| ||||||||||||||||||||
|
|
|
28.08.2018 Объективно ли применение месячного расчетного показателя в законодательстве?
Абдрахманова С.Ж., ведущий научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан»
Цель публикации обращение внимания специалистов на объективность и справедливость широкого применения в регулировании публично-правовых отношений (уголовном, налоговом и пр.) такой величины, как месячный расчетный показатель, и возможность пересмотра его методологии использования в законодательстве. Каждому знакома аббревиатура МРП: месячный расчетный показатель. Вначале любого года этот вопрос особенно важен не только для бухгалтеров, экономистов, но и юристов. Применение МРП в законодательстве имеет длительную историю. Показатель МРП закрепляется ежегодно в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При анализе ежегодных бюджетных законов в части МРП можно наблюдать его постоянный рост. С 1996 по 1998 год МРП менялся ежеквартально. С 1999 год этот показатель изменяется ежегодно. Рассмотрим динамику изменений. В Законе РК от 31 декабря 1996 года «О республиканском бюджете на 1997 год» на 1997 год расчетный показатель для исчислений пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в ежемесячном исчислении в следующих размерах: с 1 января 1997 года - 550 тенге; с 1 апреля 1997 года - 565 тенге; с 1 июля 1997 года - 585 тенге: с 1 октября 1997 года - 620 тенге. Законом Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года № 201-I «Республиканский бюджет Республики Казахстан на 1998 год» на 1998 год установлен месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в следующих размерах: с 1 января 1998 года - 630 тенге; с 1 апреля 1998 года - 640 тенге; с 1 июля 1998 года - 650 тенге; с 1 октября 1998 года - 660 тенге. В 1998 году в сравнении с 1997 годом увеличение МРП на 10,6%. Статьей 15 Закона РК от 16 декабря 1998 года № 318 «О республиканском бюджете на 1999 год» установить месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с действующим законодательством в следующих размерах: с 1 января 1999 года - 660 тенге; с 1 апреля 1999 года - 715 тенге; с 1 октября 1999 года -725 тенге. В 1999 году в сравнении с 1998 годом увеличение МРП на 10,8%. Статьей 11 Закона от 11 ноября 1999 года «О республиканском бюджете на 2000 год» с 1 января 2000 года установлен: 1) минимальные размеры: месячной заработной платы - 2 680 тенге; пенсии - 3 500 тенге; 2) месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в соответствии с законодательством в размере 725 тенге. В 2000 году в сравнении с 1999 годом увеличение МРП на 0 %. Статьей 7 Закона РК от 29 ноября 2016 года «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» на 2017 год месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 2 269 тенге. В 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличение на 5%. В целом в 2018 году в сравнении с 1996 годом увеличение МРП на 388%. На первый взгляд, вопрос применения МРП носит экономический характер. К сожалению, причины и критерии перманентного роста этого показателя не определить правовыми методами, это вопрос к экономистам. Но появляются к ним и другие вопросы. Влияет ли изменение МРП на макро- микроэкономические показатели, создает ли условия для искусственной инфляции, какие критерии в основе его исчисления, способ ли это искусственного наполнения государственного бюджета? Тем не менее, МПР это не только экономическая категория, он используется для целей налогообложения, выплаты штрафов по уголовному, административному законодательству, определения размера крупного (особо крупного) ущерба, т.е. имеет глубокие правовые последствия. В статье 8 Закона РК от 30 ноября 2017 года № 113 «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» установлено, что месячный расчетный показатель применяется для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Налоговое законодательство РК регламентирует ставки государственной пошлины. К примеру, ставка за регистрацию заключения брака - 1 МРП, за регистрацию перемены фамилии, имени или отчества - 2 МРП. Ставки государственной пошлины регламентируются и при совершении нотариальных действий. Так, в статье 611 Налогового кодекса РК установлены ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Схожие ставки установлены в Законе РК «О нотариате». В Законе «О нотариате» ставка за удостоверение завещаний равняется 2 МРП, при выдаче свидетельств о праве на наследство - 3 МРП за каждое выданное свидетельство. За удостоверение договоров аренды, займа (за исключением договоров ипотечного жилищного займа), задатка, лизинга, подряда, брачных контрактов, раздела имущества, находящегося в общей собственности, раздела наследственного имущества, соглашений по уплате алиментов, учредительных договоров - 5 МРП. Уголовное законодательство также применяет категорию МРП. МРП влияет на квалификацию правонарушения, определение состава преступления. Так, показатель незначительного размера влияет на отнесение правонарушения к уголовному проступку либо к преступлению (кража, мошенничество). Мелким хищением признается кража, мошенничество, присвоение или растрата чужого имущества, совершенные в незначительном размере (ст. 187 УК РК). Незначительный размер - в статье 187 УК РК - стоимость имущества, принадлежащего организации, не превышающая десяти месячных расчетных показателей, или имущества, принадлежащего физическому лицу, не превышающая двух месячных расчетных показателей. Показатели крупного ущерба, особо крупного ущерба, которые также определяются посредством применения МРП, влияют на квалификацию преступления. Новый Уголовный кодекс РК действует с 1 января 2015 года. На 1 января 2015 года месячный расчетный показатель составлял 1 982 тенге. В 2018 году ставка месячного расчетного показателя равняется 2405 тенге. В 2018 году в сравнении с 2015 годом увеличение МРП на 21%. В этой связи на сегодняшний день изменение показателя МРП изменило как виды правонарушений, так и составы преступлений. Необходимо отдельно остановиться на применении в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях МРП при определении штрафов. В части первой статьи 44 КоАП РК предусмотрено, что административный штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении. В части первой статьи 41 УК РК под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РК, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан и действовавших на момент совершения уголовного правонарушения, либо в размере, кратном сумме или стоимости взятки, сумме переданных денег или стоимости переданного имущества, стоимости похищенного имущества, сумме полученного дохода или сумме не поступивших платежей в бюджет. Как видим размер штрафа находится в зависимости от определенного количества МРП. Однако законодательство не дает ответа, что отражает МРП, какие критерии используются при его исчислении? В связи с вышеизложенным возникает вопрос объективна ли привязка размера штрафа к этой неизвестной праву экономической категории? Коррелирует ли зависимость установления размера штрафа от МРП с целями наказания, взыскания? Часть вторая статьи 40 Кодекса РК об административных правонарушениях устанавливает «Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.». При этом часть вторая статьи 39 Уголовного кодекса РК устанавливает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Как видим как уголовное законодательство, так и законодательство об административных правонарушениях при применении любых санкций за совершенные правонарушения преследуют исключительно социальные цели и задачи. В этой связи можно задаться вопросом о целесообразности и объективности определения размера штрафов посредством категории МРП, поскольку эта категория экономическая и законодатель не раскрывает, что отражает этот индикатор. Система определения штрафов в базовых величинах, которая используется в Казахстане, характерна для стран бывшего Советского союза, но в мире применяется несколько систем установления штрафов. Опыт зарубежных государств показывает, что используется фиксированный размер штрафа (США, Япония, Великобритания, РФ), условные единицы в Испании, ФРГ (к примеру, сумма дохода правонарушителя за один день). Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся на опыте Японии, ФРГ и России. Фиксированные размеры штрафов в большей степени используют страны со стабильной финансовой системой. Статья 15 Уголовного кодекса Японии определяет, что денежный штраф составляет от десяти тысяч иен и более, однако в случае смягчения наказания он может быть сокращен до менее десяти тысяч иен. При применении условных единиц суд исходит из личного и материального состояния правонарушителя, т.е. законодатель стремился быть социально ориентированным, учитывал интересы правонарушителя. Так, параграф 40 Уголовного кодекса ФРГ устанавливает, что денежный штраф назначается в дневных ставках. Он составляет минимум пять и, если закон не предусматривает иного, максимум триста шестьдесят полных дневных ставок. Размер дневной ставки суд определяет с учетом личного и материального положения лица, совершившего деяние. Суд при этом, как правило, исходит из чистого дохода, который имеет или могло бы иметь лицо в среднем в день. Дневная ставка устанавливается как минимум в две, максимум в десять тысяч немецких марок. В статье 46 Уголовного кодекса РФ закрепляется, что штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Достоинства других систем определения штрафов налицо. Установление размера штрафа через применение фиксированного его размера обеспечивает стабильность экономических отношений, использование категории заработной платы или дохода в РФ, дневных ставок в ФРГ позволяет суду в большей степени учесть личные обстоятельства и материальное положение лица, совершившего деяния, и направлен на исправление поведения осужденного. Более того, как показал анализ, категория МРП применяется для определения разноотраслевых категорий: государственной пошлины, определения размера штрафа. Согласно пункту 1 статьи 607 Налогового кодекса государственной пошлиной является платеж в бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с выдачей документов (их копий, дубликатов) уполномоченными государственными органами или должностными лицами. Из обозначенных в определении признаков видим, что по своей сущности государственная пошлина - это оплата лицами, оказанной государственной либо публичной функции (услуги). Штраф - имущественная санкция за совершенное правонарушение. Цель штрафа, как и любой санкции, направлена на достижение социальной справедливости, предупреждение правонарушения. В этой связи считаем, что использование этого показателя для оценки разноотраслевых категорий несоизмеримо и нуждается в пересмотре. Как показывает краткий анализ, показатель МРП - это величина экономическая, но постоянное ежегодное изменение этой величины влечет изменение правовых последствий при регулировании налоговых, уголовных отношений, отношений об административных правонарушениях. В этой связи целях обеспечения стабильности и предсказуемости как экономических, так и правовых отношений, возможно пересмотреть период действия месячного расчетного показателя в сторону его увеличения. Кроме того, полагаем возможным изменить способ определения размера штрафов (уголовных и административных), отказавшись от применения МРП и использовать критерий, который бы учитывал материальное и имущественное положение правонарушителя, обстоятельства правонарушения, т.е. соотнести его с целями наказания (взыскания).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |