|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 ноября 2012 года № 1403 (с изменениями по состоянию на 14.07.2023 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 августа 2024 года
Преамбула изложена в редакции постановления Правительства РК от 14.07.23 г. № 590 (см. стар. ред.) В соответствии с подпунктом 15) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый кодекс корпоративного управления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». 2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Кодекс изложен в редакции постановления Правительства РК от 15.04.15 г. № 239 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 14.07.23 г. № 590 (см. стар. ред.) Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 ноября 2012 года № 1403
Кодекс корпоративного управления
Глава 2. Правительство как акционер фонда Глава 3. Взаимодействие фонда и организаций. Роль фонда как национального управляющего холдинга Глава 4. Права акционеров (участников) и справедливое отношение к акционерам (участникам) Глава 5. Эффективность Совета директоров и исполнительного органа Глава 6. Управление рисками, внутренний контроль, аудит, комплаенс и омбудсмен Глава 7. Прозрачность деятельности фонда
1. Настоящий кодекс корпоративного управления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» (далее - кодекс) разработан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, внутренними документами акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее - фонд), с учетом развивающейся в Казахстане и мире практики корпоративного управления. Положения настоящего кодекса применяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 2. Целями настоящего кодекса являются совершенствование корпоративного управления в фонде и организациях, обеспечение прозрачности управления, подтверждение приверженности фонда и организаций следовать стандартам надлежащего корпоративного управления. 3. В настоящем кодексе используются следующие основные понятия: 1) акционер (участник) - лицо, являющееся собственником акции; 2) общее собрание акционеров (участников) - высший орган организации; 3) компании - национальные институты развития, национальные компании и другие юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат фонду на праве собственности или доверительного управления; 4) корпоративный конфликт - разногласия или спор между: акционерами и органами фонда или организации; органами фонда или организации; членами Совета директоров и исполнительного органа, руководителем Службы внутреннего аудита, корпоративным секретарем, руководителем комплаенс-службы, омбудсменом; 5) корпоративные события - события, оказывающие существенное влияние на деятельность эмитента, затрагивающие интересы держателей ценных бумаг и инвесторов эмитента, определенные статьей 102 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ); 6) фонд - национальный управляющий холдинг; 7) ключевые показатели (индикаторы) деятельности (далее - КПД) - характеризующие уровень эффективности деятельности фонда или организации показатели, позволяющие оценить эффективность их деятельности в целом, а также руководящих работников фонда или организации (КПД имеют количественное значение, утверждаемое в составе плана мероприятий фонда или организации и соответствующее результатам их деятельности за планируемые и отчетные периоды); 8) должностное лицо фонда, организации - член Совета директоров, исполнительного органа или лицо, единолично осуществляющее функции исполнительного органа; 9) заинтересованные стороны - физические лица, юридические лица, группы физических или юридических лиц, которые оказывают влияние или испытывают влияние деятельности фонда и/или организации, их продуктов или услуг и связанных с этим действий в силу норм законодательства, заключенных договоров (контрактов) или косвенно (опосредованно); это определение не распространяется на всех тех, кто знаком с фондом и организацией или выражает мнение о них; основными представителями заинтересованных сторон являются акционеры, работники, клиенты, поставщики, государственные органы, дочерние организации, держатели облигаций, кредиторы, инвесторы, общественные организации, население регионов, в которых осуществляется деятельность фонда или организаций; 10) омбудсмен - лицо, назначаемое Советом директоров фонда, роль которого заключается в консультировании обратившихся к нему работников фонда и организаций, оказании содействия в разрешении трудовых споров, конфликтов, проблемных вопросов социально-трудового характера, а также соблюдении принципов деловой этики работниками фонда и организаций; 11) устойчивое развитие - это развитие, при котором фонд и организации управляют влиянием своей деятельности на окружающую среду, экономику, общество и принимают решения с учетом соблюдения интересов заинтересованных сторон; 12) независимый директор - член Совета директоров, который не является аффилированным лицом данного акционерного общества и не являлся им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в Совет директоров (за исключением случая его пребывания на должности независимого директора данного акционерного общества), не является аффилированным лицом по отношению к аффилированным лицам данного акционерного общества; не связан подчиненностью с должностными лицами данного акционерного общества или организаций - аффилированных лиц данного акционерного общества и не был связан подчиненностью с данными лицами в течение трех лет, предшествовавших его избранию в Совет директоров; не является государственным служащим; не является представителем акционера на заседаниях органов данного акционерного общества и не являлся им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в Совет директоров; не участвует в аудите данного акционерного общества в качестве аудитора, работающего в составе аудиторской организации, и не участвовал в таком аудите в течение трех лет, предшествовавших его избранию в Совет директоров, а также соответствует иным требованиям, установленным законами Республики Казахстан; 13) организации - юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат фонду на праве собственности или доверительного управления; 14) холдинговая компания - компания, которой прямо или косвенно принадлежат акции (доли участия) в других организациях, имеющая возможность влиять на принимаемые данными организациями решения; 15) план мероприятий - документ, определяющий основные направления деятельности и ключевые показатели деятельности фонда или организации на пятилетний период, утверждаемый Советом директоров. 4. Сфера действия настоящего кодекса распространяется на фонд и организации, входящие в группу фонда. Для организаций, в которых имеются другие акционеры (участники), кодекс рекомендуется к утверждению на общем собрании акционеров (участников). Холдинговые компании обеспечивают внедрение настоящего кодекса в своей группе. 5. Организации следуют положениям настоящего кодекса в части, не противоречащей законам Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон о товариществах), «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), «О Фонде национального благосостояния» (далее - Закон о фонде) и иным законам Республики Казахстан. 6. Фонд и организации соблюдают положения настоящего кодекса, в случае несоответствия указать в годовом отчете пояснения о причинах несоблюдения каждого из положений. Если несоответствие положениям кодекса имеет продолжительность более шести месяцев, организация уведомляет фонд и приводит соответствующее объяснение причин. Контроль за исполнением фондом и организациями настоящего кодекса возлагается на советы директоров фонда и организаций соответственно. Корпоративные секретари ведут мониторинг и консультируют советы директоров и исполнительный орган фонда и организаций по вопросам надлежащего соблюдения настоящего кодекса, а также на ежегодной основе готовят отчет о соблюдении/несоблюдении его принципов и положений. В последующем данный отчет выносится на рассмотрение соответствующих комитетов Совета директоров, утверждается Советом директоров и включается в состав годового отчета фонда или организации. 7. Документы и процессы фонда и организаций должны быть актуализированы в соответствии с положениями настоящего кодекса. 8. Случаи несоблюдения положений настоящего кодекса тщательно рассматриваются на заседаниях соответствующих комитетов и советов директоров с принятием соответствующих решений, направленных на дальнейшее совершенствование корпоративного управления в фонде и организациях. 9. Нормы настоящего кодекса подлежат пересмотру с учетом изменения законодательства Республики Казахстан, казахстанской и международной практики, стандартов корпоративного управления.
Глава 2. Правительство как акционер фонда
10. Правительство Республики Казахстан - единственный акционер фонда (далее - Правительство) разграничивает свои полномочия как единственного акционера фонда и полномочия, связанные с государственным регулированием. Правительство участвует в управлении фондом и организациями исключительно посредством реализации полномочий единственного акционера фонда, предусмотренных Законом о фонде и Уставом фонда, и представительства в Совете директоров фонда. Основные принципы и вопросы взаимодействия Правительства и фонда регламентированы в Соглашении о взаимодействии. В отношении Правительства как акционера применяются принципы главы 3. «Права акционеров (участников) и справедливое отношение к акционерам (участникам)» настоящего кодекса в части, не противоречащей Закону о фонде. 11. Взаимоотношения (взаимодействие) между Правительством и фондом, организациями осуществляются через Совет директоров фонда в соответствии с принципами надлежащего корпоративного управления. 12. Правление фонда, председатель правления фонда, органы организаций полностью самостоятельны и независимы при принятии решений и осуществлении любых действий в пределах своей компетенции. В случае вмешательства со стороны государственных органов в оперативную (текущую) деятельность организаций, не предусмотренную законами Республики Казахстан, организации незамедлительно информируют фонд о таком обстоятельстве. Фонд периодически доводит такую информацию до сведения Совета директоров, который в случае необходимости, выносит на рассмотрение Правительства как единственного акционера предложения по недопущению таких случаев. 13. В случае установления в проектах государственных программных документов, планов мероприятий и нормативных правовых актов целевых показателей, мероприятий и/или иных положений, которые затрагивают деятельность фонда и/или организаций, то такие проекты направляются государственным органом-разработчиком для получения в сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Республики Казахстан, письменной позиции фонда, которая прилагается к проекту при внесении в Правительство. 14. При создании Правительством (Премьер-Министром) или государственными органами консультативно-совещательных органов или рабочих групп по рассмотрению вопросов, касающихся деятельности фонда и/или организаций, представители фонда и/или организаций включаются в состав рабочей группы по согласованию с фондом. 15. Фонд раскрывает Правительству как акционеру и Совету директоров фонда всю необходимую информацию о деятельности фонда согласно законодательным актам Республики Казахстан, Уставу фонда, Соглашению о взаимодействии и обеспечивает прозрачность деятельности фонда и организаций. В зависимости от вопроса Правительство заслушивает организации по вопросам их деятельности исключительно путем приглашения их представителей на Совет директоров фонда. Правление фонда не реже одного раза в квартал отчитывается путем вынесения на рассмотрение Совета директоров консолидированных результатов деятельности фонда с организациями, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат фонду на праве собственности или доверительного управления. Перечень информации, представляемой Совету директоров фонда, регламентируется Соглашением о взаимодействии, Положением о Совете директоров фонда, внутренними документами фонда, а также решениями Совета директоров фонда. Фонд предоставляет отчетность государственным органам в случае, если это прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства и/или Правилами размещения отчетности, необходимой государственным органам, на интернет-ресурсе фонда, а также перечнем, формами и периодичностью размещения отчетности, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по государственному планированию. 16. Инвестиционная деятельность фонда или организации осуществляется на рыночных принципах в соответствии с планом развития фонда или организации и направлена на прирост стоимости и оптимальную структуру активов. 17. Распределение чистого дохода в пользу Правительства как единственного акционера осуществляется в форме дивидендов на основе формализованной и прозрачной дивидендной политики. 18. Случаи реализации фондом или организацией низкорентабельных и социально значимых проектов должны раскрываться в годовом отчете фонда или организации с указанием источников финансирования таких проектов. 19. По решению единственного акционера и в определяемом им порядке фонд ежегодно выделяет некоммерческой организации в лице общественного фонда «Қазақстан халқына» средства в размере не менее семи процентов от чистого дохода фонда.
Глава 3. Взаимодействие фонда и организаций.
20. Фонд как национальный управляющий холдинг выполняет в отношении своих компаний роль стратегического холдинга. В основу корпоративного управления входят эффективность, оперативность и прозрачность. 21. В фонде и компаниях должна быть выстроена оптимальная структура активов. Фонд и компании должны стремиться к максимальному упрощению структуры своих активов и их организационно-правовых форм. Организации осуществляют свою деятельность в рамках своей основной (профильной) деятельности. Осуществление новых видов деятельности допускается при условии, что на данном рынке отсутствует конкуренция или участие фонда и организаций будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. 22. Система корпоративного управления фонда и организаций представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью фонда и организаций, а также систему взаимоотношений между исполнительным органом, Советом директоров, акционерами и заинтересованными сторонами и направлена на рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие. Совет директоров периодически рассматривает вопросы повышения эффективности указанной системы взаимоотношений. Компетенция органов и порядок принятия решений четко определены и закреплены в уставе. Система корпоративного управления предусматривает взаимоотношения между: 1) акционерами (участниками); 2) Советом директоров (наблюдательным советом); 3) исполнительным органом; 4) заинтересованными сторонами; 5) иными органами, определяемыми в соответствии с Уставом. Система корпоративного управления должна обеспечивать, в том числе: 1) соблюдение иерархии порядка рассмотрения вопросов и принятия решений; 2) четкое разграничение полномочий и ответственности между органами, должностными лицами и работниками; 3) своевременное и качественное принятие решений органами фонда и организаций; 4) эффективность процессов в деятельности фонда и организаций; 5) соответствие законодательству, настоящему кодексу и внутренним документам фонда и организаций. 23. В фонде и организациях утверждены положения об органах и структурных подразделениях, а также должностные инструкции для соответствующих позиций. Соблюдение положений данных документов обеспечивает системность и последовательность процессов корпоративного управления. 24. Фонд участвует в управлении компаниями посредством реализации функций акционера (участника), а также через Совет директоров в порядке, определенном уставами компаний и настоящим кодексом. Советы директоров компаний обладают полной самостоятельностью в принятии решений в рамках своей компетенции, установленной уставом компаний. Позиция фонда по отдельным вопросам доводится через представителей фонда в Совете директоров компании. 25. Фонд в соответствии с Законом о фонде формирует единую политику в отношении компаний, утверждает методические рекомендации и корпоративные стандарты для организаций. Такие направления включают вопросы управления человеческими ресурсами, информационными технологиями, инвестициями, инновациями, рисками, корпоративного управления, планирования, экономики и финансов и иные. Холдинговые компании могут утвердить единую политику для своей группы по направлениям, не покрытым корпоративными стандартами фонда, либо дополняющие/детализирующие политики и корпоративные стандарты фонда. Решение о применении утвержденных фондом корпоративных стандартов в области внутреннего аудита и системы внутреннего контроля в организации принимается Советом директоров организации с учетом обеспечения соответствия указанных стандартов специфике деятельности организации. 26. Исполнительные органы фонда и компаний взаимодействуют в духе сотрудничества, чтобы обеспечить достаточную амбициозность и реалистичность планов развития компаний, направляемых для утверждения советам директоров компаний, а также их соответствие плану развития и плану мероприятий фонда. Исполнительный орган фонда поддерживает постоянный диалог с исполнительным органом компании по вопросам стратегии и устойчивого развития. При этом фонд не допускает вмешательства в оперативную (текущую) деятельность компании, за которую ответственен исполнительный орган компании, за исключением случаев, когда существуют обстоятельства, влекущие неисполнение КПД, установленных в плане развития. 27. Рекомендуется обеспечить оптимальную структуру активов для организаций фонда. В холдинговой компании материнская компания может создаваться в форме акционерного общества. Остальные организации предпочтительно рекомендуется создавать в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. В уже созданных в форме акционерного общества организациях рекомендуется рассмотреть возможность реорганизации в форму товарищества с ограниченной ответственностью с учетом экономических, правовых и иных аспектов и обеспечения интересов группы фонда. Создание новых организаций в форме акционерного общества допускается в исключительных случаях, таких как планируемая в дальнейшем продажа акций организации на фондовом рынке. При создании организации в форме товарищества с ограниченной ответственностью участники самостоятельно принимают решение о необходимости создания наблюдательных советов и целесообразности избрания в его состав независимых членов в зависимости от масштабов и специфики деятельности создаваемой организации. Управление портфелем активов, включая определение доли участия при приобретении новых активов и/или продажи акций организаций, осуществляется в соответствии со стратегическими задачами, установленными в плане развития фонда и инвестиционной политике фонда, утвержденной Советом директоров фонда. 28. Распределение чистой прибыли и выплата дивидендов компаниями, более пятидесяти процентов акций (долей участия) которых принадлежат фонду на праве собственности или доверительного управления, осуществляются в соответствии с дивидендной политикой фонда. С целью эффективного распределения полученной прибыли в организации определен ясный и прозрачный механизм определения размера и выплаты дивидендов. 29. Управление организациями осуществляется органами организаций в соответствии с компетенциями и порядком, определенными уставом организации. Данный принцип распространяется и на организации с несколькими акционерами (участниками). 30. Управление портфелем активов и пакетом акций (долей участия) в организациях фонда определяется в рамках плана развития фонда. Вопросы, связанные с разработкой и реализацией плана развития, рассматриваются с периодичностью, определяемой Советом директоров, но не реже одного раза в год, исключительно на очных заседаниях Совета директоров. Совет директоров внедряет систему раннего выявления и своевременного реагирования на изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, ситуации форс-мажора. Органы, должностные лица и работники фонда и организаций действуют и принимают решения в соответствии с планом развития и уставом. План развития представляет собой долгосрочный документ, определяющий видение, миссию, цели, задачи, стратегические направления и ключевые показатели деятельности на десятилетний период. 31. План развития холдинговой компании должен содержать цели, задачи и направления развития организаций, входящих в ее группу. В организациях холдинговой группы, акции которых уже котируются на фондовых биржах, а также организациях холдинговой группы, созданных в форме совместных предприятий, принимаются индивидуальные планы развития. В указанных организациях при разработке плана развития следует руководствоваться положениями уставов организаций и проводить консультации с другими акционерами (участниками). В рамках плана развития Советом директоров определяются долгосрочные цели, которые должны отвечать следующим критериям: быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными, с заданными сроками достижения. Оценка достижения стратегических целей определяется посредством долгосрочных КПД. Рекомендуется, чтобы отдельные направления деятельности (например, инвестиционная, инновационная, информационные технологии, управление человеческими ресурсами) были включены в план развития. 32. В процессе разработки и мониторинга реализации плана развития Совет директоров и исполнительный орган проводят стратегические сессии, в ходе которых обсуждаются основные направления деятельности, задачи, проблемные вопросы, риски, корректирующие меры. При разработке плана развития проводятся консультации с ключевыми заинтересованными лицами, в частности, крупными акционерами, основными бизнес-партнерами, заинтересованными государственными органами. План развития предусматривает цели, задачи и показатели в части устойчивого развития. 33. Фонд, организации и их должностные лица несут ответственность за рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие фонда и организаций, соответственно, и принимаемые решения и действия/бездействие в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и внутренними документами. Основным элементом оценки эффективности деятельности фонда и организаций, исполнительного органа является система КПД. Фонд через своих представителей в Совете директоров направляет компаниям свои ожидания по КПД. Перечень и целевые значения КПД компании утверждаются Советом директоров компании. В целях достижения КПД компании разрабатывают соответствующие планы развития. 34. На ежегодной основе осуществляется оценка достижения КПД фонда и организаций по сравнению с утвержденным планом развития. Данная оценка влияет на вознаграждение руководителя и членов исполнительных органов, принимается во внимание при их переизбрании, а также является основанием для их отстранения от занимаемой должности досрочно. В целях оценки достижения целей и задач, установленных в плане развития, компаниям устанавливаются КПД посредством следующих процессов: 1) фонд направляет своим представителям в советах директоров свои ожидания по целевым КПД компаний на планируемый период, которые выносятся ими на рассмотрение советов директоров компаний; 2) по итогам рассмотрения и обсуждения Советом директоров компании утверждаются перечень и целевые значения КПД, которые доводятся до исполнительного органа компании для разработки соответствующих планов развития; 3) в целях достижения одобренных КПД компанией разрабатывается план развития на пятилетний период в порядке, определенном соответствующими документами фонда; 4) проект плана развития компании после получения одобрения исполнительного органа компании вносится в информационную систему фонда по планированию, мониторингу и оценке деятельности и направляется на рассмотрение и утверждение Совета директоров компании; 5) план развития компании утверждается Советом директоров компании и утвержденный вариант плана развития также вносится в информационную систему фонда по планированию, мониторингу и оценке деятельности. Корректировка планов развития компаний после их первоначального утверждения допускается в порядке, определенном соответствующими документами фонда. Проект плана развития компании и проект корректировки утвержденного плана развития компании фондом не согласовываются. 35. Исполнительный орган компании проводит мониторинг исполнения плана развития и КПД компании, результаты мониторинга и отчеты об исполнении плана развития вносятся в информационную систему фонда по планированию, мониторингу и оценке деятельности в порядке, определенном соответствующими документами фонда. 36. Совет директоров холдинговой компании обеспечивает эффективность управления, рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие во всех юридических лицах, входящих в ее группу. Результатами эффективного управления в группе холдинговой компании являются повышение операционной эффективности, улучшение качества отчетности, улучшенные стандарты корпоративной культуры и этики, большая открытость и прозрачность, снижение рисков, надлежащая система внутреннего контроля. Холдинговые компании внедряют, поддерживают в функционирующем состоянии и постоянно улучшают системы управления в своей группе. Совет директоров холдинговой компании является органом, ответственным перед акционерами за эффективное управление и функционирование всей группы, и принимает решения, связанные с управлением группой. 37. Система корпоративного управления в холдинговой компании должна обеспечить: 1) наличие четкой системы управления в группе, разграниченных полномочий и процесса принятия решений, отсутствие дублирования функций и процессов; 2) единые стандарты, политики и процессы, в том числе в части определения единых подходов к планированию, мониторингу и контролю, оценке результативности и применению корректирующих действий; 3) доступ к качественной информации в отношении деятельности группы; 4) надлежащее управление рисками группы; 5) обеспечение соответствия требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан и документами фонда и холдинговой компании; 6) координацию взаимодействия с заинтересованными сторонами. 38. Другие возможные механизмы управления группой холдинговой компании включают централизацию некоторых функций (планирование, казначейство, бухгалтерский учет, информационные технологии, правовое обеспечение, внутренний аудит и иное). Холдинговая компания должна обеспечивать баланс между управлением, осуществляемым холдинговой компанией в группе, и предоставлением самостоятельности в принятии оперативных решений организациям для осуществления ими своей деятельности.
Глава 4. Права акционеров (участников) и справедливое отношение к акционерам (участникам)
39. Соблюдение прав акционеров (участников) является ключевым условием для привлечения инвестиций в фонд и организации. Организация должна обеспечить реализацию прав акционеров (участников). 40. Права, обязанности и компетенция акционеров (участников) определяются согласно действующему законодательству, учредительным документам и закрепляются в них. Права акционеров (участников) включают, но не ограничиваются своевременным получением информации, достаточной для принятия решения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, Уставом и внутренними документами организации в области раскрытия информации; участием на общем собрании акционеров (участников) и голосованием по вопросам своей компетенции; участием в определении количественного состава, срока полномочий Совета директоров (наблюдательного совета и исполнительного органа), избрании его членов и прекращении их полномочий, а также определении размера и условий выплаты вознаграждения; получением дивидендов в размерах и сроки, определяемые решением общего собрания акционеров (участников) на основе ясной и прозрачной дивидендной политики. 41. Акционер (участник) имеет возможность получить информацию об организации, необходимую для принятия соответствующего решения, с учетом требований конфиденциальности и раскрытия информации организации. Раскрытие информации о деятельности организации должно содействовать принятию обоснованного решения об участии в уставном капитале организации со стороны инвесторов или выходе из состава акционеров (участников) организации. 42. Организация доводит до сведения своих акционеров (участников) информацию о своей деятельности, затрагивающую интересы акционеров (участников), в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, Уставом, а также другими внутренними документами организации. Порядок и каналы раскрытия информации акционерам (участникам) определены в информационной политике или ином документе, регламентирующем вопросы раскрытия информации об организации. Организации, акции которых котируются на фондовой бирже, дополнительно раскрывают информацию в соответствии с листинговыми правилами. Организация должна раскрывать акционерам (участникам) и инвесторам информацию о любых формах и условиях сотрудничества, соглашениях, партнерстве с Правительством и государственными органами. 43. Акционеры (участники) реализуют свои права по участию в управлении организацией посредством участия на общих собраниях акционеров (участников). Общие собрания акционеров (участников) подразделяются на годовые и внеочередные. В организациях с единственным акционером (участником) общее собрание акционеров (участников) не проводится. Решения по вопросам, отнесенным законодательством Республики Казахстан и Уставом организации к компетенции общего собрания акционеров, принимаются таким акционером единолично и подлежат оформлению в письменном виде. 44. Акционер (участник) проводит заседания с Советом директоров и исполнительным органом (наблюдательным советом и/или исполнительным органом) (далее - заслушивание Совета директоров) для подведения итогов деятельности года и принятия решений по вопросам своей компетенции. Акционер (участник) также проводит в течение года регулярные встречи с председателем Совета директоров (наблюдательного совета и/или исполнительного органа) для обсуждения вопросов деятельности организации в рамках своей компетенции. Дата и время проведения общего собрания акционеров (участников) устанавливаются таким образом, чтобы в собрании могло принять участие наибольшее количество лиц, имеющих право в нем участвовать, либо все лица в отношении вопросов, требующих единогласного принятия решений. 45. Информация и материалы, предоставляемые акционерам (участникам) до проведения общего собрания акционеров (участников)/заслушивания Совета директоров, а также порядок ее предоставления обеспечивают максимально полное представление о сути обсуждаемых вопросов с исчерпывающим перечнем точно сформулированных вопросов, выносимых на обсуждение, рисках, сопряженных с принятием (непринятием) решения, получение ответов на интересующие вопросы и возможность принятия обоснованных решений по вопросам повестки дня. Вопросы повестки дня максимально четкие и исключают возможность различного их толкования. Из повестки дня исключаются вопросы с формулировкой «разное», «иное», «другие» и т.п. На общем собрании акционеров (участников) организация должна предложить отдельное решение по каждому отдельному вопросу. Права акционеров в установленном порядке вносить предложения в повестку дня общего собрания акционеров (участников), а также требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (участников) легко реализуются при их четком обосновании. 46. В период подготовки к общему собранию акционеров (участников)/заслушиванию Совета директоров организации следует создать необходимые организационные и технические условия, обеспечивающие возможность акционерам (участникам) задавать вопросы по повестке дня и материалам. В организации закрепляются полномочия должностных лиц, корпоративного секретаря или лица, осуществляющего его функции, и работников организации по взаимодействию с акционерами (участниками) и инвесторами, а также порядок предоставления ответов на их запросы. 47. Корпоративный секретарь или лицо, осуществляющее его функции, осуществляют мониторинг поступающих вопросов от акционеров (участников) и предоставляют ответы в части процедуры проведения общего собрания акционеров (участников), разъясняют положения законодательства Республики Казахстан и документов организации в части порядка участия и голосования на общем собрании акционеров (участников), а также по другим вопросам, если такое определено во внутренних документах организации. 48. В организациях, акции которых котируются на фондовой бирже, рекомендуется создать специальные отделы по работе с инвесторами для поддержания связи с инвесторами, обеспечения своевременного и качественного предоставления ответов на вопросы акционеров. 49. В целях одновременного представления информации всем акционерам (участникам) о деятельности организации для обеспечения равного к ним отношения акционеры (участники) публикуют информацию на интернет-ресурсе депозитария финансовой отчетности. Требования по раскрытию информации не должны возлагать на организацию излишнее административное бремя или неоправданные расходы. 50. Соответствующие материалы по повестке дня общего собрания акционеров (участников) с учетом обеспечения защиты конфиденциальной информации рекомендуется размещать на интернет-ресурсе организации с указанием контактной информации лиц, ответственных за взаимодействие с акционерами (участниками) и инвесторами (телефон, адрес электронной почты). Процесс голосования на общем собрании акционеров (участников) максимально простой и удобный для акционера (участника) с использованием всех возможных способов голосования с учетом положений Устава организации. 51. Порядок проведения общего собрания акционеров (участников) обеспечивает всем акционерам (участникам) равную возможность реализации прав на участие в общем собрании акционеров (участников). Акционер (участник) может голосовать на общем собрании акционеров (участников), проводимом в очном порядке, лично или без личного присутствия (по доверенности, выданной лично акционером (участником) своему представителю). Не требуется доверенность на участие в общем собрании акционеров (участников) и голосование по рассматриваемым вопросам для лица, имеющего в соответствии с законодательством Республики Казахстан или договором право действовать без доверенности от имени акционера или представлять его интересы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. Общие положенияГлава 2. Правительство как акционер фондаГлава 3. Взаимодействие фонда и организаций. Роль фонда как национального управляющего холдингаГлава 4. Права акционеров (участников) и справедливое отношение к акционерам (участникам)Глава 5. Эффективность Совета директоров и исполнительного органаГлава 6. Управление рисками, внутренний контроль, аудит, комплаенс и омбудсменГлава 7. Прозрачность деятельности фонда |