|
|
|
Процедура ликвидации (банкротства) банка в Казахстане
Юридическая фирма «Тлеулин и партнеры»
С начала 2018 года в Казахстане отозваны лицензии у 3-х банков: Банк Астаны, ЭксимБанк и Qazaq Banki. Новостные порталы наполнены информацией об их банкротстве, вкладчикам отказывают в выплатах. Давайте разберемся в механизме банкротства банка и отметим особенности такой ликвидации. Все, что касается деятельности банков, в том числе их банкротство и ликвидация, не подчиняется общим положениям законодательства, а регулируется законом «О банках и банковской деятельности» и актами Национального Банка Казахстана (далее - НацБанк). Закон разъясняет, что банк может быть ликвидирован добровольно или принудительно. Принудительная ликвидация возможна в случае банкротства банка, лишения банка лицензии или в иных случаях по решению суда. Остановимся подробнее на каждом случае принудительной ликвидации.
Процедура банкротства банка Банкротство банка устанавливается судом в случае его неплатежеспособности. Вопрос платежеспособности банка вправе оценивать только НацБанк. Для этого НацБанк проводит анализ финансового положения банка, используя сложные методики расчетов, таких как расчет пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, с учетом размера капитала банка, в том числе наличия у банка денежных обязательств и иных требований денежного характера, не исполненных банком в течение трех и более месяцев с момента наступления срока их исполнения. По результатам проведенного анализа НацБанк представляет суду заключение о платежеспособности или неплатежеспособности банка. При вынесении решения суд разрешает вопрос о признании банка банкротом и его принудительной ликвидации, которое направляет в НацБанк для исполнения.
Лишение банка лицензии на осуществление банковских операций С момента лишения банка лицензии руководство банка отстраняется и управление всеми делами банка переходит к временной администрации, которую назначает НацБанк. В течение 10 рабочих дней со дня лишения лицензии временная администрация принимает решение об одновременной передаче всех активов и обязательств банка в другой банк, либо о нецелесообразности такой передачи. В течение 10 рабочих дней с момента окончания передачи активов и обязательств другому банку, либо с момента принятия решения о нецелесообразности такой передачи, НацБанк направляет в суд заявление о принудительной ликвидации банка. В суде не требуется установления платежеспособности банка и оценки его финансового положения. Также суд не исследует законность действий НацБанка при лишении банка лицензии и временной администрации. Решение о принудительной ликвидации суд направляет в НацБанк для исполнения. По такому алгоритму в настоящий момент происходит ликвидация трех казахстанских банков, о которых упоминалось выше.
По иным основаниям в случае заявления соответствующего иска Основанием иска может послужить осуществление деятельности с грубым нарушением законодательства или другие существенные нарушения в создании, реорганизации или деятельности банка, которые создают невозможность дальнейшего существования банка как юридического лица. Иск по данному основанию может заявить, как НацБанк, так и любое иное юридическое или физическое лицо. Решение о принудительной ликвидации суд направляет в НацБанк для исполнения. Кроме того, с даты принятия судом решения банк лишается лицензии на осуществление всех банковских операций.
Процедура принудительной ликвидации Перечисленные случаи - лишь основания для введения процедуры принудительной ликвидации. После вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации банка НацБанк назначает ликвидационную комиссию, которая принимает управление всеми делами банка и всю документацию, включая печати и штампы, от руководства или временной администрации банка. Ликвидационная комиссия разрабатывает план работы, проводит инвентаризацию и оценку всей имущественной массы банка, ведет реестр требований кредиторов, утверждая его в НацБанке. Главная задача ликвидационной комиссии - завершение ликвидации банка. Для этого она взыскивает всю дебиторскую задолженность, возвращает активы в имущественную массу, реализует имущество и ведет расчеты с кредиторами в порядке их очередности. Любой банк, даже относительно небольшой, имеет большое количество активов, часть которых может оказаться неликвидной, безнадежной к взысканию или не подтвердиться при инвентаризации. Это создает большой объем работы для ликвидационной комиссии, из-за чего процедура принудительной ликвидации банка может длиться годами, или даже десятилетиями. Примером тому служит АО «ВалютТранзитБанк», в котором процедура принудительной ликвидации длится с момента вступления в силу решения о ликвидации банка - 01 марта 2007 года по настоящий момент. На сегодня банк ведет удовлетворение 3-й очереди кредиторов.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации банка В случае принудительной ликвидации банка, кредиторы должны заявить свои требования ликвидационной комиссии, после чего они распределяются по очередям: 1) физические лица, перед которыми банк несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; 2) кредиторы по оплате труда и иным выплатам, и компенсациям, вытекающим из трудового договора; 3) организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, по сумме выплаченного (выплачиваемого) ею возмещения по гарантируемым депозитам согласно расчету, представленному банком; 4) физические лице по депозитам, в том числе размещенным в исламском банке, и переводам денег; 5) некоммерческие организации, занимающиеся исключительно благотворительностью; 6) юридические лица по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банка; 7) налоговая задолженность, а также задолженность по возврату кредитов, выданных из республиканского бюджета; 8) остальные кредиторы. Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущих очередей.
Для физических лиц, имеющих депозиты или карт счета в ликвидируемом банке Физические лица, которые держали депозиты или имели платежные карточки и счета в ликвидируемом банке, получают возмещение из средств Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД), не дожидаясь наступления соответствующей очереди. Максимальный предел гарантии составляет 10 млн тенге по депозитам в тенге и 5 млн тенге по депозитам в иностранной валюте. Для этого в течение 14 рабочих дней с даты вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации банка, КФГД объявит банк-агента, который будет работать с вкладчиками ликвидируемого банка в качестве агента по выплате от имени и за счет средств КФГД. После объявления КФГД выбранного банка-агента, вкладчикам следует обратиться в отделение данного банка с заявлением на выплату гарантийного возмещения. Банк-агент произведет выплату в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов. Если размер депозита превышает приведенные суммы, на превышающую разницу физическое лицо должно заявить требование ликвидационной комиссии ликвидируемого банка, после чего такое лицо будет включено в четвертую очередь, и ожидать возмещения наряду с остальными кредиторами банка согласно очередности.
Комитет кредиторов В процедуре принудительной ликвидации банка формируется комитет кредиторов - это контрольный орган, который состоит из кредиторов-представителей каждой очереди. Каждую очередь представляет по одному кредитору. Членом комитета кредиторов становится кредитор с наибольшей суммой требований по конкретной очереди. Исключение составляют кредиторы 4-й очереди - в состав комитета кредиторов могут быть привлечены 2 кредитора с наибольшими суммами требований по данной очереди.
Роль НацБанка в процедуре принудительной ликвидации банка В отличие от процедуры банкротства юридических лиц в Казахстане, где все значимые вопросы решаются кредиторами, каждый этап и документ в процедуре принудительной ликвидации банка подлежит обязательному согласованию или утверждению НацБанком. Кроме того, НацБанк имеет полномочия ознакомления с любыми документами ликвидационной комиссии для их изучения и проверки. Это значит, что фактически НацБанк не только зачастую выступает инициатором принудительной ликвидации банка и назначает членов ликвидационной комиссии, но и следит за законностью и обоснованностью каждого принятого решения, проверяет все действия и бездействия членов ликвидационной комиссии на предмет их соответствия законодательству и соблюдения интересов третьих лиц.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |