|
|
|
О правовых основаниях применения 0 (нулевого) коэффициента на все земли производителей сельскохозяйственной продукции
Данияр Нурланулы, Магистр юриспруденции,
Кожахмет Руслан Маликович, Адвокат АК «International Major Lawyers», Магистр международного права Kozhakhmetruslan@gmail.com
В соответствии с указами Президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» от 15 марта 2020 года № 285, «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности» от 16 марта 2020 года № 286 и «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» от 16 марта 2020 года № 287 предусмотрены ряд мер по стабилизации экономики Республики Казахстан. Во исполнение перечисленных указов Президента РК принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 126 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики». В частности, Правительство РК постановило в целях урегулирования вопросов налогово-бюджетной политики на период до 31 декабря 2020 года включительно ввести поправочный коэффициент «0» к ставкам земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции. Обращаем внимание, что в данном постановлении Правительства РК указано два взаимосвязанных признака, при наличии которых допускается применение поправочного коэффициента. Первый, это наличие земель сельскохозяйственного значения. Второй, относимость к производителю сельскохозяйственной продукции. По-нашему мнению, данный нулевой коэффициент распространяется на все земли, используемые производителем сельскохозяйственной продукции в сельском хозяйстве, поскольку действующее законодательство РК не ограничивает земли сельскохозяйственного назначения до уровня сельскохозяйственных угодий. Это подтверждается тем, что признаки земель для отнесения их к землям сельскохозяйственного значения, указанные в статье 97 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 г. не имеют однозначного юридического смысла. Пункт 1 ст. 97 Земельного кодекса РК закрепляет, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Далее в пункте 2 дополнено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий). Этот пункт не перечисляет весь состав земель сельскохозяйственного назначения, а лишь обособляет некоторую часть тесно связанных с сельскохозяйственными угодьями. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут быть включены и иные земли, не относящиеся к угодьям. Норма в статье 97 Земельного кодекса РК представляется нам изложенной абстрактным способом с перечислением признаков, но без исчерпывающего перечня примеров этих земель. Оно раскрывается через указание двух основных признаков, а именно то, что они предоставлены для нужд сельского хозяйства либо предназначены для этого. Отметим, что в законодательных актах РК нами не обнаружена норма поясняющая, что понимается под сельским хозяйством и это затруднило задачу более точно определить земли, которые могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому мы решили обратиться ко второму признаку, указанному в постановлении Правительства РК, а именно относимости к производителям сельскохозяйственной продукции. В этой связи для более подробного уяснения понятий, разрешения поставленной задачи, следует обратиться к профильным законам РК, чтобы через иные дополнительные признаки и близкие по смыслу понятия определить их. Подпункт 19-1 статья 1 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 08 июля 2005 г. проясняет понятие производителя через тождественное ему. Сельскохозяйственным товаропроизводителем считается физическое или юридическое лицо, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции. Там же в подпункте 13 дано определение сельскохозяйственной продукцией, под которой понимается сырье и продукция растениеводства и животноводства, включая пчеловодство, в том числе полученные путем органического производства, а также продукты, полученные посредством их первичной переработки. Согласно подпункту 9 статьи 1 Закона РК «О защите растений» от 03 июля 2002 г. растениеводческой продукцией является продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, животноводства - в кормах и промышленности - в сырье. Тогда как в соответствии с подпунктом 20 статьи 1 Закона РК «О племенном животноводстве» от 09 июля 1998 г. к сельскохозяйственным животным отнесены культивируемые человеком все виды животных, птиц, рыб и пчел, имеющих непосредственное отношение к сельскохозяйственному производству. Раскрытие этих понятий позволило определить полностью лиц, которые относятся к производителям сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, при определении относимости субъекта к производителю сельскохозяйственной продукции важно учитывать, что Правительство РК приняло системные меры, оно сгруппировало объекты налогообложения по принципу видов деятельности, осуществление которых способствует обеспечению экономической устойчивости, продовольственной безопасности и других социально значимых факторов. И важно проверить свою деятельность на соответствие классификатору ОКЭД, который подлежит применению, в том числе в налоговом, таможенном, банковском учетах, в различных государственных базах данных, регистрах, реестрах. Это в свою очередь служит обоснованием нашей позиции о распространении поправочного коэффициента на все их земли при связывании соответствующих сельхозпроизводителям законов РК и применении их понятийного аппарата. Подпунктом 3 статьи 1 Закона РК «О защите растений» закреплено понятие объекта сельскохозяйственного назначения являющегося наиболее близким к искомому понятию. К объектам сельскохозяйственного назначения относятся сельскохозяйственные и иные угодья, зернохранилища, овощехранилища, склады, открытые площадки, производственные и иные помещения, предназначенные для производства, хранения и переработки растениеводческой продукции. Недостаток содержания этого понятия в том, что он применим только к растениеводческой инфраструктуре. В ЗРК «О племенном животноводстве» не имеется схожего родового определения, однако он приведен в Законе РК «О пастбищах» от 20 февраля 2017 г. Согласно подпункту 11 статьи 1 ЗРК «О пастбищах» объектами пастбищной инфраструктуры являются сооружения, мосты, дороги, обводнительные сооружения (скважины, трубчатые и шахтные колодцы, копани), скотопрогонные трассы, скотоостановочные и водопойные площадки, емкости для купки овец, кошары и отгороженные места, ограждения пастбищ, изгороди (в том числе электроизгороди), загоны для загонно-порционного выпаса сельскохозяйственных животных, расколы для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, сооружения и объекты, предназначенные для обеспечения электрической и тепловой энергией, объекты по использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, объекты водоснабжения и другие виды жизнеобеспечения, сооружения для сезонного проживания персонала и иное имущество, необходимое для содержания и использования пастбищ. Как видно из приведенного, объекты производителей сельскохозяйственной продукции могут находиться на различных земельных участках с разными категориями. Представляется, что предприниматели, решая вопрос о возможности применения меры по обнулению земельного налога на принадлежащие им земельные участки, имеющие различное целевое назначение, могут столкнуться с вопросом о подпадании того или иного земельного участка под обнуление земельного налога. Для ответа на него рассмотрим следующий пример. Сельскохозяйственный производитель на праве собственности/землепользования имеет несколько земельных участков, которые имеют разное целевое назначение, но фактически используются для производства сельскохозяйственной продукции. Так, имеется земельный участок с целевым назначением ведения крестьянского хозяйства для выращивания сельскохозяйственной продукции. На втором земельном участке расположен склад данной продукции либо сырье в виде кормов, удобрений и т.п., но с целевым назначением эксплуатации и обслуживания производственно - складского здания, сооружения, помещения. А третьим является транспортный цех, где размещаются сельскохозяйственная техника либо железнодорожный тупик с возможностью отгрузки готовой сельскохозяйственной продукции, приемом сырья и других операций с использование автомобильного или железнодорожного транспорта, т.е. целевое назначение соответственно для эксплуатации и обслуживания объектов автомобильного транспорта/эксплуатация и обслуживание объекта железнодорожного транспорта. Могут быть и другие земельные участки, на которых осуществляются те или иные операции, а целевое назначение отличное от основного. Понятно, что в зависимости от технологической цепочки, построения производственных процессов и других факторов места осуществления отдельных операций по производству сельскохозяйственной продукции могут располагаться на удалении друг от друга по территориальности, а по административно-территориальному устройству находиться на территории одного или нескольких районов одной или более областей. Необходимо понимать, что производство в широком экономическом смысле - это процесс создания какого-либо продукта, который включает в себя множество операций, в том числе складирование, транспортировку и т.п., что видно из вышеприведенных определений объектов сельскохозяйственного назначения и объектов пастбищной инфраструктуры. Поэтому авторы настоящей статьи справедливо приходят к выводу о том, что земельный налог производителя вид деятельности, которого по ОКЭД является производство сельскохозяйственной продукции должен быть обнулен для земельных участков различного целевого назначения, но на которых осуществляются операции по производству сельскохозяйственной продукции. Естественно, что данные лица должны быть готовы предоставить органам государственных доходов необходимые подтверждающие документы. Авторы публикации рекомендуют использовать ее для улучшения своего экономического положения исходя из основной цели принятых Президентом РК и Правительством РК мер, а именно для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, а не придерживаться не всегда верной позиции органов государственных доходов. Данный вывод не является руководством к действию, авторы обязательно выяснят позицию заинтересованных государственных органов, в том числе органа государственных доходов и обязательно доведут до своих постоянных читателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |