2018 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» отмечено о необходимости законодательной регламентации вопросов применения привода в производстве по делам об административных правонарушениях. В этой связи, предлагается закрепить механизм применения привода, поскольку привод является мерой административно-процессуального обеспечения и состоит в принудительном доставлении физического лица с целью выполнения им процессуальных действий, которые невозможно реализовать заочно. На сегодня, привод как мера обеспечения административного производства осуществляется в порядке, установленном ведомственными актами. Таким образом, в КоАП не определен порядок применения привода. В целях исключения такого «пробела», разработаны поправки в статью 790 КоАП, которые содержат основание и порядок применения привода. В-третьих, в рамках сокращённого производства, постановление о наложении административного взыскания уполномоченным должностным лицом не выносится, а лишь составляется протокол и при необходимости выдается квитанция лицу, совершившему административное правонарушение. Согласно главе 47 КоАП пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам подлежат: - вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях; - предписания о необходимости уплаты штрафа; - постановления по результатам рассмотрения жалоб, апелляционных ходатайств, протестов прокурора на них. В этой связи, в случае вновь открывшихся обстоятельств в рамках сокращенного производства лицо, не вправе обратиться с правом на его обжалования. Из нормативного постановления Конституционного Суда от 28 апреля 2023 года № 12-НП следует, что в рамках сокращенного производства итоговое решение по административному делу принимается в конклюдентной форме, то есть, путем совершения определенных действий (например, объявления о правонарушении и взыскании, занесения данных в информационные системы, разъяснения оснований и порядка сокращенного производства и другие). В связи с этим, предлагается внести дополнения в статьи главы 47 КоАП, где будет предусмотрено, что в случае вновь открывшихся обстоятельствах, лицо, вправе обратиться в судебные органы о пересмотре решения, принятого в порядке сокращенного производства. В-четвертых, предлагается передать из подведомственности судов уполномоченным органам отдельные категории дел, которые предусматривают взыскания в виде штрафа, штрафа с лишением разрешения либо приостановлением его действия, лишение разрешения либо приостановления его действия; штрафа с приостановлением или запрещением деятельности; приостановление или запрещение деятельности. Такие санкции предусматриваются при повторном совершении правонарушений, как дополнительная мера взыскания. При совершении правонарушения впервые, такие дела рассматривают сами уполномоченные органы. В свою очередь, за судами сохраняется рассмотрение дел, где в санкциях предусмотрены арест, конфискация имущества, лишение специального права, принудительный снос и выдворение иностранного гражданина за пределы республики. Такая практика приведет к повышению ответственности уполномоченных органов. При этом, необходимо отметить, что функция судебного контроля сохраняется при любых обстоятельствах. То есть, лицо, привлеченное к административной ответственности, будет иметь право на обжалование решений уполномоченных органов, что позволит избавить суды от рассмотрения бесспорных дел. Так, на сегодняшний день предлагается передать в подведомственность госорганов 62 составов.
Справочно: Указанные 62 составов, влекут за собой санкции: - штраф - 17 составов (к примеру, 651 статья «Незаконный призыв граждан на срочную воинскую службу и воинскую службу по контракту, предоставление им незаконных отсрочек» в Минобороны, а 99 статья «Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной службе» в АГДС); - штраф с лишением разрешения либо приостановлением его действия -17 составов (к примеру, 401 статья «Нарушение законодательства Республики Казахстан о зерне» в МСХ); - лишение разрешения либо приостановления его действия - 6 состава (к примеру, 637 статья «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи» в МЦРИАП); - штраф с приостановлением или запрещением деятельности - 20 составов (к примеру, 316 статья «Строительство объектов и их комплексов без проектной документации либо по проектной документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу» в Минпромышленности); - приостановление или запрещение деятельности - 2 состава (320 статья «Нарушение требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве и жилищного законодательства Республики Казахстан» в местные исполнительные органы). В целом в КоАП содержится порядка 106 составов планируемых к передаче из компетенции судов в госорганы. Данным проектом Законом предлагается передача 62 составов, которые были согласованы с госорганами и Верховным судом. По оставшимся 44 составам госорганами выражена позиция «против». Кроме этого, с 1 июля 2021 г. введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Сейчас львиная доля административных правонарушений в КоАП - это отношения между гражданином и государственным органом - регулятором. Полагаем, что в результате ревизии отдельных составов административных правонарушении, которые регламентируют такие отношения как «государственный регулятор - гражданин» поэтапно должны перейти в плоскость административной юстиции. В частности, когда регулятор выдает лицензию и может сам приостановить или лишить гражданина лицензии. Если гражданин не согласен, то обжалует это решение в суд. Это и есть судебный контроль. Это обеспечит защиту прав граждан через АППК, предотвратит злоупотребления и дисциплинирует государственные органы. Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что обозначенный законопроект позволит совершенствовать законодательство об административных правонарушениях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |